velikol.ru
1

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА У ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.

Предлагаемые задания и упражнения для коррекции правописания гласных в корне слова при дизорфографии способствуют формированию и закреплению орфографического навыка правописания.

Выполняя эти задания и делая упражнения, дети должны научиться:

— выделять «ошибкоопасное» место в слове с безударной гласной в корне;

— понимать практическую значимость правила правописания безударных гласных, осознанно воспринимать его;

— последовательно выполнять действия, предписанные этим правилом;

— подбирать проверочные слова;

— проверять безударную «е» ударной «ё»;

— различать слова с двумя безударными гласными;

— подбирать однокоренные слова, относящиеся к различным лексико-грамматическим категориям (обозначающие предмет, его действие и признак), для проверки безударной гласной в корне;

— применять различные способы проверки на материале слов с одной и двумя безударными гласными;

— определять в контексте смысл слов, которые различаются на письме одной гласной в корне, и подбирать к этим словам проверочные.


Поиск орфограмм

• Послушай рассказ об одной ошибке.

^ Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем».

Сестра Димы Оля по дороге в магазин передала записку Пете.

Ну как? — спросил Дима вернувшуюся сестру.

Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.

^ В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.

Мяч будет! Петя обещал принести. Ровно в шесть вечера пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие для фехтования длинный деревянных меч.

Почему так случилось?


• Прочитай, выделяя голосом ударные слоги. Выпиши из каждой пары предложений выделенные слова: сначала с ударной гласной в первом слоге, затем — во втором. Обозначь в словах ударение. Поставь точку под одинаковыми гласными.

^ Сова — ночная птица. Совы лучше видят ночью, чем днем.

На горе росли сосны. Одна сосна была очень высокая.

На лугу трава не смята. Зеленые травы покрыли луга.


• Отбери из данных слов лишь те, которые можно использовать для проверки выделенных слов в начале строки. Обозначь в словах корень, ударение, поставь точку под проверяемой гласной.

^ Лиса—лисица, лисята, лисий, лисичка, лисонька.

Снежок— снегирь, снежный, снеговик, снег, подснежник.

Синеет—синька, синица, синеватый, синий, посинел.


• Подбери к каждому слову с пропущенной гласной слово, в котором эта гласная стоит под ударением. Напиши каждую пару слов. Вставь нужную букву. Обозначь орфограмму. Каким будет первое слово по отношению ко второму?

^ Хвост, травы, лист, стены, сад, дождь.




• Прочитай. Произнеси парами однокоренные слова, выделяя ударную гласную. Объясни, почему одно слово служит проверочным для другого. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы, обозначь орфограмму в этих словах.

^ Целый час я решал задачу. Наши ч. .сы идут верно.

Ветер надул парус. Корабль поднял п. .руса.

У б. .льной поднялся жар. Дедушка сегодня болен.

С. .довник осмотрел посадки.

Слон очень силен. Сл..ны живут ст..дами. Пастух гнал стадо на лужок.


Повторение правила правописания безударных гласных

• Прочитай рассказ.

Учительница написала на доске отдельные слова и сказала ребятам:

Спишите их. Только не спешите. Все пишут, а Алеша — нет... Почему ты не работаешь, Алеша?

^ А я не знаю, что надо делать. То вы говорите «спишите», то — «не спишите»...

Почему Алеша не понял, что делать надо?


• Выпиши парами однокоренные слова: сначала — чтобы гласная была ударной, а затем — безударной. Обозначь орфограмму.

Сосна, вода, дела, трава —

Проверить надо все слова.

Безударный гласный —

Стоп! Писать опасно!

Слуху вы не доверяйте

Удареньем проверяйте:



А теперь — пишите смело!


• Выбери нужное проверочное слово. Обозначь орфограмму.

Уд…вительно (диво, дена), м…нять (мина, замена), л…пить (липко, лепка), расч…щать (честь, чисто), л…нивый (лень, линька), скр...пучий (скрепка, скрип), м...стерить (мастер, мост).


• Прочитай. Измени слова в скобках по смыслу (например, «стройная сосна»). Обозначь в них ударение. Поставь точку под гласной в безударном слове.

^ Стройная (сосны), высокая (горы), сильная (грозы), важные (грач), холодные (дождь), добрые (слово).


• Отгадай загадки. Подбери проверочное слово. Напиши по образцу: «Грибы — гриб».

^ Кто вы?

Мы лисички, дружные сестрички.

Как, с одной-то лапкой?

Нет, еще со шляпкой. (Грибы.)


Нашумела, нагремела,

Всё промыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округи полила. (Гроза.)


Закрепление правила правописания безударных гласных

• Прочитай стихотворение, спиши его. К каждому слову с пропущенной буквой выбери проверочное. Подчеркни и обозначь орфограмму.

^ Замерзнет, завяжет, скажет, смотрит.

Приобрел я для жирафа

Тридцать три огромных шарфа,

Чтоб он горло зав…зал,

Чтоб в мороз не зам…рзал.

А жираф ск...зал:

«См...три!

Еще нужны мне тридцать три!»


• Проверь себя.



м…ряк море моряк

п...стух

пл...щадка

п...лезный

п...левой

с…довый


• Подумай, какие гласные пропущены. Подбери проверочное слово так, чтобы оно обозначало много предметов. Напиши по образцу: «(Травы) — трава».

( ) — р…са; ( ) — стр…на; ( ) — п…сьмо;

( ) — д…ска;( ) — ст...кло; ( ) — к...льцо;

( ) — з…мля; () — пл…чо; ( ) — р...ка.


• Подумай, какие гласные пропущены. Подбери проверочное слово так, чтобы оно обозначало один предмет. Напиши по образцу: «(Стог) — ст...га».

( ) — ст...да; ( ) — п...ля; ( ) — хв...сты;

( ) — др...зды; ( ) — дв…ры; ( ) — ш…ры;

( ) — цв...ты;( ) — д…ревья;( ) — л...сты.


Подбор проверочных слов

• Спиши однокоренные слова в таком порядке: сначала с ударной гласной в корне, затем с безударной. Например: Цвет — цветник, цветной, цветут. Обозначь орфограмму.

^ Ледник, лед, ледниковый, ледяной.

Белить, беляк, побелка, белила, белизна.

Светлячок, свет, светить, светофор.

Зимовье, зимний, зимовать, зима.


• Напиши слова, для которых данные слова являются проверочными. Например: «Темень — темнеет, темнота, темноватый». Обозначь орфограммы.

^ Смотр, лень, свист, корм.


• Придумай и напиши однокоренные слова с указанным корнем. Например: «Гость - гостевая, гостиница. Выдели корень, обозначь орфограмму. Какое слово будет проверочным?

^ Вар — ягоды, сваренные в сахаре; тот, кто готовит пищу.

Час — мастер по починке часов; солдат, стоящий на посту.


• Выпиши однокоренные слова: первое слово с ударной гласной в корне, второе — с безударной. Найди лишнее слово. Обозначь орфограмму.

^ Борьба, воевать, борец.

Веселый, радость, весело.

Седой, сиденье, сед.

Лисица, лес, лесник.

Цвет, цветной, рассвет.


•Выпиши однокоренные слова, подчеркни орфограмму. Придумай два-три предложения о родном городе (селе), о том, что в нем особенно любишь.

Родина. Для каждого из нас она начинается в том уголке родной земли, где мы родились и выросли. В этом родном уголке есть своя речушка, своя тропинка, своя заветная березка. При виде их душу переполняют любовь и нежность к своей земле, к Родине.


• Прочитай пословицу. Какая буква сломалась в пишущей машинке? Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подбери проверочное слово.

^ Хороша зима сн...гами, в...сна — цв...тами, л…то — грибами, а ос...нь — стогами.


Закрепление умения находить проверочное слово

• Подумай, какую гласную надо вписать в каждое слово? Напиши, вставляя пропущенные буквы.

«О» — «А»

Р...са, с...ды, стр...на, ст...га, тр...ва, в...лна, м...ря, к...льцо, вр...ги, др...зды, м..сты, п...ля.

«Е» — «И»

Стр...жи, зм…я, з…мля, с...стра, з...ма, зв...зда, л...сты, св…ча, стр...ла, п...сьмо, д…ревья, гн...здо, гр...бы, сл...за, ст…на.


• Впиши предложенные слова в нужный столбик. Вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограмму.

^ Зимний, садик, звон, варка, варит, сад, зимушка, звонит.




• Подбери проверочное образцу. Обозначь слово по орфограмму.

^ Один — много Много — один

Стена — стены. Дела — дело.

Сосна — Грибы —

Гроза — Поля —

Страна — Снега —

Вчера — сегодня Сего дня — вчера

Платил — платит. Везет — вез.

Плясал — Пасет —

Носил — Метет —


• Отбери из данных слов лишь те, которые являются проверочными к выделенным словам в начале строки. Например: «Садовый — посадка, садик». Обозначь орфограмму.

^ Садовый — посадить, посадка, сады, садик, садовник.

Лесистый — лесник, лес, залесье, перелесок, лесорубы.

Лиса—лисица, лисята, лисий, лисичка, лисонька.

Синеет—синька, синица, синеватый, синий, посинел.

Объясни, почему не все родственные слова можно использовать для проверки.

• Прочитай. Собери из частей пословицы о первом весеннем месяце, спиши их. Как и почему назвал народ месяц март? Объясни написание выделенных букв.




• Соедини слово с нужной буквой.




• Спиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова. Обозначь орфограмму.

^ С..сновые ( ) д...ревья ( ). М...рская ( ) в...лна ( ).

З...леная ( ) тр...ва ( ). В...здушные ( ) ш...ры ( ).

Ст...льная ( ) л…нейка ( ).


• Расставь предложения по порядку, В пустые окошки вставь нужную букву. Озаглавь текст.

Мать к...рмила его молоком и учила бегать по с…рам. М...лыш др...жит от страха, но прыгает. Р...дился к...зленок в д…лине горной р...ки. Мать лижет ему шерстку.


• Собери пирамиду, вставив пропущенные буквы. Устно объясни свой выбор. Составь с одним из слов предложение.



Разграничение правил правописания безударных гласных, звонких и глухих согласных

• Найди четвертое лишнее слово в каждом столбце, имеющее иную, чем остальные слова, безударную гласную в корне.




• Выпиши слова в два столбика. Объясни свой выбор.

Д...лекий, ре...кий, с…леный, гл...за, щу...ка, др…зды, кре...кий, сла...кий.


• Поднимись по лестнице.



А теперь спустись.




• Составь ответ на каждый вопрос, используя слова для справок. Запиши составленные предложения. Обозначь орфограмму. Устно подбери к словам из справок проверочные слова.

В р...ке, на з...мле, в л…су, в ств...ле с…сны.

^ Где живут ежи? Где живут щуки? Где выдолбил дупло дятел? Где устроил гнездо жаворонок?


• Спиши. Проверь правильность написания. Обозначь в словах ударения. Поставь точку под теми безударными гласными, которые можно проверить.

^ От цветов в полях льется запах кругом,

И сияет роса на полях серебром.

(И. Суриков)


• Прочитай. Определи тему текста, озаглавь его. Напиши заголовок и текст, вставляя пропущенные в словах буквы.

В...сной разлилась река. В…да затопила лес и лу…а. Б...да пришла к зв...рькам. В…да хлынула в их жилища. Крот выле… из-под земли и пустился в плавь. Вот и бере.... Здесь кроту не страшна в...да.


Слова с безударной гласной «е», проверяемой «ё»

• Сравни проверочные и проверяемые слова. Какую гласную букву нужно писать в корне проверяемого слова, если в корне проверочного слова пишется буква «ё»?

Пчёлы — пчелиный мёд,

зёрна — зерновой склад,

лёд — ледяная гора,

клён — кленовый лист.


• Напиши проверочные слова к словам.

^ Зв…зда, оз...ро, в...сло, ст...кло, с...дло.


• Объясни, какие буквы пропущены в словах. Напиши сначала проверочные, потом проверяемые слова. Вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограмму.

… — т...мнеть, т...мнота;

… — ч...рнеть, ч…рнота;

... — т...плеть, т...пло.


• Прочитай текст. Спиши. Подчеркни безударную гласную. Напиши два слова с буквой «е» в корне, которая проверяется буквой «ё».

^ В большой стране у каждого человека есть дорогой ему уголок — деревня, улица, дом, где он родился. (По Ю. Яковлеву)


• Угадай слова, выпиши их, подбери к ним проверочные. Обозначь орфограммы.

^ Белка спряталась в дупло,

В нем и сухо, и...

Нарядили елку: бусы в три ряда,

Наверху сверкает красная...


Подбор однокоренного слова, обозначающего предмет, признак

• Подбери проверочные слова, называя ласково предметы, которые они обозначают.

Пт…нец —

К...вер —

Лош...дь —

Зв...зда —

Разбери слово «лошадка по составу.


•Выпиши слова в данном порядке. Устно объясни написания слов.

^ Начинай с буквы «С»

Комната для еды. Ночная птица. Частичка снега.

Начинай с буквы «К»

Дом для лошадей. Инструмент для маляра и художника. Детеныш кошки.

^ Начинай с буквы «П»

Слово, противоположное по значению слову «кривой». Тот, кто пасет стадо.


• Спиши. Перед каждым словом напиши проверочное, которое называет предмет. Обозначь орфограмму.

Р…гатый, д…ждливый, цв…тет, скр…пит.


• Спиши, вставляя пропущенные буквы. Перед каждым словом напиши проверочное, которое отвечает на вопрос « какой?».

^ З...ма, веч...р, зел...нь, ч...стота.


• Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочное слово, отвечающее на данный вопрос.

Т...мно (какой?) в л...су (что?) в н...чное (что?) время.

З...мля (что?) з...мой (какая?) отдыхает, а в...сной (что?) расцветает.


• Найди лишнее слово. Устно объясни свой выбор. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Обозначь орфограмму.

^ Св...сток, м...роз, с...лонка.

Су...та, д...жди, з...мля.


• Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подбери такие проверочные слова, чтобы они были прилагательными. Например: «(Белый) белизна, побелело».

( ) т...мнота, т...мнеют. ( ) св...тлеет, св...тёлка.

( ) с...лач, с...льнее. ( ) п…стреют, п...строта.

( ) ч...стота. ( ) ск...льзить.

( ) т...плеет. ( ) т...шина, т...хоня.

( ) з...мовье, з...мовать. ( ) покр...снеть, кр...снота.


Подбор одноноренного слова, обозначающего действие

• Спиши слова (вначале — проверочное, затем — проверяемое). Например: «тащится — тащились». Обозначь орфограмму. Какой частью речи являются эти слова? Подумай, какие проверочные глаголы можно подобрать. Что нужно для этого изменить? (Часть речи, время, число, род.)

^ Хвалил, хвалит. Цветет, цвел.

Осветила, светит. Гонит, гонять.

Лечил, лечу. Стой, стою.

Делил, делит. Кормит, кормил.


• Подбери к словам проверочные глаголы. Спиши их. Например: «Кормит – кормил».

Цв…тет, бр...сок, л…чу (больного), пос…лил (суп), в...ренье.


• Спиши, вставив пропущенные гласные. В скобках запиши проверочные слова, отвечающие на данный вопрос. Обозначь орфограмму.

^ К...рмил (что делает?) к...тенка (кто?). В…рили (что делают?) в...ренье (что?).

Цв...тут (что делал?) ландыш. П...ют (что делай?) ч...жи (кто?).

• Объясни написание выделенных букв. Подбери к каждому слову из первого столбика противоположные по значению слова из второго. Запиши их парами.

хвалить ругать

начинать встречать

провожать кричать

молчать кончать

• Прочитай слова, обозначающие действия. Запиши сначала проверочное слово, затем проверяемое.

Н...сил, х...дил, пл…тил, в...рил, др…знил, с...лил, д...рил, п…лил, в...зил.


• Прочитай слова, обозначающие действия. Подумай, какие гласные в них надо проверить. Подбери к каждому слову проверочное. для этого измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос: «что сделал?». Например: «Встал — встаёт».

^ Заливает, подвезёт, приведёт, запевал (песню), запивал (молоком), принесёт, помогал, погасил (огонь).


• Прочитай. Спиши, вставляя буквы. В скобках пиши проверочные слова, которые отвечают на заданный вопрос.

И пот...кли (что делал?) сосульки, затр...щал (что?) лёд, расп...лзлись (что делал?) сн..га (что?). Вот-вот заз...л...неет (что? какой?) лес, заг...лубеют (что?) воды, задымятся пашни. Гр…чи (кто?) прил...тели (что?) — в…сну (что?) принесли.


Правописание слов с двумя безударными гласными

• Прочитай слова. Запиши на первом месте проверяемое, затем — проверочные. Обозначь орфограмму.

^ Вечер, вечерний, вечереет.

Весело, весёлый, веселился.

Голод, голодный, голодают.

Сторож, сторожка, сторожит.


• Прочитай. Отметь в словах ударную гласную, проверь обе безударные гласные. Например: «Сторона — стороны — сторонка«. Обозначь орфограмму.

Полоса — Молоток — Голодал —

Дорогой — Голова — Голоса —

Волосок — Колоски — Говорят —

Молодой — Деревянный —


• Спиши слова, вставляя пропущенные буквы.



г..л..ва головы, головка голова

п..л..са

ст. .р..жить

м. .л. .дой

д. .р..гой

б..р..да

з. .л. .неть

г.. в. .рить


• Прочитай текст. Какой отряд создали ребята? Объясни смысл его названия. Спиши текст. Проверь. Найди однокоренные слова и подчеркни безударную гласную.

У нас в школе есть отряд «Зеленый наряд Отчизны». Вот уже третий год мы ведем работу по озеленению нашего поселка. Высадили много плодовых деревьев и кустов. Радуемся, когда весной всё кругом цветет и зеленеет.


• Для всех слов с пропущенными буквами выбери свои проверочные. «Посели» их в нужный домик.




• Дополни сам.

тр..п..тали в..ч..реет ст..р..жили з..л..нели л..п..тали


трепещет вечерний сторожка зелень лепет


х..л..да б..р..да г..л..ва п..л..са г..р..да


• Запиши слова в два столбика. Подумай, что объединяет слова в первом столбике? Во втором? Обозначь орфограмму. Устно подбери проверочные слова.

^ Ядро, холода, травинки, грибок, колосок, веселый, страна, сторона, варить, сторожить, столяр, золотой.


• Прочитай. Вставь подходящие по смыслу приведенные слова для справки, впиши пропущенные буквы. Подчеркни орфограмму. Вставленные слова разбери по составу.

З...л...тая, г...л...ве, ст...р...нушке, б...р...де, з...л...ная, х...л…дна.

Мудрость в … , а не в …

Без работы и печь …

На чужой … рад своей воронушке.

Не нужна соловью … клетка, а нужна …ветка.


• Прочитай текст. Подумай, как его можно озаглавить. Запиши слова с двумя безударными гласными. Подбери к ним проверочные. Например: «Холоднее — холод — холодный». Обозначь орфограмму.

Стало холоднее. Суровы морозы. В доме у барсучка тепло и хорошо. У него шерстка блестящая, серая с черными волосинками. Голова белая с черной полосой. Ушки круглы, коротки. Молодые барсучки любознательны.


Закрепление способов подбора проверочных слов

• Прочитай пословицы. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочное слово, отвечающее на заданный вопрос. Устно объясни значение пословиц.

Каждая тр...винка (что?) имеет св...ю (чей?) р...синку (что?).

Июнь с к...сой (что?) по лугам прошел, а июль с с...рпом (что?) по хл…бам (какой?) поб...жал (что?).

^ З...мля (что?) з..мой (какой?) отдыхает, а в...сной (что?) расцв…тает (что делал?).


• Прочитай каждую группу однокоренных слов. Отыщи слова, в которых нужно проверять гласную в корне. Запиши сначала проверочное, затем — проверяемые слова. Например: «Зверь — звериный, озверел».

^ Ленивый, ленится, лентяй. Постареть, старый, старик.

Далеко, далекий, дальний. Глядеть, взгляд.

Удивляться, дивный. Сор, насорить, соринка.


• Прочитай. Подумай, какие гласные в словах пропущены. Устно подбери к каждому такому слово проверочное.

^ Вст…ет ст...ною з...лотой,

В...лнуется пшеница,

И каждый кол...с нал...той

К земле готов скл…ниться.


• Прочитай начало рассказа. Из данных слов составь предложения и закончи ими рассказ. Подчеркни во всем тексте безударные гласные в корне, устно подбери к ним проверочные слова.



^ Карась

Карась обычно живет в прудах. Зеленая тина покрывает пруд сверху. Но карась любит такие уголки.


Обобщение знаний о различных способах проверки безударных гласных

• Выбери поочередно слова с каждой из безударных гласных. Устно подбери проверочные слова.




• Прочитай. Подумай, какие гласные пропущены.. Попробуй записать по памяти. Проверь себя. Если написал без ошибок — молодец (ты уже хорошо владеешь правилом), если есть ошибки — не огорчайся (тебе еще надо потренироваться в написании безударной гласной в корне).

^ Р...чной, л...сной, г...ристый,

М...рской, р...дной, л...систый.

Проверь слова да не сп…ши,

Красиво, грамотно п…ши.


• Подбери к словам проверочные однокоренные, принадлежащие к разным частям речи.

Цвет, бег, рост, смех.


• Выпиши слова в таком порядке: существительное, прилагательное, глагол. Подбери к ним проверочные. Обозначь орфограмму.

Гл...деть, м…рской, стр...на, св...ступька, ж...леть, ст…льной.


• Спиши без ошибок. Устно подбери проверочные слова. Подчеркни безударную гласную.

^ Цвитет, вада, стаит, лисная, гниздо, драва, галоса, сторик, озиро, бижал


Правописание слов, различающихся одной гласной в корне

• Исправь ошибки. Почему они вызывают улыбку? В скобках напиши проверочные. Отчего же зависит написание выделенных слов?

Мальчик полоскал ( ) собаку. В лису ( ) я нашел подберезовик. Огромные волы ( ) швыряли нашу лодку из стороны в сторону. Все спустились с горы, а Витя все слизал( ). Мама отварила ( ) дверь.


• Назови пары слов. Составь с одной из пар предложения.

спеши - спиши

С «е» торопят, если знают,

Что не долго уж до срока.

С «и» учительница часто

Говорит в конце урока.

запевай — запивай

С буквой «е» ты делай в хоре

И таланта не таи.

Принял горькое лекарство —

Делай быстро с буквой «и»


• Прочитай рассказ «Письма».

^ Ваня жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша — в городе. Однажды Ваня написал сестре письмо:

«Здравствуй, Маша!

В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша и я ловили рано утром рыбу. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса».

^ В ответ он получил такое письмо от Маши:

«Ваня, здравствуй! Посылаю тебе твое письмо обратно. Прочти его повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов. Как ты будешь развеваться ведь ты же не флаг? Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься? Где на речке бачки? Почему поворачиваешься с бачка на бачок? Почему у тебя седеют волосы уже? И еще, какого лиса ты обижал? Разве ты поймал лиса? Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться уже в десятом классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?» Ваня прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял.

Помоги Ване разобраться, в чем его ошибки. Спиши письмо правильно, подчеркни в неверных словах безударную гласную.


• Догадайся, какие буквы в слова нужно вставить. Подбери к ним проверочные.

^ Пос…дел на скамейке — пос...дел от старости.

Сл…зал сливки — сл…зал с дерева.

Св...ла гнездо — св...ла пятно.

Пол…скать белье — пол...скать щенка.

Зак...лю булавкой — зак...лю здоровье.

Прим...рять платье — прим...рять друзей.

^ Острые м...чи — футбольные м...чи.


• Подбери подходящие по смыслу слова, вставляя в них пропущенные буквы. Пользуйся словами для справок. Спиши.

Сидеть, седеть; вила, вела; спеши, спиши; запивать, запевать.

Бабушка к старости стала ... Хорошо вечером ... у костра.

^ Птичка ... гнездо. Дорожка ... к озеру.

Списывая, не .... . Красиво, аккуратно...

веселую песню. Вкусно пирог … молоком.


• Спиши, вставляя пропущенные буквы.

^ В л...су после дождя было сыро.

Мурзик сл…зал всю сметану.

Дежурные отв…рили дверь для проветривания.

Я помогала маме пол…скать белье.

^ Надо зак...ляться, чтобы быть здоровым.


Обобщение знаний о правописании безударных гласных

• Спиши слова, подобрав проверочные. Например: «Поспевает — спелый». Обозначь орфограмму. Составь предложение с одним из слов.

Р...систый, пос…ление, бр…венчатый, выт...рпеть, ч...сать, х...трец, зат...пить, п…ляна, выт...нуть, разл...лись, ст...клянный.


• Выпиши слова с безударной гласной, подбери проверочные к ним. Обозначь орфограмму.

^ Гуляют тучи золотые

Над отдыхающей землей;

Поля просторные, немые

Блестят, облитые росой. (И.С. Тургенев)


• Выпиши слова с безударной гласной. Подбери к ним проверочные. Обозначь орфограмму.

^ Подарили, магазин, глаза, плясал, речка, прямая, бумажка, рожь, глазки, тяжелый, солнце, близкий.


• Спиши, исправив ошибки.

Потинуло холадом. Последние клочья тумана мокрой марлей палзли по склону. Открылись яркие сияющие виршины гары (5 ошибок).


Проверка знаний по правописанию безударной гласной

• Диктант.

Белка

Живет в лесу белочка. Гнездо у белки на сосне в дупле. Летом и осенью трудилась белочка. Она сушила грибки и ягодки. Настала холодная зима. Снежком занесло поля и тропинки. Трещит мороз. Трудно зимой искать пищу. А наша белочка в дупле орешки грызет. Тепло ей там.

Выпиши из текста 2—З слов с безударной гласной, подбери к ним проверочные.


На занятиях необходимо находить любой повод, чтобы похвалить ребенка, отметить хотя бы маленькие его достижения. Успех, формирует у него веру в себя желание учиться, радостный жизнеутверждающий тонус стимулирует к преодолению трудностей. Доброе, сердечное отношение к детям, своевременная и обоснованная похвала должны сочетаться с достаточно высокой требовательностью. С первых же занятий школьнику должно быт ясно, какие действия вызвал одобрение, что еще у него не получается, чему он должен на учиться.