velikol.ru
1

"Лисичка - музыкальная сестричка"

Игровая музыкально - валеологическая НОД в средней группе.


Программные задачи: 
Учить слышать и различать жанры музыки, передавать их в движениях, ассоциировать характер музыки с образом (марш - зайка, лисичка - пляска, медведь - колыбельная), передавать содержание музыки движениями: шагать, спать, плясать 
Развивать песенную творческую фантазию, умение сочинять свою мелодию для музыкального приветствия. 
Совершенствовать умение петь хором, и индивидуально, передавая интонацией образ персонажа песни. 
Обогащать певческий репертуар народными песенками - потешками. 
Обогащать музыкальный опыт детей знаниями музыкальных инструментов, уметь их классифицировать по способу воспроизведения звука, развивать ритмический и динамический слух. 
Знать понятие "музыкант", "оркестр", " дуэт". 
Закреплять навыки выполнения музыкально - ритмических движений. 
Активизировать детей, развивать речь, слуховое внимание, музыкальную память. 
Формировать у детей сознательное стремление быть здоровыми. 
Обучать приемлемым способам выражения снятия негативных чувств и эмоций, снятия негативных настроений, восстановление сил, развитие умения сотрудничать, понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. 
Поддерживать интерес к музыкальной деятельности. 
^ Образовательные области

Задачи:

«Здоровье» - сохранение и укрепление физического здоровья детей;

«Физическая культура» - развивать двигательную активность детей;

«Познание» - расширять кругозор детей в области музыки;

«Музыка» - использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений.


Оборудование: костюм Лисы, дидактический набор музыкальных и шумовых инструментов " Коробушка - веселушка", мягкие игрушки котов, маски - шапочки. 
^ Ход занятия: 
Дети свободно входят в зал. К детям выходит музыкальный руководитель в роли Лисы и исполняет фрагмент песенки Лисички: 
- Я лисичка, я сестричка, я хожу неслышно. 
Рано утром по привычке на прогулку вышла. 
М.р: По тропинке я шла и куда же я пришла? В детский сад? 
Сколько вижу здесь ребят, и девчонок и мальчишек, 
Словно белочек, зайчишек. 
М.р: Я лисичка очень культурная и музыкальная. Поэтому хочу вас поприветствовать по - музыкальному. 
^ Песенное творчество: " Музыкальное приветствие" - сначала м.р. исполняет импровизационное приветствие, как пример, затем предлагает самим поздороваться с Лисичкой по - своему, по - музыкальному. 
^ Коммуникативная игра "Здравствуйте" слова и музыка М. Картушиной.
Здравствуйте, ладошки! - Вытягивают руки ,поворачивают ладонями вверх. 
Хлоп-хлоп-хлоп! - 3 хлопка.
Здравствуйте, ножки! - Пружинка. 
Топ-топ-топ! - Топают ногами. 
Здравствуйте, щёчки! - Гладят ладонями щёчки.
Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Пухленькие щёчки! - Круговые движения кулачками по щекам.
Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Здравствуйте, губки! - Качают головой вправо-влево.
Чмок-чмок-чмок! - 3 раза чмокают губами.
Здравствуйте, зубки! - Качают головой вправо-влево.
Щёлк-щёлк-щёлк! - 3 раза щёлкают зубками.
Здравствуй, мой носик! - Гладят нос ладонью.
Бип-бип-бип! ; - Нажимают на нос указательным пальцем.
Здравствуйте, гости! - Протягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Привет! - Машут рукой. 
М.р: Я по лесу гуляла и своих друзей - зверей искала. Вы их не видели? 
Чтобы их отыскать, надо загадки отгадать: 
- Он большой и косолапый и всегда сосет он лапу. 
Очень любит он реветь, отгадали, кто? ( Медведь) 
Дети отгадывают загадку, м.р достает из-за ширмы или из-за занавеси игрушку театра Конус медведя и устанавливает на полу. 
- Прыгает ловко и любит морковку. Кто это? (Заяц) 
Дети отгадывают загадку, м.р. достает также игрушку театра Конус зайца и устанавливает на полу на расстоянии от другой игрушки. 
- Очень рыжая краса, это рыжая+ (Лиса) 
Дети отгадывают загадку, м.р. достает игрушку театра Конус лису и ставит также на полу на расстоянии от других игрушек. 
М.р: Это мои друзья -зверюшки, музыкальные игрушки. Что любит делать медведь? Правильно, он любит спать. Значит, какую музыку он любит? 
(Дети называют "колыбельную".) А зайчишка любит по лесу шагать. Значит, какая музыка нужна зайчишке? (Дети называют "марш") А моя подружка лисичка любит танцевать. Значит, какая музыка нужна лисичке? (Дети называют "плясовую"). 
^ Игра " Что как звучит?" - если звучит колыбельная, дети идут к медведю, называют этот музыкальный жанр и показывают движениями, что надо делать под эту музыку. Таким же образом происходит со слушанием марша, и плясовой мелодии. Дети по вопросу м.р должны мотивировать, почему они пошли к тому или иному персонажу, почему они выполняют эти движения, называя определенный музыкальный жанр: марш, колыбельную, плясовую. 
^ Игра " Волшебное животное ". 
Дети становятся в тесный круг. 
М.р: Возьмитесь за руки. Мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох - делаем два шага вперед, на выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе". 
М.р: Мы шагали, мы плясали и немножечко устали. 
А теперь мы отдохнем, и гостей позовем. 
Дети проходят на приготовленные места у пианино.
М.р: Есть еще у меня 2 друга- усатых, и мохнатых. Вы их знаете? Тогда, встречайте! 
Дети хлопают в ладоши, воспитатель вносит 2 игрушечных котов: рыжего и черного. 
М.р: Эти два друга к нам пришли и коробочку нам принесли. Как она называется? (Дети называют: коробушка - веселушка). 
^ Дидактическая игра " Коробушка - веселушка" 
А почему вы ее так называете? Правильно, в ней лежат музыкальные инструменты. Эти два друга очень любят играть на разных инструментах. Только рыжий любит играть на+.(дети называют инструменты, которые м.р по очереди достает из коробки от откладывает в одну сторону). А черный кот любит играть на +(дети называют инструменты, которые м.р. по очереди достает из коробки и откладывает в другую сторону). Ребята, давайте расскажем нашему рыжему коту, как называются все его инструменты? Правильно, это ударные инструменты. Почему их так называют? Да, в эти инструмента надо ударять, и тогда они начнут звучать. А как называются все инструменты, на которых играет черный кот? Правильно, это духовые инстру менты. Почему их так называют? Да, в них надо дуть воздух, и тогда они тоже зазвучат. Давайте покажем нашим братьям котам как надо правильно и красиво играть на всех этих инструментах. 
^ Игра " Оркестр" - исполнять народную мелодию " Полянка" на всех инструментах. В конце исполнения, похвалить детей, спросить, кем они сейчас были? (дети называют термин - музыкант) Вы сейчас играли оркестром. Так называют много людей, которые на разных музыкальных инструментах играют вместе одну мелодию. Значит, вы сейчас играли вместе? Значит, у вас получился+ Оркестр. 
М.р: А еще в коробушке- веселушке лежат маски наших любимых героев. Братья котики хотят, чтобы вы их потешили любимой песенкой. Вы ее знаете? Как она называется? 
^ Пение - игра " Два кота"- дети слушают фрагмент песенки потешки, отгадывают ее название, исполняют ее хором, затем м.р. от лица игрушек котов приглашает двух детей на песню - игру по ролям. Двум детям раздают маски по их желанию. 
М.р: Посмотрите, сколько сейчас певцов? Как называется двое исполнителей? (Дети называют понятие "дуэт") 
М.р. определяет с детьми - певцами, кто какие слова будет петь и каким голосом (один поет весело, другой - грустно, или один поет громко, другой тихо). По окончании пения дети - слушатели хлопают в ладоши, высказывают свои симпатии: какой котик им понравился больше и почему? 
М.р: Вы хотите, чтобы эти братья котики с вами подружились и остались с вами в детском саду? Тогда, давайте их развеселим и потанцуем для них. 
^ Танец " Покажи ладошки" - дети самостоятельно проходят в центр зала, строятся в хоровод. М.р. усаживает котов на стулья в цент круга, чтобы дети все видели, для кого они танцуют. Под музыку дети вместе с воспитателем выполняют танцевальные движения "ладошки", "сапожки", кружение на носочках, поклон. 
М.р: Вы котикам очень понравились, и они даже не хотят уходить от вас. И мне вы тоже очень понравились, потому что вы очень музыкальные дети. И за это я хочу вам показать свой любимый музыкальный инструмент. 
М.р. вносит балалайку и исполняет на ней русскую народную мелодию " Во саду ли.." 
М.р: Вы сегодня и пели и играли, и весело танцевали. И всегда и во всем вам помогала музыка. Чтобы в мире всегда жить, надо смузыкой дружить. 
М.р: А теперь мне пора убегать в свой сказочный лес. Попрощаться хочу с вами также, по - музыкальному. 
^ Песенное творчество " Музыкальное прощание" - м.р исполняет свое песенную версию прощания. Затем подходит к каждому ребенку, ребенок исполняет свою мелодию, м.р дарит на память ромашку. 
М.р: Представьте, что вы мягко дышите и вдыхаете свою любовь в свой цветок. Это любовь к животным, людям, ко всему миру. Мы должны, как ромашки украшать нашу жизнь и дарить друг другу только все самое доброе и красивое.