velikol.ru
1

Возрастная педагогика в работе с «трудными»

«Трудный»: младший школьный возраст.

В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного се­мейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, об­щаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять рабо­ту. Отсюда - неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчи­вость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.

Научить ребенка самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудно­сти, знать, «что такое хорошо, а что такое плохо» крайне важно. Создавая «си­туацию успеха», вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостат­ки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять «син­дром неудачника».


«Трудный»: средний школьный возраст.

В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только от­ставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Под­ростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрос­леют. Так возникают недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчли­вость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.

Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки.

Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту челове­ка, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную само­оценку.

Подростковая лень — особый объект внимания воспитателя, которая обесценивает многие положительные качества личности и ярче подчеркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность, грубость: необходимо помочь подобрать ребенку интересное дело, сосредоточиться на нем, проявить настойчивость и организованность.


«Трудный»: старший школьный возраст.

Старшие подростки, взрослея, тянуться к самостоятельности. Но соци­ального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выпол­нением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между по­знанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует.

Необходимо общение в микрогруппах ближайшего окружения, деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общест­венных целей. Главное условие для этого - высокая культура общения, долготерпение и вера в силы подростка.