velikol.ru
1

Анализ работы по здоровьесберегающим технологиям

в МОУ «Червовская СОШ»


В настоящее время ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой, так как осложняет процесс обучения, снижает качество знаний, замедляет психическое и физическое развитие детей, вызывает отклонения в их социальном поведении. Именно поэтому проблеме сохранения и укрепления здоровья детей уделяется большое внимание на всех уровнях жизнедеятельности нашего учебного заведения.
Главная задача здоровьесберегающей деятельности – формирование у детей мотивации и потребности в здоровом образе жизни. В школе проводятся мониторинговые исследования уровня здоровья детей, внедрена вариативность организации учебно-воспитательного процесса, в систему дополнительного образования в рамках школы полного дня интегрированы здоровьесберегающие технологии, неукоснительно соблюдаются санитарно-гигиенические нормы и правила.
Особое внимание уделено в школе организации горячего питания, учитывающее возрастные особенности детей, вкусовые пристрастия, медицинские показания. Питание сбалансировано и витаминизировано за счет включения в меню натуральных соков, фруктов, овощных салатов.
Режим дня учащихся школы строится в соответствии с периодами повышения и спада работоспособности, в нем предусмотрены такие компоненты: учебные занятия в периоды подъема работоспособности в школе и дома; отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе; отведено время для свободных занятий по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием, проектной деятельностью, спортом и др.).
При всех созданных благоприятных условиях жизни детей в школе, педагогический коллектив считает, что школа не должна превращаться в санаторий и должна выполнять свою главную функцию – образовательную.

В своей работе учителя-предметники активно включают здоровьесберегающий компонент в содержание урока, интегрируют межпредметное взаимодействие, широко используют игровые практики, исследовательские методы работы, направленные на эффективное усвоение материала и формирование осознанного отношения к необходимости ведения здорового образа жизни.

Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объема и уровня сложности домашнего задания. Вреден для здоровья достаточно распространенный педагогический прием наказания домашним заданием повышенного объема или сложности. Чаще всего, если ребенок не справился с домашним заданием два-три раза, он теряет интерес к этому процессу. Поэтому к дозировке домашнего задания и мере сложности нужно относиться со всей ответственностью: соизмерять объем и сложность с возможностями ученика. Так приобщают к выполнению домашних заданий своих учащихся И.В.Разумцева, И.В.Музалевская, Н.И. Блохина, давая задания по трем уровням, то есть, ребенок сам выбирает себе объем задания по силам.

Укреплению физического и нравственного здоровья служат уроки физической культуры, подвижные игры на переменах (настольный теннис), вся система физкультурно-массовой работы в школе, система воспитательной работы: беседы, классные часы, “уроки здоровья”, работа с родителями.

Одна из важнейших технологий здоровьесбережения – школьная оценка. Этому вопросу был посвящен один из педсоветов в нашей школе.

Рекомендации педагогического совета по “Организации здоровьесберегающей деятельности в школе”:

1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.

2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.

3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку.

Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это ваш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.

В течение учебного года администрацией и классными руководителями были проведены следующие мероприятия:

  • Анкетирование учащихся 5–9-х классов по выявлению отношения учащихся к школе;

  • Анкетирование сотрудников школы по выявлению характера;

  • Анкетирование учащихся 5–9-х классов по вопросам здоровьесбережения в школе;

  • Анкетирование родителей учащихся школы по выявлению отношения к работе школы;

  • Пассивная диспансеризация учащихся на базе ФАПа;

  • Проверка медицинских карт учащихся и заполнение листков здоровья в классных журналах;

  • Проверка посадки учащихся в соответствии с медицинскими показаниями;

  • Анализ дозировки домашних заданий по данным педагогов и учащихся 2–9-х классов;

  • Выступления на родительских собраниях.

В течение учебного года школа принимала активное участие во внешкольных и внутришкольных мероприятиях по здоровьесбережению детей в образовательном процессе.

К характеристикам школы, которые обеспечивают возможность рациональной организации учебного процесса и здоровьесберегающую деятельность школы, относятся:

  • характеристика здания школы;

  • наличие и оснащенность школьной столовой;

  • медицинское оснащение (медицинский кабинет);

  • оснащение дополнительным медицинским оборудованием;

  • обеспеченность медицинским персоналом;

  • организация контроля за состоянием здоровья учащихся;

  • проведение витаминизации в летнее время;

  • условия для физкультурно-оздоровительной работы (наличие и оснащенность спортзала, спортивной площадки);

  • обеспеченность кадрами (учителя физкультуры, тренеры);

  • спортивно-оздоровительная работа;

  • спортивно-оздоровительные занятия с детьми специальных медицинских групп;

  • просветительская работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья.

Результаты анализа организации учебного процесса и здоровьесберегающей деятельности школы:

  • соответствие всем санитарно-гигиеническим требованиям;

  • частично оборудованная школьная столовая, организация полноценного и регулярного питания;

  • наличие медицинского кабинета;

  • обеспечение медицинским персоналом;

  • качественный контроль за состоянием здоровья учащихся;

  • полноценное медицинское обслуживание учащихся: регулярные прививки, витаминизация, диспансеризации учащихся.

  • условия для проведения физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, оснащенность спортивной базы (спортивный зал, спортивная площадка);

  • регулярное проведение спортивно-оздоровительной работы;

  • спортивные секции и дополнительные занятия физической культурой;

  • просветительская работа с педагогами, учащимися и родителями, направленная на сохранение и укрепление здоровья.

Влияние школы на формирование здоровья детей достаточно существенное, так как в образовательном учреждении дети и подростки проводят не менее 1/3 суток, выполняя интенсивную умственную работу в определенных эколого-гигиенических условиях.

Анализ состояния здоровья учащихся, проведенный в начале учебного года (октябрь), показал:

  • Продолжительность занятий в школе учащихся 1-го класса не превышает допустимые нормативы максимального объема учебной нагрузки (20 часов в неделю);

  • Продолжительность домашних заданий в 1-х классах составляет 40 минут (домашние задания задаваться не должны);

  • Продолжительность занятий в школе учащихся 2–4-х классах не превышает допустимые нормативы максимального объема учебной нагрузки (22 часа в неделю);

  • Продолжительность домашних заданий в 2–4-х классах составляет 1,5-2 часа;

  • Средняя продолжительность учебных занятий у учащихся 5–9-х классов составила 5,4 академических часа, выполнения домашних заданий – 3,2 часа, дополнительных занятий – 1,3 часа (т.е., все компоненты учебной нагрузки в начале учебного года – в среднем в пределах нормативных).

  • Средняя школьная нагрузка учащихся 5–9-х классов – 30 часов в неделю (соответственно, 5-6 уроков в день). В тоже время средняя вариативная нагрузка 5 часов в неделю.

  • Общая школьная нагрузка учащихся 5-й класс – 31 час, 6-й класс – 32 часа, 7-й класс – 34 часа, 8–9-й класс – 35 часов. Инвариативная часть 33 часа, вариативная часть – 2 часа, коррекционные занятия – 4 часа (проводятся через два часа после основных занятий). Максимальная недельная нагрузка составляет 32 часа при 5-дневной недели.

При внешнем благополучии средних данных нельзя не отметить, что от 25 до 40% учащихся 8–9-х классов есть дополнительные факультативные занятия (от 2 до 3 часов в неделю). Безусловно, у части учащихся 8–9-х классов отмечается выраженная школьная перегрузка, которая усугубляется значительной продолжительностью выполнения домашних заданий (от 2 до 4 и более часов). Особенности организации учебного процесса, программы и методики обучения в этих классах требуют углубленного изучения и анализа.

Таким образом, учебная нагрузка до 20% школьников 2–4-го класса и от 20 до 40% школьников 8–9-го класса незначительно превышает существующие гигиенические и физиологические нормативы. В процессе нашей работы был разработан механизм включения в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий.

Для реализации данной программы нами был проведен сравнительный анализ состояния здоровья режима дня, учебной нагрузки и объема домашних заданий учащихся 1–9-х классов, участвующих в наблюдениях по здоровьесберегающим технологиям на основе полученных данных мы разработали программу состоящую из следующих этапов:

  • Организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;

  • Реализация системы просветительской работы с учениками по формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью;

  • Система школьного самоуправления;

  • Развитие системы внеурочной занятости детей.

В ходе реализации нашей программы мы получили следующие результаты:

  • Рост физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся.

  • Формирование устойчивого интереса и потребностей к занятиям физкультурой и спортом, здоровому и активному образу жизни.

  • Приобретение учащимися устойчивых навыков обеспечение безопасной жизнедеятельности как важного условия самореализации личности.

  • Укрепление морально-психологического здоровья учащихся, развитие их коммуникативных способностей, нравственное и эстетической совершенствование личности каждого ребенка.

  • Повышение социального самосознания статуса личности, развитие гражданской и творческой инициативы и самостоятельности, навыков социализации.

  • Рост мотивации к обучению, развитие навыков самоконтроля и самоанализа, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе творческой.

Классные руководители планируют и постоянно проводят индивидуальные, групповые, коллективные беседы. Больше всего детям нравятся индивидуальные беседы, т.к это дает более положительный результат. Дети активно отвечают на вопросы и могут высказать свою жизненную позицию по отношению к вредным привычкам в их семье. Групповые беседы помогают выяснить роль привычек в повседневной жизни, помогают детям объективно взглянуть на свои привычки, выделять вредные привычки и рассматривать их влияние на человека и его окружение. Классные руководители старшего звена целенаправленно проводят классные часы с целью: сформировать у детей представления о вредности употребления алкоголя; ориентировать школьников на здоровый образ жизни; разъяснить влияние алкоголя на организм человека; рассмотреть историю вопроса алкоголизации общества; узнать отношение ребят к употреблению спиртного и табака.

В ходе обсуждения проблемы употребления алкоголя учащиеся вместе с учителями сделали вывод, что мы не всегда можем повлиять на ситуацию в стране, в нашем селе, на политику нашего государства. Есть такие вещи, изменить которые мы не в состоянии, но каждый из нас может и должен взять на себя ответственность за свое решение относительно употребления алкоголя.

В школе оформлены сменные стенды: «Твое здоровье - в твоих руках», «Наркотикам – нет», «Спортивные достижения школы», где дети могут узнать информацию, последствия и статистику употребления алкоголя, наркотиков, табака, а также увидеть результаты здорового образа жизни.

Ежегодно проводятся профилактические осмотры учащихся медиками, дети проходят флюрографическое обследование, делают прививки, посещают кабинет зубного врача. Это способствует физическому развитию, приносит здоровье, предотвращает будущие заболевания школьников.

В последние годы активизировалась работа школы с женсоветом села с целью обозначить проблемы, возникающие в семейных отношениях в связи со злоупотреблениями, убедить родителей в необходимости обсуждения и решения в семье проблемы вредных привычек у ребенка, предоставить родителям возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблеме вредных привычек. На протяжении трех лет постоянно посещались и посещаются квартиры неблагополучных семей с целью обследования жилищно-бытовых условий, соблюдения режима дня учащимися. В семьях стали следить за порядком в доме, чувствовать ответственность за детей, но остается проблема злоупотребления родителями спиртных напитков. По рекомендации администрации школы и женсовета многие родители прошли кодировку.

В школе планировались и проводились беседы с привлечением работников правоохранительных органов, на этот учебный год разработан совместный план по профилактике правонарушений несовершеннолетних с целью проведения правовой пропаганды, профилактической работы с несовершеннолетними, проведения индивидуальной профилактической работы с неблагополучными семьями. В результате совместной работы сократилось число учащихся «группы риска».

Профилактической работе способствовали родительские собрания:

« Самосознание, самовоспитание», «Культура поведения», «Положение ребенка в семье: отношения с родителями, общение со сверстниками», «Здоровый образ жизни – основа воспитания в семье», «Профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства, безнадзорности, беспризорности», «Физическая культура и спорт в жизни и воспитании подростков», круглый стол: «Признаки надвигающейся беды», «Влияние подростковых антиобщественных группировок на ребенка». Родителям близка и актуальна эта тема, поэтому они охотно посещают родительские собрания и лектории и активно участвуют в обсуждении данных вопросов. Для выяснения проблемы вредных привычек у детей и подростков проведено анкетирование родителей, которое помогло выяснить проявление нравственных качеств школьников в представлении родителей. На основе полученных данных сопоставлена оценка родителей и педагогов о соответствии и несоответствии нравственных качеств школьников. Обнаруженные негативные поступки, а также условия и причины их породившие, помогли спланировать целенаправленную индивидуальную работу с этими учащимися.

С целью сохранения здоровья учащихся в школе постоянно ведутся спортивные секционные занятия по ОФП и волейболу. Спортивные секции посещают:

В 2005-2006 учебном году – 40 учащихся, в 2006-2007 году – 38 учащихся, в 2007-2008 году – 35 учащихся (снизилось количество обучающихся в школе).

Итогом работы спортивных секционных занятий являются хорошие результаты на школьных, районных и краевых соревнованиях. Спортсмены нашей школы, которые показывали хорошие результаты на районных соревнованиях, на протяжении многих лет входили и входят в состав сборной района по лыжным гонкам и легкой атлетике. Участники зональных и краевых соревнований: в 2004 году – Ванзитлер Наташа, Пешкова Аня, в 2008 году –Ершова Аня, Шестакова Нина выполнили второй взрослый разряд по лыжам. Гаськов Юра – участник зональных соревнований в беге на 200 и 400 метров выполнил второй взрослый разряд.

Результатом работы по направлению «За здоровый образ жизни» является то, что в школе нет учащихся, употребляющих наркотики и токсические средства, снизился процент курящих и употребляющих алкоголь школьников.


Не в стороне остается и работа спортивно-оздоровительного направления воспитательной деятельности. Привлекая учащихся к занятиям в спортивных секциях, используя нестандартные формы спортивных внеурочных праздников и мероприятий, учитель физкультуры Богомолов В.И. способствует повышению интереса к спортивной внеклассной работе. В школе есть программа « Здоровье», цель которой : создание условий, направленных на укрепление здоровья и привития навыков здорового образа жизни; формирование осознанного отношения к своему здоровью и физическому развитию. Работа по этой программе показывает хорошие результаты у учащихся.

Учащийся нашей школы Гаськов Юрий на краевых соревнованиях по легкой атлетике стал чемпионом края среди юниоров на дистанции 400 метров и серебряным призером на дистанции 60 метров. В районных соревнованиях по полиатлону приняли участие 4 учащихся, 3 из которых заняли 1 место (Гаськов Юрий, Гаськова Ирина, Воронина Вера). В общекомандном зачете средняя группа заняла 1 место. На 18-летней Олимпиаде среди школьников района наша школа заняла 2 место. Призерами стали: Гаськов Юрий (1 место на 60 м, 1 место на 400м), Быковченко Яна (2место на 60м, 2 место в прыжках в длину), Улитина Татьяна (2 место на 800м), Шестаков Виктор (2 место на 100м, 3 место на 1500м), Воронина Вера (3 место на 800м), Храмцова Настя (2 место на 400м), Чернова Даша (3 место на 800м). В эстафете 4х100, в составе Гаськова Ю, Богомолова Р, Гаськовой И. Быковченко Я. заняли 1 место.

В соревнованиях по лыжам учащиеся нашей школы Шестаков В., Гаськов Ю, Богомолов Р, Егоркин И, Гаськова И, Храмцова Н., Чернова Д., в течение года занимали призовые места.

В соревнованиях по волейболу наша школа в этом году заняла 3 место. Гаськов Юрий признан лучшим игроком среди команд района. В районных соревнованиях по настольному теннису приняли участие 2 учащихся нашей школы. Гаськова Ирина заняла 1 место, Улитин Дмитрий 2 место.

На военно- полевых сборах юноши нашей школы показали отличную физическую и военную подготовку. Шестаков Виктор занял 1 место на дистанции 100 м, 1 место в подтягивании, 2 место в беге на 1000м, Улитин Дмитрий занял 2 место по стрельбе из АК и метанию гранаты, Костарев Андрей занял 1 место по стрельбе из пистолета Марголина и 3 место в подтягивании.

Огромное внимание в школе уделяется беседам о здоровом образе жизни. В прошедшем учебном году были организованы встречи с фельдшером. Также для старшеклассников было проведено анонимное анкетирование о здоровом образе жизни, которое показало, что учащиеся, задумываются о вреде для своего организма, активно пропагандируют здоровый образ жизни.