velikol.ru
1

«Отечество-2011»


РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ БАТАЙСКЕ

(продолжение)

УЧИТЕЛЯ БАТАЙСКА

(Летопись родного края)


Савченко Элина Олеговна

11-А класс

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

город Батайск Ростовской области

Домашний адрес:

346880, Ростовская область, г.Батайск,

ул. Герцена, 37, кв. 165

паспортные данные:

60 08 260251 выдан Межрайонным

отделом УФМС России по Ростовской обл.

в г. Батайске 10.06.2008

код 610 - 020




Баленко Евгения Ивановна

учитель истории

МБОУ СОШ № 16

Тел. 8-(86354)-4-56-35


г. Ростов-на-Дону

2011


Содержание:

  1. «Хочу быть учителем».

  2. Дореволюционное образование в селе Батайск (продолжение).

  3. Образование в послевоенные годы. Учителя Батайска.

Оноколова Г.К. Алехина А.М.


Цели:

  • Сохранение и развитие традиций и опыта духовно-нравственного воспитания;

  • развитие диалога сотрудничества светской и религиозной образовательных систем;

  • использование культурологического и духовно-нравственного наследия в воспитании и образовании детей и молодежи.



Задачи:

  • Ориентировать молодежь на духовно-нравственные ценности российского образования;

  • поощрять бережное отношение к отечественным традициям;

  • стимулировать изучение образовательного наследия в современных условиях реформирования школы;

  • способствовать формированию личности на высоких нравственных идеалах;

  • способствовать развитию интереса к изучению наследия малой Родины.

-2-

Хочу быть учителем.

«Дети – будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающим поколении, зависит завтрашний день общества.» Эти слова понятны каждому человеку, а Януш Корчак говорил так: «Дети не будущие личности; они уже личности. Дети – существа, в душах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью”. А вот это искусство «руководить с нежностью» не каждому дано. Ведь профессия учителя дана свыше и это не просто профессия, это состояние души.

С наступлением XXI века во всем мире проблема защиты детей обострилась. Социально – экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях. Растут беспризорность, наркомания, насилия. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра. И главной задачей нашего государства является – как защитить права ребенка, сохранить тем самым генофонд нации.
Детство – это не просто уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это ещё и период когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых родителей, педагогов. Поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в детстве, приводят к тяжёлым последствиям.

Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнения. Его право, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать.
Именно учитель вносит в сознании детей образ мира, дружбы, сотрудничества, терпимости и доброты, делает самое важное дело – закладывает фундамент нового миролюбивого и сознательного поколения – людей будущего. Без этого никакие уставы, декларации и  Конвенции ничего не сделают.


-3-

У каждого маленького человечка должен быть друг, которому он доверяет, в которого он верит, и этот друг не должен быть для ребенка

кумиром, но УВАЖЕНИЕ обязательно. Другом может быть мама, папа, дедушка, бабушка, родственник, но как важно, чтобы в школе был учитель, которому дети доверяют, в которого они верят, и конечно же УВАЖАЮТ.

Мне очень повезло, что у меня есть такой учитель, учитель – друг. За что я ее уважаю? За понимание детских трудностей, за веру в детей, что они будут успешны, за принятие каждого ребенка таким, какой он есть, за взаимное уважение, за то, что всегда говорит правду, какая бы она ни была и старается нам помочь исправить жизненные ошибки. Она всегда может поставить себя на место ребенка и правильно оценить ситуацию. С 5-го класса учитель постоянно нам говорит: «Дети – вы способные, вы умные, у вас все получится, вот только надо очень постараться». Эта вера в себя всегда присутствует во мне благодаря моему любимому учителю.

Профессия учителя очень разнообразная профессия, новые люди, новые дети, каждый со своим миропониманием, со своей душой. И миссия учителя велика, потому что ему необходимо для ребенка проложить мостик между детством и взрослой жизнью, подготовить его к этой взрослой жизни. Подготовить так, чтобы ребенок считал, что он счастливый человек, умный, способный, и дальнейшая жизнь зависит только от него самого.

Я хочу стать учителем, это самая необыкновенная профессия!


-4-

От правильного воспитания детей

зависит благосостояние всего народа.


Наше государство и школа сегодня серьезно обеспокоенно формированием и развитием духовного развития детей. В национальном проекте (образование) отмечается, что в настоящий период коренных социальных изменений, глубокого кризиса, проявляющегося во многих сферах общества (демография, экономика, национальные отношения, культура) особую актуальность приобретает проблема нравственности, воспитания гражданской ответственности, патриотизма, становления личности школьника как гражданина. Необходимым условием воспитания целостной личности является наличие ясных моральных ориентиров, сформированность нравственных ценностей: в дореволюционной России это было воспитание в православных традициях, в советское время это было уважение к старшим, внимание к младшим и разнообразный труд. Мы же живем в такое время, когда меняется все вокруг, как меняется жизнь, школа, наука, дети, как меняемся мы сами.

Современная эпоха отличается крайним разнообразием внушаемых детям жизненных установок. Массовая культура не ориентирует детей в нравственных проблемах, они имеют огромные проблемы в представлении о традиционных ценностях, не говоря уже о следовании им. Историческая наука занимает основное место в решении нравственных проблем, так как содействует гармоническому развитию личности. Возьму на себя смелость утверждать, что на сегодняшний день школа является одним из главных островков приобщения детей к отечественным ценностям и несет эти ценности детям – учитель. Об учителях послевоенного времени я и хочу рассказать.


-5-

В исследовательской работе в 2010-2011 году я изучала историю образования в Батайске, узнала, где были первые школы в городе, училища, побывала на местах этих школ. В этой работе хочу углубить знания по данной теме, узнать:

-кто учился в школах;

-количество учеников;

-кто учил детей;

-что изучали в школах;

-образование учителей и директоров (они назывались раньше «попечители»);

-где работали после окончания школы;


В нашем городе данных по интересующим вопросам я не нашла и поэтому обратилась в Ростов-на-Дону, в областной государственный архив. Обилие информации, особенно статистик, меня обрадовало.


Данные кооператива «Архивист» при Ростовском областном государственном архиве показывают, что в селе Батайск в 1866г., 1872г. Были открыты женские и мужские училища. (Приложение № 1,2,3)


-6-


Имя учителя, заработная плата, предположительный возраст учеников сообщают данные архива.




Женское училище

Мужское училище

1871г.

16 учениц

63 ученика

1872г.

9 учениц

47 учеников

1873г.

9 учениц

60 учеников

1874г.

46 учениц

141 ученик



Интересны для анализа статистические данные: «1875г. В училище поступило 15 учениц, выбыли 10 учениц, окончили 2».

«1875г. мужское училище закончили 9 человек» (Приложение № 4).

Вчитываясь в цифры, анализируешь их и ищешь ответ в социально-экономической и политической обстановке на Дону в конце XIX века.

Интересны для анализа и оценки, с которыми заканчивали обучение учащиеся училищ. (Приложение № 5)

«Иващенко И.А. – Закон Божий – письмо – 2».

«Свидетельство не выдано!!!»


-7-

Александровское народное училище.


В том году я упоминала о 1-ом училище в Батайске. В этом году продолжая изучать тему образования в Батайске, я узнала даже имя попечителя и учителей училища. (Приложение « 6)

Интересны факты, что учителями были крестьяне, и мещане, дочь священника, а попечителем состоял- крестьянин Гудочевский П.А. .

И опять статистика «В 1888г. – 200 учеников. 11 человек закончили и получили свидетельство».

  • 1892г. 173 ученика. Приняты - 39. Выбыло – 92.

Окончило училище – 7.

Учителей – 3 : крестьянин, мещанин, священник.

  • 1913г. Данные об Александровском училище. (Приложение № 7)

236 учеников, окончили 34 человека.

Учителей – 6, учителя со специальной подготовкой.


-8-

Железнодорожное училище.


В предыдущей работе я упоминала о появлении 2-х классного железнодорожного училища. Здание и сегодня находится на Привокзальном переулке, но мы только о нем упоминали. Сегодня мы можем даже назвать имена учителей того времени. (Приложение № 8)

Данные статистики интересны для анализа.

Преподаватели: священники, крестьяне, казачки.

Большое число учащихся, но заканчивали не все.


-9-

Образование в послевоенные года.

Учительские династии.

Оноколова Галина Константиновна – старейший учитель Батайска, с ней я и познакомилась в один из вечеров. Сейчас проживает по улице 50 лет Октября, ей 82 года, окончила школу сразу после войны. Я побывала у нее в гостях и узнала много просто удивительных фактов. Она как настоящий учитель всегда рада общению с детьми. И говорить ей приятно о школе, о детях, о жизни.

Оказывается, когда она оканчивала школу, 2 её одноклассницы не получили аттестат, так как они не сдали в школе выпускные экзамены. Сама Галина Константиновна имела «3» по математике, но до сих пор помогает внукам выполнять домашнее задание по этому предмету. Она читала нам стихи, которые хорошо помнит. В домашней библиотеке много собраний сочинений, энциклопедий.

«Сейчас совершенно не то время, как обучали в школе тогда»,- с улыбкой на лице вспоминает Галина Константиновна, - «Тогда двери школы были постоянно открыты. Это давало детям возможность спокойно, в любое время суток приходить в школу, в спортивный зал. Помимо спортзала, в котором дети очень любили заниматься, было множество кружков по интересам. Школа никогда не пустовала».

А потом с грустью добавила: «Время сейчас беспокойное, опасное, поэтому в школах охранники, посторонних не пускают».

Галина Константиновна с гордостью рассказывала, что всю жизнь любила то дело, которым занималась, обучением и воспитанием детей. С любовью отдавалась своей работе, много читала. Была предана только одной школе, школе №2. До сих пор все ее помнят, любят и несомненно уважают, ведь она человек с красивой душой. Слушаешь такую женщину и конечно же восхищаешься! И хочется быть на нее похожей в делах и в отношении к людям, к жизни! (Приложение №9,10,11,12,13,14,15,16)


-10-

Алехина Антонина Мифодьевна.

С целью познакомиться с учителем и узнать об образовании в послевоенное время я отправилась к Алехиной Антонине Мифодьевне. Но нам открыла дверь ее дочь и вежливо объяснила, что Антонина Мифодьевна не сможет общаться по причине здоровья. Тогда я попросила одолжить мне на короткое время фотографии из личного альбома учителя.

Антонине Мифодьевне 84 года. Она работала в школе №1, где сейчас находится центр дополнительного образования «Шаг в будущее». Она закончила школу во время войны.

(Приложение №17,18,19,20)


-11-

ВЫВОД:

На мой взгляд, учительство – самая важная профессия и от того, какой учитель сопровождал человека в детстве, был рядом с ним, во многом зависит и дальнейшая судьба этого человека. Как важно, чтобы система образования в нашей стране была логически правильная, учитывающая все лучшие традиции и принципы, на которых строилось советское и российское образование.

Я и в дальнейшем буду продолжать исследовать данную тему, изучать традиции образовательной системы в нашем городе. Я познакомилась с учителями послевоенного времени, хочу продолжить и найти учителей 50х, 60х и 70х годов, которые внесли свой вклад в развитие образования в Батайске. Я узнала, что у Оноколовой Г.К. сын преподает в академии, есть племянники, работающие в школах, и преподают в ЮФУ. Эти люди будут объектами моей дальнейшей работы. Изучая их опыт, я постараюсь выбрать нравственные ориентиры для своей педагогической деятельности.


-12-