velikol.ru
1

Приложения

ФОТОГРАФИЯ УРОКА-2.

Ход урока

Время

Замечания по ходу урока


+

-

Прим.

Начало

8.00-8.04

Мобилизирующее начало урока, его эффективность

















Единые требования к организации урока

















Методика опроса, качество знаний, степень активизации учащихся
















Повторение ранее пройденного материала

















Логическая связь между новым и ранее изученным

















Методика изучения нового материала

















Проблемно-развивающий характер заданий

















Полнота изложения программного материала. Элементы новизны, развивающие любознательность учащихся.
















Умственная, творческая активность учащихся, степень самостоятельности
















Дифференциация обучения

















Практическая часть

















Использование ТСО, наглядных пособий

















НОТ учителя и учащихся

















Методика закрепления, степень усвоения нового материала учащихся
















Дополнительная литература

















Задание на дом. Методика. Объем

















Эмоциональная сторона урока












^ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись посетившего урок......................


С выводами и предложениями

ознакомился. Учитель — …………….. (подпись)


.


Приложения Приложение №8.

^ ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ И ОЦЕНКИ УРОКА

Школа Проверяющий Дата

Класс Учащиеся в классе На уроке

Ф.И.О. учителя Предмет

Тема:

^ Требования к деятельности учителя

Оценка

Требования к деятельности учащихся

Оценка

1. Начало урока




1. Внимание учащихся на различных этапах урока: начало

конец




2. Повторение и проверка знаний




2. Активность учащихся при опросе: при изучении

при закреплении




3. Теоретический уровень знаний:

  1. Научность

  2. Логичность

  3. Систематичность

  4. Последовательность

  5. Доступность







3. Интерес к теме




4. Раскрытие темы




4. Прочность: знаний

умений

навыков




5. Отбор материала




5.Самостоятельность суждений




6. Организация внимания учащихся




6. Отношение к учителю




7. Воспитательная сторона урока




7. Культура труда




8. Использование ТСО, наглядности, дидактического материала




8. Речь




9. Индивидуальный подход




9. Вопросы к учителю




10. Эмоциональность рассказа




10. Самоконтроль




11. Педагогический такт




11. Дисциплина

а) готовность к уроку

б) во время урока

в) во время самост. работы

г) во время объяснения

д) во время дачи дом. задание

е) реакция на звонок




12. Речь










13. Расчет времени










14. Организация сам. Работы










15. Объективность










16. Домашнее задание










17. Предложения и советы










18. Мнение учителя, проводящего урок










Учительская специальность проверяющего пед. стаж

Подпись проверяющего.

Приложение № 9.


^ ШКАЛА АНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ.

( Из опыта работы средней школы № 83

г. Ростова-на-Дону).


Критерии оценки: "5" - данное качество в деятельности учителя выражено в высшей степени; "4" - в высокой степени; "3" - в средней степени; "2"- ниже среднего;" 1"- качество педагогической деятельности выражено крайне слабо; "О" - затрудняюсь оценить данное качество.



Критерии педагогической деятельности учителя

Учебное занятие (в баллах)


1. Структура.

1.1. Соответствие типа структуры уч. занятия содержанию темы (урок, семинар, обучающая игра, лабораторная работа и т.д.).

1.2. Дидактическая обоснованность выделения структурных элементов учебного занятия: актуализация опорных знаний, мотивировка изучения новой темы; применение знаний,

проверка качества их усвоения и т.д.


1

2

3

2. Содержание учебного занятия.

2.1. Научность, доступность, новизна и доказательность знаний.

2.2. Наличие в содержании выводов, работа с научными понятиями и закономерностями.

2.3. Включение в содержание фактов, примеров, сведений, стимулирующих познавательные интересы учащихся.

2.4. Реализация внутрипредметных и межпредметных связей.

2.5. Формирование системных знаний на основе четкого определения места урока, темы в ряду других тем.











^ 3. Технологическое обеспечение учебного занятия.

3.1. Использование современных педагогических технологий на различной основе (концептуальной, опережающей, проблемной, ситуативной, диалоговой, личностно-ориентированной и др.). Реализация в соответствии с данными технологиями активных методов обучения (проблемных, игровых, диалоговых, УДЕ, опорных сигналов и конспектов и т.д.)

3.2. Способы организации познавательной деятельности учащихся: обучение динамическими парами, группами, взаимное рецензирование, инд.работа и др.

3.3. Поисковый и исследовательский характер занятия; лабораторные, практические, семинарские занятия, исследовательского типа; решение проблемно-познавательных задач и др.

3.4. Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся: работа с книгой, документами и др. источниками; использование дидактических материалов; составление планов, рецензий, опорных схем, таблиц и др.

3.5. Организация контроля знаний учащихся: соответствие приемов контроля содержанию проверяемых знаний; объективность оценивания; участие в контроле учащихся в полном составе; разнообразие методик и способов контроля знаний; обучающие, воспитывающие, развивающие, стимулирующие, корректирующие и другие функции контроля знаний учащихся.










^ 4. Наглядное и техническое оснащение учебного занятия.

4.1. Полнота использования необходимых средств наглядности и ТСО.

4.2. Дидактически грамотное применение данных средств наглядности и ТСО: педагогически обоснованное их предъявление в определенные моменты урока; привлечение учащихся к анализу вводимого средства и др.

4.3. Использование современных ТСО и ЭВМ.










^ 5. Характер общения учителя с учащимися.

5. 1. Контакт учителя с учащимися.

5.2. Использование элементов педагогики сотрудничества.

5.3. Умение организовать позн. деятельность и «держать» дисциплину.

5.4. Характер речевой деятельности учителя.

5.5. Темп учебного занятия, его интенсивность.

5.6. Внешнее восприятие личности учителя.










^ 6. Педагогическая эффективность учебного занятия.

6.1. Уровень усвоения учениками ЗУНов.

6.2. Формирование у учащихся мотивации учения: познавательного интереса, потребности в знаниях, чувства долга и ответственности, осознания необходимости полноценного образования, успешного учения, качеств лидера и т.д.

6.3. Дифференцированный характер обучения: работа с одаренными, неуспевающими учениками и т.д.

6.4. Развивающие функции учебного занятия: развитие внимания, памяти, мышления, способностей и их целенаправленное формирование от урока к уроку. Выбор наиболее продуктивных видов учебной деятельности, обеспечивающих развитие школьника.

6.5. Воспитывающие функции учебного занятия: гуманистическая направленность обучения, создание условий для свободного развития личности как субъекта культуры и др.
























ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1


^ КАРТА АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ЗАНЯТИЯ


№№ параметра


^ ВЕРБАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ


Баллы


1.


1.1.

1.2.

1.3.


1.4.


1.5.


2.


2.1.


2.2.


2.3.


2.4.


3.


3.1.


3.2.

3.3.


4.


4.1.


4.2.


4.3.


4.4.


4.5.


4.6.

4.7.


5.


5.1.


5.2.


5.3.


5.4.


5.5.


^ ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.


Знание предмета и общая эрудиция преподавателя в целом.

Уровень педагогического и методического мастерства.

Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность

Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учащимися.

Внешний вид педагога, мимика и жесты


^ ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИИ


Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности

Уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков

Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы в ходе занятия на уроке

Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности.


^ ОЦЕНКА СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ


Научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала

Актуальность и связь с жизнью (теория с практикой)

Оптимальность объема, предложенного для усвоения материала.


^ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ


Рациональность и эффективность использования времени занятий, оптимальность темпа, а также чередования и смена видов деятельности.

Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО

Степень рациональности и эффективности использованных методов и организационных форм работы.

Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе занятий

Эффективность контроля над работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков.

Степень эстетического воздействия занятия на учащихся

Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися в ходе занятий.


^ ОЦЕНКА ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННОГО ЗАНЯТИЯ.


Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели занятия.

Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно.

Степень обучающего воздействия проведенного занятия на учащихся (чему и в какой степени научились).

Степень воспитательного воздействия (что способствовало их воспитанию и в какой степени).

Степень воздействия занятия на развитие учащихся (что способствовало их развитию и в какой степени)






Используя четырехбалльную систему оценок, учитель (а) и проверяющий (6) оценивают различные параметры, входящие в пять компонентов занятия как системы. Полученная сумма указывает на эффективность проведенного занятия. Высший балл - 100.


Приложения


^ Уровень профессионализма

Кол-во баллов

Эффективность урока

0

1

2


Требования к деятельности учащихся:

1. Уровень познавательной активности

2. Наличие интереса к предмету.

3. Уровень аналитических и специальных умений и навыков.

4. Уровень практических и специальных умений и навыков.

5. Уровень развития речи. Владение терминологией предмета.

6. Умение работать у доски со спец. приборами и оборудованием.

7. Развитие навыков парной, групповой, коллективной работы.

8. Степень самостоятельности учащихся на уроке.

9. Самоконтроль, самокоррекция.

10. Организованность. Дисциплина.


^ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ.


Организационные:

1. Выполнение гигиенических требований (чистота, проветриваемость помещений, организация, освещенность рабочего места, оптимальность размеров и размещения наглядных пособий и т. д.).

2. Четкость поставленной цели и мотивация учебной деятельности на уроке.

3. Выбор формы организации учебного процесса (лекций, семинара, консультаций, урок-практнкум и т. д.).

4. Организация проверки домашнего задания.

5. Наличие обратной связи с учащимися. Контроль и коррекция ЗУН.

6. Качество речи учителя.

7. Внешний вид. Такт.

8. Рациональное использование времени урока.

9. Реализация основных псих. требований. Создание спокойной, деловой атмосферы.

10. Выполнение намеченного плана.


Воспитательные:

1. Умственное воспитание и развитие учащихся

2. Развитие волевых качеств: трудолюбия, ответственности, прилежания.

3. Привитие интереса к знаниям, предмету.

4. Формирование трудовых и учебных навыков.

5. Создание ситуации успеха.

6. Использование возможностей словесной и бальной системы.

7. Стиль руководства деятельностью учащихся. Сочетание принципиальности с разумной требовательностью.

8. Воспитательное значение личности учителя (деловитость, организованность).

9. Эстетическое воздействие урока на учащихся.

10. Эмоциональный настрой учителя, аккуратность записей, оформление кабинета.

11. Организованность коллектива.


Дидактнческие:

  1. Реализация принципа научного обучения

  2. Реализация принципа доступности, посильности в обучении.

3. Осуществление принципа наглядности.

4. Реализация принципа прочности, осознанности, системности ЗУН.

5. Реализация принципа проблемности обучения.

6. Связь обучения с жизнью, теории с практикой.

7. Правильность и эффективность выбранных методов, приемов, средств обучения

8. Организация самостоятельной работы и эффективность ее проверки

9. Организация работы с учебником, справочником, схемой, картой.

10. Оптимальность объема домашнего задания и эффективность методики доведения его до учащихся.












Приложение № 4.


^ КАРТА ОТСЛЕЖИВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА.


1

Дата

Урок

Учитель

Класс

Твое отношение к уроку (подчеркнуть)


  1. Отличный, интересный, захватывающий

  2. Хороший, содержательный, заставляющий работать

  3. Нормальный, обычный

  4. Скучный, работа без интереса

  5. Бесполезный, совсем не интересный




2. Вспомни (как можно точнее) название темы урока:


3. Какая цель стояла перед тобой на уроке:


4. Каков был план урока:


5.Какие события, факты, закономерности, формулы, явления, правила, орфограммы ты усвоил на уроке:


6. Чему новому ты научился на уроке:


7. Какие были главные мысли, идеи на уроке:


8. Какие ранее полученные знания ты использовал на уроке: