velikol.ru
1

АНАЛИЗ РАБОТЫ

ЗА 2010 – 2011 УЧЕБНЫЙ ГОД

ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ


На основании приказа Департамента образования города Москвы №683 от 04.09.2007 г. «Об утверждении перечня государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы, работающих в режиме полного дня в 2007 - 2008 учебном году» и приказа Северного окружного управления образования Департамента образования города Москвы №7914 от 26.08.10 г.«Об организации работы образовательных учреждений Северного административного округа в режиме полного дня в 2010 – 2011 учебном году», в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 08.07.2003 г. № 517-ПП «О ходе подготовки образовательных учреждений города Москвы к новому 2003-2004 учебному году», решением коллегии Департамента образования города Москвы от 25.03.2005 г. «О состоянии и перспективах развития государственных образовательных учреждений, работающих в режиме полного дня» в 2010-2011 учебном году ГОУ СОШ № 849 продолжила свою работу в режиме полного дня.

В этом учебном году в системе школы полного дня работали 13 классов-групп. В систему работы школы полного дня были включены 1 – 6 классы, 327 человек, что составляет 82,5%.

На 2010-2011 уч.год школа ставила перед собой цели:

• Обеспечить функционирование образовательного учреждения, с учетом программы «Столичное образование – 5»;

• Предоставление широкого спектра образовательных услуг в центре дополнительного образования. Расширение сети кружков и количества учащихся, охваченных системой дополнительного образования.

• Продолжение комплексного изучения организации личностно-ориентированного образовательно-воспитательного процесса в школе полного дня.

• Развитие экскурсионно-просветительской деятельности.

Для достижения поставленных целей были разработаны следующие задачи:

  • Обеспечение интеграции основного и дополнительного образования обучающихся

  • Решение проблемы неуспешности в обучении и профилактике безнадзорности детей и подростков

  • Создание условий для самовыражения, самоопределения каждого конкретного обучающегося, способствующих развитию стремления к непрерывному образованию в течении всей активной жизни человека

  • Обеспечение взаимодействия с семьей по вопросам воспитания и образования детей, сохранения их здоровья и реализации комплекса мер по социальной защите детства.

Наша школа начала работу по внедрению ФГОС и работа во второй половине дня не осталась в стороне от этой деятельности. Воспитатели ГПД в период проведения декады начальной школы провели открытые занятия, на которых постарались использовать новые методы работы с детьми. Были проведены открытые занятия по такой тематике:

1. «Я и моя семья», воспитатель Кудрявцева Т.Г.

2. «Путешествие по городу Вежливости», воспитатель Столинец Н.Г.

3. «Викторина «В мире растений», воспитатель Гриднева Л.В.

4. «Викторина «Что?Где?Когда?», воспитатель Кузина Е.В.

5. «Всемирный день космонавтики», воспитатель Каткова М.В.

6. «Пришла весна, прилетели птицы», воспитатель Керимова Е.Н.

7. « Птицы наших лесов», воспитатель Мустафаева Л.Н.

8. «Книги – реки, наполняющие Вселенную мудростью», воспитатель Зотова Н.А.

Посещали окружные семинары по данной проблеме.

Два воспитателя: Зотова Н.А. и Столинец Н.Г. закончили курсы повышения квалификации по теме: « Система учебно-воспитательной работы в ГПД (1 – 4 класс)» , которые проходили на базе МГПУ Института дополнительного образования

Во второй половине дня были включены занятия по внеурочной деятельности в 1 – х экспериментальных классах. В эту работу были включены такие курсы как «Оригами», «Проектная деятельность», «ОФП» «Психология», «Английский язык», «Умники и умнички».

Но были и отрицательные моменты в работе. Не всегда на момент проверки заместителя директора в группе находилось то количество воспитанников, которое должно быть в данное время. Особенно часто это наблюдалось в группах у воспитателей: Калашниковой А.В., 1»Г» класс, Гридневой Л.В., 2 «Б» класс, Кудрявцевой Т.Г., 3 «А» класс, Мустафаевой Л.Н., 4 «Б» класс. Остальные группы отличались своим постоянным составом и стабильностью.

В школе работает достаточно большой блок системы дополнительного образования. В этом учебном году данный блок составил 231 час. Основными принципами работы, которого являются:

  • Единство системы образования; преемственность её звеньев; предоставление возможности перехода от низшей ступени к высшей на любом этапе;

  • Единство воспитания и обучения;

  • Соединение научного образования с практической деятельностью;

  • Политехническая направленность педагогического процесса;

  • Взаимосвязь социальных институтов общества в воспитании детей;

  • Самодеятельность, самовоспитание, самоуправление детей;

  • Оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ.

В блоке дополнительного образования представлены разнообразные виды деятельности, создается особая микросреда, основанная на неформальности отношений, добровольности участия, свободе выбора досуговой и познавательной деятельности. В свободной, эмоционально насыщенной атмосфере наиболее ярко раскрывается индивидуальность каждого ребенка, происходит обмен опытом, вырабатывается собственная жизненная позиция. Формируются общественные и нравственные интересы и качества, художественные и эстетические вкусы.

Для функционирования системы дополнительного образования в штатном расписании существуют штатные единицы:

• заместитель директора по школе полного дня

• воспитатели

• педагоги дополнительного образования.

Ежегодно в школе проводятся маркетинговые исследования на актуальность и востребованность предлагаемых услуг дополнительного образования. Свои пожелания высказывают как учащиеся, так и родители. Обработанные данные формируют социальный заказ на те или иные объединения дополнительного образования. С учетом этих данных составляется учебный план работы дополнительного образования на год.

Таким образом, в нашей школе реализуется адресная система дополнительного образования.

В 2010-2011 учебном году в системе дополнительного образования были открыты 36 объединения дополнительного образования, в которых были представлены самые разнообразные виды деятельности.

Система дополнительного образования продолжает работать по следующим направленностям:

• Научно - техническая

• Физкультурно- спортивная

• Художественно- эстетическая

• Эколого-биологическая

• Туристско-краеведческая

• Социально-педагогическая

• Культурологическая

Занятия проводятся во второй половине дня. В различных формах организации дополнительного образования заняты 61 % обучающихся, многие посещают несколько кружков.

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности.

Поэтому важной составляющей работы системы дополнительного образования является создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса.

В связи с этим решаются задачи:

1. Построение образовательного процесса в соответствии с целями и принципами гуманистического образования.

2. Создание у учащихся устойчивой мотивации на здоровье и обучение их здоровой жизнедеятельности.

3. Освоение здоровьесберегающих педагогических технологий.

4. Создание здоровьесберегающей образовательной среды.

5. Формирование у учащихся общей культуры и как ее неотъемлемой части – культуры здоровья.

Во всех объединениях дополнительного образования уроки строятся с с соблюдением:

1.Строгой дозировки учебной нагрузки;

2.Построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;

3. Соблюдением гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

4. Благоприятного эмоционального настроя.

Содержание педагогического (образовательного) процесса фиксируется в конкретной программе: программе базового образования или программе дополнительного образования. И те, и другие имеют общие для программ требования и компоненты, но программы дополнительного образования имеют специфические особенности, поскольку в образовательный процесс учреждения дополнительного образования входит и обучение и воспитание.

Современная программа дополнительного образования, реализующаяся в школе полного дня, в силу своей специфики должна отражать весь учебно-воспитательный процесс и оздоровительный процесс в целом.

Программа утверждается педагогическим советом школы за подписью директора школы и печатью. Все программы по дополнительному образованию в нашей школе согласованы с методистами окружного методического центра.

Образовательный процесс в школе полного дня №849 направлен на гуманистическое развитие личности каждого ребенка. Педагогический процесс представлен во всем разнообразии приемов и способов группового и индивидуального взаимодействия с личностью; здесь происходит превращение личности воспитанника в субъекта самовоспитания, саморазвития, самосовершенствования; регулирование взаимоотношений в системе «личность – общество».

Позиция педагога дополнительного образования отличается от позиции учителя или родителя своей спецификой. В сфере дополнительного образования основными мотивами участия взрослого в деятельности школы становится интерес, любовь к детям, потребность в общении с ними, желание передать свой опыт и знания.

Деятельность ребенка в сфере дополнительного образования ориентирована на интеллект и творчество. Здесь создается база, реальные возможности для систематического единого процесса воспитания, обучения и развития детей. Такая деятельность связана с положительными эмоциями и именно поэтому развивает способности, т.е. оригинальность, способность к синтезу и анализу, умение видеть проблему и др.

Таким образом, в системе дополнительного образования нашей школы деятельность детей направлена на развитие, с одной стороны, творческого мышления с опорой на логическое, последовательное, и, с другой - связанного с воображением, оригинальностью и разнообразием идей.

Стратегия воспитательной деятельности в Школе полного дня определяется как всестороннее и гармоническое развитие личности ребенка. Это означает, что в Школе полного дня последовательно обогащается социальная структура личности учащегося. Воспитание является организованным и управляемым компонентом социализации личности и осуществляется путем обучения детей и организации их жизнедеятельности.

Воспитательная работа Школы полного дня строится на связи общественных и индивидуальных потребностей. Особенностями воспитательного процесса является протекание его в условиях свободного времени и включение детей в деятельность на добровольных началах. При этом воспитательно-образовательная работа Школы полного дня обусловлена объективной необходимостью передачи и воспроизводства опыта поколений, подготовки и включения детей в сферу культуры, науки, техники, производства.

Другими словами, образовательно-воспитательная работа в Школе полного дня органически сочетается с социально-педагогической и обеспечивает функционирование центра образования детей как открытой социально-педагогической системы. Само учреждение, включаясь в социум, создает эффективную развивающую среду.

Психологической службой школы проводилось анкетирование родителей учащихся с целью дать оценку работы школы. Проанкетированные родители высоко оценили возможности и работу нашего образовательного учреждения, в том числе и в рамках работы школы полного дня и системы дополнительного. Таким образом, школа, работая в режиме полного дня, получила высокую оценку у родителей. Родителями был также отмечен широкий выбор кружков и студий, секций спортивного направления и дополнительных предметных занятий по интересам учащихся.

Анализ внутришкольного контроля показал, что:

• занятия в объединениях дополнительного образования проводятся методически грамотны, эмоциональны. Учителя владеют аудиторией, прекрасно разбираются в преподаваемом материале. Дети проявляют большой интерес к предмету, учителю.

• открытые мероприятия учителей методического объединения классных руководителей с точки зрения решения триединой дидактической цели мероприятия достигают результата, структура отличается системностью, продуманностью всех этапов, а также выбором содержания учебного материала.

• педагоги активно используют имеющееся дидактическое, техническое содержание кабинета для успешного овладения учащимися тем..

Широкое внедрение нестандартных форм работы с учащимися позволяет решить ещё одну важную задачу – избежать перегрузок учащихся.

Основной побудительной силой деятельности личности являются потребности. На основании потребностей возникает и развивается интерес. Потребности и интерес побуждают человека к деятельности, к приобретению новых знаний и умений.

Поэтому особо остро в последние годы стал вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Педагоги дополнительного образования в нашей школе для формирования познавательной деятельности применяют такие виды обучения как:

1) Самостоятельная работа

2) Проблемное обучение

Особенно развивает интерес творческие работы учащихся, которые связанны с работой воображения, углубленной мысли, с активным оперированием знаниями. Для этой цели используется метод моделирования.

3) Занимательный материал

4) Развитие познавательных способностей

В процессе учебной деятельности школьника, большую роль играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления.

Задача учителя заключается в том, чтобы организовать правильную в логическом отношение и посильную детям мыслительную деятельность. Успех развития познавательной потребности в большей мере зависит от умения поставить перед учащимися именно такие, доступные им, и в то же время требующие активной мыслительной деятельности познавательные задачи и умения. А в случае необходимости, направлять решение этих задач, при максимально возможном в данных условиях сохранении самостоятельной мысли учащихся.

Таким образом, образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования детей в нашей школе отвечает следующим требованиям:

имеет развивающий характер, направлен на развитие природных задатков школьников, реализацию их интересов;

• является разнообразным как по форме – групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия, так и по содержанию, то есть способствуют развитию общих и специальных способностей детей;

• основываются на многообразии дополнительных образовательных программ;

• базируются на развивающих методах обучения детей.

Работа таких секций дополнительного образования как ОФП, флорбол, каратэ, волейбол, лёгкая атлетика (под руководством педагогов Бурова М.В, Буровой Л.В, Бородиной М.Н., Сегниенкова С.И., Арканниковой Е.В.) сами по себе работают на сохранение и укрепление здоровья детей и формирования здорового образа жизни. Ребята участвуют во всех районных, окружных и городских соревнованиях, становятся победителями и призерами.

Основными содержательными линями программы вокальной студии, являются: обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям; усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке; овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки); обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности (педагоги Шведова О.Н., Волкова М.И.). Руководители вокальной студии Шведова О.Н. и Волкова М.И. со своими воспитанниками участвовали в конкурсах «Эстафета искусств», «Конкурс военной песни», окружном фестивале «Северное созвездие» и многих других районных и окружных мероприятиях, их воспитанники стали победителями и лауреатами различных вокальных конкурсов..

К сожалению, в этом учебном году нас мало порадовали участники ансамбли гитаристов «Серебряные струны», ребята мало выступали и показывали свои творческие достижения в школе и районе.

Совсем не выставляли свои работы участники кружка декоративно-прикладного творчества. Педагог Славков Е.М., не смог заинтересовать детей и к концу учебного года количество ребят, занимающихся в кружке не соответствовало норме. Ребята не участвовали ни только в окружных, но и в школьных конкурсах и выставках, что, на мой взгляд, и явилось причиной того, что данный кружок «зачах», и как результат перестал существовать. Не было выходя творческим порывам ребят. Хотя на своих занятиях Славков Е.М. учил ребят использованию разных техник – это и некоторые виды монотипий, народные промыслы и многое другое. Что позволяет эффективно развивать творческие способности ребенка – тем самым, осуществляя работу по формированию здорового образа жизни. На занятиях ставились задачи:

• Развивать интерес к предмету;

• Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка;

• Развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, кистью, красками, карандашом, глазомер, мелкую моторику рук.

Экологическая проблематика присутствует в работе таких объединений как биологический кружок, географический кружок, кружок «Московход», химический кружок(Яковлев С.М., Генералова З.Н., Щерба А.С., Головко И.Н., Шаповалова Т.Н.) В системе воспитания школьников важное место занимает трудовое, нравственное, эстетическое и экологическое воспитание подрастающего поколения. Учащиеся принимали участие как в олимпиадах по биологии и экологии, химии, географии, так и в проектной деятельности по данной направленности. Являются неоднократными победителями (призерами) победителями окружных и городских конкурсов проектных работ.

Руководители театрального кружка Константинова И.В. и Назарова О.В. со своим объединением проводили мероприятия, посвященные творчеству великих писателей, участвовали в концертах, посвященных различным мероприятиям, как на базе школы, так и на районной площадке р-на Бескудниково, участники данного объединения стали призерами и победителями конкурса КВН школьной лиги.

Руководители кружков французского и английского языка Мамонова Т.Б.,Болычева Н.М., Сысоева Н.Н. подготовили и провели неделю иностранных языков с выступления ребят в разных возрастных группах .

При организации дополнительного образования со здоровьесберегающими технологиями в нашей школе мы создаем целостную систему с использованием культурологического подхода позволяющего объединить дополнительное образования гуманитарное и естественнонаучное знания, предоставить возможность восприятия мира и в полной мере реализовывать идеи гуманизации и гуманитаризации образования здоровой личности.

К сожалению, в этом учебном году нам не удалось провести общешкольное родительское собрание с концертной программой, подготовленной силами системы дополнительного объединения, но на это были объективные причины, а не отсутствие желания наших участников. Хотя большое количество мероприятий, концертных программ, проводимых в течение учебного года, очень ярко продемонстрировали работу системы дополнительного образования нашей школы.

Проводя ежегодно глубокий и системный анализ работы Школы полного дня и системы дополнительного образования нами было замечено, что уровень подготовки к занятиям в системе дополнительного образования несколько упал, снизилась результативность работы по данному направлению. В связи с этим педагогам дополнительного образования было рекомендовано в течение следующего 2011 – 2012 учебного года подготовить и провести открытые мероприятия своего творческого объединения. Показать результаты выступления не только на школьных мероприятиях, но также на районных и окружных конкурсах.