velikol.ru
1

Формы и методы учета знаний.


Учет и оценка знаний учащихся – важный фактор борьбы за глубокие и прочные знания. При организации учета успеваемости учащихся мы прежде всего решаем для себя ряд принципиальных вопросов, когда, что, как проверять: всех по каждой теме контролировать или некоторых, когда вести опрос на уроке; должен ли учащийся знать, когда его спросят и когда не спросят; выяснили положительный и возможный отрицательный эффект некоторых форм устного контроля, формы и методы учета учителем успеваемости ; решили вопрос о гласности оценок, о комментировании оценок, о зачетах- по каким темам, для кого, когда и как их проводить, об оценках лабораторных работ и прочее.

Когда учитель начинает урок словами: «Мы пока продолжим тему, а в конце урока я вас спрошу », он этим уже снижает внимание учащихся и переключает их на неприятное ожидание.

Так же не совсем удачно и другое построение урока- когда учитель начинает опрос по пройденному и по истечении первых десяти- пятнадцати минут говорит классу: «А теперь перейдем к новому материалу», нередко это заявление учителя сопровождается вздохом облегчения учащихся, а наступающая при этом разрядка напряжения иногда поглощает почти все оставшееся время урока. Ошибка- заранее сообщить учащимся, что на следующем уроке опроса не будет: такое предупреждение равносильно разрешению не готовиться к уроку.

Опыт работы показал, что постоянная боязнь неожиданного опроса угнетает психику большинства «средних» учащихся, снижает их работоспособность и восприимчивость к новому материалу на уроке. Обязанность учителя- снизить это напряжение учеников на уроке.

Как же поступить? На этот вопрос нет однозначного ответа. По- разному надо подходить к учащимся 5-8 классов и к старшеклассникам. В 5-8 классах можно и нужно строить работу так, чтобы учащийся под руководством учителя полностью усвоил материал на уроке. Это как правило, достигается когда учитель ведет беседу при активном участии учащихся. При таком ведении урока учитель всегда сможет выставить необходимое ему количество оценок без особого напряжения со стороны учащихся. В старших классах опрос следует концентрировать на уроках. Лучше спрашивать сильных учащихся, для средних и слабых такой урок- повторение и закрепление материала. На уроках самостоятельной работы учитель имеет возможность опросить «слабых», не расходуя время всего класса на их выслушивание. Это расслоение учащиеся не должны чувствовать.

Практика показывает, что учет знаний- ответственный участок борьбы за качество знаний учащихся и, очевидно, не самый легкий раздел в работе учителя. Хорошо продуманный механизм опроса, «правильная политика оценок», «индивидуальный подход к слабым» требует большого труда и мастерства от учителя. А если поступать следующим образом: поддерживать в учениках веру в себя, в свои способности. За нерешенные дома примеры, невыполненное задание учащимся соответственно выставлять оценки в дневник, но в журнал не ставить и предупреждать, что к «разговору» придется вернуться через неделю. Не спешить учителю делать отрицательный вывод об ответе ученика. Даже на слова ученика: «Не знаю» можно ответить: «Не знаешь или считаешь, что не знаешь? Подумаем вместе, ребята»- обратиться к классу. Отвечающий у доски соберется с мыслями, начнет рассуждать, приобретет уверенность. Но оценка за ответ часто все же не ставиться: «Двойка, тройка- не ваша отметка»- сказать детям, это будет одобрено общим мнением учеников.

На другом уроке ученик может получить хорошую оценку. Тогда треть учащихся будет хорошо и отлично успевать по математике.

Не надо финишировать оценку, не преподносить ее как подавляющее незыблемое. «У тебя «пять»-подтверждай знаниями, у тебя «три»- ты в силах достичь большего»,- чаще говорить детям. Считаться с интересами каждого ученика, стараться как можно полнее раскрыть его способности, научить математически мыслить.

Работая в 5 и 7 классах я веду учет знаний на всех этапах урока. Оценки выставляются за устный счет, проверку домашнего задания, за повторение, во время объяснения нового материала, при закреплении материала, при проведении самостоятельных работ, а также за индивидуальную работу со «слабыми» и сильными учениками.

Забота об общем развитии учащихся- вот что должно быть положено в основу обучения устным вычислениям, умение учеников применять устный счет самостоятельно в процессе изучения математики и других школьных предметов.

Необходимо привить учащимся желание поиска, стремлении не упустить ни малейшей возможности применения известных или теоретических сведений для упрощения вычислений.

Для того чтобы активизировать учащихся, всех заставить устно считать я использую интерактивную доску, она помогает увидеть ответы учащихся, их приемы решения задач, ошибки, рациональные приемы решения. Исправляю ошибки, показываю классу рациональные решения, и после проведения устного счета оцениваю 1 или 2- ух учащихся, комментируя их работу. Правильная проверка, продуманная и хорошо организованная дает свои положительные результаты. При проверке домашнего задания, если оно проверяется в классе задаются следующие вопросы: напишите законы, которые вы использовали при решении примера, составьте уравнение к задаче, сколько способов решения данной задачи, чертеж, запишите ответ и т.д Большую помощь в проверке домашнего задания оказывает работа на интерактивной доске. Я вижу количественное и качественное выполнение работы. Интересные способы решения задач, правильные красивые чертежи показываю классу. Ученика, которого наметила оценить особенно тщательно слежу за ним и оцениваю, 3- 4 минуты урока я уделяю для повторения теоретического материала, отработке формулировок. Для активизации класса я готовлю слайды со следующими вопросами: «Какой закон выражает эта таблица?», «Дайте формулировку правила с помощью которого можно выполнить данное действие, решить примеры и задачу» и т.д, соответственно к каждой таблице задаются вопросы. К каждому параграфу темы учебника имеются папки с плакатами. Учащиеся 5-6 классов- легче сосредотачиваются при решении примеров и задач, когда же рассказывает учитель или ученик теоретический материал у учащихся внимание несколько расслаблено и больших трудов стоит учителю привить внимание на всех этапах урока. С этой целью кроме журнала заведена тетрадь, где все ответы учащихся фиксируются. И после 5 ответов ученик получает оценку. Такое повторение материала заставляет учащихся быть внимательными, помогает в дальнейшем давать правильные ответы при решении примеров и задач у доски и в конечном счете повышается качество знаний. Оцениваю я учащихся и при объяснении нового материала. Объяснение ведется с помощью беседы при активном участии учащихся.

По новым программам предусмотрено провести много самостоятельных работ. Можно, конечно, традиционно собрать тетради и к следующему уроку их проверить, но этим трудно добиться максимальной эффективности. При такой проверке учитель видит ошибки учащегося, его пробелы, недочеты, но для ученика этот метод мало что дает. При проведении самостоятельных работ я постоянно использую интерактивную доску. Учащиеся на уроке видят свои ошибки и здесь же исправляют обычно перед контрольными работами я провожу самостоятельную работу с помощью перфокарт. Для проверки этой работы достаточно 5- 8 минут, что позволяет ее проверить на уроке. При этом ученик сразу видит свою ошибку и может тут же работать над ее исправлением. Такой способ контроля очень нравится учащимся, повышает их активность. Эти два способа контроля самостоятельных работ сочетаю и с проверкой тетрадей.

Интерактивная доска со слайдом, таблицей, перфокартами эти наглядные пособия воспитывают интерес учащихся к математике, а это один из путей вовлечения учащихся в работу по углублению знаний.

В своей работе я применяю тематическую систему учета знаний учащихся к «слабым ученикам». Такая система: 1. Устраняет существующие в ряде случаев элементы хаотичности в проверке и оценке знаний.

2. Содействует повышению объективности оценки знаний, умений, навыков.

3. Дает возможности более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход и дифференцировать работу с учащимися обучения.

4. Способствует мобилизации воли учащихся на конкретную работу по каждой учебной теме.

5. Усиливает концентрацию внимания учащихся на главном.

6. Повышает у учащихся чувство ответственности и дисциплинированности.

В поурочном плане я заранее планирую по какой теме я спрашиваю учащегося (заранее зная пробелы по той или иной теме). При опросе и особенно слабого ученика я пользуюсь советами: не разрешаю себе резко реагировать на неправильные ответы. Ученик, особенно неуспевающий, должен чувствовать благожелательное к нему отношение со стороны учителя. Как ни плохо ученик подготовлен, нельзя закрывать перед ним перспективу выправиться.

Плохая оценка- не карающий меч, а правильно поставленный диагноз, сигнал бедствия. Отметка ни в коем случае не должна выводиться на основе сопоставления знаний разных учащихся данного ученического коллектива обязательно постоянство в критерии оценок. При любом положении нельзя оставлять без последствий плохо усвоенный материал: незнание материала не может являться завершением работы с учеником.

Дело учителя- «не давать успокоиться ученику; для одного достаточно только напоминания, другому необходимо предъявить настойчивее требование; иным надо организовать помощь.» Все методы проверки и учета знаний результативны и целесообразны в педагогическом процессе.


Учитель математики МБОУ СОШ №2

Заслуженный учитель России

Просмыцкая В.Г.