velikol.ru
1

что ребенку не обязательно пользоваться услугами библиотеки и посещать ее нужно тогда, когда необходимо.

Проведенный опрос показал, что только 14 % подростков считают, что книги – это интересно. Примерно 17 % даже стыдятся того, что друзья могут увидеть их за чтением книг, так как это немодно.

Ученые утверждают, что чтение книг важно для детей – для правильного формирования способов восприятия информации. Оказывается, что дети, которые хоть изредка читают книги, намного лучше сдают экзамены по сравнению с теми, которые черпают информацию из компьютера.

Обобщая исследование, можно отметить проявление в нем некоторых заметных тенденций:

- неудовлетворение читателями библиотеки;

- чтение разнообразное в зависимости от интересов и мотивов;

- увеличение доли подростков и родителей, предпочитающих журналы и Интернет;

- наличие барьера во взаимоотношении библиотекаря с читателями (эмоциональный, психологический);

- необходимость в повышении ориентированности детей и родителей на библиотеку как помощника в социализации.


Составитель: ^ Левченкова О.М.,

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»


«Отношение современных

подростков к библиотеке и чтению»

(Результаты исследования)


Оренбург

2012


Отношение к чтению в будущем во многом будет определено тем, как относятся к нему подростки.

На сегодняшний день уровень значимости книги для подростков определяется условиями, которые она может ему предложить для раскрытия личных перспектив в познании и деятельности.

В рамках муниципального образовательного учреждения «Средняя школа №15» было проведено исследование, которое состояло из анкетирования и тестирования. Цель – определение значимости чтения и книги в жизни ребенка.

Базами исследования стали близлежащие школы № 1, 16, 58. Было опрошено 160 учащихся. В их составе преобладали 13-летние – 90 человек, 14-летних респондентов было 48 человек и 15-летних - 22 человека. Из них 79% являются читателями библиотек: школьной- 23%, областной детской библиотеки - 49%, юношеской – 7%. При изучении ребят нас интересовали такие аспекты проблемы, как круг чтения, мотив обращения (к чтению, книге, библиотеке), объем и содержание чтения, пути получения книги.

Характер чтения детей различен: 48% опрошенных читают от случая к случаю, 41% - когда есть свободное время, 11% - когда нужно что-то узнать. Наряду с произведениями школьной программы подростки читают любовные романы, приключения, триллеры, фантастику, комедии. 84% респондентов интересуются периодическими изданиями (покупают, выписывают, обмениваются с друзьями, берут в библиотеках), оставшиеся 16% не выписывают и не читают их, объясняя тем, что всю информацию получают из СМИ и Интернета.


На вопрос «Находите ли вы в Интернете нужную литературу?» 93% ответили положительно, 7% ответили «не всегда». В беседах пользователи высказывали жалобы по поводу невозможности получить информацию по детской экономике, философии, а также на искажение фактов.

Прослеживается доверительное отношение подростков к учителю и библиотекарю, которое выражается в высоком проценте обращений к нему за помощью, советом. Только 13% школьников стесняются обращаться за помощью.

На определение значимости чтения ребенка влияют родители, но они не получают информации о детской литературе и по вопросам воспитания.

Судя по анкетам, 12% родителей следят за чтением своих детей, делая это систематически, хотя жалуются на недостаток времени. 67% родителей помогают детям анализировать произведения, составлять отзывы, писать сочинения. Родители сейчас уже не говорят о своем собирании книг для домашних библиотек. Из анкет видно, что у них есть возможность пользоваться Интернетом и иногда покупать книги. К этому их побуждает:

А) интерес сына (дочери) к книгам – 45%;

Б) необходимость изучения школьной программы ребенком – 60%;

В) традиции отношения книги в семье – 13%;

Г) проблемы развития и воспитания ребенка – 5%;

Большинство родителей считают, что их детям библиотека помогает в учебе, в становлении их как личности, но 17% полагают,