velikol.ru
1
n=«Актуальные вопросы состояния и перспективы развития школьного исторического образования» на Съезде историков, учителей и преподавателей истории Нижегородской области~sz=132576;pg=1;te=~cat=~t=~!~

«Актуальные вопросы состояния и перспективы развития школьного исторического образования» на Съезде историков, учителей и преподавателей истории Нижегородской области

1. Съезд нижегородских историков, учителей и преподавателей истории – знаменательное общественное событие нашего региона. Этот форум актуален не только для ученых-историков, школьных учителей и преподавателей истории, но и для самых широких слоев нижегородской общественности. История связана с обществом и культурой. И от преподавания истории во многом зависит, каким будет новое поколение граждан, как оно будет оценивать прошлое, воспринимать настоящее и прогнозировать будущее. Следовательно, историческое образование в школах и вузах – проблема не ведомственная, а общественная и государственная, и этим объясняется интерес к съезду со стороны нижегородцев.

2. Одна из центральных тем съезда – состояние и перспективы развития школьного исторического образования. ^ Обращаясь к проблеме преподавания истории в школе, правомерно:

- проанализировать изменения, произошедшие в этом направлении отечественного образования за последние два десятилетия;

- рассмотреть современное состояние и проблемы школьного исторического образования;

- определить перспективы развития исторического образования в школе.

3. ^ Изменения в школьном историческом образовании за последние двадцать лет. В условиях системных преобразований в общественном устройстве России произошел переход от«советской» к «постсоветской» модели школьного исторического образования. Фактически за это время создана новая постсоветская система школьного исторического образования, построенная на иной, чем в СССР, идеологической основе, с иными целями и задачами, иными требованиями к учащимся и педагогам. Характерными чертами этой новой отечественной системы исторического образования можно считать:

• ликвидацию марксистской идеологической основы системы образования и утверждение плюрализма методологических подходов (цивилизационного, антропологического, многофакторного и др.) в изложении отдельных событий и исторического процесса в целом;

• обновление содержания учебных курсов истории, переоценка многих явлений российской истории, освещение тех аспектов истории страны, которые прежде не рассматривались (альтернативы в истории, повседневная жизнь разных слоев населения, конфессиональные отношения, религиозная жизнь и др.);

• придание системе образования относительно демократического и открытого для общественности характера вместо существовавшего ранее «закрытого», ведомственного подхода;

• обеспечение принципа регионализации и децентрализации исторического образования вместо унификации и централизации;

• признание идеи вариативности образования как ценности, отвечающей гуманистической сущности человека;

•переход от монологового к диалоговому обучению, внедрение образовательных технологий и методик, нацеленных на активизацию деятельности учащихся, дифференциацию и индивидуализацию обучения.

• признание поликультурности, многонациональности и поликонфессиональности российского общества как фундаментальных факторов, которые должны быть отражены в системе исторического образования.

Конечно, далеко не все названные выше черты получили последовательное развитие и воплощение в деятельности конкретных образовательных учреждений. Вместе с тем, новое качество системы школьного исторического образования уже к началу ХХI века стало реальностью, и этот тезис невозможно оспаривать.

4.^ Современное состояние и проблемы школьного исторического образовани. Система преподавания истории в школе, сложившаяся за последние два десятилетия, обладает относительной новизной (по сравнению с прежней советской), функциональна, но все еще далека от совершенства, противоречива и содержит немало проблем (многие из них обусловлены масштабными изменениями, которые произошли за последние десятилетия)

Остановимся на некоторых противоречиях и проблемах школьного исторического образования.

^ 4.1. Противоречия в системе школьного исторического образования:

— между необходимостью чётко определить приоритеты и направления развития российской системы исторического образования в условиях развития информационных ресурсов и явно недостаточным уровнем научной разработки этой проблематики;

— между концептуальными идеями, определяющими содержание, формы и методы школьного исторического образования в современном мире, и реальными возможностями государства, общества, учреждений системы образования, педагогов адекватно реализовать их в педагогической практике;

— между традиционной системой образования, ориентированной на приобретение знаний, и современными требованиями обеспечения условий для личностного развития учащихся;

— между необходимостью реализации воспитательного потенциала предметов и формализованной оценкой деятельности учителя по результатам ЕГЭ;

— между запросами граждан на получение качественного образования и недостаточным уровнем научного осмысления тенденций и перспектив развития исторического образования, отвечающего условиям глобализации;

— между современными концепциями исторического образования и традиционной системой подготовки преподавателей истории.

— между объемным материалом курсов истории России и всеобщей истории, обязательным для изучения, и необходимостью включения в содержание образования региональной истории;

Наряду с противоречиями в современной системе школьного исторического образования имеется немало проблем.

4.2. Проблемы школьного исторического образования.

4.2.1. Всеобщий интерес со стороны государства, общества, школы, отдельных граждан вызывает проблема целей школьного исторического образования. Многообразие позиций сводится к трём-четырём подходам.

Первый. История в школе изучается в целях патриотического или гражданско-патриотического воспитания, главная задача — воспитание достойных граждан средствами исторического образования. Содержание исторического образования является средством для воспитания.

Второй. Общая цель изучения истории состоит в том, чтобы знать «факты и только факты». Главная задача при этом подходе — выяснение «достоверного хода событий». В основе этой методологии — объективистский взгляд на историю и историческое образование.

Третий. Цель школьного исторического образования заключается в том, чтобы приобрести опыт анализа исторических источников, научить сравнивать, сопоставлять, а в результате сформировать у школьников способность к историческому мышлению, критическому анализу информации.

Четвёртый — интегративный. В основе этого подхода - сочетание образовательных, развивающих и воспитательных задач. Полагаем, что он наиболее перспективен в качестве ориентира для развития системы школьного исторического образования.

4.2.2. Актуальной остается проблема структуры школьного исторического образования (линейной или концентрической?) преподавания курсов отечественной и всеобщей (всемирной) истории в школе. Свидетельство тому – дискуссии в педагогическом сообществе, на страницах периодической печати, на Первом и Втором Всероссийских съездах учителей истории и обществознания. Одни говорят, что «концентры — это хождение по кругу», другие – концентрическая структура не реализована в той мере, в какой она была задумана. Третьи убеждены в том, что концентрический подход полностью себя дискредитировал и необходимо возвращение к линейной системе исторического образования в школе (выступления на Втором съезде историков ректора МГИМО А. Токунова, директора института всеобщей истории РАН А. Чубарьяна и др.). Некоторые учителя (в частности, из Москвы – Л. Кацва) предлагают предоставить право самому педагогу выбирать линейный или концентрический вариант преподавания истории. В то же время анализ мирового опыта исторического образования не выявил однозначного преимущества той или другой модели. Однако, учитывая перспективу введения в Российской Федерации обязательного полного среднего образования, представляется вероятным переход к линейной структуре по мере создания необходимых социально-педагогических условий.

4.2.3.Продолжаются дискуссии о механизмах оценивания качества школьного исторического образования. Значительная часть общества, в том числе многие педагоги, считают, что ЕГЭ не даёт исчерпывающей информации об уровне и качестве знаний выпускников школ, заставляет учителей вместо систематической и планомерной работы по развитию личности учащихся заниматься элементарным натаскиванием их по предметам. Тем самым фактически снижается роль истории как мировоззренческого учебного предмета, одной из важнейших функций которого является воспитание гражданской позиции и формирование ценностных ориентиров школьников. Однако новый Закон об образовании дает возможность инициировать и апробировать иные формы диагностики знаний и умений учащихся.

4.2.4.Одна из центральных проблем школьного исторического образования – качество учебной литературы, школьных учебников по истории. Учитель имеет право выбора учебника, и на рынке учебной литературы предлагается широкое разнообразие «грифованных» учебников. Однако ко многим учебникам по истории учителя предьявляют обоснованные претензии (перенасыщены фактическим материалом, наукообразный стиль изложения учебного материала, наличие ошибок, непроработанный методический аппарат и т.п.). И ключевой вопрос – какой образ родины формируется в сознании ученика на основе материалов того или иного учебника? Именно тот факт, что некоторые учебники формировали искаженный, противоречивый, неоднозначный образ родной страны, заставил руководство страны говорить о необходимости создания единого учебника по истории. Однако в это словосочетание участниками дискуссии вкладываются совершенно различные смыслы (методологические, идеологические). Думается, что, во-первых, готовить учебник должны авторские коллективы с участием историков-специалистов, опытных методистов и психологов, знающих возрастные особенности учащихся; во-вторых, необходим жесткий механизм контроля качества учебной литературы, при котором в школы должны попадать лишь несколько вариантов учебников высокого качества, а не десятки учебников с очевидными недостатками, как это происходит в наши дни. В-третьих, одним из важнейших критериев качества учебника следует считать формирование на его материалах положительного образа родины и чувства гордости за свою страну в сознании ученика.

4.2.5. Серьезная проблема, волнующая учителей истории, – это наличие огромного объёма программного материала, который должны усвоить учащиеся и малое количество часов на изучение исторических дисциплин (1 час на Историю России и 1 час на Всеобщую историю в неделю). Если учесть, что увеличение часов на изучение исторических курсов невозможно, то остается единственный путь решения проблемы – разгрузить учебные программы и учебники за счет: а) удаления второстепенных, малозначительных фактов, событий, б) сокращения учебного материала, связанного с периодами древности и средневековья, в) смещения акцентов на изучение периодов нового и новейшего времени, г) отказа от детального изучения экономических и политических аспектов и усиления внимания к истории культуры и быта. Безусловно, такая работа могла бы быть проведена только при активном сотрудничестве представителей академической науки и методистов-практиков.

4.2.6. Одна из важных проблем – недостаточный профессиональный уровень молодых специалистов (учителей истории), которые приходят в школу после окончания университетов (педагогических и классических). Это означает, что вузы не справляются в полной мере с подготовкой кадров для школы. Если исторические знания усваиваются в необходимом объеме будущими учителями, то знаний психолого-педагогических, методических умений и навыков им явно не хватает. Следовательно, при формировании необходимых компетенций у будущих учителей крайне важно, чтобы процесс их профессиональной подготовки был максимально практико-ориентированный, тесно связанный со школой и будущей профессией, и педагогическая практика должна занять достойное место в вузовских учебных планах каждого года обучения.

^ 5. Перспективы развития школьного исторического образования. Ближайшее будущее школьного исторического образования, безусловно, связано с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта. Этот документ отчетливо формирует главную цель образования – воспитание личности, гражданина России, осознающего ответственность за судьбу страны, способного адаптироваться, быть конкурентоспособным в современном социуме. Эта главная цель образования определяет место, роль и значение предмета истории в школе на ближайшую перспективу. Постараемся в общих чертах определить перспективы развития школьного исторического образования.

5.1. В условиях реализации ФГОС в перспективе закономерно возрастание роли школьных исторических дисциплин в развитии и воспитании личности учащихся, будущих граждан страны, способных к осознанному выбору, к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом. Весь арсенал методических и технологических средств обучения на уроках истории должен быть направлен на то, чтобы эффективно использовать воспитательный потенциал истории, в том числе – в формировании гражданской идентичности учащихся. В школе на уроках истории ученики должны усвоить простые и важные смыслы: в каком государстве они живут, к какой нации принадлежат, какие базовые национальные ценности объединяют российский народ. От успешности (или неуспешности) процесса формирования гражданской идентичности учащихся, в том числе на уроках истории, будет зависеть уровень конкурентоспособности России в мире ближайшем будущем.

5.2. Цель образования, сформулированная в стандарта – переход от «знаниевой» к «деятельностной» школе – диктует серьезные изменения в образовательной практике учителя, в характере учебной деятельности учащегося.Воспитание в школе личности деятельной, ответственной, толерантной, способной делать осознанный выбор возможно только в условиях деятельностного похода в обучении. Внедрение деятельностного подхода в преподавании исторических дисциплин – одно из важных направлений развития школьного исторического образования. Показателем профессионализма учителя становится такое обучение, при котором новые учебные знания предлагаются им не в готовом виде, а открываются (под руководством учителя) самими ребятами в процессе их поисковой, мыслительной и других видов деятельности с использованием современных образовательных технологий: критического мышления; проектной деятельности; игровых технологий, ИКТ-технологий и т.п. В деятельностной парадигме ученик приобретает главное – опыт деятельности как основы формирования необходимых компетенций. Главное в современном образовательном процессе – научить ученика учиться, находить и обрабатывать необходимую информацию.

5.3. Внедрение ФГОС, деятельностный подход в обучении требуют изменения профессионального сознания учителя истории, пересмотра сложившегося опыта, отказа от традиционных подходов в обучении. С учетом современных тенденций предстоит серьезное «профессиональное обновление» учителя истории. Развитие исторической науки, внедрение новых источников, обновление понятийного аппарата требуют повышения уровня академической подготовки учителя. Изменения в информационной среде, деятельностный подход в обучении актуализировали задачу овладения учителем современными образовательными технологиями. Задачи ФГОС требуют от учителя профессиональной мобильности, готовности к реализации междисциплинарных связей, формирования у школьников метапредметных компетенций. Ориентация на формирование личности ученика, развитие его творческих способностей нацеливают учителя на то, чтобы он сам осознавал необходимость постоянного саморазвития и творческого поиска.

5.4. Безусловно, педагогу необходима помощь в решении задачи своего профессионального роста. В связи с этим возрастает роль учреждений дополнительного профессионального образования в профессиональной переподготовке педагогов и повышении уровня профессиональных компетенций учителей истории в условиях перехода основной и старшей школы на новые образовательные стандарты. Профильные кафедры Нижегородского института развития образования должны оказать квалифицированную помощь учителям истории в осмыслении современных вызовов в области образования и в приобретении ими необходимых знаний, умений и компетенций для успешной профессиональной деятельности. Так, в течение 2012 – 2013 учебного года по проблемам формирования профессиональных компетенций учителя истории, вопросам современных подходов, теории и методики преподавания истории кафедрой истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО было обучено 468 педагогов города и области.

5.5. Перспективы развития школьного исторического образования должны быть, несомненно, связаны с обязательным изучением в школах региональной истории («Истории Нижегородского края») в контексте отечественной истории. К сожалению, в новом образовательном стандарте национально-региональные и этнокультурные потребности субъектов образования фактически не учитываются или учитываются в незначительной степени. ФГОС упраздняет национально-региональный компонент и реализует концепцию единого федерального компонента. При этом предусмотрена возможность изучения вопросов национально-региональной истории, культуры, но в рамках вариативной части образовательного плана, что значительно снижает значение региональной истории как ключевого фактора формирования гражданской идентичности учащихся. Таким образом, как отмечает известный российский методолог Е.Е.Вяземский, можно констатировать методологическое противоречие: национально-региональная и этнокультурная специфика системы образования в регионах РФ есть, а в нормативной базе нет соответствующих механизмов их отражения. В этой ситуации возможны определенные решения на областном уровне, чтобы региональные учебные курсы, выполняющие важную роль в гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитаниии востребованные в образовательной практике Нижегородской области, сохранились в учебных планах образовательных учреждений.


Литература:

Вяземский Е.Е. Национально-региональный компонент общего исторического образования в Российской Федерации: дискуссионные подходы // Проблемы современного образования, 2012, № 4. http://www.pmedu.ru

Вяземский Е.Е. Школьное историческое образование в России в начале XXI века: основные тенденции и проблемы

Федеральный Государственный Образовательный стандарт общего образования. Основное общее образование. М.2010.

Материалы Первого и Второго съездов учителей истории и обществознания