velikol.ru
1

I. Лекция, сопровождающаяся презентационным материалом

Обновляющейся ныне школе требуется новые методы обучения, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся, способствовали бы их социализации. Одно из ведущих мест среди методов в арсенале мировой и педагогической практики принадлежит методу проектов. Дети учатся ориентироваться в ситуации неопределенности, принимать решения, планировать и распределять деятельность, адаптироваться в изменяющихся условиях.

Сегодня проектная деятельность учащихся всех классов - неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Уже в начальной школе дети вовлекаются в разработку, выполнение проектов. Конечно, чем младше дети, тем более «облегченный» вариант проекта деятельности им предлагается. Проекты могут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям, результатам и т.д.. Однако при всем их разнообразии в основе любого проекта лежит идея развития личности ребенка при максимальной самостоятельности его продуктивной деятельности.

^ Ведущие признаки в проектной технологии.

1. Програматическая направленность учебно - познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении личностно значимой и социально обусловленной проблемы.

2. Характер взаимодействия двух субъектов проектной деятельности ученика и учителя – принципиально иной по сравнению с традиционным обучением.


Действия учителя при реализации проектного метода можно характеризовать так:

* помогает ученику определить цель деятельности;

* рекомендует источники получения информации;

* раскрывает возможные формы деятельности;

* содействует прогнозированию результатов выполнение проекта;

* создает условия для активности школьника;

* является партнером;

* помогает ученику оценить полученный результат;


Действие ученика, выполняющего проект, можно обозначить так.

  • Определяет цель своей деятельности;

  • Открывает новые значения;

  • Экспериментирует

  • Выбирает пути решения возникающих проблем;

  • Несет ответственность за свою деятельность.

Проектная деятельность предлагает воспитание у школьников определенных качеств, учений и компетенций:

  1. Самостоятельность

  2. Инициативность

  3. Целеполагание

  4. Креативность

Умения и компетенции

  1. Исследовательские: генерировать идеи, выбирать лучшее решение

  2. Социального взаимодействия: сотрудничать в процессе учебной деятельности, Оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло

  3. Оценочные: оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других

  4. Информационные: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять какой информации недостает

  5. Презентационные: выступать перед аудиторией; проявлять артистические способности; отвечать на неожиданные вопросы: использовать различные средства наглядности.

  6. Рефлексивные: отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научится», находить свою роль в коллективном деле

  7. Управленческие: проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решения; распределять обязанности при выполнении коллективного проекта.

Возникает резонный вопрос: готовы ли школьники к такой деятельности? Достаточно ли развиты у них необходимые качества и умения? Конечно же нет! Однако формирование необходимых качеств и умений возникает только в процессе выполнения этой деятельности. Например, самостоятельность как качество личности не поможет развиваться без самостоятельной деятельности ученика.

Вовлекать учащихся в проектную деятельность необходимо как можно раньше. А при организации такой деятельности - подмечать проявление необходимых качеств и умений учащихся, культивироваться их, создавать условия для их развития.

^ Классификация проектов школьников.

Выделяются несколько видов проектов по различным основаниям:

  • По доминирующему виду деятельности ученика: практико - ориентированные (изготовление материального продукта, который можно использовать в жизни класса, школы, села, семьи, отдельного человека); исследовательские (выдвижение первоначальной гипотезы и проверка ее с помощью опроса, наблюдения, эксперимента); информационные (сбор, анализ и представление информации о каком – либо объекте, явлении в виде реферата, видеоролика, альбома, плаката); творческие (разработка альманахов, игр, сценариев, рисунков, выставок); ролевые (подготовка и разыгрывание спектаклей)

  • ^ По предметно – содержательной области: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, внепредметные.

  • По месту выполнения: на уроках в классе, после уроков в школе, домашние, смешанные.

  • По времени выполнения: мини – проекты, краткосрочные, длительные.

  • По числу учащихся: индивидуальные, групповые, классные.


Технология организации проектной деятельности

    1. Предварительная подготовка учителя.

Неотъемлемый атрибут метода проектов. Дело в том, что хорошо подготовленный и правильно реализуемый проект должен затронуть воображения как учителя, так и ученика. Поэтому он должен начаться с просмотра видеофильма, с экскурсии, беседы с приглашенными людьми и т.д.. Секрет успеха в том, чтобы связать проект с реальностью, когда учащихся осознают, что они имеют дело с «настоящими проблемами», уровень их мотивации к проектированию резко повышается.

Предварительная подготовка учителя включает поиск ответов на следующие вопросы:

  1. Какая проблема вызывает интерес у учащихся?

  2. Какова степень свободы школьников при принятии решения?

  3. Какие результаты можно ожидать? Какой получили продукт?

  4. Сколько времени потребуется для выполнения проекта?

  5. Какие знания потребуются для выполнения проекта и его реализации?

  6. Какие знания потребуются учащимся для выполнения проекта, каким умениям надо будет их научить?

  7. На каких этапах проекта сделать основной акцент?

В проектах рекомендуют широко использовать национально-региональную специфику (обычаи, традиции, декаративно - прикладное искусство, фольклор, детские игры и забавы, праздники народного календаря и др.)

При организации непосредственной проектной деятельности выделяется несколько этапов:

1. Выбор темы и задачи проекта

2. Выдвижение первоначальных идей

3. Выбор лучших идей

4. Планирование проектного задания

5. Непосредственное изготовление проекта

6. Оценка и его защита

Раскроем основные задачи учителя на каждом этапе организации проектной деятельности учащихся.

Этап I.

Выбор темы и задачи проекта.

Проект обычно учитывает потребности людей и общества и предполагает пути удовлетворения этих потребностей. Следовательно, задача на этом этапе выбора темы проекта – выявить потребности конкретных людей или отдельных групп. Приемы выявления потребностей: интервьюирование, маркетинговые исследовании. Для организации интервьюирования школьники составляют перечень вопросов (какой подарок вы хотели бы получить ко дню Победы? Как бы вы хотели украсить рабочее место?) и определяют объекты интервьюирования (пожилые люди, дети в возрасте до 6 лет, учащиеся, учителя, родители и т.д.)

В результате школьники формируют проектное задание.

Оно включает:

1. Название проекта

2. Его функции

3. Предполагаемый пользователь

4. Результат (продукт) проекта

На этом же этапе необходимо договориться о характере взаимодействия участников.

Этап II.

Выдвижение первоначальных идей.

Это важнейшая часть проектирования. Идея включает понимание цели и пути ее достижения. Причем нельзя навязывать учащимся свою идею, чем больше выдвигается идей, тем лучше. Под идеей понимается начальное размышление о том, как можно реализовать те или иные потребности людей. При обсуждении происходит свободное самовыражение учащихся, развивается их творчество, способность генерировать идеи. Этот этап удачно организуется на основе «мозгового штурма»

Этап III.

Выбор лучшей идеи.

На этом этапе выбирается одна идея из множества, которая и будет реализована в продукте проекта. Задача учителя- помочь школьникам отобрать и оценить выдвинутые идеи. Сделать это можно на основе требований, предъявляются к самому изделию. Наиболее существенные требования называются критериями. Задача учителя помочь учащимся в выборе системы критериев для оценки проекта. Лучше, если после небольшого разъяснения школьники общими усилиями самостоятельно создают свои систему критериев. Например, для оценки материального продукта можно использовать такую систему критериев.

1. Функциональность (какие функции должно выполнять изделие и насколько хорошо оно их выполняет)

2. внешний вид (как оно должно выглядеть, эстетические характеристики, примета)

3. материалы (какие материалы и отделка могут быть использованы, их доступность, легкость в обработке)

4. безопасность (безопасность при использовании)

5. Экономическая целесообразность (стоимость изделия - дорого, дешево, насколько целесообразно его изготавливать, может проще купить)

А для оценки исследовательского проекта можно использовать следующие критерии.

1. Реализованность проекта

2. Его конкретность и ясность

3. Оригинальность

Договорившись о системе критериев, школьники приступают к атрибуту лучшей идеи. Задача учителя – помочь оценить идею с помощью системы критериев. Для этого существует несколько приемов:

1. Качественная оценка идей:

Учащиеся пишет свои комментарии: за или против рядом с каждой идеей. Лучшей считается та идея, которая получила больше плюсов.

2. Синтезирование новой идеи посредством новой идеи, посредством комбинации лучших характеристик нескольких предыдущих идей. Это проще сделать, охватив одним взглядом.

3. Матрица принятия решения. Оценка идей производится в таблице. Учащиеся присваивает определенное количество баллов каждой идее по отношению критериям и заносятся в таблицу-матрицу. Каждая идея оценивается по пятибалльной шкале. Подсчитывается количество баллов, набранных каждой идеей по всем критериям, и выбирается, набравшая наибольшие число баллов.






Идея 1

Идея 2

Идея 3

Критерии










Критерии



































Этап IV.

Планирование проектного задания.

На этом этапе разрабатывается модель проекта с учетом результатов исследования, выбирается рациональная технология, составляется технологическая карта, экономическая оценка выполнения выполняемой работы. Чаще всего итогом этого этапа является технологическая карта проекта, где зафиксированы Следующие параметры:

1. необходимые ресурсы: временные, финансовые, трудовые, материальные, информационные.

2. Способы выполнения

3. План-график выполнения отдельных работ по изготовлению продукта.

Сведения о материальных ресурсах лучше записать в таблицу.




наименование

Кол-во

свойства

Где можно

достать

Стоимость

Отметка о наличии























Задача учителя - помочь учащимся как можно детальнее разработать технологическую карту проекта, распределить обязанности определить недостающие ресурсы.


Этап V.

Изготовление проекта.

Школьники приступают к индивидуальному или группового выполнению задуманного проекта. На этом этапе важно координировать их деятельность, поддерживать мотивацию, развивать рабочие контакты участников. Скорее всего, потребуется один или несколько промежуточных отчетов детей, консультация. На этом этапе важно обращать внимание школьников на технологическую карту и не допускать отклонений от задуманного. Школьники изготавливают продукт, составляют план, макет, схему, сценарий, оформляют отчет, в который включают: обоснование выбора темы, описание проекта и хода работы над ними.


Этап VI.

Оценка и защита проекта.

Проект оценивают не только по результатам практической работы. Не менее важно и то, как сами ребята оценивают работу, что получилась, а что нет чему научились в ходе проекта; что не удалось сделать; перспективы улучшения проекта. Задача учителя – сформировать группы рецензентов, подготовить проекты к публичной защите, организовать публичную защиту проектов.

На этом этапе происходит осмысление сделанного детьми, формируется их отношение к самостоятельной деятельности.


^ Практические советы учителю.

1. Помочь учащимся дать самооценку проекта. Для этого предложить учащимся ответить на такие вопросы:

1. Почему вы начали разрабатывать этот проект? На удовлетворение какой потребности людей он направлен?

2. Соответствует ли критериям выбранная вами идея?

3. Каково мнение людей, которые будут использовать ваш проект?

4. Как улучшить проект, каковы направления дальнейшего использования?

помочь учиться оценить процесс проектирования. Вопросы.

1. Правильно ли вы формировали задачу проекта?

2. Соответствовало ли ваше исследование поставленным целям?

3. Обосновали ли вы каждый из критериев?

4. Разнообразны ли были идеи? Учитывали ли вы местные условия?

5. Обосновывали ли вы свое решение при выборе идей?

6. Соответствовал ли результат проработки идеи тому проекту, который вы собирались выполнять?

7. Насколько хорошо вы спланировали и использовали время?

8. Что вы сделали по - другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект?

Помогите учащимся подготовить проект к представлению, к защите. как правило, защита проекта проводится в форме выставки тех изделий, которые ребята сделали. Выставка сопровождается выступлением школьников с рассказом о своем изделии.

Весьма важный вопрос – оценка проектов, которые должна носить стимулирующий характер. Не следует превращать проекты в соревнование.


Примерный перечень проектов:

1. Сувенир ко дню учителя

2. Кодекс чести школы

3. Школьное мини – предприятие

4. Открываем ресторан

5. Полезная вещь для дома

6. Национальная кухня

7. Украшение для нашего дома

8. Моя клумба

9. Витаминная грядка

10. Сколько пьет корова

11. Растения дружат и враждуют

12. Дизайн сельской усадьбы


    1. Практическая часть по разработке проектов (определение проблемы, темы, целей и задач, наметить ход реализации проекта и спрогнозировать результат, охарактеризовать проект по ведущим направлениям деятельности). Работа в творческих группах. Защита проектов.

    2. Обсуждение проектов, анализ положительных и отрицательных сторон.

    3. Принятие решения.



Педагогический совет на тему:


«Метод проекта


как метод обучения,


формирующий активную,

самостоятельную, инициативную


личность»