velikol.ru
1


Муниципальное образовательное учреждение

«Центр дополнительного образования детей»

Барабинского района Новосибирской области











г. Барабинск, 2011

Данный семинар предназначен для педагогов, проходящих аттестацию. Почти все педагоги говорят о том, что аттестация для них представляется стрессовым фактором. Помочь педагогу пережить, преодолеть негативное стрессовое состояние, используя методы саморегуляции, удачно пройти аттестацию – вот цель, ради которой и проводится эта работа.

При необходимости с педагогами, которые испытывают особые сложности в предаттестационный и аттестационый периоды, предполагается проведение индивидуальных консультаций.


Цель: познакомить педагогов с методами преодоления стрессового напряжения для практического использования их в профессиональной деятельности.


Задачи:

  1. Выявление стрессовых факторов индивидуально для каждого аттестующегося педагога.

  2. Овладение некоторыми упражнениями, повышающими уверенность в себе и своих силах.

  3. Знакомство с методами восстановления эмоционального равновесия в период аттестации.


Оборудование и материалы:

1.Листы бумаги, ручки для каждого педагога.

2. Психогеометрический тест.

3. Записи успокаивающих и тонизирующих мелодий.


План:


1. Стресс в профессиональной деятельности педагога.

  1. Является ли аттестация стрессом?

  2. Составление психологического портрета учителя с помощью диагностик:

А) психогеометрический тест;

В) самооценка педагога.

  1. Повышение уверенности в себе (практическое упражнение)


^ 2. Методы восстановления эмоционального равновесия.

  1. Восстановление эмоционального равновесия с помощью музыки.

  2. Общение с близким человеком.

  3. Успокоительные средства

  4. Физическая нагрузка.

  5. Физиологическое переключение.

  6. Успокоение силой логики.

  7. Вытеснение положительными эмоциями.

  8. АТ и дыхательные упражнения.

  9. Методики эмоционального восстановления.




  1. Стресс в профессиональной деятельности педагога


1. Является ли аттестация стрессом?

Стресс обычно вызывается кратковременными и долговременными стрессорами. К кратковременным относятся неудачи, отвлечения внимания, страхи, боли, дефицит времени; к долговременным – конфликтные ситуации, сражения, долговременная изоляция, опасная работа, длительные нервно-психические перегрузки.

Наряду со стрессогенными факторами, общими для всех людей, в деятельности педагога присутствует ряд профессиональных стресс-факторов: ответственность, необходимость являться объектом оценивания и наблюдения, необходимость постоянно подтверждать свою компетентность, а также временное непостоянство деятельности. Последний фактор нужно выделить специально не только потому, что он связан с яркой отличительной особенностью педагогической деятельности, но и потому, что его действие с годами усиливается, если педагог не вырабатывает свою индивидуальную стратегию поведения. Суть временного непостоянства деятельности заключается в том, что педагог должен в определенный день недели, в определенное время быть готовым (т.е. внутренне настроенным) к контакту с определенной аудиторией (все творческие объединения разные), к раскрытию, объяснению определенной темы. Хорошо известно, что именно регулярность в работе, определенный режим дня способствуют снижению утомляемости за счет привыкания к ритму смены труда и отдыха. В деятельности педагога присутствует и содержательное непостоянство: во время одного занятия нужно быть настроенным на одну тему, во время другого – на совершенно другую, причем темы заданы извне и могут не соответствовать внутренней логике размышления педагога. Учитель – специалист, который не только трансформирует и передает чужое знание детям, но и сам создает новое знание. Для многих, если не для всех педагогов аттестация также является стрессовым фактором.

Практическое упражнение:

Психолог: «Уважаемые коллеги! Я предлагаю каждому из вас проанализировать, что для вас сейчас, в предаттестационный период, является стрессовыми факторами. Для этого вы каждый индивидуально, на своем листе бумаги выпишите в порядке убывания все стрессовые факторы, которые оказывают влияние на вашу профессиональную деятельность. Постарайтесь уложиться в 10 минут».

Педагоги выписывают все стрессовые факторы, важные для них, ранжируют их по порядку значимости.

Обсуждение результатов желающих.

Подведение итогов: какие стрессовые факторы являются общими для большинства, какие – сугубо индивидуальны.

Особо подчеркнуть то, как все (или почти все) педагоги воспринимают аттестацию.


^ 3. Составление психологического портрета педагога

Психогеометрический тест


Взгляните на следующие фигуры:




Выберите из них ту, в отношении которой можете сказать: "Это — я!" Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас.


Запишите ее название под номером 1.


Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения (запишите их названия под соответствующими номерами).


Итак, самый трудный этап закончен.


Какую бы фигуру вы ни поместили на первое место — это ваша основная фигура, или субъективная форма. Она дает возможность определить ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения.


Остальные четыре фигуры — это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию вашего поведения.


Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которой будет представлять для вас наибольшие трудности.


Однако может оказаться, что ни одна фигура вам полностью не подходит. Тогда вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм.


Краткие психологические характеристики соответствующих форм личности:


КВАДРАТ


Если вашей основной фигурой оказался квадрат, то вы — неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, — вот основные качества истинных Квадратов. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Все сведения, которыми они располагают, систематизированы и разложены по полочкам. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.


Если вы выбрали для себя квадрат — фигуру линейную, то, вероятнее всего, вы относитесь к «левополушарным» мыслителям, т. е. к тем, кто перерабатывает данные в последовательном формате: а-б-в-г... Они скорее «вычисляют результат», чем догадываются о нем. Они чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям, любят раз и навсегда заведенный порядок. Их идеал — распланированная, предсказуемая жизнь, и им не по душе изменение привычного хода событий. Они постоянно «упорядочивают», организуют людей и вещи вокруг себя.


Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать хорошими специалистами — техниками, отличными администраторами, но редко бывают хорошими менеджерами. Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в уточняющей информации для принятия решений лишает Квадрата оперативности. Аккуратность, соблюдение правил и т. п. могут развиться до парализующей крайности. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость, консерватизм в оценках мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадраты неэффективно действуют в аморфной ситуации.


ТРЕУГОЛЬНИК

Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника — способность концентрироваться на главной цели. Они — энергичные, сильные личности. Треугольники, как и их родственники Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются «левополушарными» мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуации. Однако в противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредоточиваются на главном, на сути проблемы. Их сильная прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного в данных условиях решения проблемы.


Треугольник — это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Потребность быть правым и потребность управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Треугольники с большим трудом признают свои ошибки! Можно сказать, что они видят то, что хотят видеть, не любят менять свои решения, часто категоричны, не признают возражений. К счастью (для них и окружающих), Треугольники быстро и успешно учатся (впитывают полезную информацию как губка), правда, только тому, что соответствует их прагматической ориентации, способствует (с их точки зрения) достижению главной цели.


Треугольники честолюбивы. Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то Треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря — сделать карьеру. Из Треугольников получаются отличные менеджеры. Главное отрицательное качество Треугольников: сильный эгоцентризм, направленность на себя. На пути к вершинам власти они не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя... Может быть, без них жизнь потеряла бы свою остроту.


ПРЯМОУГОЛЬНИК


Эта фигура символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут «носить» остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. Причины «прямоугольного» состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно — значимость изменений для определенного человека.


Основным психическим состоянием Прямоугольников является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанность в проблемах и неопределенность в отношении себя на данный момент времени. Наиболее характерные черты — непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Они имеют, как правило, низкую самооценку. Стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стили жизни. Быстрые, крутые и непредсказуемые изменения в поведении Прямоугольника обычно смущают и настораживают других людей, и они сознательно могут уклоняться от контактов с «человеком без стержня».


Прямоугольникам же общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода. Однако у Прямоугольника обнаруживаются и позитивные качества, привлекающие к нему окружающих: любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и... смелость! В данный период они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Правда, оборотной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость. Поэтому Прямоугольниками легко манипулировать. «Прямоугольность» — всего лишь стадия. Она пройдет!


КРУГ


Круг — это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован прежде всего в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга — люди. Круг — самая доброжелательная из пяти форм. Он чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу. Круги — лучшие коммуникаторы прежде всего потому, что они лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией — способностью сопереживать. Круги великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика.


Круги «болеют» за свой коллектив и популярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса. Во-первых, Круги направлены скорее на людей, чем на дело. Пытаясь сохранить мир, они иногда избегают занимать «твердую» позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжкого, чем вступать в межличностный конфликт. Они любой ценой стремятся его избежать. Иногда — в ущерб делу. Во-вторых, Круги вообще не отличаются решительностью, часто не могут подать себя должным образом. Треугольники, как правило, легко берут над ними верх. Однако Круги не слишком беспокоятся, в чьих руках находятся власть. В одном Круги проявляют завидную твердость — если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.


Круг — нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с кругом, скорее относятся к «правополушарным» мыслителям.


«Правополушарное» мышление — более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем анализирующее. Поэтому переработка информации у Кругов осуществляется не в последовательном формате, а скорее мозаично, прорывами с пропусками отдельных звеньев. Это не означает, что Круги не в ладах с логикой. Просто формализм у них не получает приоритета в решении жизненных проблем. Главные черты в их мышлении — ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т.д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения.


Можно сказать, что Круг — прирожденный психолог. Однако часто он слабый организатор — ему не хватает «левополушарных» навыков своих «линейных братьев» — Треугольника и Квадрата.


ЗИГЗАГ


Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если вы твердо выбрали зигзаг в качестве основной формы, то вы, скорее всего, истинный «правополушарный» мыслитель, инакомыслящий.


Вам, как и вашему ближайшему родственнику Кругу, только еще в большей степени, свойственны образность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Строгая, последовательная дедукция — это не ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки от «а» к «я», поэтому многим «левополушарным» трудно понять Зигзагов.


«Правополушарное» мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство.


Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего является синтетический стиль. В отличие от Кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот — заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, «снимается». Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, «открывая глаза» другим.


Зигзаги просто не могут трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. В работе им требуется независимость от других и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Тогда Зигзаг «оживает» и начинает выполнять свое основное назначение — генерировать новые идеи и методы работы.


Зигзаги — идеалисты, отсюда берут начало такие их черты, как непрактичность, наивность.


Зигзаг — самый возбудимый из пяти фигур. Они несдержанны, очень экспрессивны, что, наряду с их эксцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же они не сильны в проработке конкретных деталей и не слишком настойчивы в доведении дела до конца ( так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).


^ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МИЦО

Каждый из нас выделяет для себя то главное, к чему он хотел бы стремиться. Это и определенные цели, которых необходимо добиться, и вполне конкретные качества личности, которые нужно использовать для их достижения (т.е средства). Именно уникальная система ценностных ориентаций, состоящая из ценностей-целей и ценностей-средств определяет деятельность и поведение личности в целом .


Инструкция. Вам предлагается внимательно прочитать список 1 , затем проранжировать ценности-цели в порядке значимости для себя (т.е. отметить то, что Вы ставите для себя на 1-е место, на 2-е и т.д). То же самое необходимо сделать со списком 2, который содержит ценности-средства (или качества личности). После этого вы получите свой ценностно-ориентационный портрет.

Список 1


Ранг (№ )

ц е н н о с т и - ц е л и




Активная, деятельная жизнь.




Жизненная мудрость (зрелость суждений, достигаемая жизненным опытом).




Здоровье (физическое и психологическое).




Интересная работа.




Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве).




Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).




Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).




Наличие хороших и верных друзей.




Хорошая обстановка в стране, в обществе, сохранение мира между народами.




Общественное признание (уважение окружающих, коллектива).




Познание (возможность расширения своего образования, кругозора).




Равенство (братство, равные возможности для всех).




Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках.




Свобода как независимость в поступках и действиях.




Счастливая семейная жизнь.




Творчество (возможность творческой деятельности).




Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий).




Удовольствие (жизнь, полная удовольствий, развлечений).



Список 2


Ранг (№ )

ц е н н о с т и - с р е д с т в а




Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке свои вещи).




Воспитанность (хорошие манеры, вежливость).




Высокие запросы (высокие притязания).




Жизнерадостность (чувство юмора).




Исполнительность (дисциплинированность).




Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно).




Непримиримость к недостаткам в себе и других.




Образованность (широта знаний, высокая общая культура ).




Ответственность (чувство долга, умение держать слово).




Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать решения).




Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина).




Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов.




Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями).




Терпимость к взглядам и мнениям других (умение прощать).




Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, вкусы, привычки).




Честность (правдивость, искренность).




Эффективность в делах (трудолюбие, умение достигать результата).




Чуткость (заботливость).



^ Ценностно-ориентационный портрет


Ф.И.О.___________________________________________________________________дата__________

1 список:

Главное в моей жизни – 1 и 2, если, конечно, будут 3 и 4. 5 и 6 украшают мою жизнь, и, конечно, очень важно 7, хотя оно и не самое главное. Что касается 8, 9 и 10, то это было бы очень желательно, однако это не всем удается. 11, 12, 13, 14, 15 и 16 может даже и не быть в моей жизни. Но в чем я совершенно уверен, так это в том, что люди, живущие ради 17 и 18, мне не интересны. Делать из этого цель своей жизни просто недостойно.

2 список:

Всего в жизни я добьюсь при помощи 1 и 2, но, конечно, мои 3 и 4 будут мне помогать. Несомненно, 5 и 6 сделают меня более успешным и 7 пригодится. Что касается 8, 9 и 10, то таким быть не всем удается – я не буду особо об этом переживать. 11, 12, 13, 14, 15 и 16 – такие качества я могу уважать в других, но сам таким я вряд ли буду. А вот людей с 17 и 18 качествами я вовсе не признаю.


^ Если Вы верно проранжировали все цели и средства, то портрет должен быть верным!


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Повышение уверенности в себе


Психолог: « Мне хотелось бы поделиться с вами упражнением, которое поможет вам в трудную минуту сохранить и приумножить вашу уверенность в своих силах.

Сядьте поудобнее, закройте глаза. Представьте, что Вы – цветок. Какой Вы цветок? Высокий, ветвистый или маленький? Яркий или еле заметный? Есть ли у Вас шипы, колючки? Где Вы растете – в саду, в поле, на лугу, в лесу? Что вокруг Вас? Кто за Вами ухаживает? Или Вы растете сами по себе? Какой у Вас аромат – сильный, терпкий или сладкий, а может, слабый, еле заметный? Ощутите Ваши листья, стебель, корни. Почувствуйте, как вы пьете живительный сок из матушки-земли. Остановите свое внимание на этом – как живительные силы вместе с соком входят в Вас, наполняют Вас силой, уверенностью, упругостью, гибкостью. Ваш стебель гибкий и сильный, цветок – красивый, уверенный, распустившийся, корни уходят глубоко в землю и с радостью пьют соки и силу. Побудьте в этом состоянии столько, сколько Вам захочется. А теперь откройте глаза, попытайтесь как можно дольше сохранить это ощущение силы и уверенности».


  1. ^ Методы восстановления эмоционального равновесия


Психолог: «Вторая часть нашей встречи будет посвящена знакомству со способами восстановления эмоционального равновесия. Для начала я предлагаю каждому из вас высказаться, как вы преодолеваете свое негативное состояние».

^ Педагоги рассказывают.

Психолог: «Некоторые из способов вы назвали. Давайте рассмотрим их подробнее, а также познакомимся с теми, которые вы не используете или просто забыли назвать».

Чаще всего в качестве приема саморегуляции мы используем переключение на занятия любимым делом, чтением, прослушиванием музыки, посещение кино, театра и т.п. Каждому из нас не помешает иметь какое-либо хобби, которое открывает путь положительным эмоциям. Чем сильнее увлечение, тем сильнее его антистрессовая роль.

Аналогичную роль играют детективы, вестерны, увеселительные, пусть даже неглубокие и наивные, книги и кинокартины. Человеку уставшему, раздраженному или расстроенному довольно часто хочется посмотреть именно такой «легкий» фильм или же почитать книгу, в которой не затрагиваются сложные вопросы, требующие напряженной работы мысли. Так что совсем неплохо иметь в своей библиотеке увлекательные детективы, которые способны отвлечь.


^ 1. Очень эффективна в переключении и разрядке отрицательных эмоций музыка

Целебное действие музыки используется для лечения ряда функциональных заболевание нервной системы. Музыкотерапия известна с древних времен – ещё философы и лекари древности (Сенека, Гален, Авиценна) указывали на пользу музыки при депрессии, страхе, гневе и считали, что она как бы открывает клапан в душе, переполненной страданиями. Исследования, проведенные в последние десятилетия, показали, что под воздействием музыки может изменяться кровообращение, работа внутренних органов и эндокринных желез, регистрируются изменения на электрокардиограмме, электроэнцефаллограмме. У человека, слушающего волнующую, возбуждающую музыку, пульс и давление могут стать как у спортсмена после кросса.

Приобщение к миру музыки, как полагают, повышает жизненную стойкость. Для того, чтобы музыка помогла избавиться от послестрессовых переживаний, необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Прежде всего, она должна соответствовать настроению и вкусу.

  2. Музыка должна быть оптимальна по громкости. При подавленном настроении более эффективна тихая мелодичная музыка, при возбуждении, наоборот, достаточно громкая, с подчеркнутым ритмом.

  3. Особенно сильное целебное воздействие на психику оказывает активная музыкотерапия, когда человек сам играет (или поет) ту мелодию, которую требует его настроение.

Мелодии с успокаивающим эффектом:

  • Колыбельные

Мелодии с переключающими и тонизирующими воздействиями:

  • И. Брамс. Венгерские танцы

Психолог: «Давайте прослушаем одну из успокаивающих и одну из тонизирующих мелодий».

Обмен впечатлениями от прослушивания.

^ 2. Общение с близким человеком

Ещё одним из способов успокоения является общение с близким человеком, когда можно излить душу, переключиться на интересную тему, совместно отыскать путь к благополучному разрешению конфликта или хотя бы снижению его значимости. Велика целебная сила общения с собственными детьми. Стоит поиграть с жизнерадостным, смешным малышом, как сразу оттаивает ожесточившаяся душа, наступает и расслабление, и облегчение.

^ 3. Успокоительные средства

К сожалению, многие люди после эмоциональных стрессов пытаются решить свои проблемы с помощью успокоительных средств или алкоголя.

Нередко хорошо восстанавливает эмоциональное равновесие сон. Во время глубокого сна человек как бы отрешается от мучивших его мыслей, неприятных эмоций. Проснувшись, он, конечно же, будет помнить о событиях минувшего дня, уже нейтрализовалась основная доля гормонов стресса, отдохнули и внутренние органы. На таком фоне уже можно более логично обдумать ситуацию.

Самым мощным успокаивающим средством является время. Оно приглушает обиды, заживляет душевные раны.

^ 4. Физическая нагрузка

Самый естественный и потому очень эффективный метод устранения послестрессовых отрицательных эмоций – интенсивная до усталости мышечная нагрузка. Но она должна быть посильной и сопровождаться положительными эмоциями. В этом смысле хороши игровые виды спорта – теннис, городки, волейбол. Хорошо успокаивает и плавание.

Смена привычной обстановки во время хотя бы небольшого путешествия, общение с природой – также хорошие методы восстановления равновесия.

^ 5. Физиологическое переключение

В ряде случаем полезным для успокоения может оказаться физиологическое переключение. Его суть в следующем. У человека пять органов чувств. Доминанта, возникающая в результате мощной импульсации, способна переключить человека с отрицательных эмоций на положительные. Чем больше органов чувств работают, тем сильнее переключение и разрядка. Во время еды, например, работают три органа чувств: вкус, зрение, обоняние.

^ 6. Успокоение силой логики

Основные цели логических приемов успокоения – найти выход из сложившейся ситуации, снизить её значимость. В случаях, когда нет возможности устранить причину плохого настроения, надо призвать на помощь логику.

Полезно знать и приемы снижения значимости произошедшего события. Первый из них можно охарактеризовать словом «зато». Суть его – уметь извлечь пользу из неудачи. «Я опоздал на автобус, зато подышу свежим воздухом».

Далеко не лучший, но распространенный способ – найти оправдание своему поведению в данной ситуации.

Более благородный прием – найти оправдание поведению другой стороны.

^ 7. Вытеснение положительными эмоциями.

Отрицательные эмоции могут вытесняться положительными эмоциями при воспоминании приятных событий.

Стоит всплыть первому яркому образу, как один за другим начинают появляться и другие. Можно представить искрящееся улыбкой лицо своего ребенка или другого близкого человека.

Подчас наиболее эффективным оказывается сравнение собственных невзгод с чужим, ещё большим, горем.

  1. ^ Аутотренинг и дыхательные упражнения

Аутотренинг – методика особого самовнушения на фоне максимального мышечного расслабления.

Освоить АТ может любой человек, но лучше она дается тем, кто может вызывать в сознании яркие, живые образы и кто преодолеет недоверие к этому методу.

Овладение основами АТ требует систематических занятий в течение 2-4 месяцев. В период освоения следует заниматься 3 раза в день: утром, как только проснулись (10 минут), днем, во время обеденного перерыва (5 минут), вечером, перед сном (10 минут). Нужно последовательно овладеть шестью формулами внушения: «правая рука тяжелая», «правая рука теплая», «сердце бьется ровно и спокойно», «дыхание спокойное и ровное», «солнечное сплетение излучает тепло», «лоб приятно прохладен». На овладение каждой формулировкой затрачивается примерно 2 недели.

Практическое упражнение: Кто желает, может этим заняться дома. А сегодня мы попробуем овладеть одной формулой «правая рука тяжелая».

Надо стараться ярко, образно представить то, что должно ощутиться: вот рука наливается свинцовой тяжестью, которая сосредотачивается в кисти и распирает её, вот она ощущает дуновение теплой струи воздуха, тепло все усиливается, сердце блаженно отдыхает, легкие с наслаждением вдыхают чистый, ароматный воздух. Формулы следует произносить на выдохе. Как только внимание сконцентрируется на нужной области, уточняющие слова можно не говорить, например, вместо всей формулы «моя правая рука тяжелая» достаточно повторять слово «тяжелая» (6-12 раз).

Сделать упражнение. Закончить формулой, снимающей внушенную тяжесть (перед сном не произносить). «Руки напрячь. Согнуть. Дышат глубоко. Открыть глаза. Расслабить руки»

Обсудить с педагогами ощущения. Насколько тяжело или легко давалось упражнение.

^ Дыхательные упражнения

Их успокоительный эффект объясняется тем, что отвлекается внимание за счет вдохов-выдохов, улучшается снабжение кислородом всех органов, в особенности, головного мозга, лучше утилизируются выделившиеся в кровь гормоны стресса.

Практическое упражнение:

Психолог: Давайте попробуем выполнить одно дыхательное упражнение, направленное на успокоение.

Ритм дыхательных упражнений может быть таким: на счет 1-2 глубокий вдох, на счет 3-4-5-6 глубокий выдох. И так 6-8 раз.

После выполнения – обмен впечатлениями.

Заканчивая наш разговор, следует подчеркнуть, что в послестрессовом периоде важно привести в действие все основные рычаги успокоения.


^ 9. Поэтому хорошо, если заранее отработаны методики эмоционального восстановления.

Вот некоторые из них (педагоги по желанию записывают):

  1. При накопившихся за время рабочего дня отрицательных эмоциях.

Физкультура + дыхательные упражнения (20-30 минут), душ (5 минут), прослушивание музыки

( 15-20 минут), общение с близким человеком; успокоение силой логики.

  1. При назойливых неприятных мыслях, плохом настроении:

Физкультура (20 минут), душ (15-20 минут), употребление любимых фруктов, блюд; игра на музыкальном инструменте или прослушивание музыки (30 минут), чтение детективной или приключенческой литературы (час-полтора), общение с любимым человеком.

  1. При служебном конфликте.

Дыхательные упражнения; подняться пешком несколько раз на 3-5 этаж (или любая другая посильная физическая нагрузка); декламация стихотворения про себя (5 минут); успокоение силой логики.


Психолог: «Дорогие коллеги! Наша встреча подходит к концу. Я надеюсь, знания и умения, приобретенные на нашем занятии, помогут вам спокойно и уверенно пройти аттестацию и обогатят вас новым жизненным опытом. Я желаю вам успехов!»