velikol.ru
1

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

КАК ОСНОВА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА

Автор: Анохина Т.И.

(с. Борское, МОУ Борская СОШ №1 «Образовательный центр»)

В Концепции профильной школы поставлена задача создания условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Т.к. одним из важнейших направлений модернизации школы является введение профильного обучения в старших классах, то с 2007г. наше образовательное учреждение реализует программу развития «Профильное обучение в сельском образовательном центре». Согласно программе развития в первый год её реализации (2007-2008 уч.г.) в старшей школе были организованы элективные курсы для учащихся старшей ступени, затем в 2008-2009 уч.г. скомплектовано три профильных 10-х класса: физико-математический, социально-гуманитарный и социально-экономический. А с 1 января 2009г, в связи с участием в региональном эксперименте, организована группа технологического профиля. В третий год реализации Программы организовано обучение старшеклассников по индивидуальным учебным планам (ИУП).

ИУП позволяет:

  • обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

  • создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

  • способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

  • расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Нормативно-правовой основой обучения по индивидуальным учебным планам являются:

  • Закон «Об образовании», который указывает, что «…обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения. Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта регламентируется уставом данного образовательного учреждения» (п.1 ст. 50);

  • Концепция профильного обучения на третьей ступени общего образования;

  • Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312);

  • Устав общеобразовательного учреждения, реализующего практику индивидуальных учебных планов.

Индивидуальный учебный план не задает жесткого набора предметов для каждого из возможных направлений и профилей образования. Каждый ученик вправе самостоятельно указать, интересующий его набор учебных предметов (базовых, профильных, элективных) из числа предлагаемых школой в пределах допустимой учебной нагрузки. Такой подход позволяет каждому ученику формировать свой индивидуальный учебный план, практически свою строго индивидуализированную образовательную программу, и индивидуальный образовательный маршрут.

Реализация учащимися индивидуального образовательного маршрута, основанного на собственном ответственном выборе, ставит перед нами необходимость перейти от классной к поточно-групповой форме организации образовательного процесса, так как в основе технологии формирования индивидуальных учебных планов лежит именно поточная система. Класс сохраняется как единица учета, отчетности и воспитательной работы. Учащиеся посещают разные уроки в группах различного состава.

Школа предлагает обучающимся список всех предметов учебного плана на различных уровнях изучения: базовом, расширенном и профильном (приложение №1).

Каждый обучающийся обязан выбрать из предложенного списка предметы федерального и регионального компонентов, обязательные и необязательные для изучения на интересующем его уровне, с общим количеством учебных часов не менее 32-х.

Каждый обучающийся может также выбрать из числа предложенных школой не более 4-х элективных курсов на каждое полугодие учебного года с общим количеством учебных часов не более 4 часов в неделю.

После того, как составлен индивидуальный учебный план, может проектироваться индивидуальная образовательная программа. Программа является документом, дающим представление о содержании деятельности образовательного учреждения, направленной на реализацию заявленных им целей. Образовательная программа проектируется творческим коллективом педагогов-единомышленников и в дальнейшем корректируется в совместной деятельности с учащимися в соответствии со следующими требованиями. Программа должна:

соответствовать социальному заказу;

обеспечивать возможность достижения учащимися уровня образованности, который необходим для реализации социального заказа; соответствовать образовательным стандартам; способствовать интеграции учебной и внеучебной деятельности учащихся;

способствовать интеграции содержания образования различных образовательных областей;

стимулировать использование более эффективных образовательных технологий;

соответствовать кадровым, материальным и финансовым возможностям школы;

способствовать развитию обучающегося.

  Образовательная программа может быть дополнена другими программами, например, программами дополнительного образования.

Индивидуальная программа является программой образовательной деятельности учащегося, составленной на основе его интересов, запроса, и фиксирующей образовательные цели и результаты. Она рассчитана на два года (10 – 11 классы).

Программа выполняет функцию нормативную, информационную, мотивационную, организационную, и функцию самоопределения, что представлено в схеме.

После того, как составлена индивидуальная образовательная программа определяется индивидуальный образовательный маршрут.

Индивидуальный образовательный маршрут – это временной порядок реализации индивидуальной образовательной программы с учетом конкретных условий образовательного процесса в учебном заведении (или в сети).

Индивидуальный образовательный маршрут по своей сути является последовательностью этапов реализации индивидуальной образовательной программы с учетом конкретных условий образовательного процесса.

Таким образом, индивидуальный учебный план выполняет функцию прогнозирования для старшеклассника – «Учащийся выбирает предметы для изучения»; индивидуальная образовательная программа выполняет функцию проектирования для старшеклассника – «Учащийся составляет программу образовательной деятельности»; индивидуальный образовательный маршрут конструирует образовательную деятельность – «Учащийся определяет, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа».

Мы надеемся, что переход школы на работу по индивидуальным учебным планам позволит учащимся определиться в выборе будущей профессии, поможет успешно сдать ЕГЭ и поступить в выбранное ими учебное заведение.


УТВЕРЖДАЮ Приложение №1

Директор школы__________
^

Индивидуальный учебный план

учащегося 10 класса

муниципального общеобразовательного учреждения

Борская средняя общеобразовательная школа №1 «ОЦ»

Ф.И.__________________________________________________

на 2009-2010 учебный год


^ Образовательные компоненты

(учебные предметы, курсы,

дисциплины)

Количество часов в неделю за год обучения

Выбор

уч-ся

Базовый уровень

Расширенный уровень

Профильный

уровень

^ Инвариантная часть

Обязательные учебные предметы федерального компонента на базовом и профильном уровнях

Русский язык

1

2

3




Литература

3

4

5




Иностранный язык

3

4

6




Математика

4

5

6




История

2

3

4




Обществознание

1

2

3




Биология

1

2

3




Химия

1

2

3




Физика

1

4

5




Физическая культура

2

3

4




Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)

1




2




^ Предметы по выбору обучающихся

География

1

2

3




Информатика и ИКТ

1

2

4




Экономика

1

2

3




Право

1

-

2




Мировая художественная культура (МХК)

1










Технология

2

-

-




Черчение













^ Обязательные учебные предметы регионального компонента

Основы жизненного самоопределения

1

-

-

1

Основы проектирования

1

-

-

1

Вариативная часть (школьный компонент)

Элективные курсы

4










ИТОГО часов




36


Учащийся __________________ Родители_______________________