velikol.ru
1

Чертежные инструменты, материалы и принадлежности.

Организация рабочего места

Инструменты для выполнения чертежей. Что необходимо будет для выполнения чертежей в школе?

Готовальня. Готовальня — это комплект чертежных инструментов, уложенных в футляр. Обычно в готовальню входят круговой и разметочный циркули, рейсфедер для работы тушью, удлинитель к круговому циркулю и другие инструменты.

Циркули. Из наконечника графитовый выступать на 5...7 мм. Концы иглы и пишущего стержня при работе циркулем, как и концы игл разметочного циркуля, располагают на одном уровне.

Рейсшина. Во время работы поперечную планку рейсшины прижимают к левой кромке чертежной доски. С помощью рейсшины проводят горизонтальные и наклонные линии.

Чертежные угольники. Вместе с линейкой или рейсшиной чертежные угольники применяют для проведения перпендикулярных и параллельных линий и построения некоторых углов.

^ Чертежные материалы и принадлежности. К чертежным материалам и принадлежностям относят бумагу, карандаши, резинки, кнопки.

Чертежная бумага. Для черчения используют плотную белую нелинованную бумагу.

Карандаши. Для выполнения графических работ необходимы карандаши марки Т (твердые), М (мягкие) и ТМ или НВ, СТ (средней твердости). Чем больше число, стоящее рядом с буквой, тем тверже или мягче этот карандаш. Его сначала затачивают острым перочинным ножом или в специальной точилке. После этого стержень заостряют с помощью шлифовальной шкурки — твердый на конус, а мягкий в виде лопаточки.

Все чертежные инструменты и материалы надо держать чистыми и исправными, от этого зависит качество выполнения чертежа.

^ Форматы. Основная надпись чертежа.


Форматы. Чертежи и другие конструкторские документы промышленности и строительства выполняют на листах определенных размеров.

Для экономного расходования бумаги, удобства хранения чертежей и пользования ими стандарт устанавливает определенные форматы листов, которые обводят тонкой линией. Используется формат, размеры сторон которого 297X210 мм. Его обозначают А4.

Каждый чертеж должен иметь рамку, которая ограничивает его поле Линии рамки — сплошные толстые основные. Их проводят сверху, справа и снизу на расстоянии 5 мм от внешней рамки, выполняемой сплошной тонкой линией, по которой обрезают листы. С левой стороны — на расстоянии 20 мм от нее. Эту полоску оставляют для подшивки чертежей.

Основная надпись. На чертежах в правом нижнем углу располагают основную надпись. Форму, размеры и содержание ее устанавливает стандарт. На учебных чертежах выполняют основную надпись в виде прямоугольника со сторонами 22X145 мм.

Производственные чертежи, выполняемые на листах формата А4, располагают только вертикально, а основную надпись на них — только вдоль короткой стороны. На чертежах других форматов основную надпись можно располагать и вдоль длинной, и вдоль короткой стороны.

В виде исключения на учебных чертежах формата А4 основную надпись разрешено располагать как вдоль длинной, так и вдоль короткой стороны листа.

Прежде чем начинать выполнение чертежа, лист прикладывают к чертежной доске. Для этого прикрепляют его одной кнопкой, например, в левом верхнем углу. Затем на доску кладут рейсшину и располагают верхний край листа параллельно ее кромке, прижав лист бумаги к доске.


Линии.

При выполнении чертежей применяют линии различной толщины и начертания. Каждая из них имеет свое назначение.

Для того чтобы изображение было всем понятно, государственный стандарт устанавливает начертание линий и указывает их основное назначение для всех чертежей промышленности и строительства. На уроках технического и обслуживающего труда вы уже применяли различные линии.

  1. Сплошная толстая основная линия. Такую линию применяют для изображения видимых контуров предметов, рамки и граф основной надписи чертежа. Ее толщину (5) выбирают в пределах от 0,5 до 1,4 мм в зависимости от величины и
    сложности изображений, от формата чертежа.

  2. Штриховая линия. Она применяется для изображения невидимых контуров предмета.

Штриховая линия состоит из отдельных штрихов (черточек) приблизительно одинаковой длины. Длину каждого штриха выбирают от 2 до 8 мм в зависимости от величины изображения. Расстояние между штрихами в линии должно быть от 1 до 2 мм, но приблизительно одина-ковое на всем чертеже. Толщина штриховой линии берется от 5/з до 5/1.

3. Штрихпунктирная тонкая линия. Если изображение симметрично, то на нем проводят ось симметрии. Для этой цели используют штрихпунктирную тонкую линию. Эта линия делит изображение на две одинаковые части.Она состоит из длинных тонких штрихов (длина их выбирается от 5 до 30 мм) и точек между ними. Вместо точек допускается чертить коротенькие штрихи - протяжки длиной 1 —2 мм. Расстояние между длинными штрихами от 3 до 5 мм.

Штрихпунктирную тонкую линию используют и для указания осей вращения, центра дуг окружностей (центровые линии). При этом положение центра должно определяться пересечением штрихов.

Концы осевых и центровых линии должны выступать за контуры изображения предмета, но не более чем на 5 мм.

4. Сплошная тонкая линия.

Она используется для проведения выносных и размерных линий

5. Штрихпунктирная с двумя точками тонкая линия. При построении разверток используют штрихпунктирную с двумя точками тонкую линию для указания линии сгиба. Такими линиями показаны места, по которым надо согнуть материал для приведенного на рисунке изделия.

6. Сплошная волнистая линия. Ее используют в основном как линию обрыва в тех случаях, когда изображение дано
на чертеже не полностью.

Следует отметить, что толщина линий одного и того же типа должна быть одинакова для всех изображений на данном чертеже.


Масштабы.


В практике приходится выполнять изображения очень крупных деталей, например деталей самолета, корабля, автомашины, и очень мелких — деталей часового механизма, некоторых приборов и др. Изображения крупных деталей могут не поместиться на листах стандартного формата. Мелкие детали, которые еле заметны невооруженным глазом, невозможно вычертить в натуральную величину имеющимися чертежными инструментами. Поэтому при вычерчивании изображения больших деталей уменьшают, а малых увеличивают по сравнению с действительными размерами.

Масштаб — это отношение линейных размеров изображения предмета к действительным. Масштабы изображений и их обозначение на чертежах устанавливает стандарт.

Масштаб уменьшения—1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10 и др.

Натуральная величина—1:1.

Масштаб увеличения—2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1 и др.

Наиболее желателен масштаб 1:1. В этом случае при выпол­нении изображения не нужно пересчитывать размеры.

Масштабы записывают так: М1:1; М1:2; М5:1 и т. д. Если масштаб указывают на чертеже в специально предназначенной для этого графе основной надписи, то перед обозначением масштаба букву М не пишут.

Следует помнить, что, в каком бы масштабе ни выполнялось изображение, размеры на чертеже наносят действительные, т. е. те, которые должна иметь деталь в натуре.

Угловые размеры при уменьшении или увеличении изображения не изменяются.


Проецирование

Общие сведения о проецировании. Изображения предметов на чертежах в соответствии с правилами государственного стандарта выполняют по способу (методу) прямоугольного проецирования. Проецированием называют процесс построения проекции предмета. Как получаются проекции? Рассмотрим такой пример:

Возьмем в пространстве произвольную точку ^ А и какую-нибудь плоскость Н. Проведем через точку А прямую так, чтобы она пересекала плоскость Н в некоторой точке а. Тогда точка а будет проекцией точки А. Плоскость, на которой получается проекция, называется плоскостью проекций. Прямую Аа называют проецирующим лучом. С его помощью точка А проецируется на плоскость Н. Указанным способом могут быть построены проекции всех точек любой пространственной фигуры.

Следовательно, чтобы построить проекцию какой-либо фигуры на плоскости, необходимо через точки этой фигуры провести воображаемые проецирующие лучи до их пересечения с плоскостью. Проекции всех точек фигуры образуют проекцию заданной фигуры. Рассмотрим получение проекции какой-нибудь геометрической фигуры, например треугольника.

Точки, взятые на предмете обозначают прописными буквами, а их проекции — строчными. Проекцией точки ^ А на получение проекций заданную плоскость Н будет точка а, точки как результат пересечения проецирующего луча Ла с плоскостью проекций. Проекциями точек В и С будут точки Ь и с. Соединив на плоскости точки а, Ь и с отрезками прямых, получим фигуру аЬс, которая и будет проекцией заданной фигуры ЛВС.

Представление о проекции можно получить, рассматривая тени пред- метов. Слово «проекция» латинское. В переводе на русский язык оно означает «бросать (отбрасывать) вперед».

Примерами проекций являются также фотографические снимки, кинокадры и др.


^ Центральное и параллельное проецирование.

Проецирующие лучи, с помощью которых строится проекция предмета, исходят из одной точки. Такое проецирование называется центральным. Точка, из которой исходят лучи, называется центром проецирования. Полученная при этом проекция называется центральной.

Центральную проекцию часто называют перспективой. Примерами центральной проекции являются фотоснимки и кинокадры, тени, отброшенные от предмета лучами электрической лампочки, и др. Центральные проекции применяют в рисовании с натуры.

Если проецирующие лучи параллельны друг другу то проецирование называется параллельным, а полученная проекция — параллельной. Примером параллельной проекции можно считать условно солнечные тени предметов.

Строить изображение предмета в параллельной проекции проще, чем в центральной. В черчении такие проекции используются в качестве наглядных изображений.

При параллельном проецировании все лучи падают на плоскость проекций под одинаковым углом. Если это любой острый угол, то проецирование называется косоугольным.

В том случае, когда проецирующие лучи, перпендикулярны плоскости проекций, т. е. составляют с ней угол 90°, проецирование называют прямоугольным. Полученная при этом проекция называется прямоугольной.

Прямоугольное проецирование является основным.


^ Прямоугольное проецирование

Проецирование на одну плоскость проекций. Пусть необходимо построить прямоугольную проекцию предмета. Выберем вертикальную плоскость проекций (обозначив ее буквой V). Такую плоскость, расположенную перед зрителем, называют фронтальной (от французского слова «фронталь», что означает «лицом к зрителю»). Будем теперь строить проекцию предмета на эту плоскость, рассматривая предмет спереди. Для этого мысленно проведем через некоторые точки, например вершины предмета и точки отверстия, проецирую­щие лучи, перпендикулярные к плоскости проекций V. Отметим точки пересечения их с плоскостью и соединим прямыми, а точки окружности — кривой линией. Мы получим проекцию предмета на плоскости.

Заметьте, что предмет был расположен перед плоскостью проекций так, что две его поверхности оказались параллельными этой плоскости и спроецировались без искажения. По полученной проекции мы сможем судить лишь о двух измерениях предмета в данном случае — высоте и ширине и о диаметре отверстия.

А какова толщина предмета? Пользуясь полученной проекцией, мы этого сказать не можем. Значит, одна проекция не выявляет третьего измерения предмета. Чтобы по такому изобра­жению можно было полностью судить о форме детали, его иногда дополняют указанием толщины детали. Так поступают, если предмет несложной формы, не имеет выступов, впадин и пр., т. е. его условно можно считать плоским.


^ Проецирование на несколько плоскостей проекций. Одна проекция не всегда однозначно определяет геометрическую форму предмета.

Все эти недостатки можно устранить, если построить не одну, а две прямоугольные проекции предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости: фронтальную и горизонтальную (ее обозначают буквой Н).

Чтобы получить проекцию на фронтальной плоскости V, предмет рассматривают спереди, а на горизонтальной плоскости ^ Н — сверху. Проекцию на плоскости V называют фронтальной, на плоскости Н горизонтальной.

Профильная плоскость проекций вертикальная. В пересечении с плоскостью ^ Н она образует ось у, а с плоскостью V — ось г.

Для получения чертежа предмета плоскость W поворачивают на 90° вправо, а плоскость Н — на 90° вниз. Полученный таким образом чертеж содержит три прямоугольные проекции предмета: фронтальную, горизонтальную и профильную. Оси проекций и проецирующие лучи на чертеже здесь также не показывают.

Профильную проекцию располагают в проекционной связи с фронтальной, справа от нее на одной высоте.

Чертеж, состоящий из нескольких прямоугольных проекций, называют чертежом в системе прямоугольных проекций. В зависимости от сложности геометрической формы предмета он может быть представлен одной, двумя и более проекциями.

Способ прямоугольного проецирования на взаимно перпендикулярные плоскости был разработан французским ученым-геометром Гаспаром Монжем в конце XVIII в. Поэтому такой способ часто называют способом (методом) Монжа. Г. Монж положил начало развитию науки об изображении предметов — начертательной геометрии. Начертательная геометрия является теоретической основой черчения.


^ Фронтальные диметрические проекции окружностей.

Если на аксонометрическом изображении хотят некоторые элементы, например окружности, сохранить неискаженными, то применяют фронтальную диметрическую проекцию. Построение фронтальной диметрической проекции детали с цилиндрическим отверстием выполняют так:

  1. Пользуясь осями х, у, г, строят тонкими линиями очертания внешней формы детали.

  2. Находят центр отверстия на передней грани. Через него параллельно оси у проводят ось отверстия и откладывают на ней половину толщины детали. Получают центр отверстия, расположенный на задней грани.

  3. Из полученных точек как из центров проводят окружности,
    диаметр которых равен диаметру отверстия.

  4. Удаляют лишние линии и обводят видимый контур детали.

^ Изометрические проекции окружностей.

Изометрической проекцией окружности является кривая, которая называется эллипсом. Эллипсы строить трудно. В практике черчения вместо них часто строят овалы. Овал — замкнутая кривая, очерченная дугами окружностей. Овал удобно строить, вписывая в ромб, который является изометрической проекцией квадрата.

Построение овала, вписанного в ромб, выполняют в такой последовательности:

Вначале строят ромб со стороной, равной диаметру изображаемой окружности Для этого через точку ^ О проводят изометрические оси х и у. На них от точки О откладывают отрезки, равные радиусу изображаемой окружности. Через точки проводят прямые, параллельные осям; получают ромб.

Большая ось овала располагается на большой диагонали ромба.

После этого вписывают в ромб овал. Для этого из вершин тупых углов описывают дуги.

Моделирование — это процесс изготовления по чертежу модели какого-либо предмета. Прежде чем приступить к моделированию, необходимо приготовить материал: картон, проволоку.

Для изготовления модели из картона сначала вырежьте ее заготовку. Размеры заготовки определите по изображению детали.

Наметьте (очертите) вырезы. Обрежьте их по очерченному контуру. Удалите вырезанные части и изогните по чертежу модель. Чтобы картон после изгибания не распрямлялся, в месте изгиба прочертите с внешней стороны линии каким-нибудь острым предметом.

Проволоку для моделирования необходимо использовать мягкую, произвольной длины.


^ Построение аксонометрических проекций

Положение осей. Построение начинают с проведения аксонометрических осей х, у и г. Оси фронтальной диметрической проекции располагают, ось х — горизонтально, ось z — вертикально, ось у — под углом 45° к горизонтальной линии.

Угол 45° можно построить при помощи чертежного угольника с углами 45, 45 и 90°. Ось у проводят с наклоном влево или вправо.

Во фронтальной диметрической проекции по осям х и г (и параллельно им) откладывают натуральные размеры, по оси у (и параллельно ей) — сокращенные в два раза.

Положение осей изометрической проекции: оси х и у располагают под углом 30° к горизонтальной линии (120° между осями). Их тоже удобно проводить при помощи угольника. Но в этом случае угольник берут с углами 30, 60 и 90°.

При построении изометрической проекции по осям х> у> z и параллельно им откладывают натуральные размеры предмета.

Оно применяется при выполнении технических рисунков. Чтобы получить угол 45°, ось проводят по диагоналям клеток.


^ Аксонометрические проекции плоских фигур.


Построение начинают с проведения аксонометрических осей х и у. Вдоль оси х откладывают отрезок равный стороне фигуры, вдоль оси у : отрезка для фронтальной диметрической проекции и отрезок для изометрической проекции. Проводят отрезки, параллельные отложениям. (Пример - квадрат, треугольник, шестиугольник)


^ Аксонометриченские проекции плоскогранных предметов.


Проводят оси. Строят переднюю грань детали, откладывая действительные размеры: высоту - вдоль оси z , ширину - вдоль оси х. Из вершин полученной фигуры проводят ребра параллельно оси у. Вдоль них откладывают толщину детали: для фронтально диметрической проекции - сокращенной в два раза; для изометрической - действительную. Через полученные точки проводят отрезки прямых, параллельные ребрам передней грани. Удаляют лишние линии. Обводят видимый контур, наносят размеры.


^ Деление окружности на равные части.


Многие детали имеют равномерно расположенные по окружности элементы, например отверстия, спицы и т. д. Поэтому возникает необходимость делить окружности на равные части.

Деление окружности на четыре равные части. Чтобы разделить окружность на четыре равные части, нужно провести два взаимно перпендикулярных диаметра.

Деление окружности на восемь равных частей. Чтобы разделить окружность на восемь равных частей, достаточно провести две пары диаметров, т. е. объединить оба случая построения квадрата. Одну пару взаимно перпендикулярных диаметров строят по линейке и катету, другую — по гипотенузе угольника.

Деление окружности на три равные части. Поставив опорную ножку циркуля в конце диаметра, описывают дугу радиусом, равным радиусу окружности. Получают первое и второе деление. Третье деление находится на противоположном конце диаметра.

Ту же задачу можно решить с помощью линейки и угольника с углами 30, 60 и 90 . Для этого устанавливают угольник большим катетом параллельно вертикальному диаметру. Вдоль гипотенузы из точки (конца диаметра) про­водят хорду, получают второе деление. Повернув угольник и проведя вторую хорду, получают третье деление.

Соединив точки отрезком прямой, получают равносторонний треугольник.

Деление окружности на шесть равных частей. Раствор циркуля устанавливают равным радиусу окружности, так как сторона шестиугольника равна радиусу описанной окружности. Из противоположных концов одного из диаметров окружности описывают дуги. Точки делят окружность на равные части. Соединив их отрезками прямых, получают правильный шестиугольник.

Ту же задачу можно выполнить при помощи линейки и угольника с углами 30 и 60°.

Деление окружности на пять равных частей. Пятой части окружности соответствует центральный угол в 72° (360°: 5 = 72°). Этот угол можно построить при помощи транспортира.


Сопряжения.


Плавный переход одной линии в другую называют сопряжением.

Для построения сопряжений надо найти центры, из которых проводят дуги, т. е. центры сопряжений. Надо найти также точки, в которых одна линия переходит в другую, т. е. точки сопряжений.

Таким образом, для построения любого сопряжения надо найти центр сопряжения, точки сопряжений, знать радиус сопряжения.

При построении сопряжений следует иметь в виду, что переход от прямой к окружности будет плавным в том случае, если прямая касается окружности. Точка сопряжения лежит на радиусе, перпендикулярном данной прямой.

Переход от одной окружности к другой будет плавным, если окружности касаются. Точка сопряжения находится на прямой, соединяющей их центры.

Сопряжение двух прямых дугой заданного радиуса. Даны прямые, составляющие прямой, острый и тупой углы и величина радиуса дуги сопряжения. Требуется построить сопряжение этих прямых дугой заданного радиуса.

Для всех трех случаев применяют общий способ построения.

1. Находят точку О — центр сопряжения. Он должен лежать на расстоянии R от заданных прямых. Очевидно такому условию удовлетворяет точка пересечения двух прямых, расположенных параллельно заданным на расстоянии R от них.

2. Находят точки сопряжения. Для этого проводят перпендикуляры из центра сопряжения к заданным прямым. Полученные точки являются точками сопряжения.

3. Поставив опорную ножку циркуля в центр сопряжения, проводят дугу радиуса R между точками сопряжений.


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Сатинская средняя общеобразовательная школа

Петровский филиал


Программа элективного курса


Чертёжное дело


Программа составлена

учителем Карнюхиной Т.Н.

2009-10 уч.год