velikol.ru
1

Воспитательная работа в МБОУ «Лицей № 104»


Цель - воспитание личности:

  • мыслящей, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;

  • творческой, обладающей развитыми способностями и интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;

  • духовной, стремящейся к поиску смысла жизни, умеющей жить среди людей по законам добра и красоты, знающей и хранящей традиции, ведущей здоровый образ жизни;

  • деятельной - социально активной во всех сферах жизни, владеющей опытом организации и управления;

  • гуманной, стремящейся к миру и добрососедству, милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;

  • практичной - профессионально ориентированной, грамотной, владеющей современными информационными технологиями, иностранными языками, имеющей навыки самостоятельной интеллектуальной творческой работы;

  • любящей свою большую и малую Родину.


^ Главная воспитательная задача - на основе изучения личности обучающихся, их интересов, стремлений и желаний создать максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.

^ Главный принцип воспитательной системы - педагогическая община.

Принципы педагогической общины:

1) общие цели, которые формируют специфический «общинный этнос»;

2) общность дела и многообразие видов совместно осуществляемой деятельности;

3) частота и прочность межличностных связей и широкая палитра общих форм деятельности, ведущая к созданию «климата заботы»;

4) духовное единство членов общины, укрепляющее её внутреннюю структуру;

5) расширенный круг личных свобод и защита прав личности, обеспечивающие ей благоприятное поле индивидуального развития.

Общие цели возникают в силу общности разделяемых ценностей, понимания «миссии» школы и её ценностных приоритетов и способствуют образованию «общинного этноса». Единство ценностей педагогов и лицеистов является основой учебно-воспитательного процесса в лицее. В зоне особого внимания такие ценности, как гражданственность, духовность, патриотизм, великодушие.

Воспитательная система находится на этапе стабильного функционирования:

  • 2007/2008 - разработка концепции воспитательной системы лицея, определение основных принципов и направлений деятельности педагогического коллектива. За основу была взята концепция педагогической общины.

  • 2008/2009 – разработка программ воспитательной работы, создание традиций, моделирование воспитательной системы; система КТД;

  • 2009/2011 – становление основ воспитательной системы; продолжался процесс развития общешкольного коллектива, усложнялась деятельность детей в сфере самоуправления. Приоритетными направлениями стали - развитие их инициативы и самостоятельности, сохранение традиций, организация деятельности театральной студии «Фантазеры».

  • 2011/2013 – завершающий этап, реализация личностного подхода; создание единства взрослых и детей через различные формы детско-взрослого сплочения (совместной деятельности).

Способами достижения цели:


1. Участие детей в управлении лицеем и классом (самоуправление):

  • Совместное с педагогами принятие ответственных решений, касающихся жизни коллектива лицея, классного коллектива и отдельных людей (определение ключевых дел каждого учебного года)

  • Принцип «Месяц - одно КТД»

  • Наличие гласности в жизни лицея: доска объявлений «Не проходи мимо», стенд «Исторический календарь»; возможность для каждого ребенка высказать своё мнение по вопросу, касающегося жизни лицея или класса через сайт и совет старшеклассников, использование информационных технологий в лицее (создание видео- и фоторепортажей), создание мобильных фотостендов «104 шага к успеху».

^ 2. Создание возможностей для проявления творчества детей в лицее:

  • В процессе обучения (на уроках).

  • После уроков: возможность для каждого учащегося лицея участвовать в работе общественных или классных КТД.

  • Организация деятельности театральной студии «Ровесники»

  • Возможность проявления детьми любой творческой инициативы, несущей социально позитивный характер.

^ 3. Включение культуры достоинства и навыков достойного поведения в содержание образования лицея:

  • Проведение в лицее различных форм индивидуальной и групповой работы (классных часов, бесед, просмотров документальных фильмов, диспутов и т.д.), на которых дети под руководством педагога обсуждают наиболее типичные для детей различного возраста психологические проблемы и способы их решения.

  • Проведение под руководством психологов лицея групповых тренинговых занятий по конкретным проблемам детей определенного возраста; сотрудничество с центром «Дар».

^ 4. Создание условий для приобретения учащимися нового социального опыта:

  • Проведение деловых игр.

  • Конкретное деятельное участие в системе самоуправления лицея.

  • Планирование детьми коллективной внеучебной деятельности.

  • Организации проектной деятельности учащихся.



С 2009 года действует сайт лицея, отражающий модель воспитательной системы лицея; на сайте создана страница «Виртуальный музей», где собираются и бережно хранятся материалы по истории лицея.

С 2010 года на первом этаже оформляются тематические баннеры, например «104 шага к успеху», «Спортивный лицей», «Гордость лицея», «Театральный лицей», «Вклад семьи в дело Победы», «Будни лицея». Тематические баннеры являются результатом проектной деятельности обучающихся под руководством учителя истории Отрубейниковой Н.Н. В лицее осуществляется долговременный проект, посвященный Победе советского народа в Великой Отечественной войне «Вклад моей семьи в дело Победы». На данный момент собрано 112 материалов об участниках войны, В проекте принимают участие не только лицеисты, но и педагоги – так осуществляется один из принципов воспитательной системы лицея.


^ Динамика проведения мероприятий по направлениям:


Направление деятельности

Кол-во лицейских мероприятий

2011\12 \ 2010\2011

^ Участие в мероприятиях разного уровня

2011\12 \ 2010\2011

Гражданско-патриотическое

34 \ 21

10 \ 14

Художественно-эстетическое

14 \ 9

13 \ 19

Экологическое

11 \ 8

14 \ 9

Спорт, здоровье, труд

9 \ 9

7 \ 7

Духовно-нравственное

12 \ 10

5 \ 4

Проектная деятельность

6 \ 4

4 \ 4

Развитие самоуправления

17 \ 27

7 \ 11


Самые яркие традиционные дела лицея

  • День лицеиста: подведение итогов конкурса «Гордость лицея», спектакль «Да здравствует, лицей!» (участвуют в постановке десятиклассники);

  • Акция «От сердца к сердцу» (в течение пяти последних лет ученики начальной школы вместе с родителями и педагогами посещают с подарками и концертом Дом – интернат для престарелых)

  • День Матери (концерты и спектакль)

  • День Песни (2009/10 – «Счастливое детство», 2010/11 – посвященный юбилею Пахмутовой; 2011/12 – песни о Родине; 2012/13 – юбилей Р.Рождественского и мультконцерт)

  • Рождественские встречи (праздник отличников)

  • День защитника Отечества

  • День Победы (спектакль театральной студии лицея)

  • Бенефис выпускников (выпускной спектакль 11 классов: 2011/12 – «Собака на сене», 2012/13 – «Гусарская баллада»).


Главным направлением воспитательной работы является формирование социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите. Разработана и осуществляется программа гражданско – патриотического воспитания «Отечество», ежегодно разрабатываются планы по празднованию юбилейных дат, Дней воинской славы. Проводятся праздники, встречи с ветеранами войны и труда, оформляются тематические выставки. Лицеисты ежегодно принимают участие в Вахте Памяти, фестивале Военно-патриотической песни, Месячнике Мужества. В лицее существует традиция просмотра фильмов военно-патриотической тематики («А зори здесь тихие», «Список Шиндлера», «Звезда», «Обыкновенный фашизм», «Кавказский пленник» и другие). Ведется работа над проектом «Вклад моей семьи в дело Победы».

Одной из форм воспитательной работы с классом является информационные минутки, главное назначение которых – формирование у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего города, района, разбираться в сложнейших проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и в мире. Информминутки проводятся еженедельно по вторникам, по своей форме они бывают тематическими и обзорными. Готовятся информминутки классными коллективами, а так же Советом старшеклассников.


В лицее большое внимание уделяется воспитанию социальной активности и великодушия:

  • реализуется событийный подход к детскому самоуправлению. Жизнь лицея насыщена потенциальными событиями. Сложились традиции общих праздников, коллективно-творческих дел, школьных и социальных проектов.

  • учащиеся вовлекаются в активную жизнь в социуме и в общественных организациях. Создано ученическое самоуправление, действует Совет старшеклассников; проводятся Дни самоуправления; организовано дежурство по лицею.

  • В лицее создана детская общественная организация «Солнечный город», ежегодно проводятся выборы мэра Солнечного города.

  • лицеисты принимают активное участие в благотворительных акциях «Помоги другу» (помощь детскому дому № 1, детской больнице), «В защиту животных» (помощь станции юных натуралистов), «Рождество для каждого» (помощь детям из семей, находящихся в ТЖС)


В лицее создан и поддерживается культ знаний, развитие познавательной активности, повышение престижа образованности, укрепление авторитета знаний и лидерства знающего.

1. Разработаны:

  • программы «Интеллект», «Школа культуры чтения»

  • проекты «Говори правильно», «Читай – город»

2. Организованы: научное общество, кружки: географический «ОВО», «Занимательная физика», «Занимательная химия»; спецкурсы и факультативы по интересам, профильное обучение, участие в городских, региональных, российских и международных научно-практических конференциях.

3. Проводятся: праздники «Юбилей книги», научные конференции, конкурсы чтецов, день отличника, классные часы, дискуссии и пр.

Лицей воспитывает гуманистическое ценностное отношение к миру, к другим людям, к самому себе. Важным средством в реализации данной задачи является деятельность театральной студии «Ровесники».

  • Поставлены спектакли: «Лицеисты», «Солнечный удар», «По страницам военной прозы», «Московские каникулы», «Собака на сене», «Чехарда» (сказки), «Кошкин дом»

  • Спектакль «Московские каникулы» участвовал во Всероссийском фестивале театральных постановок в Москве в 2012 году (обмен опытом и посещение Класс-центра С. Казарновского)

  • Театральная студия «Романтики» заняла II место на международном фестивале «Восходящие звезды» в городе Рига. Ребята показывали спектакль «Никому ненужные» Миры Светлиновой. В фестивале принимали участие 12 студий из разных стран, студия лицея представляла Россию. Спектакль можно посмотреть в YouTube.

Лицейским театром руководит член Союза театральных деятелей России Олег Леонидович Павловец. Наш лицей стал сотрудничать с этим замечательным человеком, «до умопомрачения любящим театр», три года назад. Своей одержимостью и творчеством он «заразил» и лицеистов. Лицеисты Верьясов В, Чичанкин А, Комиссаров А. играли на сцене драматического театра г.Новокузнецка.

Театральную студию посещают ребят с 1 по 11 класс. А.С Макаренко придумал, что финалом образовательного процесса должен быть конечный продукт, который можно потрогать. У процесса образования в нашем лицее появился свой конечный продукт, который выражается в некоем спектакле. У нас появилась хорошая традиция - одиннадцатиклассники показывают перед Последним звонком Выпускной спектакль. В прошлом году это был спектакль «Собака на сене», в этом планируется спектакль «Давным – давно» по мотивам «Гусарской баллады», посвященном юбилею победу русского народа в Отечественной войне 1812 года. Спектакль учит ребят пониманию: делать подарки гораздо важнее, чем их получать. Спектакль становится подарком от выпускников и для лицея, и для родителей

Театр в лицее выполняет очень важную роль. Опираясь на синтетическую природу театрального искусства, он помогает раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка. Своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой театр способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Театр дает свободу, учит переживать и остро чувствовать.

Наш педагогический коллектив поддерживает, помогает и любит наш театр. Педагоги выходят вместе с детьми на сцену. Для учителя – это тоже некоторое преодоление себя, обстоятельств. Но потом – общая радость сотворчества. Верим, что скоро наступит время, когда вместе с детьми на сцене будут и их родители.

От чувства – к мысли. Эмоциональная жизнь ребенка в лицее так же важна, как и получение образования. Чтобы он не только знал, но и чувствовал. Наша цель - формирование открытой миру личности, понимающей культуру как процесс присвоения и усвоения общечеловеческого опыта. Мы хотим, чтобы образование в области постижения законов природы и образование в области чувств были одинаково важны.

Для нас является важным, что спектакли мы показывает не только для обучающихся и родителей, но и для педагогов. Есть фантастическая возможность взглянуть на одного ученика под разными углами зрения.

Театр для ребят – это новые эмоции, встречи, тяжелая работа, постоянное преодоление. Уже бывшие наши ученики, игравшие в театральной студии, остаются с нами, душой и сердцем и яркими, добрыми воспоминаниями.

Конечно, театр бы не состоялся без поддержки родителей лицеистов, которые стали настоящими друзьями и партнерами лицея в учебно-воспитательном процессе.

Происходит расширение сферы совместной воспитательной деятельности педагогов, родителей, учеников:

  • Дни открытых дверей

  • показы спектаклей для родителей

  • Дни коллективного отдыха родителей и детей «Вместе дружная семья» (начальные классы);

  • Презентации «Мама, папа, я – читающая семья», «Профессии моей семьи», «Увлечения моей семьи», «Наш класс».

  • Праздничные вечера для родителей;

  • Совместная с родителями подготовка общелицейских мероприятий

  • Спортивные соревнования «Папа, мама и я – спортивная семья» (начальные классы); совместные спортивные соревнования педагогов и лицеистов

  • участие учащихся, педагогов, родителей в мероприятиях района и города, посвященных Дню Победы.


Анализ и изучение развития классных коллективов показал, что деятельность большинства классных коллективов направлена на реализацию общешкольных и социально значимых задач и перспектив. Уровень развития общественного мнения соответствует возрастным особенностям ребят, большинство которых приходят к правильному решению вопросов, справедливые и разумные требования предъявляются и принимаются большинством учащихся, большинство стремятся к общению в свободное время.

Уровень удовлетворенности учащимися жизнедеятельностью в школе и классе среди учащихся 10 – 11 классов достаточно высокий. Предметом анализа обучающихся 8 -9-х классов стали ценностный мир личности, их социально нравственные качества и мнение выпускников о работе педагогического коллектива в помощь их профессиональному самоопределению. Рейтинг результатов достаточно высок: прослеживается картина позитивного социального развития наших выпускников (социальная ориентация, моральные предпочтения, доброжелательность, благодарность школе (учителю, сверстникам).

Выводы

В лицее:

  • создана и успешно развивается воспитательная система, которая действует на принципах гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества учителя и ученика;

  • воспитательная система лицея расширяется внутри лицея, охватывает все большее количество организаций и учреждений города, заинтересованных в реализации государственной программы воспитания молодого поколения;

  • сложился благоприятный психологический климат, о чем свидетельствуют данные мониторинга успешности и комфортности учебно-воспитательного процесса;

  • У большинства детей – здоровые ценностные установки. Они толерантны, терпимы, отзывчивы, жизнерадостны, способны к диалогу.