velikol.ru
1 2 ... 4 5




I. Общие положения


1.1. Настоящее Отраслевое региональное соглашение (далее – Соглашение) заключено на областном уровне в соответствии с законодательством Российской Федерации с целью определения согласованных позиций сторон по созданию необходимых трудовых и социально-экономических условий для работников и обеспечению стабильной и эффективной деятельности подведомственных образовательных учреждений, иных организаций, находящихся в ведении министерства образования Оренбургской области.

Соглашение является правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования и связанных с ними экономических отношений, а также определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работников образования и науки.

Соглашение обязательно к применению при заключении коллективных договоров в учреждениях (организациях) находящихся в ведении министерства образования Оренбургской области, трудовых договоров с работниками учреждений и при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также может использоваться при заключении территориальных отраслевых соглашений.

1.2. Сторонами Соглашения (далее – стороны) являются:

работники учреждений (организаций), подведомственных министерству образования Оренбургской области (далее – работники), в лице их полномочного представителя - Оренбургской областной общественной организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (далее – Региональная организация);

работодатели в лице их полномочного представителя - министерства образования Оренбургской области (далее Минобразование).

1.3. Соглашение распространяется на работников учреждений (организаций) и работодателей, подведомственных Минобразованию.

1.4. Стороны договорились о том, что:

1.4.1. Коллективные договоры учреждений (организаций) не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством и настоящим Соглашением.

В коллективном договоре учреждения (организации) с учетом особенностей его деятельности, финансовых возможностей могут предусматриваться дополнительные меры социальной поддержки, льготы, гарантии и преимущества для работников, более благоприятные условия труда по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами и настоящим Соглашением.

Минобразование и Региональная организация в установленном сторонами порядке осуществляют регистрацию и анализ коллективных договоров образовательных учреждений в целях контроля за состоянием и эффективностью договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования, а также обобщения опыта коллективно-договорного регулирования в сфере образования

1.4.2. В течение срока действия Соглашения стороны вправе вносить дополнения и изменения в него на основе взаимной договоренности. При наступлении условий, требующих дополнения или изменения настоящего Соглашения, заинтересованная сторона направляет другой стороне письменное уведомление о начале ведения переговоров в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением.

Принятые сторонами изменения и дополнения к Соглашению оформляются протоколом и соглашением, которые являются неотъемлемой частью Соглашения и доводятся до сведения работодателей, профсоюзных организаций и работников учреждений (организаций).

1.5. Стороны не вправе в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.

В случае реорганизации (изменения правового статуса) сторон Соглашения права и обязательства сторон по настоящему Соглашению переходят к их правопреемникам и сохраняются до заключения нового соглашения или внесения изменений и дополнений в настоящее Соглашение.

1.6. Минобразование доводит текст Соглашения и изменения к нему до подведомственных учреждений (организаций), Региональная организация – до местных и первичных профсоюзных организаций для его выполнения.

Текст Соглашения публикуется на сайте Минобразования http://www.minobr.orb.ru/ и сайте Региональной организации http://www.ed-union.ru/page.html?region=16&sid=0 в двухнедельный срок после его подписания.

1.7. Соглашение вступает в силу с момента подписания и действует по 31 декабря 2015 года.

Коллективные переговоры по разработке и заключению нового Соглашения должны быть начаты не позднее 01 октября 2015 года.

1.8. Соглашение открыто для присоединения к нему других работодателей.


^ II. Обязательства сторон Соглашения и их представителей


2.1. Руководствуясь основными принципами социального партнерства, осознавая ответственность за функционирование и развитие учреждений, и необходимость улучшения положения их работников Минобразование и Региональная организация договорились:

  1. Способствовать повышению качества образования в Российской Федерации, результативности деятельности образовательных учреждений, конкурентоспособности работников на рынке труда при реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы и приоритетных национальных проектов в сфере образования;

2.1.2. Участвовать в постоянно действующих органах социального партнерства.

2.1.3. Принимать участие в организации, подготовке и проведении конкурсов профессионального мастерства.

2.2. Минобразование:

2.2.1. Обеспечивает полное и своевременное финансирование учреждений (организаций) в соответствии с объемами бюджетных обязательств, утверждёнными законом о бюджете Оренбургской области. Осуществляет полное и своевременное финансовое обеспечение деятельности областных государственных учреждений (организаций) исходя из объема лимитов бюджетных обязательств областного бюджета, предусмотренных для областных казенных учреждений, а также размеров субсидий, предоставленных областным бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ).


2.2.2. Организует систематическую работу по повышению квалификации и переподготовке педагогических работников подведомственных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.2.3. При реализации функций государственного заказчика областных целевых программ предоставляет Региональной организации информацию о соответствующих областных целевых программах, затрагивающих социально-трудовые права работников и (или) влияющих на их социально-экономическое положение.

2.2.4. В соответствии с Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (организаций) обеспечивает участие представителей Региональной организации в работе аттестационной комиссии Минобразования для аттестации педагогических работников государственных, муниципальных образовательных учреждений (организаций) на первую и высшую квалификационные категории и с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.

2.2.5. Предоставляет Региональной организации по его запросам информацию о численности и составе работников, системе оплаты труда, размерах средней заработной платы по категориям персонала, в том числе основного персонала по видам экономической деятельности, средствах, централизуемых по образовательным учреждениям (организациям) для установления их руководителям выплат стимулирующего характера, а также средств, направляемых на премирование коллективов, и иных показателях заработной платы, объеме задолженности по выплате заработной платы, показателях по условиям и охране труда, планировании и проведении мероприятий по массовому сокращению численности (штатов) работников, принятых государственными органами решениях по финансовому обеспечению отдельных направлений в сфере деятельности Минобразования и другую необходимую информацию по социально-трудовым вопросам;

2.2.6. Предоставляет возможность представителям Региональной организации принимать участие в работе коллегии, совещаниях, межведомственных комиссиях и других мероприятиях.

2.2.7. Обеспечивает учет мнения Региональной организации при разработке и принятии нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые, экономические права и профессиональные интересы работников и обучающихся, прежде всего в области оплаты труда, социально-трудовых гарантий и стипендиального обеспечения.

2.2.8. Рекомендует образовательным учреждениям (организациям) обеспечивать учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при подготовке предложений по созданию автономного учреждения путем изменения типа существующего учреждения (организации).


2.3. Региональная организация:

2.3.1. Обеспечивает представительство и защиту социально–трудовых прав и интересов работников учреждений (организаций).

2.3.2. Оказывает членам Профсоюза и первичным профсоюзным организациям помощь в вопросах применения трудового законодательства, принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, заключения коллективных договоров, а также разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

2.3.3. Содействует повышению уровня жизни членов Профсоюза.

2.3.4. Использует возможности переговорного процесса с целью учета интересов сторон и предотвращения социальной напряженности в коллективах учреждений (организаций).

2.3.5. Содействует предотвращению в учреждениях (организациях) коллективных трудовых споров при выполнении обязательств, включенных в настоящее Соглашение и коллективные договоры.

2.3.6. Обращается в областные органы законодательной и исполнительной власти с предложениями о принятии законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам защиты экономических, социально-трудовых, профессиональных прав и интересов работников.

2.3.7. Проводит с участием Совета по правовой работе Региональной организации экспертизу проектов областных законов и других нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы работников, обучающихся (студентов), учреждений, анализирует практику применения трудового законодательства, законодательства в области образования.

2.3.8. Осуществляет контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

2.3.9. Проводит независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности жизни и здоровья работников учреждений (организаций).


III. Развитие социального партнерства и участие

профсоюзных органов в управлении учреждениями (организациями)


3.1. В целях развития социального партнёрства стороны обязуются:

3.1.1. Строить свои взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные настоящим Соглашением обязательства и договоренности.

3.1.2. Развивать и совершенствовать систему органов социального партнерства на региональном, местном и локальном уровнях.

3.1.3. Участвовать на равноправной основе в работе Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее – Комиссия), являющейся постоянно действующим органом социального партнерства на областном уровне, созданным для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта соглашения и его заключения, внесения изменений и дополнений в него, а также для осуществления текущего контроля за ходом выполнения Соглашения (не реже одного раза в полугодие).

3.1.4. Содействовать повышению эффективности заключаемых соглашений на местном уровне и коллективных договоров в учреждениях (организациях).

Осуществлять систематический мониторинг, обобщение опыта заключения местных отраслевых соглашений и коллективных договоров образовательных учреждений, подведомственных Минобразованию, а также контроль за состоянием и эффективностью договорного регулирования социально-трудовых отношений в отдельных муниципальных образованиях.

3.1.5. Способствовать формированию полномочных объединений работодателей в отрасли.

3.1.6. Проводить взаимные консультации (переговоры) по вопросам выполнения и текущего финансирования областных целевых программ в сфере образования, по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий социально-трудовых прав работников учреждений (организаций), совершенствования ведомственной нормативной правовой базы и по другим социально значимым вопросам.

3.1.7. Содействовать реализации принципа государственно-общественного управления образованием на областном уровне и в образовательных учреждениях.

Обеспечивать участие представителей другой стороны Соглашения в работе своих руководящих органов при рассмотрении вопросов, связанных с содержанием Соглашения и его выполнением; предоставлять другой стороне полную, достоверную и своевременную информацию о принимаемых решениях, затрагивающих социально-трудовые, экономические права и профессиональные интересы работников.

3.1.8. Содействовать осуществлению в учреждениях (организациях) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, установления либо изменения условий труда и иных социально-экономических условий по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом1.

3.1.9. Осуществлять урегулирование возникающих разногласий в ходе коллективных переговоров в порядке, установленном трудовым законодательством.

3.1.10. Принимать совместно меры по недопущению и незамедлительному устранению нарушений установленного федеральными законами порядка изменения типа существующих государственных и муниципальных учреждений на основе принципов добровольности и коллегиальности при принятии решений об изменении типа учреждения, подведомственного Минобразования.

3.1.11. Содействовать осуществлению в учреждениях (организациях) мероприятий по внесению изменений и дополнений в уставы учреждений в связи с изменением типа учреждения (организации) с обязательным участием первичных профсоюзных организаций, включая закрепление в уставе порядка принятия решения о назначении представителя работников автономного учреждения членом наблюдательного совета или досрочном прекращении его полномочий, предусматривающего включение представителя первичной профсоюзной организации (председателя профкома) в состав наблюдательного совета.

3.1.12. Содействовать осуществлению в учреждениях (организациях) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, установления либо изменения условий труда и иных социально-экономических условий по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом.

3.2. Минобразование обязуется:

3.2.1. В соответствии со статьей 35.1 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивать условия для участия представителей Региональной организации в разработке и (или) обсуждении проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы работников.

При подготовке проектов нормативных актов, затрагивающих права и интересы работников учреждений (организаций), обеспечить заблаговременное о них информирование Региональной организации структурными подразделениями Минобразования для учета мнения Региональной организации и положений настоящего Соглашения;

3.2.2. Обеспечивать право участия представителей выборного органа первичной профсоюзной организации в работе органов самоуправления образовательных учреждений (попечительский, наблюдательный, управляющий советы и др.), в том числе по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, затрагивающих интересы работников, а также относящихся к деятельности учреждения (организации) в целом.

3.3. Стороны согласились регулярно освещать в средствах массовой информации, в том числе в отраслевых и профсоюзных печатных изданиях, на официальных сайтах в Интернете промежуточные и итоговые результаты выполнения Соглашения.

3.4. Стороны в своих действиях при рассмотрении вопросов социально-экономического положения работников образования и науки учитывают положения Рекомендаций ЮНЕСКО/МОТ "О положении учителей" (в редакции 1996 года), Конвенции ЮНЕСКО о техническом и профессиональном образовании (в редакции 1989 года).

3.5. Стороны рекомендуют оформлять договоренности между обучающимися в образовательных учреждениях (организациях) профессионального образования и образовательными учреждениями (организациями) по вопросам обеспечения защиты их прав и интересов соглашениями, прилагаемыми к коллективным договорам образовательных учреждений (организаций).

3.6. Стороны считают приоритетными следующие направления в совместной деятельности по привлечению в отрасль молодых специалистов:

проведение работы с молодежью с целью закрепления их в организациях; содействие повышению их профессиональной квалификации и служебному росту;

развитие творческой активности молодежи;

обеспечение их правовой и социальной защищенности;

активизация и поддержка молодежного досуга, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

3.7. Минобразование и Региональная организация рекомендуют при заключении коллективных договоров и соглашений предусматривать разделы по защите социально-экономических и трудовых прав работников из числа молодых специалистов и обучающихся, содержащие в том числе положения по:

организации работы по формированию и обучению резерва из числа молодых специалистов на руководящие должности;

закреплению наставников за работниками из числа молодых специалистов в первый год их работы в образовательных учреждениях, установлению наставникам доплаты за работу с ними на условиях, определяемых коллективными договорами;

осуществлению повышения квалификации для женщин в течение первого года работы после их выхода из отпуска по уходу за ребенком;

закреплению мер социальной поддержки работников из числа молодых специалистов, впервые поступивших на работу, установление им надбавок к заработной плате, единовременной выплаты при поступлении впервые на работу на условиях, предусмотренных трудовым договором, коллективным договором или локальными нормативными актами.


^ IV. Трудовые отношения


4.1. Стороны при регулировании трудовых отношений исходят из того, что:

4.1.1. Трудовой договор с работниками учреждений (организаций) заключается на неопределенный срок в письменной форме.

Срочный трудовой договор может заключаться по инициативе работодателя либо работника только в случаях, предусмотренных ст. 59 ТК РФ либо иными федеральными законами, если трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения.

4.1.2. Содержание трудового договора, порядок его заключения, изменения и расторжения определяются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Стороны трудового договора определяют его условия с учетом положений соответствующих нормативных правовых актов, настоящего Соглашения, других соглашений, коллективного договора, устава и иных локальных актов учреждения (организации).

4.1.3. Работодатели обеспечивают заключение (оформление) с работниками трудовых договоров, которые предусматривают такие обязательные условия оплаты труда, как:

размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, конкретно установленный за исполнение работником трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы);

размеры выплат компенсационного характера (при выполнении работ с тяжелыми вредными и (или) опасными, иными особыми условиями труда, в условиях, отклоняющихся от нормальных условий труда, и др.);

размеры выплат стимулирующего характера либо условия для их установления со ссылкой на локальный нормативный акт, регулирующий порядок осуществления выплат стимулирующего характера, если их размеры зависят от установленных в учреждении (организации) показателей и критериев;

4.1.4. Работодатели обеспечивают своевременное уведомление работников в письменной форме о предстоящих изменениях обязательных условий трудового договора (в том числе об изменениях размера тарифной ставки, оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, размеров иных выплат, устанавливаемых работникам) не позднее чем за два месяца до их введения, а также своевременное заключение дополнительных соглашений об изменении условий трудового договора.

Условия трудового договора, снижающие уровень прав и гарантий работника, установленный трудовым законодательством, настоящим Соглашением, иными соглашениями и коллективным договором, являются недействительными и не могут применяться.

4.1.5. Работники образовательных учреждений (организаций) (структурных подразделений), реализующих общеобразовательные программы, образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального образования, а также дополнительные образовательные программы, включая руководителей и их заместителей, помимо работы, определенной трудовым договором, могут осуществлять в том же образовательном учреждении на условиях дополнительного соглашения к трудовому договору преподавательскую работу без занятия штатной должности в классах, группах, кружках, секциях, которая не считается совместительством.

Предоставление преподавательской работы указанным лицам, а также педагогическим, руководящим и иным работникам других образовательных учреждений (структурных подразделений), работникам предприятий, учреждений и организаций (включая работников органов, осуществляющих управление в сфере образования и учебно-методических кабинетов, центров) осуществляется с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и при условии, если учителя, преподаватели, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, обеспечены преподавательской работой по своей специальности в объеме не менее чем на ставку заработной платы;

4.1.6. Работодатели обязаны в сфере трудовых отношений:

до подписания трудового договора с работником ознакомить его под роспись с уставом организации, правилами внутреннего трудового распорядка, Соглашением, коллективным договором, а также иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника;

руководствоваться Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих, в том числе квалификационные характеристики должностей работников образования, здравоохранения и культуры, в которых предусматриваются должностные обязанности работников, требования к знаниям, профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимые для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.


4.2. Минобразование и Региональная организация рекомендуют предусматривать:

в коллективных договорах и трудовых договорах с работниками выплату выходного пособия в размере не менее среднего месячного заработка в случае прекращения трудового договора по основанию, предусмотренному пунктом 7 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с отказом работника от продолжения работы в силу изменений определенных сторонами условий трудового договора;

в коллективных договорах преимущественное право оставления на работе при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников, совмещающих работу с обучением в образовательных учреждениях профессионального образования, независимо от того, за чей счет они обучаются.



следующая страница >>