velikol.ru
1


Дорожкина В.Д.,

учитель начальных классов

МКОУ Опоченской средней

общеобразовательной школы

муниципального образования

Дубенский район


Беседы о художниках и их произведениях на уроках в начальных классах


Психологические основы художественного восприятия произведений
изобразительного искусства и литературы детьми младшего школьного возраста.



Все многообразное воздействие искусства протекает в процессе
восприятия его произведений. Но эффективность этого воздействия находится в прямой зависимости от культуры художественного восприятия.
Человеку иногда, когда он встречается с каким либо необычайным
явлением природы, которое ему удалось увидеть, кажется: «Вот бы художник
увидел и написал! Да ведь не поверит никто». Нам кажется что только здесь,
сейчас, на одно мгновение мир, в котором мы живем, показал свой
удивительный лик. На самом деле это мы отдали миру одно мгновение полного, бескорыстного внимания. А развитое художественное восприятие всегда, или по крайней мере очень часто, бывает таким. Исходя из этого необходимо открыть ребенку такую истину, что в природе не существует одинаковых вещей.

Природа окружающая нас богата и разнообразна, и для развития
художественного восприятия нужно видеть природу во всем ее разнообразии. Но необходимо помнить о двух моментах художественного восприятия, одинаково важных и на первый взгляд противоположных, на самом деле дополняющих друг друга: «нет в мире двух одинаковых предметов, все неповторимо и уникально, и нет в мире двух предметов, до такой степени непохожих, чуждых друг другу, чтобы между ними не было совсем ничего общего, никакого сходства ни в чем».

Художественное восприятие выступает, прежде всего, как психический
процесс, который протекает под непосредственным воздействием произведения искусства. Главная особенность художественного восприятия произведений изобразительного искусства - необычайно сложная структура. Главная роль принадлежит здесь интеллектуальному постижению значений выразительно-смысловых элементов произведения, в которых заложено основное содержание художественных образов. Итог художественного восприятия выступает как многослойная структура, в которой взаимопроникают результаты перцептивных и интеллектуальных актов,
постижения воплощенных в произведении художественных образов и активного творческого овладения ими, его (произведения) духовного и практического воздействия. Из этого вытекает еще одна особенность художественного восприятия: оно требует активной работы многих механизмов психики - непосредственно-отражательных и интеллектуальных, репродуктивных и продуктивных, причем их соотношение на разных уровнях восприятия различно.

Художественного восприятия протекает сложно. В нем различают обычно несколько фаз (или стадий): предкоммуникативную, т. е. предшествующую контакту ребенка с произведением и подготавливающую его к этому контакту; коммуникативную, объединяющую время этого контакта; и посткоммуникативную, когда контакт уже прерван, а живое влияние произведения еще продолжается. Эту стадию можно условно назвать художественным последействием. Главное в ней - подготовка психики к активному и глубокому художественному постижению произведении искусства, т. е. психологической установки на художественное восприятие. Как и установка на создание произведений искусства, она бывает и общей, и специальной, и частной. В любой психологической установке, так или иначе, выражены определенные потребности и опыт их удовлетворения. Художественная потребность личности при всей своей неоднозначности выступает на поверхности, прежде всего как жажда художественного наслаждения.

Полученное при частом общении с искусством, оно рождает ожидание радости от новых встреч с ним, что, в свою очередь, вызывает тягу к искусству, активную готовность к его восприятию, концентрацию душевных сил для предстоящей встречи с ним. Так выступает на поверхности общая установка на восприятие художественных произведений.

При восприятии произведений литературы смысл восприятия не
исчерпывается извлечением информации, таящейся в этих значениях, оно и
здесь носит духовно-практический характер, а потому, как и в других сферах
искусства, не может не обладать всеми рассмотренными выше особенностями художественного восприятия. Печатный текст должен привести ребёнка к живой речи, и он это делает, если в частом пользовании языком одновременно в обеих формах его материального функционирования в психике складывается еще один ряд ассоциаций: между изображением слов и их живым звучанием. Восприятие литературного произведения, поэтому становится двухэтапным: на первом этапе ученик, читая печатный текст, переводит его мысленно в живую речь (этому помогает художественная организация словесного материала). Но здесь механизм художественного воздействия еще не работает. Он вступает в силу на втором этапе, где происходит своеобразная перцепция живой речи в ее акустической материи, но не в непосредственно- отражательном акте, а в представлениях.

Для восприятия на втором этапе необходимы не только жизненные
ассоциативные связи словесной речи, но и художественные, складывающиеся на основе данной исторической системы художественной организации словесного материала. Сам же переход с первого на второй этап требует большой творческой работы. Творческий характер читательского «переводческого» труда, кроме всего прочего, наглядно подтверждается наличием профессионального исполнительства и в сфере литературы — искусства художественного чтения. Восприятие литературного текста и произведений искусства неразрывно связано и во многом дополняет друг друга, что говорит о том, что их объединение, даже в небольшой степени, может привести к положительным результатам в свете развития у ребенка «полноценного» художественного восприятия как искусства слова, так и изобразительного искусства.

Конспект урока чтения в 3 классе.


Тема: С. Аксаков «Прибавились значительно дни…».

А. Саврасов «Грачи прилетели».


Цель: познакомить учащихся с признаками весны.

Задачи: развивать интерес к творчеству С. Т. Аксакова, А.К. Саврасова,

П.И.Чайковского; учить детей собирать и систематизировать материал к уроку; формировать умение строить план предстоящего высказывания; уточнять и расширять словарный запас за счёт использования прилагательных, глаголов, сравнений, крылатых выражений; развивать внимание, память, мышление; воспитывать любовь к родной природе;

умение видеть красоту окружающего мира.


Оборудование: портреты С.Т. Аксакова, А.К. Саврасова, П.И. Чайковского; книги о весне; репродукция с картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»; сообщения и картины, подобранные учащимися к уроку; видеофильмы « В мире музыки», «Художники России».


^ Ход урока:

  1. Организационный момент.




  1. Проверка домашнего задания:

- Что было задано на прошлом уроке на дом? ( Подобрать загадки, пословицы, приметы, поговорки, стихи, картинки о весне.)


  1. Новая тема:




  1. На уроке чтения начинаем новую тему: «Весна, весна! И всё ей радо…».

- Какое время года наступило?

- Какие сейчас ВЫ видите изменение в природе?

- Как вы понимаете название темы?

На уроке обратимся к произведению С.Т. Аксакова «Прибавились значительно дни…», к репродукции с картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», к музыке великого русского композитора П.И. Чайковского, к стихам русских и современных поэтов.

2.-Кто подготовил загадки о весне? Загадайте!

- Так о каком времени года идёт речь в загадках?

-Какое время года было до весны?

- Какое время года будет после весны?

- Какое время года будет между летом и зимой?

- Какие весенние месяцы вы знаете? Прочитайте подготовленные дома стихи о весенних месяцах.

- О марте читает …

- Об апреле читает …

-О мае читает …

3. Весна - это утро года. Природа весной просыпается и оживает. Весне посвящали свои произведения писатели, поэты, художники, композиторы.

Пётр Ильич Чайковский великий русский композитор. Любил родную природу и посвятил ей свои произведения. ( ПОРТРЕТ)

Сейчас просмотрим фильм о весне, в котором звучат отрывки из произведения П.И.Чайковского «Времена года».

- Запомните, как назвал П.И. Чайковский весенние месяцы! Обратите внимание на весенние признаки и звуки. Исполняет произведение П.И.Чайковского пианист Михаил Плетнёв.( просмотр фрагмента видеофильма «В мире музыки».)

- Так как же назвал весенние месяцы П.И.Чайковский?

- Какие признаки весны Вы можете назвать?

4. а) – Прочитайте, какие Вы подготовили пословицы, поговорки, приметы о весне.

- Как Вы понимаете пословицу: « Март с водой, апрель с травой, май с цветами»?

б) О признаках весны написал в своём произведении С. Т. Аксаков «Прибавились значительно дни…»

-Известно ли Вам имя Сергея Трофимовича Аксакова? О нём нам расскажет… .

(ПОРТРЕТ)

в) Открыли учебники на странице 123.

- Как называется новая тема?

Прослушайте текст.

- Какие слова и выражения ВЫ не понимаете?

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: - Как вы понимаете эти слова и выражения из текста:

Прибавились значительно дни; полдень; пелена снега; март на исходе; апрель на дворе; оправлять свои гнёзда; верхние побеги древесных ветвей; ввечеру; рассядутся попарно; будущее житиё- бытиё.

Читает текст... .

-Это текст- описание или текст- повествование?

-Назовите приметы весны.

-На сколько частей можно разделить этот текст?

Первую часть читает… . Как её можно озаглавить?

1часть - Первые приметы весны.

-Что сказано о днях? Как стало греть солнышко?

-Прочитайте, что сказано о дорогах? Почему они почернели?

- Как Вы думаете, откуда взялась вода на улицах?

Вторую часть читает… . Как её можно озаглавить?

2часть - Прилёт грачей.

- Какие птицы прилетели первые?

Прочитайте, как грачи готовят гнёзда.

Грач- первая весенняя птица. Сообщение о граче нам подготовила… .

5. Мы с вами прослушали загадки, стихи, пословицы о весне, услышали звуки весны в музыке, прочитали текст о весне. А теперь посмотрим, как изобразил весну художник.

-Кто написал эту картину? Как она называется?

( Просмотр фрагмента видеофильма об Алексее Кондратьевиче Саврасове.)

Сообщение о создании картины.

Беседа по картине:

-Какое настроение вызывает картина?

-Как мы называем картину, на которой художник изобразил природу?

Это лирический русский пейзаж.

-Перечислите, что Вы видите на картине?

-Что Вы видите на переднем плане?

-Что ВЫ видите на заднем плане?

-Какой образ главный на картине?

-Как художник показывает нам приближение весны?

-Какие краски преобладают на картине?

-Какие запахи Вы чувствуете, когда смотрите на картину?

-Как Вы думаете, какие звуки можно услышать, посмотрев на эту картину?

-Что, на Ваш взгляд, было дорого художнику?


^ IV. Обобщение:

- Какие признаки весны Вы можете назвать?

- Что общего в тексте С. Аксакова и картиной А.Саврасова?

- Какие строки из текста С.Аксакова подходят для картины А. Саврасова? Прочитайте.


V. Домашнее задание: текст на странице 123 выразительно читать; записать в тетрадь приметы весны; нарисовать раннюю весну.


^ VI. Оценки за урок.


Урок чтения в IV классе


Тема: Л. Н. Толстой «Как боролся русский богатырь»

Цели: 1.учить правильному литературному чтению;

2. развивать умение работать с текстом по заданию учителя;

3. воспитывать у детей чувство гордости и любви к своей Родине и ее истории.

Ход урока:

I. Организационная часть: сообщение темы урока.

Продолжаем работать над творчеством Л. Н. Толстого. Познакомимся с рассказом «Как боролся русский богатырь».

Вспомним, что такое басня и былина, имена русских богатырей, марийских богатырей. Узнаем, есть ли сейчас богатыри на русской земле.

II. ^ Проверка домашнего задания: пересказ басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» (отвечают 2 человека).

???:

– Какова главная мысль этого произведения?

– Что такое басня? (краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ)

III. ^ Новая тема:

1). Беседа о литературных жанрах.

Сейчас поговорим о литературном жанре – былина. Былина относится к эпическому жанру.

Эпос – произведения народного творчества, героические сказания, песни.

Былина – русская народная эпическая песня, сказание о богатырях.

Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги. Человек необыкновенной силы, стойкости, отваги.

Назови имена былинных богатырей, которые защищали русскую землю от злых врагов.

2). Работа по картине В.М. Васнецова «Богатыри»

Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году 15 мая в селе Лопьял Вятской губернии, в большой семье сельского священника. «Я жил среди мужиков и баб, – вспоминал в последствии художник – и любил их попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался ими, сидя на посиделках при свете и треске лучины».

Детские впечатления оказали большое влияние на творчество художника. Можно сказать, что в глуши вятских лесов зародилась его страстная привязанность к народной сказке, эпосу, а своеобразие искусств местных умельцев – резчиков по дереву, мастеров глиняной росписной игрушки – пробудило интерес к народному творчеству.

Над картиной «Богатыри» Васнецов трудился 25 лет. В центре группы богатырей – главный герой – Илья Муромец. Открытое лицо его спокойно и мужественно, движения неторопливы и уверены. Слева от Ильи – Добрыня Никитич. Весь он – порыв и смелость. Справа – самый молодой богатырь Алеша Попович, лукавый и смекалистый, ловкий и находчивый. Лицо его мужественно и одновременно лирично, движения мягки и вкрадчивы, линии силуэта подчеркнуто плавны.

В своих характеристиках богатыри индивидуальны и выразительны. Они наделены всеми лучшими качествами. Они могучи и справедливы, мужественны и сплочены. Богатыри изображены так, как будто мы смотрим на них чуть снизу вверх. Фигуры мужей изображены в картине, производя впечатление могущественности и величия, огромной физической мощи. Вместе с тем это не фантастические великаны, а живые реальные люди.

Илья Муромец – крестьянин Владимирской губернии – Иван Петров.

Добрыня Никитич – сам художник.

Алеша Попович – сын мецената Мамонтова.

Важную роль играет пейзаж. Русская природа не только величава и раздольна, она еще и лирична и задушевна.

Богатыри зорко всматриваются, не грозит ли родной земле опасность, не нужна ли кому помощь. За плечами витязями – вся родная земля, которую они охраняют, с ее холмами, лесами, равнинами.

В центре на дородном коне сидит Илья Муромец, славный богатырь. Могучая сила, мудрость и выдержка чувствуется во всем его обличии. У Муромца благородное русское лицо, ясны зоркие очи, прямой нос, окладистая бородка с проседью. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Илья Муромец справедлив, бесстрашен, прямодушен, не способен на хитрость и уловки. Он не станет напрасно проливать людскую кровь.

Добрыня – искусен в боях и забавах, в стрельбе из лука всегда отличался. Он умеет на гуслях играть и песни петь. Одет богато и парадно. Поверх кольчуги драгоценные княжеские доспехи, щит из дорого красного металла, узорчатый высокий шлем, нарядные сапоги. Добрыня не так спокоен как Илья, у него нога в стремени. Меч наклонен вниз, вынут из ножен. Глаза зорко вглядываются вдаль. Он готов в любую минуту броситься в бой. Уберет Илья копье, может ринуться в бой Добрыня.

Алеша Попович, сын ростовского попа Леонтия, тоже храбрый, смелый, хотя не так силен, как другие богатыри. Где ни взять силой, берет ухваткой, находчивостью. Рыжий конь опустил голову, чтобы пощипать травку, но уши навострил – ждет команды. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, глаз косит, а тугой лук держит наготове. Он моложе других. Шлем с наушниками, пластинчатая кольчуга богаты и красивы. Сбоку виднеются гусли, видно Алеша весельчак и балагур.

Суровый степной пейзаж. Головы богатырей возвышаются над горизонтом, отчего они кажутся более мощными и значительными. Степь покрыта ковылем. Над возвышенностью нависло низкое небо, покрытое свинцовыми тучами. За холмами к северу – Русь!

- пересказ былины «Илья Муромец и Сорловей-Разбойник»

2. Многие писатели используют в своем творчестве былины. Это и А.К. Толстой «Илья Муромец» и Л.Н. Толстой «Как боролся русский богатырь» и другие.

^ О Л.Н. Толстом: чтение рассказа учителем, словарная работа.

князь – предводитель войска и правитель области;

печенеги – так назывались в древние времена племена кочевников, которые жили в низовьях Волги и Урала;

покорись ты со всей своей землею – признай меня победителем;

сам-четверт – я сам четвертый;

однова мял воловью шкуру – однажды;

одолеет – победит;

сошлись, – встретились, подошли друг к другу;

поброни его – поругай;

кушаки – матерчатый, широкий пояс;

шмякнул – уронил или бросил со шлепающим звуком.


  • О ком этот рассказ? К какому времени относятся события описанные автором в рассказе?

  • Прочитайте рассказ в полголоса. Правильно расположите план.

III. Борьба двух силачей

I. Печенеги в России

II. Русский силач

  • Прочитать по плану.

Работа по содержанию:

  • Кто напал на русскую землю?

  • О чем договорились печенегский и киевский князи?

  • Кто выступил от русской дружины?

  • Прочитайте о силе русского богатыря.

  • Прочитайте, как выглядели русский и печенегский силачи.

  • Прочитайте, как боролись силачи.

  • Чем закончился поединок?

Рассмотреть иллюстрацию:

  • подберите из текста предложения, которые подходят для описания иллюстрации.

Вывод:

В каких строках заключена главная мысль этого произведения?

3. А наших марийских богатырей вы знаете? Что вы про них читали?

  • Подумайте, почему народ наделил своих героев такой невероятной силой?

  • Встречаются ли сейчас такие боготыри?


Пословицы:

С родной земли – умри, не сходи.

Прежде соберись, а потом дерись.

Русский ни с мечом, ни с калачом не учит.


IV Домашнее задание:

С. 215-217, прочитайте. Подготовьте пересказ близко к тексту.
^

Материалы для проведения классного часа в 4 классе

Беседа об изобразительном искусстве "О.А. Кипренский — величайший портретист своего времени". Статья о жизни и творчестве О.А. Кипренского


^ Орест Кипренский – художник бурного и героического времени, которое началась восстанием на Сенатской площади. Он воспел героев 1812 года и оставил портреты будущих декабристов. Лучшие русские поэты и писатели стремились быть изображенными знаменитым Кипренским, среди них И.А. Крылов, В.А. Жуковский, К.М. Батюшков, П.А. Вяземский. Художник создал портрет А.С. Пушкина и уже за одно это заслужил благодарность потомков. Кипренский, как никто другой, возвышенно и правдиво представил “героев своего времени”. Его женские портреты воплощают лучшие качества русской женщины, и недаром при взгляде на них вспоминаются то жены декабристов, то образы Татьяны Лариной или Наташи Ростовой.

Умение заглянуть во внутренний мир человека, выявить его особенности было привлекательно для Кипренского. У портретистов, работавших на рубеже веков, все больше проявлялся интерес к чувствам человека, его индивидуальности. Так, Левицкий показывал достоинство человека, определенное самим его характером, а не происхождением и воспитанием. Боровиковский, воспринявший идеи сентименталистов, стремился передать прелесть уединенного бытия человека, раскрыть поэтическую природу мечтательного и созерцательного настроения. В ряде произведений Щукина, например, в известном “Автопортрете” из русского музея, сказались черты, предвещающие романтизм, - раскрепощенность и естественность человеческих чувств. Наследуя традицию русских художников, Кипренский стремился углубить психологическую обрисовку своих героев, добиться еще большей жизненности. Это видно уже и в раннем “Портрете А.К. Швальбе”.

С портрета на зрителя властно и решительно, чуть кося одним глазом, смотрит крепкий шестидесятилетний старик, смотрит так, как если бы вершил суд. В недоброй усмешке кривятся губы, могучая рука сжимает палку с медным набалдашником. Медвежья шуба на плечах еще больше усиливает грузность фигуры, ей тесно в пространстве рамы. В этом портрете Кипренский смело развивает традиции своих предшественников. Он ценит бытие человека как такового и не стремится к сословной характеристике модели, которая так много значила для мастеров XVIII столетия. Так будет у него в дальнейшем. Чуткий к возрастному облику модели, художник изображает именно старика, умудренного опытом, вся биография которого будто бы написана на его лице. Так некогда поступал Рембрандт – знаменитый голландский живописец XVII века. Кипренский хорошо знал и ценил его произведения, хранящиеся в Эрмитаже, некоторые из них даже зарисовывал в своем рабочем альбоме.

В Эрмитаже и частных коллекциях Кипренский изучает живопись старых мастеров. Его привлекали не только Рембрандт и Рубенс, манила его и живопись виртуозного Ван Дейка. Этот мастер оказался так близок Оресту Кипренскому, что современники называли Кипренского “русским Ван Дейком”, согласно принятому тогда произношению имени этого крупного живописца XVII века. В типично “ван дейковской” манере был исполнен “Портрет В.А. Перовского в испанском костюме” (1809 г., Гос. Русский музей).

Кипренский не только любовался красочной палитрой блестящего ученика Рубенса, но и оценил его манеру изображения людей, которые обычно представлены в свободных позах, уверенные в себе, тонкие в обращении и благородные. В 1808 году, почувствовав себя зрелым мастером, художник пишет свой первый автопортрет. Этим автопортретом (а их было немало) Кипренский начинает своеобразную “драматизированную биографию в лицах”, живописный дневник, дневник авторского самочувствия. В этих автопортретах Кипренский редко бывает “похож” на себя; мы видим личины одного лица, которое остается все же до конца неуловимо: то художник позирует в рабочей блузе с кистями за ухом, то предстанет в образе светского денди. Автопортрет не был заказным жанром, художник писал для себя и тут, как никогда, становился свободен в самовыражении. XVII веке русские художники авторские изображения писали редко, лишь романтизм со своим культом индивидуального, исключительного способствовал подъему этого жанра. Автопортреты Кипренского появились, что стоит отметить, в критические минуты жизни, они свидетельствовали о подъеме или спаде душевных сил. Через свое искусство художник смотрел на себя. При этом не пользовался, как большинство живописцев, зеркалом; он писал в основном себя по представлению, хотел выразить свой дух, но не облик. “Автопортрет с кистями за ухом” (Гос. Третьяковская галерея) был создан в имении Успенское А.Р. Томилова. В доме Томилова, известного коллекционера, знатока Рембрандта, покровительствовавшего многим русским художникам, Кипренский чувствовал себя вольготно; тут была близкая и понятная ему атмосфера – атмосфера жизни, посвященной искусству. Тогда же, характерно, он написал и портрет гостеприимного хозяина Успенского.

Автопортрет построен на отказе, причем явно демонстративном, от внешней героизации образа, его классицистический нормативности и идеальной сконструированности. Черты лица намечены приблизительно, общо. Боковой свет падает на лицо, выявляя лишь основные черты. Отдельные отблески света падают на фигуру художника, погаснув на еле различимой драпировке, представляющей фон портрета. Все здесь подчинено выражению жизни, чувства, настроения. Это взгляд на романтическое искусство через искусство автопортрета. Причастность художника к тайнам творчества выражена в загадочном романтическом “сфумато XIX веке”. Своеобразный зеленоватый тон создает особую атмосферу художественного мира, в центре которого находится сам художник.

Почти одновременно с этим автопортретом написан и “Автопортрет в розовом шейном платке” (Гос. Русский музей), где воплощается другой образ, без прямого указания на профессию живописца. Воссоздан облик молодого человека, чувствующего себя непринужденно, естественно, свободно. Тонко построена живописная поверхность холста. Кисть художника уверенно наносит краски, оставляя большие и малые мазки. Отменно разработан колорит, краски неярки, гармонично сочетаются друг с другом, освещение спокойное: свет мягко льется на лицо юноши, обрисовывая его черты, без лишней экспрессии и деформации (что намечалось в предыдущем произведении).

В парадном “Портрете Е.В. Давыдова” (1809 г., Гос. Русский музей) показана фигура офицера, который непосредственно явил собой выражение того культа сильной и храброй личности, который для романтизма тех лет был столь типичным. Фрагментарно показанный пейзаж, где луч света борется с мраком, намекает на душевные тревоги героя, но на лице его – отсвет мечтательной чувствительности. Кипренский искал “человеческое” в человеке, и идеал не заслонял от него личных черт характера модели. Поэтому он и мог совместить в трактовке образа два, казалось, таких разных чувства: храбрость и мечтательность. Этим он обогатил традицию русского портрета, где подобная многоплановость портретного решения еще не встречалась. В колорите, звучном, с интенсивными красками, где особое композиционное значение имеют большие пятна красного и белого, передается настроение этого произведения.

14 мая 1816 года Кипренский отправляется за границу. Он получил (возможно, не без помощи Жуковского) долгожданный пенсион из личных средств императрицы Елизаветы Алексеевны. Кипренский уезжает сложившимся мастером, оставляя в России толпу почитателей и друзей.

Поездка в Италию для русского художника – явление традиционное, при этом следует иметь в виду, что в романтической литературе складывался особый образ этой южной страны – страны обетованной, олицетворяющей счастье и свободу. Там, думали, климат благоприятствует развитию вкуса, там политический режим не давит на человека, который воспринимается естественным на фоне прекрасной и пышной природы. И свидетельств любви русских к Италии от того времени сохранилось много, достаточно перечитать В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, П.А. Вяземского, А.И. Тургенева. Кипренский разделял эти умонастроения: он рвался в Италию, а будучи в этой стране, постоянно возвращался мыслями к родине. Обобщая свои настроения, Кипренский писал: “Я поехал в Италию, единственную имея цель принести в Россию плоды более зрелого таланта своего”.

Стремясь побыстрее узнать Рим – город художников, Кипренский посещает известные артистические кафе и рестораны, бывает на выставках современных художников. В кругу иностранных мастеров он быстро приобретает авторитет как равный им. В. Камучини – глава итальянского академизма, к которому русские художники должны были ходить на поклон, - с ним “как товарищ”. Кипренского притягивают опыты группы немецких художников, живших отдельной колонией. Он проникся симпатией к этим длинноволосым чудакам, столь преданным искусству и изучению живописи старых мастеров. Художники эти, получившие название “иазарейцев” за свою привязанность к религиозным сюжетам, были связаны с романтизмом мечтой о возрождении искусства, насыщенного большими этическими идеями. Правда, их деятельность далеко не всегда приводила к серьезным художественным результатам, часто они впадали в эклектическое смешение стилей мастеров итальянского Возрождения.

Как бы не сгущались сумерки над Кипренским, он был верен своему искусству. К.Н. Батюшков писал о нем, когда приехал в Италию: “Он надежда наша!”
^

На родине


Россия встретила Кипренского неприветливо. Поэтому он пишет Гальбергу: “Совет мой крепко в душе держите: что лучше холодные камни дешево продавать, нежели самому мерзнуть на любезной родине”. Многие дружеские связи к этому времени прервались, да и многие люди сильно изменились. Кипренский остался “недоволен приемом, который ему оказали” (по письму его друга). Дошли таинственные слухи о его "житие-бытие в Италии", во многих домах ему отказали в приеме. Не хотел его признать и царский двор. Император высказал раздражение, говорил о художнике недоброжелательно. Кипренский конфликтовал с Академией художеств, полагая, что в ней все “в малом виде”, что “она заплесневела от Оленина”. Во всем чувствовалось, что либеральные иллюзии начала века, которые питали русский романтизм, окончательно развеялись. Начиналась новая эпоха.

Сам художник чувствовал себя неуверенно, так как произведения, посланные им их Италии и Парижа, все еще не прибывали. Это усиливало подозрения, что художнику нечего показать русской публике. Его рассказам об успехах в Италии не верили. За ним закрепилась кличка “лентяй”. Кипренского рассматривали как “не оправдавшего надежд”. Демонстрация работ, устроенная несколько позже, не удовлетворила ни публику, ни критику. Все, что показывалось, казалось каким-то странным. Кипренский стремится завязать отношения с Обществом поощрения художников, которое недавно возникло. Он живо интересуется литографированием – техникой, тогда еще новой для России. Развитие этой техники как раз и поощряло Общество. Рекомендацию председателю Общества дает ему Д.Н. Шереметев, который стал покровителем художника в момент, когда от него все готовы были отвернуться. Кипренский снимает квартиру на Английской набережной, он бывает там мало, так как работает в доме Шереметева на Фонтанке, где хозяин предложил ему мастерскую. При содействии своего покровителя Кипренский получает заказы, заводит новый круг знакомств. Положение его в какой-то степени стабилизируется. Новый показ прежних произведений был встречен с большим, чем раньше, пониманием, и выставка, как писал сам художник, свидетельствовала, что он “не шутил в Риме”. Действительно, мало-помалу художник стал входить в моду, о нем заговорили. В 1824 году на очередной публичной выставке в Академии художеств, Кипренский показал новые произведения, в их числе “Портрет Д.Н. Шереметева” (Гос. Исторический музей), встреченный публикой и критикой благожелательно, что помогло восстановлению репутации художника.

В 1826 году Кипренский пишет портрет друга Шереметева – Н.П. Трубецкого (Гос. Третьяковская галерея). И тут много внешнего эффекта. Одетый в военную форму, взмахнувший на фоне грозовых туч клинком шпаги, Трубецкой привлекает внимание, но не больше того, портрет как-то неубедителен. Удачи ждали Кипренского при исполнении двух заказов.

В доме Шереметева Кипренский пишет такое значительное свое произведение, как “Портрет А.С. Пушкина” (1827 г Гос. Третьяковская галерея), заказанный А.А. Дельвигом. Пушкин портретироваться не любил, почти всегда отказываясь от предложений художников и друзей, но Кипренский был знаком поэту: несколькими годами раньше художник “переписал” людей из его окружения. Помнил Пушкин, как уже говорилось, и “Послание из Рима”, опубликованное в 1817 году. Возможно, что Дельвиг – “художников друг и советчик” (по словам самого Пушкина) – знал, что поэт выделял Кипренского из современников и мог согласиться позировать только ему.

В романтизме Кипренского еще много от гармонии классицизма, от тонкого анализа “извивов” человеческой души, столь свойственного сентиментализму. “Век нынешний и век минувший” столкнулись в творчестве раннего Кипренского, слагавшегося как творческая личность в лучшие годы военных побед и радужных надежд русского общества, и составили своеобразие и невыразимое обаяние его ранних романтических портретов.

В поздний период, итальянский, в силу многих обстоятельств его личной судьбы художнику редко удавалось создать что-либо равное ранним произведениям, в которых благородный гуманизм художника позволил ему передать богатство и поэтичность духовного мира изображенных: трепетную одухотворенность некрасивого лица Е.П. Ростопчиной (1809), пленительную женственность Д.Н. Хвостовой (1814). Можно сказать, что лучшие главные стороны таланта Кипренского ярче раскрылись именно в портретах, таких различных по технике и колориту. Особая заслуга принадлежит Кипренскому в создании особого типа небольшого карандашного портрета, непринужденного и глубоко запечатлевшего образы современников. С непосредственным дружелюбием он зарисовал крестьянских детей.

Бесценна часть творчества Кипренского – графические портреты, выполненные в основном мягким итальянским карандашом с подцветкой пастелью, акварелью, цветными карандашами. Он изображает генерала Е.И. Чаплица, А.Р. Томилова, П.А. Оленина. Появление быстрых карандашных портретов – зарисовок само по себе знаменательно, характерно для нового времени: в них легко фиксируется всякое мимолетное изменение лица, любое душевное движение. Но в графике Кипренского также происходит определенная эволюция: в поздних работах нет непосредственности и теплоты, но они виртуознее и изыскание по исполнению, чем в ранний период творчества О.К. Кипренского, столь проникнутый романтическим духом того времени. По справедливому замечанию Д.В. Сарабьянова, русский романтизм никогда не был столь мощным художественным движением, как во Франции и Германии. В нем нет ни крайнего возбуждения, ни трагической безысходности.

Полотна Кипренского принадлежат к крупнейшим явлениям в русском искусстве первой четверти 19 века. Полные то лирической прелести, то мужественного достоинства, портреты воплотили положительный идеал эпохи общественного подъема, восстание декабристов. Кипренский развил возможности портретного жанра в русском искусстве: воплощая высокие моральные качества человека, он передавал богатство сложных эмоций, движение чувств, настроений, органично связывал фигуру человека со средой.








Заключение


Кипренский умер в Риме, в ночь на 5 октября 1836 года.

“Зайдя к нему на квартиру, - вспоминает Иордан, - жаль было видеть стоящий на полу простой гроб с еле тлеющей лампадою в головах. Был октябрь месяц. В Риме этот месяц посвящен веселью, в такой веселый октябрьский день собрались на квартиру покойного свои и некоторые чужие. Явились могильщики, взяли гроб, снесли вниз, положили на носилки, покрыли черным покровом, взвалили себе на плечи, и целая ватага капуцин, по 2 в ряд, затянули вслух свои молитвы. Мы же с поникшими головами следовали за гробом до церкви, где и поставили, в память покойного Кипренского, на стене мраморную доску. Рисунок ее сочинен М.Е. Ефимовым”.

Доска эта и сейчас стоит там, где похоронен Кипренский, в церкви Сант Анреа Делла Фратте в Риме. На доске между опрокинутыми факелами – латинская надпись, которая начинается словами: “В честь и память Ореста Кипренского, славнейшего среди российских художников, профессора Петербургской Академии Художеств и советника Неаполитанской академии”.

^

Урок-экскурсия по картине Н.П. Богданова-Бельского

"Устный счет"



Цели урока:

  • развитие способностей наблюдать;

  • развитие способностей мыслить;

  • развитие способностей выражать мысль;

  • привитие интереса к математике;

  • прикосновение к искусству Н.П. Богданова-Бельского.

ХОД УРОКА

Ученье – труд, который воспитывает и формирует человека.
^

Четыре страницы из жизни картины

Страница первая


Картина “Устный счет” была написана 1895 году, то есть 110 лет назад. Это своеобразный юбилей картины, которая является творением рук человека. Что изображено на картине? Какие-то мальчики собрались около классной доски, и что-то рассматривают. Два мальчика (это те, которые стоят впереди) отвернулись от доски и что-то вспоминают, а, может быть, считают. Один мальчик что-то шепчет на ухо человеку, по-видимому, учителю, а другой, кажется, подслушивает.

– А почему они в лаптях?

– А почему тут нет девочек, только одни мальчики?

– А почему они стоят спиной к учителю?

– А что они делают?

Вы уже, верно, поняли, что здесь изображены учащиеся и учитель. Конечно, костюмы учащихся необычные: некоторые ребята в лаптях, а у одного из героев картины (того, который изображен на переднем плане), кроме того, и рубаха порвана. Ясно, что эта картина не из нашей школьной жизни. Вот и надпись на картине 1895 год – время старой дореволюционной школы. Крестьяне жили тогда бедно, сами они и их дети ходили в лаптях. Художник изобразил здесь крестьянских детей. Только в то время мало кто из них мог учиться даже в начальной школе. Посмотрите-ка на картину: ведь только трое из учеников в лаптях, а остальные – в сапогах. Очевидно, ребята из семей богатых. Ну, а почему на картине не изображены девочки, это тоже нетрудно понять: ведь в то время девочек, как правило, в школу не принимали. Ученье было “не их делом”, да и мальчики-то учились далеко не все.
^

Страница вторая


Эта картина называется “Устный счет”. Посмотрите, как сосредоточенно думает мальчик, изображенный на переднем плане картины. Видно нелегкую задачу дал учитель. Но, наверное, этот ученик уже скоро закончит свою работу, а ошибки не должно быть: уж очень серьезно относится он к устному счету. А вот тот ученик, который что-то шепчет на ухо учителю, видно, уже решил задачу, только ответ его не совсем правильный. Смотрите: учитель слушает ответ ученика внимательно, но на лице его нет одобрения, значит, ученик сделал что-то не так. А может быть, учитель терпеливо ожидает, когда и другие сосчитают верно, так же как первый и поэтому не спешит одобрить его ответ?

– Нет, первый даст правильный ответ, тот который стоит впереди: сразу видно, что он лучший ученик в классе.

А какую же задачу дал им учитель? Не сможем ли решить ее и мы?

– А вот попробуйте.

На доске я запишу так, как привыкли писать вы:

(10·10+11·11+12·12+13·13+14·14):365

Как видно, каждое из чисел 10, 11, 12, 13 и 14 нужно умножить само на себя, результаты сложить, а полученную сумму разделить на 365.

– Вот так задача (такой пример не скоро решишь, да еще в уме). А все-таки попробуйте сосчитать устно, в трудных местах я буду помогать вам. Десятью десять – 100, это каждый знает. Одиннадцать умножить на одиннадцать – это тоже нетрудно сосчитать: 11·10=110, да еще 11 – всего 121. 12·12 – это тоже не хитро сосчитать: 12·10=120, да еще 12·2=24, а всего будет 144. Так же я сосчитал, что 13·13=169 и 14·14=196.

Но пока я умножал, то почти забыл, какие числа у меня получились. Потом я вспомнил их, а ведь эти числа надо еще сложить, да потом сумму разделить на 365. Нет, это уже сами вы не сможете вычислить.

– Придется немного помочь.

– Какие же числа у вас получились?

– 100, 121, 144, 169 и 196 – это сосчитали многие.

– Теперь вы, наверное, хотите сложить сразу все пять чисел, а потом уже делить результаты на 365?

– Мы это сделаем по-другому.

– Ну-ка, сложим первые три числа: 100, 121, 144. Сколько получится?

– 365.

– А делить на сколько надо?

– Тоже на 365!

– Сколько же получится, если сумму первых трех чисел разделить на 365?

– Один! – это уже каждый сообразит.

– Теперь сложите остальные два числа: 169 и 196. Сколько получится?

– Тоже 365!

– Вот так пример, и совсем нехитрый. Получается-то всего лишь два!

– Только для его решения надо хорошо знать, что сумму можно делить не сразу всю, а по частям каждое слагаемое в отдельности, или же по группам в два-три слагаемых, а потом уж сложить получившиеся результаты.
^

Страница третья


Эта картина называется “Устный счет”. Написал ее художник Николай Петрович Богданов-Бельский, который жил с 1868 по 1945 год.

Богданов-Бельский очень хорошо знал своих маленьких героев: вырос в их среде, был когда-то пастушком. “…Я незаконнорожденный сын бедной бобылки, оттого Богданов, а Бельский стал по имени уезда”, - рассказывал художник о себе.

Ему посчастливилось попасть в школу известного русского педагога профессора С.А. Рачинского, который заметил художественный талант мальчика и помог ему получить художественное образование.

Н.П. Богданов-Бельский окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, учился у таких известных художников, как В.Д. Поленов, В.Е. Маковский.

Немало портретов и пейзажей написано Богдановым-Бельским, но в памяти людей он остался, прежде всего, как художник, сумевший поэтично и верно рассказать о смышленой сельской детворе, жадно тянувшейся к знаниям.

Кому из нас не знакомы картины “У дверей школы”, “Новички”, “Сочинение”, “Деревенские друзья”, “У больного учителя”, “Проба голоса”, - вот название лишь некоторых из них. Чаще всего художник изображает детей в школе. Прелестные, доверчивые, сосредоточенные, задумчивые, полные живого интереса и всегда отмеченные природным умом – такими знал и любил крестьянских ребятишек Богданов-Бельский, такими увековечил в своих произведениях.
^

Страница четвертая


Художник изобразил на этой картине невыдуманных учеников и учителя. С 1833 по 1902 год жил известный русский педагог Сергей Александрович Рачинский, замечательный представитель русских образованных людей позапрошлого века. Он был доктором естественных наук и профессором ботаники Московского университета. В 1868 году С.А. Рачинский решается идти в народ. “Он держит экзамен” на звание учителя начальных классов. На свои средства открывает школу для крестьянских детей в селе Татьево Смоленской губернии и становится в ней учителем. Так вот, его ученики так хорошо считали устно, что этому удивлялись все посетители школы. Как видите, художник изобразил С.А. Рачинского вместе с его учениками на уроке устного решения задач. Между прочим, сам художник Н.П. Богданов-Бельский был учеником С.А. Рачинского.

Это картина – гимн учителю и ученику.


ЛИТЕРАТУРА


1. Алехин А.Д. Когда начинается художник: Кн. для учащихся. М., 1993.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.

3. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд., доп. М., 1961.

4. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1994.

5. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителей. М., 1979.

6. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1998.

7. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1987.

8. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов художественно-графическое факультетов пединститутов. 3-е изд., доп. и перераб. М., 1998.