velikol.ru
1






Я открываю глаза: новое утро, новый день. Что он принесет, этот день? Что-то во мне говорит: иди, и каждый шаг твой будет очередным отрезком дороги, которую ты сам для себя мостишь.

Я встал. И я стою высоко над собой. Мне многое видно с высоты самого себя. Что же подо мной? Я сам, пережитый, повторенный. Чтобы идти дальше, я не могу повторить себя, не вернуться в себя. В себе прошлом мне спокойно готовиться к себе будущему. Я всматриваюсь в знакомую обстановку и в который раз открываю в привычных вещах новый смысл.

И сегодня я знаю ответ на вопрос моих учеников: интересно ли из года в год объяснять и делать одно и тоже. Да, интересно!

Ведь повторять себя – не просто воспроизводить забытое, но, воспроизводя, творить.

Учитель, его мастерство, напрямую связаны с учениками. Когда чувствуешь отдачу от них, на душе радостно, и стараешься заинтересовать их на каждом следующем уроке, чтобы эта ниточка взаимного творчества не порвалась, чтобы отдача была еще большей. А ведь одинаковых учеников не бывает! И если все мои усилия оказываются иногда напрасными, бывает очень обидно. Зато как радуют учителя успехи его учеников!

Прочитать и запомнить какую-либо информацию можно в любом возрасте. Но осмысливать эту информацию, оценивать ее ребенка должен научить учитель. Я уверен, что детям нужны не только знания, умения и навыки, но и радость общения, познание нового, уверенность в себе. Главное в моей профессии, по-моему, заключается в умении увидеть в ребенке личность, дать ему возможность проявить свои человеческие качества, реализовать себя без боязни быть непонятым.

Развитие личности ученика средствами своего учебного предмета – важнейшая работа педагога. Главная цель деятельности школы, а значит и любого учителя, – познание окружающего мира: природы, вселенной. Такая цель успешно может решаться только в процессе активной педагогической деятельности: учитель – ученик или ученик учитель.

Мыслительная деятельность – это не стихийный процесс, он подчинен определенным законам и сродни педагогической деятельности.

Я считаю, что научить ребенка организовать свою мыслительную деятельность, управлять ею – одна из главных задач моей работы. Ведь умение мыслить само по себе быстро не приходит. Человек может прожить всю жизнь и не научиться правильно мыслить.

Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить. Физика – элемент общечеловеческой культуры, а человек – физический объект, сложная физическая система. Он живет в мире, описываемом законами физики. А не познанный физический, да и не только физический, мир, в котором мы живем и частью которого являемся так и остается непонятным, безразличным, а то и пугающим. И человеку неуютно в этом мире. И он отделяет себя от этого мира, т. е. от природы и равнодушен к ней. А равнодушие небезопасно как для человека, так и для окружающей его природы.

Современный человек в своих поступках, в овладении знаниями руководствуется прежде всего разумом. Но это не совершается без эмоций, а эмоции бывают разными: и положительными, и отрицательными. К.Д. Ушинский рекомендовал не сравнивать одного ученика с другим; ребенка можно сравнить только с самим собой. С тем, что у него было раньше, и с тем, что он может достигнуть в дальнейшем.

Это правило одно из основных в моей педагогической деятельности. На уроке я всегда стараюсь вызвать положительные эмоции, для меня важно, чтобы ученики верили в хороший результат, в необходимость получаемых знаний. Думаю, что мол вера в их возможности и способности, вера в каждого ученика позволяет им с удовольствием заниматься на уроках.

Создавая добрую атмосферу на занятиях, я верю, что мой труд не пропадет даром, что посеянное прорастет хорошими всходами. Нельзя воспитать полноценную личность не уделяя внимание ее нравственным качествам. Идя в ногу со временем, важную роль, среди предметов, которые я преподаю, отвожу гуманитаризации преподавания физики.

Под гуманитаризацией обучения своему предмету я понимаю насыщение содержания образования идеями, объектами, ценностями и проблемами, представляющими общечеловеческий интерес.

Я стремлюсь сделать обучение физики интересным для всех детей, эффективным и нешаблонным. Для этого необходимо подбирать к уроку материал, имеющий непосредственную связь с жизнью. Этого принципа придерживаюсь практически на каждом уроке. Я убежден: учащимся нужно на доступном уровне разъяснять сущность таких мыслительных процессов, как обобщение, аналогия, классификация, выявление причинно- следственных связей, давать им представления о том, что такое закон, гипотеза, модель, и, главное, учить осознанно применять эти знания.

Каждый год в сентябре мои глаза встречаются с любопытными, восторженными, настороженными, заинтересованными глазами моих учеников. В такие моменты, я забываю, что под ногами земля, мое сердце переполняется счастьем от этого общения; я непроизвольно возвращаюсь в свое детство и юность и вспоминаю своего Доброго Учителя Физики, Роменского Анатолия Филиповича, давшего мне путевку в жизнь, влюбленного в свой предмет и передавшего эту любовь мне, своему Ученику. И я буду счастлив, если смогу воспитать последователей своего дела, и спустя годы один из моих учеников назовет меня учителем с большой буквы.

Мы вместе с детьми проходим через победы и через поражения. И меня не тревожит, что мои ученики видят меня решительным и растерянным, сильным и слабым, умеющим и неумелым; видят счастливым и огорченным, сердитым, неудовлетворенным, но никогда ничего не скрывающим от них. Благодаря этому крепнет доверие и связь между учителем и учеником. И я счастлив оттого, что причастен к становлению человеческой души.