velikol.ru
1









Классный руководитель Зуева Г.В.


«Посеешь привычку — пожнешь характер»

Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек

Цель:

*• Объединить усилия семьи и школы в формиро­вании у младших школьников волевых привы­чек.

Форма:

- Информационно-аналитическая беседа с элемен­тами ситуативного практикума.

Участники:

4-Классный руководитель, родители.

Подготовительный этап:

Классный руководитель предварительно изучает литературу по проблеме, проводит опрос роди­телей учащихся класса, анализирует результаты анке­тирования.

^ Анкета для определения уровня самоорганизации младших подростков

1.В какой мере сформированы у вашего ребенка основные бытовые навыки (уборка постели, под­держивание порядка в комнате, соблюдение ос­новных требований к внешнему виду)?

А) в основном сформированы достаточно устой­чиво; Б) сформированы, но не достаточно устойчиво; В) не сформированы.

2. Умеет ли ребенок организовывать свое время самостоятельно?

A) в основном умеет; Б) умеет, но не всегда это делает; B) практически не умеет.

3. Способен ли сам, без внешнего принуждения, организовать свое время?

A) в основном способен; Б) делает это нерегулярно; B) практически никогда этого не делает.

4. Садится ли без всякого напоминания за приго­товление домашних заданий?

A) практически всегда; Б) только иногда; B) не способен.

5. Способен ли подросток длительно (в течение нескольких недель или даже месяцев) занимать­ся каким-либо делом?

A) в основном способен; Б) способен лишь в редких случаях; B) не способен.

6. Проявляется ли у подростка интерес к само­воспитанию?

А) достаточно отчетливо проявляется; Б) проявляется, но от случая к случаю; В) не проявляется.

7. Если проявляется интерес к самовоспитанию, то в какой мере этот интерес носит действен­ный характер?

А) регулярно предпринимает попытки самовос­питания;

Б) попытки самовоспитания предпринимаются от случая к случаю;

В) никаких определенных попыток не предпри­нимает.

8. Имеется ли у подростка какая-либо программа самовоспитания?

A) такая программа имеется;

Б) определенной программы нет, но есть неко­торые наметки;

B) никакой программы нет.

9. Свойственна ли подростку привычка доводить все свои дела до конца?

A) свойственна в достаточной мере; Б) не всегда дела доводит до конца;

B) очень редко доводит дело до конца.

10. Планирует ли свое свободное время (особенно на воскресенье, в каникулы) или действует как придется?

A) в основном планирует; Б) планирует только иногда; B) практически никогда не планирует.

11. Достаточно ли внимателен при выполнении интеллектуальной деятельности?

A) достаточно; Б) не всегда достаточно; B) как правило, очень невнимателен.

12. Умеет ли сдерживаться в эмоциональных ситу­ациях?

A) в основном умеет; Б) иногда не сдерживается; B) как правило, не сдерживается.

13. Умеет ли серьезно и ответственно выполнять задание, которое сам считает важным?

A) как правило, умеет; Б) не всегда умеет; B) не умеет.

14. Обнаруживаются ли попытки определить для себя серьезную жизненную цель (овладение внешкольными, но важными навыками, выбор профессии)?

A) обнаруживает достаточно определенно; Б) обнаруживает, но только от случая к случаю;

B) не обнаруживает.

15. Если имеется какая-либо серьезная цель, дела­ется ли что-либо для ее осуществления?

A) кое-что делается; Б) делается очень мало; B) ничего не делается.


Оборудование, оформление:

Выставка литературы по проблеме собрания.

Результаты анкетирования родителей оформить в виде диаграмм и графиков и представить на доске или листах ватмана.

Организация рабочих мест для микрогрупп ро­дителей по ^ 3 человека.

Для каждой микрогруппы подготовить отпеча­танные листы с текстом психологического прак­тикума.

Ход собрания

Вступительное слова учителя.

^ Что такое волевая привычка?

Научить ребенка способам волевой регуляции, а затем закрепить эти умения в соответствующей де­ятельности — важнейшая задача воспитателей. Се­годня мы поговорим о воспитании волевой регуля­ции поведения и деятельности, о реализации инди­видуального подхода к формированию у детей во­левых способностей.

Всем, кто занимается воспитанием детей, извес­тно, что требования, предъявляемые к ребенку, дол­жны быть соизмеримы с его возможностями. Ста­вить перед ребенком непосильные для него задачи — значит обрекать всю работу на неудачу. Многие считают, что в поведении детей все зависит от желания ребенка. И если он не умеет организовать себя, в нужной мере сосредоточить свое внимание, вовремя мобилизоваться и сделать все четко и точ­но, то это вина его самого. «Не может — значит, не хочет», — говорят родители. И на вечно опаздыва­ющего, все забывающего, невнимательного школь­ника сыплются наказания, с него берут слово, что завтра же он исправится. Но завтра и послезавтра все остается по-прежнему. Школьник все так же не собран, неорганизован, а его воспитатели все так же убеждены, что причина только в злостном не­желании его самого стать хорошим.

В этом и состоит заблуждение многих родите­лей. Дело не в том, что ученик не хочет. Он не мо­жет сразу стать другим; ему нужно в этом помочь.

Требовать от невнимательного, несобранного ре­бенка, чтобы он каждый день вовремя садился за уроки и быстро и четко их делал, — это все равно, что требовать от школьника, находящегося не в ладах с арифметикой, чтобы он решал задачи по высшей математике. Все дело заключается как раз в том, что при всем желании ребенок без специаль­ных навыков не может в достаточной мере управ-

лять своим поведением. Самое большее, на что его хватает, — это разовые достижения: сел, выучил, получил хорошую отметку. Делать же это постоян­но, изо дня в день такой школьник не может; для этого нужны определенные навыки поведения, ко­торые у него отсутствуют.

Парадокс воспитания в том и состоит, что доста­точное овладение своим поведением лишь по види­мости доступно любому школьнику. На самом же деле навыки саморегуляции складываются так же постепенно, формирование их требует такой же кро­потливой работы, такого же индивидуального под­хода, как, скажем, овладение сложными матема­тическими действиями.

Для того чтобы ребенок в достаточной мере вла­дел своим поведением, у него должен быть сформи­рован определенный запас «волевых привычек».

Под волевыми привычками понимаются устой­чивые навыки эффективной организации труда, быта и общения, закрепившиеся в поведении чело­века и ставшие чертой его характера.

Люди с достаточным запасом волевых привычек — хозяева своего времени, своих дел, своих планов и, как правило, всей своей жизни.

Человек, у которого не сформированы в нужной мере волевые навыки, страдает от своей несобран­ности, неорганизованности. При этом ему кажется, что к нему несправедливы, его обошли, к нему пло­хо относятся. Неудавшаяся жизнь, горькие разоча­рования... Как здесь не вспомнить известную по­словицу: «Посеешь поступок пожнешь привыч­ку; посеешь привычку пожнешь характер; посе­ешь характер пожнешь судьбу». Тут нет никако­го преувеличения. Даже очень одаренным людям, чтобы реализовать неординарные возможности, нужны соответствующие черты характера — все те же волевые привычки.

В течение 20 лет в США проводилось исследова­ние 1000 детей. Им было по 10—11 лет, и все они отличались незаурядными способностями и в боль­шинстве случаев хорошим здоровьем. Наряду с ин­теллектом у одаренных детей выявлялись и лично­стные особенности, в частности, их волевые каче­ства — целеустремленность, настойчивость. Если первые пять лет (в период обучения) успехи испы­туемых в значительной степени соответствовали их способностям, то через десять—пятнадцать лет ока­залось, что у 70 % этих уже взрослых людей срав­нительно скромные результаты деятельности никак не соответствовали исходному уровню их способно­стей. Более того, развитие самих способностей у них оказалось заторможенным. Только у 30 % испыту­емых результаты профессиональной деятельности были в той или иной мере выдающимися и соответ­ствовали уровню их способностей. Более того, у них обнаружился непрерывный интеллектуальный и личностный рост. Выяснилось, что бывшие «вун­деркинды», вошедшие в эти 30 %, отличались от остальных не уровнем способностей (исходно он был у всех весьма высоким), а двумя главными каче­ствами: наличием цели и настойчивостью в ее дос­тижении.

Очень может быть, что способность к волевому напряжению, целеустремленность, умение эффек­тивно организовать свою деятельность — все эти навыки «дефицитнее», чем даже высокий интел­лект. И уж, во всяком случае, они не менее важны для человека.

Психологи обнаружили даже, что люди с устой­чивым трудолюбием (с развитой волевой привыч-

кой к труду) меньше подвержены заболеваниям, особенно психическим; их отличает большая физи­ческая и эмоциональная стабильность Конечно, тут не всегда легко выделить, где причина, а где след­ствие. Тем не менее очевидно, что привычка к ре­гулярному труду — основа человеческого существо­вания.

Вряд ли нужно убеждать в пользе, точнее, в не­обходимости волевых привычек. Важнее выяснить главное: как именно их воспитывать.

Прежде всего рассмотрим, какие именно воле­вые привычки составляют «золотой запас» по-на­стоящему организованного человека.

Главное — это, конечно, как уже говорилось, привычка к регулярному труду. « Человек трудом жив» — во многих случаях это выражение приоб­ретает буквальный смысл. Установлено, что трудо­любие — характерная черта долгожителей.

Другая важнейшая волевая привычка, которая, кстати сказать, не всегда должным образом оцени­вается, - - это привычка к физической и гигиени­ческой культуре. Сюда относятся не только поддер­жание чистоты тела, зарядка, но и привычка к физическим упражнениям, потребность в движении. Для многих людей двигательная активность стано­вится величайшей потребностью, «мышечной радо­стью».

Можно выделить и привычку к определенной сдержанности в особо острых эмоциональных ситу­ациях, и привычку быть обязательным в отноше­ниях с людьми. Есть, конечно, и еще многие чело­веческие добродетели, за которыми стоят не только нравственные ценности, но и волевые привычки.

Когда же и как следует формировать волевые привычки?

Прежде всего они формируются в результате сти­хийно складывающейся системы воспитания, ко­торая существует в семье.

Именно волевые привычки воспитывают роди­тели, требуя от ребенка сначала убрать свои игруш­ки, мыть руки перед едой, убирать свою постель и т.д. Конечно, в результате всего этого ребенок при­учается к труду, овладевает гигиеническими навы­ками, развивается физически и эстетически. Но это содержательная сторона такого воспитания, а есть еще своего рода общеразвивающая сторона — и прежде всего она касается развития саморегуляции, формирования организованности и собранности.

Есть наблюдения, что люди, занимавшиеся в детстве спортом и музыкой, отличаются большей организованностью в ежедневной жизни.

Если такого рода воспитание — трудовое, физи­ческое, эстетическое, интеллектуальное, нравствен­ное — проводилось в семье последовательно, с ран­него детства (причем перед ребенком не только ста­вили задачи, но и добивались их выполнения), если при этом и взрослые сами придерживались уста­новленных правил порядка и дисциплины, то чаще всего никаких проблем овладения своим поведени­ем у ребенка не возникает. Однако нередко бывает и так, что родители ждут от ребенка определенного поведения, но не добиваются выполнения требова­ний, их требования противоречивы и непоследова­тельны. Если к тому же родители недостаточно орга­низованы сами, то волевые привычки у ребенка не формируются. Тогда ребенком все недовольны. Он хочет стать другим, но не умеет.

Существуют и другие варианты воспитания, при­водящие к плохой самоорганизации ребенка. Бы­вает, что родители, имеющие прекрасную саморегуляцию, не считают необходимым предъявлять какие-либо постоянные требования к ребенку. У него нет никаких обязанностей, за него все делают взрос­лые, так сказать, обеспечивают счастливое детство. А потом ребенок оказывается беспомощным в ситу­ации, когда нужно ежедневно старательно делать уроки, ничего не забывая собираться в школу.

Особенности характера родителей, общий семей­ный климат — все это важнейшие предпосылки волевого воспитания.

Другая столь же важная предпосылка — направ­ленное формирование волевой привычки.


Работа в микрогруппах: обсуждение результа­тов анкетирования и информации учителя по проблеме собрания, обсуждение упражнений психологического практикума.

Выступление представителей микрогрупп, на­чинающееся словами: «Изучив информацию по теме сегодняшнего родительского собрания, мы решили: ...»

Решение родительского собрания ( Решением родительского собрания 'могут стать предложения выступающих представителей микрогрупп.)


Психологический практикум

С подростками, имеющими маленький запас во­левых привычек (низкий, и иногда средний уро­вень), полезно начинать с подготовительных уп­ражнений. Они достаточно быстро приводят к ус­пеху, создают у школьника ощущение значитель­ности своих возможностей. Своим полуигровым, полуспортивным духом они вполне соответствуют специфике подросткового возраста.

Упражнение «Замри»

В течение 5 мин сидеть в кресле без движения, абсолютно расслабившись. Разрешены только дви­жения век (моргание). В течение 6 дней добавлять по 30 с, доведя таким образом время расслабления до 8 мин, а затем в течение еще 3 дней «замирать» по 8 мин.

Упражнение «Прогулка»

Выйдя из дома, вернуться ровно через час (ошиб­ка должна составлять не более +1 мин). Это уп­ражнение требует точного расчета времени, по­этому оно не так легко, как кажется на первый взгляд. Время выполнения задания может менять­ся (от 40 мин до 1,5—2 ч).

Упражнение «Музыкальный час»

Включите магнитофон (или любое другое воспро­изводящее устройство) и слушайте музыку в тече­ние 45 мин. Ошибкой считается любое отвлечение, возникающее по вине подростка. Особенно полезно это упражнение для страстных любителей современ­ной музыки. Но и для тех, кто музыку не очень любит, оно тоже полезно: очень трудно в таких слу­чаях ни разу не отвлечься на что-то другое.

Упражнение «Телевизор»

Согласуйте с ребенком и заранее отметьте в не­дельной телепрограмме одну-три передачи, которые он может просмотреть до конца. Зато другие пере­дачи он имеет право смотреть не более 7 мин (мень­ше можно). Опыт показывает, что для некоторых это самое трудное упражнение.

Предлагая эти упражнения школьнику, следует иметь в виду, что в некоторых случаях возникает опасность «застрять» на игровых моментах.

Задача этих упражнений — дать некоторые на­выки самоорганизации, и непосредственно психо­логическая — создать у школьника чувство уверен­ности, веру в успех. При этом надо подчеркнуть, что упражнения эти не такие уж простые, как ка­жется.

Основные звенья подготовительного этапа — со­здание рабочей атмосферы в семье, совместный ана­лиз предстоящей деятельности. Максимальное вре­мя на прохождение этого этапа две—три недели. На следующем этапе можно приступить к форми­рованию начальных волевых привычек, достаточ­но простых, но важных в ежедневной жизни.

Сначала можно предложить свободный выбор заданий. Подростку предлагают список из 8—10 заданий, достаточно простых по содержанию (регу­лярная уборка комнаты, приобретение продуктов для семьи и т.п.); отсюда школьник сам выбирает одно-два задания. Лучше всего список составить вместе с вашим ребенком, ориентируясь на его пред­почтения и субъективную оценку своих, возможно­стей. В список рекомендуется включить и особые упражнения — привычки типа «Будильник»

Упражнение «Будильник»

После звонка будильника отсчитать до 35 и встать. Каждые два дня убавлять по 2. Упражне­ние считается освоенным, если через три недели подряд ребенок встает без срывов на счет «10»..