velikol.ru
1

Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка


На начальном этапе обучения иностранному языку обязательно включаю в урок зарядку с использованием стихотворений или песен. Музыка, слова и движения оказывают воздействие на чувства и сознание детей, помогают им снять напряжение, подготовиться к дальнейшей работе. Некоторые примеры зарядок, используемых на уроках, приводятся ниже:

A Funny Bunny

Here's a bunny

(raise two fingers)

With ears so funny

And here's a hole in the ground.

(make hole with fingers of other hand)

At the first sound she hears

She pricks up her ears

(straighten fingers)

And pops right into the ground put into hole)


Dinosaurs

Dinosaurs lived long ago.

Some were walked,

Some swam,

Some flew you know.

Some were big,

Some were small

Some were very tall!

Body

I'll touch my chin,

My cheek,

My chair.

I'll touch my head,

My heels,

My hair.

I'll touch my knees,

My neck,

My nose.

Then I'll dip down

and touch my toes.


Gymnastics

Stand up high,

Spread your arms wide,

Fly like the birdies fly,

Bend down low

Touch your toes,

Waddle like the old duck goes.

Также проводим зарядку для глаз:

Look left, right

Look up, look down

Look around.

Look at your nose

Look at that rose

Close your eyes

Open, wink and smile.

Your eyes are happy again.


При знакомстве с новым лексическим материалом, при совершенствовании лексического навыка используются упражнения с движениями, например, при изучении глаголов движения ученики изображают названные действия: jump, swim, run, play snowballs, ski и др.

Одна из форм релаксации – исполнение песен. В содержании песен может присутствовать призыв к занятию спортом (например, Sports for everybody), к правильному питанию (Eat fruits, stay healthy!), могут быть указаны способы саморегуляции (If you want to be happy…). При исполнении песни учащимся можно предложить инсценировку сюжета песни или просто потанцевать. Песня повышает интерес к изучаемому предмету, развивает музыкальный слух, память, повышает эмоциональный настрой. Очень часто на старших ступенях обучения увлечение накоплением лексического запаса ведет к неправильностям в артикуляции звуков. Опыт моей работы показывает, что и на старшем и на начальном этапах обучения учащиеся с увлечением работают над произношением, повторяют звуки, если они представлены в рифмовках и скороговорках. Данный вид работы я применяю на разных этапах урока, он служит своеобразной разрядкой для детей.

При изучении иностранного языка использую также игры, которые вызывают положительные эмоции, способствуют снятию напряжения (например, Hide the toy (прячется игрушка, водящий следуя голосу играющих, рассказывающих стихотворение, должен ее найти, Colours, Apple (при изучении и повторении счета), Lemon, Pancake and Toast (по команде водящего дети изображают предметы по одному, в парах и по три человека) и др. На уроке можно также разыгрывать небольшие рассказы, сценки, ситуации.

При прохождении темы «Ориентирование в городе» в качестве упражнения на совершенствование лексического навыка по данной теме предлагаю детям игру «12 notes» (как правило, записки спрятаны во дворе школы).

Очень часто для решения ряда коммуникативных задач ученикам разрешается ходить по классу, задавать вопросы одноклассникам, осуществлять поиск необходимой информации.

Традиционным стало написание диктантов, когда ученики по очереди выступают в роли диктующего. Текст диктанта из 5-7 предложений приклеивается на внешнюю сторону двери класса, ученик выходит за дверь, запоминает либо целое предложение, либо его часть, затем возвращается в класс и диктует его своим одноклассникам.

Кроме того, на уроках используются приемы саморегуляции. Включается запись, состоящая из тихой и спокойной музыки и лексического материала по изучаемой теме, например, «Ориентирование в городе», «В магазине» и др. Ученикам предлагается принять удобную позу, отрегулировать дыхание, расслабиться и следовать инструкциям диктора.

Для снятия напряжения можно использовать также смешные истории. Например, при прохождении темы «Путешествие в прошлое» мы обращаемся к истории про разбойников, сидящих у костра, построенной по принципу повторяемости (краткое содержание истории: ночью было холодно и темно. Бандиты сидели у костра, затем они попросили рассказать одного из бандитов какую-нибудь историю. Рассказчик посмотрел в глаза бандита и начал: ночью было темно и холодно. Бандиты сидели у костра … и т.д.).

Для формирования представления о здоровом образе жизни и привлечению учеников к занятию спортом и правильному питанию в учебно-методических комплектах по иностранному языку представлено большое количество тем: «Правильное питание», «Спорт для каждого», «Здоровье и экология», «Естественная медицина», «Роль сна в твоей жизни» и т.д. В Рамках данных тем ученики читают соответствующие тексты, слушают аудиозаписи, разыгрывают сценки, учат стихотворения, песни, выполняют творческие задания (пишут стихи, песни, придумывают слоганы), выполняют проектные задания.

При прохождении других тем можно использовать связи с темой здоровье, например, при изучении темы «Телевидение и кино» возможно обсуждение проблемы «Влияние телевидения на здоровье человека», при изучении грамматического материала “Предложения с If” ученикам можно предложить закончить такие предложения:

If you want to be fit …, If you eat a lot of sweets …, If you don’t eat vegetables …и др.

В школьные дни здоровья или дни борьбы с курением проводим тесты «Все ли ты знаешь о курении?», «Скажи мне, что ты ешь …», «Какой ты телезритель?» и другие личностные тесты. Ученики читают и выполняют тесты соответственно на немецком или английском языках, знакомятся с интерпретацией результатов, затем мы обсуждаем, со всеми ли своими характеристиками согласны ученики.