velikol.ru
1

5 МОВК «Глиняная игрушка Подмосковья»


ЦЕЛЬ:

  1. Организация праздника коллективов, занимающихся глиняной игрушкой в области.

  2. Обмен теоретическим и практическим опытом в создании игрушки и композиции из них.

ПЛАН

  1. Приём и регистрация участников

  2. Открытие выставки

  3. Проведение семинара

  4. Мастер-класс «Мелкая пластика»

  5. Работа жюри

  6. Подведение итогов и награждение участников

  7. Отъезд участников


ПРОВЕДЕНИЕ МАСТЕР-КЛАССА

«Выполнение головных уборов и элементов одежды»

ЦЕЛЬ:

Познакомить с головными уборами разных областей России и способами их выполнения


ЗАДАЧИ:

  1. Рассказать о правилах лепки фигуры.

  2. Рассказать о различных видах головных уборов в игрушках различных промыслов.

  3. Познакомить с приёмами выполнения головных уборов.

ПЛАН МАСТЕР-КЛАССА

  1. Организационный момент

  2. Раскрытие темы.

Приёмы лепки

  1. Работа участников

  2. Подведение итогов

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

Мастер-класс открывается рассказом о том, как в различных промыслах керамики выполняют головные уборы.

Затем ведущие мастер-класса рассказывают о приёмах лепки «из куска» путём вытягивания. Работа проиллюстрирована готовыми образцами и плакатом.

Участники начинают работать. Многие добавляют к готовым образцам свои элементы.

Мастер-класс заканчивается подведением итогов.

Далее мероприятие продолжается по установленному плану.

ПРОВЕДЕНИЕ МАСТЕР-КЛАССА

НА ДНЕ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ в г. Видное

«Роспись ткани в технике батика»

май 2007 г.

педагог дополнительного образования Макарова Н.В.


ЦЕЛЬ

Познакомить гостей и участников праздника, создание праздничной атмосферы творчества с росписью по ткани в технике батик.

ЗАДАЧИ

  1. Создать небольшую композицию из работ по росписи ткани.

  2. Подготовить рабочее место для проведения мастер-класса.

  3. Работа по росписи композиции.

  4. Работа с детьми на образцах.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ

- выставочные работы по ткани

- образцы для показа на мастер-классе

- краски

- палитры

- вода

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

Подготовив рабочее место и выставив работы, участник мастер-класса работает по заранее подготовленному рисунку. В процессе работы на палитре подбирается колорит, работа ведётся на основе цветовых растяжек и переходов. Участник подробно рассказывает всем желающим об этапах работы, приёмах нанесения краски и т.д.

Вся программа праздника сопровождается концертом и играми с детьми. После концерта детям предлагают попробовать себя в разных видах деятельности.

По батику подготовлены небольшие кусочки ткани с рисунком, на которых ребёнок выполняет роспись.

В конце праздника жюри подводит итог мастер-классов, вручает грамоты в различных номинациях.

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ НА КОНКУРС «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

ЦЕЛЬ: Посредством изобразительного искусства повторить правила дорожного движения и опасные дорожные ситуации.

ЗАДАЧИ:

    1. Повторить наиболее распространённые случаи нарушения правил дорожного движения и возникающие при этом ситуации.

    2. Создание на эскизном листе вариантов композиций.

    3. Перенос композиции на лист и выполнение работы в цвете.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:

- наглядные пособия,

- бумага,

- карандаши,

- краски,

- баночка и т.д.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент

  2. Раскрытие темы

  3. Работа учащихся

  4. Подведение итогов

ХОД ЗАНЯТИЯ

Выполнение плаката рассчитано на несколько занятий. На первом занятии поиск темы связан с наиболее часто встречающимися происшествиями на дороге. Когда композиция подобрана, педагог рассказывает о правилах выполнения плаката.

Учащиеся работают самостоятельно. После выполнения рисунка учащиеся работают в цвете, руководствуясь правилами изображения цветового пятна, цветового центра.

Учитель напоминает о правилах и значении цвета в плакате, о месте и значении надписей.

Учащиеся работают самостоятельно, в конце работы проводится просмотр и подведение итогов.

^ Сюжетная композиция на тему «Сказка о царе Салтане»


УРОК №1

ЦЕЛЬ: Выработка сюжетной композиции.

ЗАДАЧИ:

  1. Выявить наиболее яркие сюжеты и персонажей

  2. Объединить их в композиции

  3. Выполнить рисунок по выбранной теме

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ

- наглядные пособия,

- краски,

- кисти,

- бумага,

- банка,

- тряпочка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Перед началом занятия необходимо повторить устно ключевые моменты сказки и выявить главных героев. Необходимо сделать акцент на сюжетную композицию и главных героев. учитель знакомит с репродукциями с картин известных художников.

Учащиеся приступают к работе.

Они приступают к выполнению рисунка композиции. Рисунок рассчитан на одно занятие, по окончании которого проходит просмотр.


УРОК №2


ЦЕЛЬ: Выработка эффектной цветовой гаммы и выполнение композиции в цвете

ЗАДАЧИ

  1. Выявить основное композиционное пятно

  2. Подобрать колорит

  3. Выполнить работу в цвете

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ

- карандаш,

- краски,

- палитра,

- баночка,

- кисти.

ХОД УРОКА

На занятии учитель рассказывает о понятии «цветовой композиционный центр», о правильном подборе колорита, о смешении цветов.

Работа выполняется в разных техниках: цветные карандаши, акварель, гуашь.

Ребята работают самостоятельно, в конце урока подводятся итоги.


ЗАНЯТИЕ №3

^ Сбор материала и выполнение эскизных зарисовок героев сказки

ЦЕЛЬ: Выработка образа для лепки, учитывая возрастные особенности.

ЗАДАЧИ

  1. Выбрать понравившиеся детям персонажи

  2. Нарисовать несколько главных героев

  3. Уточнить в рисунке пропорции, костюм, характер

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ

- бумага,

- краски,

- кисти,

- баночки,

-тряпочка.

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент

  2. Знакомство с материалом

  3. Самостоятельная работа учащихся

  4. Подведение итогов

ХОД УРОКА

Ребятам предлагается на выбор нарисовать различных героев сказки. На занятии происходит более подробное осмысление образа. Учащиеся пытаются представить героев в различных положениях и ракурсах, уточняют мелкие детали, костюм.


ЗАНЯТИЕ №4-5

^ Изучение народной керамической игрушки


ЦЕЛЬ: Знакомство с основными керамическими промыслами.

ЗАДАЧИ

  1. Изучить характерные особенности лепки

  2. Изучение пропорций, пластики народной игрушки.

  3. Скопировать игрушку.

  4. Выполнить в цвете, используя характерный для игрушки орнамент.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ

-наглядные пособия,

- бумага,

- кисти,

- краски,

- карандаши,

- баночка.

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент

  2. Раскрытие темы

  3. Работа детьми самостоятельно

  4. Подведение итогов

ХОД УРОКА

Педагог рассказывает о принципах выполнения народной игрушки, о корнях народной игрушки, о стиле, показывает стенды и образцы.

Учащиеся выбирают понравившуюся игрушку и пытаются повторить.

Учитель обращает внимание на пропорции, пластику, цветовую гамму.

Учащиеся делают подготовительный рисунок, затем выполняют работу в цвете.

Подобная работа помогает ученику обобщать изображение, делать его выразительным, сохранять народные традиции.

ВЫПОЛНЕНИЕ НОВОГОДНЕГО ПЛАКАТА

ЦЕЛЬ: Создание праздничного настроения и подготовка плакатов для новогоднего оформления.

ЗАДАЧИ:

  1. Знакомство с видами плаката и правилами его создания.

  2. Выполнить пробные эскизы и выработать тему плаката.

  3. Нарисовать композицию.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ

  1. Наглядные пособия

  2. Бумага

  3. Краски

  4. Кисти и другие материалы

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент

  2. Раскрытие темы

  3. Самостоятельная работа учащихся

  4. Подведение итогов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Работа рассчитана на несколько занятий. На первом уроке учитель рассказывает о видах плаката и о том, какую функцию он выполняет: информационную, агитационную, создание настроения и т.д.

Затем рассказывает о правилах работы над композицией, правильной масштабности фигур, разработке композиционных центров.

Учащиеся сначала выполняют эскизы, в которых придумывают композицию и новогодний сюжет. Готовую композицию учащиеся переносят на большие листы и выполняют подготовительный рисунок.

В завершении проводится итоговый просмотр и подведение итогов.

АННОТАЦИЯ

РАЗРАБОТКА НЕКОТОРЫХ ТЕМ ПО ЖИВОПИСИ

Стенд 1. ^ Этюд яблока.

Это первая тема в курсе живописи. Необходимо выполнить подготовительный рисунок. Затем живопись ведётся, соблюдая светотеневые градации, учащиеся стараются передать форму, цвет. Особое внимание уделяется плоскостям в яблоке, которые обозначают изменения в цвете и тоне.

Стенд 2. ^ Выполнение кратковременных этюдов.

Для формирования умения видеть натуру в целом, уметь передавать первое впечатление от увиденного, выявлять самое важное, правильно видеть колорит и цвет, выполняя этюды.

Выполнить подготовительный рисунок, затем за ограниченное время широкими мазками необходимо передать форму предметов и светотень, обозначить складки драпировок. Главное – найти цветовое решение основных световых пятен.

Стенд 3. ^ Этюд драпировки.

Данная тема рассчитана на формирование умения писать драпировки различных материалов. В работе необходимо показать плоскость стола, правильно положить драпировку, показать объём, цветовые градации складок. Особое внимание уделяется передаче объёма и освещения.

АННОТАЦИЯ

РАЗРАБОТКА ТЕМЫ «АКВАРЕЛЬНАЯ ГРАФИКА»

Данная техника основана на сочетании акварели и графических элементов.

1 этап.

Выполнив подготовительный рисунок, необходимо обвести контуры предметов. Линия должна быть пластичная, разной толщины.

2 этап.

Акценты на первом плане, самые тёмные пятна, тени на работе нужно выполнять штриховкой. Хорошо показать мелкие детали, фрагмент, букет и т.д.

3 этап.

Выполнив графические элементы, можно приступать к письму акварелью в обычной технике.

Для данной работы можно ставить натюрморты со сложной тканью или сложными предметами, а также букеты с цветами, листьями, ветками.

Особенно удачными могут быть пейзажи, пейзажи с архитектурой.

АННОТАЦИЯ

СТАДИИ ВЫПОЛНЕНИЯ НАТЮРМОРТА АКВАРЕЛЬЮ

Ведение работы в акварели требует соблюдения некоторых этапов.

I стенд

1 этап

Выполнив подготовительный рисунок в тонких линиях, приступаем к работе в цвете. Работу начинаем с тёмных и ярких предметов, прокладывая теневые участки. Начинаем писать все предметы одновременно, сравнивая по светлоте, цвету и насыщенности.

II стенд

2 этап

Цветом прописывается вся работа. На данном этапе должен появиться колорит работы. необходимо сравнить тон и цвет предметов, наличие тёплых и холодных тонов. Мазки накладываем по форме предмета, создаётся объём предмета.

III стенд

3 этап

На данном этапе необходимо поставить в работе последние акценты. Проработать изображение на первом плане, если надо усилить собственные тени предметов, выполнить падающие тени.

АННОТАЦИЯ

ЖИВОПИСНЫЙ ПРИЁМ – ПУАНТЕЛИЗМ


Данный приём основан на правилах оптического смешения цветов. Многие художники экспериментировали в этом направлении. Приём основан на том, что цвет смешивается не на палитре, а непосредственно на листе бумаги, если положить один мазок рядом с другим.

Такие сложные цвета, как оранжевый, можно представить в виде мазков жёлтого и красного; фиолетовый – красный и синий и т.д.

1 этап

По выполненному подготовительному рисунку начинаем работу в цвете.

Сначала покрывают предмет или фон одним из составляющих цветов, оставляя между мазками промежутки.

2 этап

В промежутки полученного цвета накладывают мазки второго из составляющих цветов, затем третьего и т.д.

Некоторые цвета всё же смешиваем на палитре, чтобы колорит получился тоньше, богаче, а цветовые переходы мягче.

3 этап

в процессе наложения мазков необходимо учитывать форму предметов и драпировок, а также светотень.

МОВК «Глиняная игрушка Подмосковья»

Методическая разработка

Коллективная детская работа «Сказка о царе Салтане»

Педагоги дополнительного образования Абросимова А.А., Макарова Н.В., Полосина Е.В.


СОЗДАНИЕ МНОГОФИГУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ


Изостудия много лет проводит и является участником областной выставки-конкурса «Глиняная игрушка». Ежегодно мы выставляем коллективную работу.

У педагогов студии накопились разработки в этой области. Выбор коллективной работы не случаен. Она позволяет привлечь к участию детей разного возраста, срока обучения, способностей.

Некоторые психолого-педагогические задачи развития творческой личности в рамках коллективной работы:

  1. Осознание себя как личности среди единомышленников, а также себя как части коллектива. Здесь, в рамках коллективной работы, личность ребёнка проявляется, не противопоставляя себя другой личности, так как все делают одно общее дело. С другой стороны, у ребёнка есть поддержка товарищей, он может рассчитывать на подсказку, помощь.

  2. Развитие умения понимать, слушать другую творческую личность. В коллективной работе необходимо соотнести все элементы композиции по форме, размеру, количеству персонажей, стилю, цвету и т.д., поэтому ребятам приходится сопоставлять свои работы, договариваться, находить компромисс.

  3. Развитие навыков коллективного труда, выработка ответственности за общее дело. Важно научиться определённой скорости ведения работы, выработать общие приёмы, а также доводить работу до конца, делать её качественно, т.к. от этого зависит успех общего дела.

  4. Развитие способности показать своё творческое начало, свою непохожесть в рамках коллективной работы. У каждого ребёнка свой почерк, свой стиль. Учитывая те требования к коллективному проекту, которые назывались выше, у него есть возможность проявить свои творческие возможности.

  5. Достижение творческой радости, общения, сопереживания, общие учтремления в достижении лучшего результата. Помимо приобретения определённых умений и навыков, данный пункт можно считать одним из самых важных в коллективной работе, хотя проявляются эти параметры уже ближе к концу работы и зависят от того, как был построен процесс с самого начала.

Процесс создания коллективной работы долгий и непростой. Коллективная работа может проводиться в рамках групп одного педагога или групп нескольких педагогов, как в нашем случае.

Создание коллективной работы можно подразделить на несколько этапов.:

  1. Выработка общей темы. Если работа ведётся между группами нескольких педагогов, на данном этапе происходит обсуждение темы между педагогами. От того, насколько подробно и чётко будут поставлены задачи, зависит конечный результат. На данном этапе происходит сбор материала, который поначалу ведётся педагогами.

  2. Распределение тем между педагогами, например, кто-то лепит людей, кто-то архитектуру и т.д. Составляющие темы должны быть согласованы до работы и корректируются во время работы. Если композиция сложная и включает в себя и людей, и животных, и архитектуру, то целесообразно произвести такое разделение, но можно этого и не делать в зависимости от задач, которые педагог перед собой ставит.

  3. Заранее вырабатывается масштаб фигур, общий колорит, время года, место действия и т.д.

  4. Далее начинается работа непосредственно в группе каждого педагога.

- Сбор материала. На данном этапе детям даётся задание подыскать иллюстрации и другие изображения по данной теме.

- Выполнение тематической композиции на бумаге. Если это сказка или историческая тема, то ребята выполняют тематическую композицию на наиболее понравившийся сюжет. В группе идёт обсуждение возможных вариантов сюжета. По результатам этой работы педагог может сделать предварительный вывод об уровне подготовленности, интересах учащихся.

- Эскизы понравившегося героя. Работа направлена на выработку общего стиля работы, проработку деталей, цветовой гаммы и т.д.

На данном этапе происходит распределение героев между детьми так, чтобы все составляющие дополняли друг друга.

- Распределение работ по уровню подготовки и возрастам. На данном этапе педагогу необходимо направить интерес ребят на ту работу, с которой они могут справиться.

- Лепка. Ребята приступают к работе под руководством педагона и по определённой технологии.

- Эскизы к росписи. В перерывах между лепкой выполняются эскизы, в который решается цветовая гамма, общая для всей работы, и сам стиль росписи. Также продолжается сбор материала.

- Роспись. Она выполняется по определённым правилам под руководством педагога.

  1. Составление коллективной композиции. Педагоги стараются, чтобы все дети приняли участие в выставке и т.п., каждый лепит несколько фигурок, что даёт возможность показать лучшую.

  2. Оформление коллективной работы. Здесь необходимо продумать задник, фон, экспозиционную постановку работ. Происходит окончательная расстановка акцентов и подготовка работы к экспонированию.