velikol.ru
1 2 ... 14 15

Муниципальное образовательное учреждение

Сарафоновская средняя общеобразовательная школа


«Утверждаю» Рассмотрено и принято

Директор школы на расширенном педагогическом совете

«____»_______________2011г. «____»_______________2011г.


________________Е.Е.Сухов


Основная образовательная программа

начального общего образования

на период 2011 – 2015 гг.


2011г.


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Тип и вид ОУ

Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) и на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования.

Муниципальное образовательное учреждение Сарафоновская средняя общеобразовательная школа ( в дальнейшем именуемое – Учреждение ) создано согласно постановлению Главы администрации Ярославского района от 15.03.1993 г. № 202

Тип Учреждения - общеобразовательное учреждение

Вид Учреждения – средняя общеобразовательная школа

Официальное полное наименование Учреждения: муниципальное образовательное учреждение Сарафоновская средняя общеобразовательная школа.

Сокращенное наименование Учреждения : МОУ Сарафоновская СОШ

Местонахождение Учреждения : 150508, Ярославская область, Ярославский район,

с. Сарафоново , д.55

МОУ Сарафоновская средняя общеобразовательная школа расположена в сельской местности Ярославского района, территория которой граничит с Дзержинским районом города Ярославля и Тутаевским районом Ярославской области. По соседству расположена МОУ Карачихская СОШ. Относительная удаленность от производственных, научных, культурных, политических центров города создает своеобразный микросоциум и делает актуальными не только обучающиеся, но и воспитательные действия педагогического коллектива.

МОУ Сарафоновская СОШ – адаптивная школа, основой деятельностью которой является положительная динамика развития, стабильность инновационных процессов, творческая активность педагогов.

Содержание образования в школе ориентировано на обучение, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных, возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей; образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей и интересов путем создания адаптивной педагогической системы.

Образовательная деятельность школы направлена на формирование общей культуры личности обучающихся на основе образовательных стандартов, их адаптации к жизни в обществе, создание основы для осознанного жизненного выбора, воспитание гражданственности, трудолюбия, патриотизма, уважения к правам и свободам человека.


  1. ^ Цели и задачи основной образовательной программы

Цель основной образовательной программы : создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия; для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребенка; для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой  через: побуждение и поддержку детских инициатив в культуросообразных видах деятельности, обучение навыкам общения и сотрудничества, поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора, формирование желания учиться и основ умения учиться - постоянно расширять границы своих возможностей.

Главная задача основной образовательной программы: помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в Жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких.

  1. Структура и содержание ООП.

Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит следующие разделы:

  • пояснительную записку;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  • базисный учебный план образовательного учреждения;

  • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов;

  • программу духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • программу коррекционной работы;

  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.


Содержание основной образовательной программы начального общего образования формируется с учётом социо- культурных особенностей и потребностей Ярославской области. Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план образовательного учреждения.

Содержание образования в школе ориентировано на обучение, воспитание и развитие обучающихся с учетом их индивидуальных, возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей; образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей и интересов.

Образовательная деятельность школы направлена на формирование общей культуры личности обучающихся на основе образовательных стандартов, их адаптации к жизни в обществе, создание основы для осознанного жизненного выбора, воспитание гражданственности, трудолюбия, патриотизма, уважения к правам и свободам человека.


Коллектив обучающихся смешанный, состоящий из детей разного уровня развития: обычных, одарённых, а также нуждающихся в коррекционно – развивающем обучении. В соответствии с этим школа использует:

  • обучение по методикам программы «Школа -2100»;

  • коррекционно – развивающее обучение в начальной и основной школах;

  • профильное и универсальное обучение в старшей школе.



В школе применяются 7 современных образовательных технологий:

1) элементы развивающего обучения по системам Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова;

2) XXI век;

3) программа «Школа -2100»;

4) исследовательские методы обучения;

5) проектные методы обучения;

6) здоровьесберегающие технологии;

7) развитие критического мышления через чтение и письмо.


^ 4. Условия реализации программы

и материально- техническое обеспечение УВП


Образовательный процесс реализуется по трём ступеням обучения:


  • I – начальная школа (1 - 4 классы)

  • II – основная школа (5 – 9 классы)

  • III – старшая школа (10 – 11 классы).


Средняя наполняемость классов начальной школы составляет 12 человек.

Обучение проводится в одну смену. Обучающиеся 1 класса занимаются в режиме пятидневной рабочей недели, обучающиеся 2-11 классов -шестидневной недели, нагрузка на школьников не превышает установленных санитарных норм. Продолжительность уроков во всех классах 45 минут, в 1-х классах – 35 минут , две перемены по 15 минут, остальные – по 10 минут.

МОУ Сарафоновская СОШ находится в стационарном здании, рассчитанном на 520 обучающихся, в помещении которого оборудованы 20 учебных кабинетов, спортивный, актовый, тренажерный залы, краеведческий комплекс - музей.

Водоснабжение, канализация, отопление здания – централизованные.

Медицинское обслуживание обучающихся обеспечивается МУЗ Ивняковская амбулатория в школьном медицинском кабинете, имеющем свою автономную процедурную.

Питание обучающихся осуществляется на базе школьной столовой на 120 посадочных мест и ЗАО «Соцпитание». Организованы горячие завтраки и обеды. Бесплатно питаются дети начальной школы, из малообеспеченных семей, ослабленные по состоянию здоровья. Пища йодированная и витаминизированная.

В первых классах ежедневно проводится динамический час. С 1 по 4 класс физкультминутки, минутки безопасности.

В последние годы большим успехом среди обучающихся и родителей пользуется успехом школьный оздоровительный лагерь. В летнее время 1 смена (40 человек).

Оборудование и оснащение учебных помещений, комплексное наполнение учебными и методическими пособиями, наличие технических средств обучения, дидактическое оснащение учебного процесса обеспечивают выполнение учебных программ.

В настоящее время в школе полностью оснащены в соответствии с требованиями новым оборудованием: кабинет информатики. Выход в Интернет есть со всех компьютеров.


Для реализации образовательной программы в начальной школе сегодня есть следующее оборудование:



ноутбук

1

видеоплеер

1

принтер

1

DVD-плеер

2

мультимедийный проектор

1

телевизоры

1

экран переносной на штативе

1

музыкальные центры

1

цифровой фотоаппарат

1

магнитофоны

1

видеокамера

1

музыкальные инструменты

2



Школа в основном обеспечена учебной литературой согласно учебным программам и количеству учащихся. Библиотечный фонд школы 11 864 томов: из них 3 679 учебники для учащихся по всем предметам.

Санитарные и гигиенические условия обеспечивают охрану здоровья обучающихся и работников школы.

Пригодность помещений и установленного оборудования в части соблюдения противопожарных норм подтверждается заключением отделения Госпожарнадзора.

Лицензия на образовательную деятельность выдана на 7 лет.

В школе имеется автоматизированная охранно – пожарная сигнализация. В августе 2010 года установлено новое заграждение вокруг территории школы.

В учреждении реализуется система работы с будущими первоклассниками. В школе ежегодно в течение июня функционирует школа раннего будущего первоклассника.

5. Адресность


Программа рассчитана на детей – жителей микрорайона Бекреневского сельского округа, большинство из которых проживает в благоустроенных квартирах. В школу приходят 90% обучающихся после посещения дошкольного учреждения. Большинство родителей обучающихся представляют в социальном плане рабочих – 80 %, служащих – 11 %, безработных 9 %. Родительский заказ весьма дифференцирован от полного отсутствия до требований высокого качества образования. В социальном плане школа содействует проектированию будущего различных социальных слоев: рабочих, бизнесменов, интеллигенции. В соответствии с общероссийскими тенденциями большая часть обучающихся имеет различные виды заболеваний, однако 80% обучающихся отнесены к основной группе занятий по физической культуре. Проблемные категории обучающихся составляют 5% всего контингента школьников. Каждый третий обучающийся школы из семей, среднедушевой доход которых не превышает прожиточного минимума.

Прием обучающихся в Образовательное учреждение осуществляется в соответствии с Порядком приема обучающихся в образовательные учреждения. В  первый   класс образовательного  учреждения принимаются дети 7-го года  жизни. Зачисление осуществляется  при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Зачисление детей в Образовательное учреждение проводится в соответствии с Порядком приема при наличии следующих документов:

  • заявления родителей (законных представителей);

  • копии свидетельства о рождении ребенка;

  • медицинской карты ребенка (сертификата о прививках)

Зачисление на обучение проводится в строгом соответствии с журналом регистрации и указанной в нем очередностью подачи заявлений в пределах запланированных мест.

дети, проживающие в непосредственной близости от ОУ в соответствии с пунктом 2.1.6.СанПиН


^ 6. Кадровый состав


Кадровый состав коллектива начальной школы стабильный, работоспособный. Большинство учителей имеют стаж работы от 10 лет и более. Все педагоги имеют профессиональное образование. Высшее образование имеют 80 % учителей школы.

Первую квалификационную категорию имеют 60%, вторую- 40% .

В школе работают учителя, владеющие компьютерными образовательными технологиями, они готовы участвовать в телекоммуникационных проектах, олимпиадах. Наличие выхода в Интернет даёт возможность нашей школе организовать разнообразную учебную и творческую деятельность, использовать международные информационные ресурсы.


^ 7. Особенности первой ступени общего образования.


Образовательная программа учитывает специфику начальной школы – особый этап в жизни ребенка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности.

  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными



^ 8. Стратегические характеристики УВП.


Для достижения стратегической цели основной образовательной программы необходимо соблюдать следующие принципы:


  • принцип управление развитием – организуя обучение детей особым образом , можно закономерно управлять темпами и содержанием их развития;




  • принцип «восхождения от абстрактного к конкретному» - введение детей в учебный предмет начинается с выделения исходного отношения, общего принципа построения предмета;




  • принцип исследования и поиска – знания не даются детям в готовом виде, существенные свойства изучаемого предмета они сами обнаруживают в процессе решения учебных задач;




  • принцип моделирования – общий способ дети ищут в предметно – практической деятельности , центральным учебным действием которой выступает моделирование , поскольку именно через модель получают выражение общие способы решения класса различных задач;




  • принцип соответствия содержания и формы – использование форм организации коллективно – распределительной деятельности соответствует этапу освоения учениками способов действия.


В школе активно применяются информационно-коммуникационные технологии.

Систематически проводятся уроки с использованием ИКТ по всем предметным областям, наблюдается стремление к внедрению компьютерных технологий в учебную и воспитательную работу через введение интегрированных курсов, факультативных занятий, психологический мониторинг, новые методы обучения и интеллектуального развития, формы продуктивной деятельности.

Компьютерное оборудование школы позволяет использовать современные технологии, накоплен определённый опыт обучения этим технологиям, применения их в преподавании различных предметов, школьном делопроизводстве.

Школа ведет работу по здоровьесберегающей методике Базарного. Цель данной методики - активизировать функциональное состояние организма детей, вернуть детям биологические предпосылки нормального развития.

Большое распространение в школе получила технология развития критического мышления через чтение и письмо. В основе которой не обучение , а формирование базовых качеств личности:

  • критическое мышление

  • рефлективность

  • мобильность

  • креативность

  • толерантность

  • ответственности личности за результат своей деятельности

Широко применяются учителями школы педагогические технологии на основе активизации деятельности учащихся:

  • игровые технологии

  • проблемное обучение

  • проектное обучение

  • личностно- ориентированное обучение.

Применение вышеуказанных технологий способствует эффективному накоплению каждым обучающимся своего собственного личного опыта, учит детей самостоятельно поиску информации.

С января 2011 года в начальной школе введен учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль « Основы православной культуры и светской этики» - новый предмет, включенный в ФГОС второго поколения.

Предмет знакомит обучающихся с историей страны, края, родного города. Воспитывает терпимость, порядочность, честность, уважение к взглядам и убеждениям своих граждан. Этот курс гармонично вписался в воспитательную систему школы.


^ 9. Планируемые результаты.


Целью реализации образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций , определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно- смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.


^ 10. Системно- деятельностный подход.


В основе реализации основной образовательной программы лежит системно -деятельностный подход. Условия для реализации системно – деятельностного подхода являются :

  • Отказ от репродуктивных методов и способов обучения;

  • Задачный принцип построения предметного содержания;

  • Организация самостоятельного и инициативно – поискового действия в образовательном процессе;

  • Широкое использование знаково – символических средств для решения учебных и практических задач;

  • Ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов как в учебной (урочной и внеурочной), так и во внеучебной деятельности;

  • Ритмичная организация образовательного процесса.


^ 11. Реализуемые программы


В основную образовательную программу включены программы :

  1. Отдельных учебных предметов

  2. Программа формирования универсальных учебных действий

  3. Программа духовно- нравственного развития

  4. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

  5. Программа коррекционной работы

  6. Программа работы с одарёнными детьми

  7. Программа внеурочной деятельности



^ 12. Социокультурные особенности микрорайона школы


Микрорайон школы обладает сетью учреждений образования и культуры: Детский сад № 26 « Ветерок» , Дом Культуры и спорта с. Сарафоново, библиотека, а также СПК « Молот» , отделение связи, МУЗ Ивняковкая амбулатория, сотрудничество с которыми позволяет формировать духовно-нравственные ценности человека. В основу этих ценностей заложено трудовое, гражданско-патриотическое, экологическое, спортивно-оздоровительное воспитание, эстетическое.

Применение методики музейной педагоги позволяет тесно сотрудничать с музеем « Космос», с художественным музеем г. Ярославля, музеем – усадьбой Н.И. Некрасова.

В школе создан краеведческий комплекс – музей , организована поисковая работа по собранию исторических материалов для него.

Основная цель этой работы в том, чтобы дать детям с самого раннего школьного возраста возможность обсуждать вечные вопросы человеческого бытия, приобретать первый опыт философствования. Этой цели подчинены частные задачи:

  • ввести детей в мир родной истории, традиций русской культуры;

  • развивать способность к творческому мышлению;

  • учить анализировать собственные поступки, соотносить с общечеловеческими ценностями и идеалами;

  • развивать умение находить как можно больше оттенков жизни, видеть плюсы и минусы явлений, поступков.


^ 13. Внеурочная деятельность.


Внеурочная деятельность является частью образовательного процесса .

Она организуется в таких формах, как экскурсии ( г. Ярославль, г. Москва, г. Кострома « Лосиная ферма», в музей области ), кружки ( «Туризм», « Единобрство», «Юннаты»,

« Юный музеевед», « Баскетбол») , круглые столы (Профилактика здорового образа жизни», ПДД), конференции ( научные предметные конференции, « Проектируем будущее» , диспуты ( на нравственные и эстетические темы), школьное научное общество (« Пилигрим») , олимпиады ( школьные, участите в муниципальных и областных олимпиадах), соревнования ( школьные, районные), поисковые и научные исследования по предметах гуманитарного , естественно- математического цикла), общественно полезный труд ( школьные экологические субботники, участие в поселковых субботниках и общественных мероприятиях).

Силами родителей организуются поездки и экскурсии, походы, классные часы. Во всех классах создан родительский комитет, который является главным помощником классного руководителя.


^ 14. Работа с одаренными детьми


Для развития потенциала обучающихся , прежде всего одаренных детей создан комплекс диагностических процедур и методов, направленных на раннее выявление и отслеживание развития одаренных детей в школе. Организовано непрерывное социально-педагогического сопровождение одаренных детей в школе. Ведется подготовка педагогических кадров к работе с одаренными детьми и внедрению нового опыта в практику работы школы.

В школе педколлективом проводится анализ обученности обучающихся ( по итогам четвертей). Обеспечивается выполнение учебного плана, школьного компонента и программ дополнительного образования. ( в течение года)

Разработаны памятки и рекомендации для учащихся по различным видам деятельности.

Организуются индивидуальных занятия с учащимися, имеющих высокую мотивацию к учению по предметам: математика, русский язык, биология, химия.

Проводится мониторинг изучения запросов родителей мотивированных учащихся с целью определения направлений совместной работы школы и родителей и их детей.

Обучающиеся обеспечиваются учебной литературой и электронными каталогам. В школе ведётся подготовка и проведение школьных Всероссийских предметных олимпиад, а также подготовка к участию в муниципальных и областных Всероссийских олимпиадах. Организована работа спортивных кружков , элективных курсов , факультативов для обучающихся с высокой мотивацией к учению.

Организуются интеллектуальные и творческие соревнования научно-технического творчества и проектно- исследовательской деятельности.

Организуется диагностика творческих способнос­тей на входе в школу, переходе с начальной ступени обучения на основную, с основной на старшую (тестирование). Адаптация детей к систематическому школьному обучению.

^ 15. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Для развития потенциала обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в школе разработана программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья организационные формы работы.

17. Документы ОУ регламентирующие осуществление образовательного процесса

МОУ Сарафоновская СОШ в своей деятельности руководствуется Законом Российской Федерации « Об образовании», Типовым Положением об общеобразовательном учреждении, Типовым положением о специальном ( коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, другими законодательными или

нормативными, правовыми актами Российской Федерации и Ярославской области, Уставом школы


^ 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы

начального общего образования


Пояснительная записка


Планируемые результаты освоения программ начального образования рассматриваем как мостик между требованиями стандарта и учебным процессом. В них аккумулируются все три группы результатов (предметные, надпредметные и личностные) применительно к процессу организации изучения того или иного учебного предмета.

Программа составлена на основе Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, Планируемые результаты освоения программ начального образования, программы: « Школа – 2100»

На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

• двух междисциплинарных программ — «Формирование универсальных учебных действий» и «Чтение. Работа с текстом»;

• программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Родной язык», «Литературное чтение», «Литературное чтение на родном языке», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура».


^ 2.1. Формирование универсальных

учебных действий

(личностные и метапредметные результаты)


В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные

действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

2.1.1. Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям

конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание

ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от

доконвенционального к конвенциональному уровню;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

• эмпатия как понимание чувств других людей и сопере_

живание им;

• установка на здоровый образ жизни;

• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

^ Выпускник получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.


2.1.2. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

• различать способ и результат действия;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

• выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

^ Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце

действия.


2.1.3. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

• строить сообщения в устной и письменной форме;

• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

• основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять синтез как составление целого из частей;

• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

• устанавливать аналогии;

• владеть рядом общих приёмов решения задач.

^ Выпускник получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

2.1.4. Коммуникативные универсальные учебные действия


Выпускник научится:

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнёра;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

^ Выпускник получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


^ 2.2. Чтение. Работа с текстом

(метапредметные результаты)


В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно - познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.


^ Выпускники получат возможность научиться:


  • самостоятельно организовывать поиск информации;

  • приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.



2.2.1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного


Выпускник научится:


• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

• определять тему и главную мысль текста;

• делить тексты на смысловые части, составлять план

текста;

• вычленять содержащиеся в тексте основные события и

устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два -три существенных признака;

понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение); понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

• понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;

• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.


^ Выпускник получит возможность научиться:

использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

работать с несколькими источниками информации;

сопоставлять информацию, полученную из нескольких

источников.


2.2.2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации


Выпускник научится:


• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать

простые связи, не высказанные в тексте напрямую;

• формулировать несложные выводы, основываясь на

тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях

текста информацию;

• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.


^ Выпускник получит возможность научиться:


делать выписки из прочитанных текстов с учётом

цели их дальнейшего использования;

составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.


2.2.3. Работа с текстом: оценка информации


Выпускник научится:

• высказывать оценочные суждения и свою точку зрения

о прочитанном тексте;

• оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информа-

ции и находить пути восполнения этих пробелов;

• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.


^ Выпускник получит возможность научиться:

сопоставлять различные точки зрения;

соотносить позицию автора с собственной точкой

зрения;

в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.


^ 2.3. Русский язык


2.3.1. Содержательная линия «Система языка»



следующая страница >>