velikol.ru
1




ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

С.Е. Курбанова

Муниципальное образование Гулькевичский район

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г.Гулькевичи


«Нам, каждому из нас дано предназначение,

которое должно исполнить,

работа, которую должно выполнить,

место, которое можем занять только мы»

Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения. Эти изменения требуют новых подходов к определению содержания деятельности педагогов. Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. В современной школе нет работы более сложной и трудной, чем работа классного руководителя, деятельность которого многоёмка и многообразна, круг обязанностей очень широк. И, вместе с тем, нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу.

Стаж работы учителем начальных классов и классным руководителем – 22 года. За это время мною создан и обобщён большой материал по воспитательной работе в классе.

Работе классного руководителя предшествовал большой период работы сначала в пионерском, комсомольском активе, а затем год работы старшей пионерской вожатой в СОШ №1 г. Гулькевичи. Я думаю, что прошла хорошую «школу» воспитательной работы именно в это время. В 1990 году стала победителем районного конкурса вожатского мастерства «Сердце отдаю детям». Это память о начале моего педагогического пути. А девиз «Сердце отдаю детям» сопровождает меня всю педагогическую жизнь. 2007 г.– победитель конкурса лучших классных руководителей Краснодарского края. С докладом по теме «Воспитательная работа в начальной школе» выступила на расширенном заседании кафедры начального образования ККИДППО г. Краснодар (2008г.). Участвовала во Всероссийской заочной научно-практической конференции «Методические инновации в системе общего и профессионально-педагогического образования». В разделе «Инновационная деятельность в преподавании общеобразовательных дисциплин в школе» опубликована статья «Система воспитательной работы с учащимися начальной школы как показатель качества образования» (М.:ОФАП50200800611,2008г.). В 2008 году получила звание «Лучший учитель России».

В федеральном законе «Об образовании» сказано, что качество образования – это не качество обучения. Образование предполагает, прежде всего, воспитание, развитие личности, её социализацию. Воспитательный процесс в школе подчинён формированию интеллектуально-развитой, духовно-богатой творческой личности. Поэтому важным условием качественного образования является создание системы воспитательной работы с классом.

Воспитательные задачи, содержание и формы работы определяю исходя из интересов, потребностей, возможностей детей и их родителей, условиями класса, школы, требований общества.

«Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствованья, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию».

Поэтому передо мной, как и перед другими классными руководителями стоят следующие задачи:

1.Формирование и развитие коллектива класса;

2.Организация системной работы с обучающимися в классе;

3.Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и нравственного формирования личности каждого ребенка, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

4.Организация системы отношений детей через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

5.Защита прав и интересов обучающихся;

6.Гуманизация отношений между обучающимися, обучающимися и педагогическими работниками;

7.Формирование здорового образа жизни;

8.Формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров детей;

9.Организация социально-значимой, творческой деятельности обучающихся.

Методологической основой воспитательной деятельности в классе является гуманитарно - личностная концепция обучения и воспитания.

Цель воспитательной системы заключается в формировании и раскрытии творческой индивидуальности личности младшего школьника; создание в классном коллективе атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки; воспитание гражданина, любящего свою семью, школу, город, край, Россию; человека культуры и нравственности.

Задачи воспитательной системы:

-воспитание человека, идеалами которого являются добро, истина, красота;

-формирование интеллектуальной, нравственной, созидающей личности;

-развитие самостоятельно мыслящей личности собственной жизненной позицией.

Ведущие направления работы:

-личностный подход;

-здоровье (физическое и психическое);

-успешность и преемственность обучения и воспитания;

-гуманизация отношений;

-нравственное воспитание;

-гражданское, патриотическое воспитание;

-экологическое образование и воспитание;

-эстетическое воспитание;

-дифференциация обучения и воспитания;

-работа с родителями.

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются «Индивидуальность», «Самостоятельность», «Доброта», «Нравственность», «Творчество», «Активность», «Коллектив», которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества. Стараюсь организовать работу так, чтобы эти ценности «пронизывали» все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, чтобы они стали составляющими его «духа», а затем превратились в ценностные ориентации личности каждого ребенка.

При планировании воспитательной работы с классом охватываю такие моменты, как сплочение классного коллектива; привитие навыков культуры поведения в классе, школе, общественных местах; воспитание чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи; развитие трудовых навыков, самостоятельности, ответственности, дисциплинированности; повышения интереса к учебным предметам; привитие навыков изучения природы родного края, развитие желания преумножать богатство природы и стремление к вступлению в ряды её защитников.

Создаются условия для развития индивидуальности каждого школьника, выявляются талантливые, одарённые дети, вырабатывается у них желание больше знать, увлекаться наукой.

План воспитательной работы создаю на основе целевых программ, по которым работают классные коллективы МАОУ СОШ №1, «Учение», «Общение и культура», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье», «Мой край родной», «Профессия».

В своей работе я использую специальную технологию включения учащихся, родителей в совместную деятельность по составлению плана воспитательной работы. Такая технология была разработана в теории и практике коммунарского движения и называется «коллективное планирование». Её основоположником является И.П.Иванов. Он считал, что коллективное планирование – это творческое организаторское дело, когда каждый член коллектива участвует в раскрытии перспектив, в поиске и выборе общих дел на новый период, разработке конкретного плана таких дел. На протяжении 22 лет я веду воспитательную работу в классе по системе коллективных творческих дел (КТД).

Участвуя в общем деле, младшие школьники учатся радоваться успехам друзей, огорчаться из – за их неудач, приходить на помощь тем, кто нуждается в ней. Дети сближаются, лучше узнают друг друга; общее дело сплачивает коллектив, создаёт атмосферу творчества, увлеченности, эмоционального комфорта. КТД, проводимые в классе: «Праздничный стол», «Поэтическая мастерская», «День рождения школы», «Новогодний карнавал», «Сюрприз», «День добрых сюрпризов» и другие.

Итак, главным системообразующим фактором воспитательной работы служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно – ориентированный и творческий характер.

В классе сформированы органы ученического самоуправления. Опыт по формированию органов самоуправления я получила, работая старшей пионерской вожатой. На протяжении этих лет менялись лишь формы и способы их организации.

Организационную структуру в классе можно представить в виде схемы.


Общее собрание коллектива



Постоянные поручения



Совет дела



Микрогруппы учащихся

МГ 1

МГ 2

МГ 3

МГ4

МГ 5



Временные поручения


Собрание является высшим органом классного самоуправления и обеспечивает каждому ученику право участия в подготовке, обсуждении и принятии решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса.

Совет дела – является центральным органом самоуправления в классе, так как создана воспитательная система социальной ориентации и доминирует коллективная творческая деятельность. Члены совета дела руководят работой микрогрупп. Микрогруппы объединяют в своём составе учеников на основе общих интересов и существующих между ними дружеских отношений. В каждой группе 5 человек, существует сменяемость поручений. Каждый ребенок может занимать должность командира МГ.

В классе созданы микрогруппы:

МГ 1-«Почемучки» (познавательная);

МГ 2-«Самоделкины» (художественно-творческая);

МГ 3-«Олимпийцы» (физкультурно-оздоровительная);

МГ 4-«Пчёлки» (трудовая);

МГ 5-«Тимуровцы» (шефская).

Работая в этом направлении на протяжении многих лет, считаю, что самоуправление следует рассматривать как важнейшее средство развития детей. Участие школьников в работе самоуправления помогает сформировать такие качества человека, как самостоятельность, активность, ответственность, инициативность и многие другие. Самоуправление позволяет школьнику расширить пространство для проявления своей активности. Без самоуправления вряд ли возможно успешное выполнение возложенных на классное сообщество функций: обеспечения дисциплины и порядка в классе, создание условий для гражданского самоопределения учащихся.

Приоритетными в своей работе считаю нравственное, гражданское, патриотическое воспитание младших школьников, т.к. проблема воспитания любви к Родине, к родному языку, культуре выходит на национальный уровень.

«Быть человеком – это и значит

Чувствовать, что ты за всё в ответе

Сгорать от стыда за нищету, хоть она

Существует как будто не по твоей вине

Радоваться за товарища, который

достиг успеха. Знать, что, укладывая

камень, поможешь строить мир»

Антуан де Сент-Экзюпери

Эти слова раскрывают активную позицию человека – гражданина своего Отечества, болеющего душою за ближнего, за город, за страну.

Я убеждена, что с раннего детства необходимо развивать такие нравственные качества, как чувство любви к природе, чувство ответственности за то, что тебя окружает. Система ценностных ориентаций, которые я закладываю в программу развития классного коллектива, построена на нравственных идеалах справедливости, доброты, ответственности, уважительного отношения к людям.

Основные направления в работе по воспитанию патриотических чувств учащихся:

- воспитание любви к Родине;

- приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской армии;

- разъяснение истоков героизма и самоотверженности людей;

- воспитание гордости за подвиги представителей разных поколений защитников Отечества и стремление подражать им.

Ученики моего класса изучают историю своей семьи, т.к. это первый шаг к познанию Родины; ведётся работа по изучению истории города Гулькевичи, Краснодарского края, жизни знаменитых земляков. Мы с ребятами посещаем выставки, памятные места, музеи, встречаемся с ветеранами ВОВ, поздравляем их с праздником, принимаем активное участие в конкурсе рисунков, посвященных 23 февраля и 9 мая, участвуем в месячнике оборонно-массовой работы. Класс является победителем конкурса – смотра строя и песни, выступает на традиционных автопробегах, участвует в праздновании первого мая. Ребята - активные участники школьной организации «Солнечный городок».

Постоянными в практике работы с классным коллективом стали уроки гражданственности и патриотизма.

В результате, постепенно дети занимают активную жизненную позицию, идёт формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, формируется благоприятные условия для самореализации учащихся, потребность к саморазвитию, гуманистическое отношение школьника к окружающему миру, к здоровому образу жизни как одной из главных жизненных ценностей, создаются условия для осознания учащимися своей причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему.

Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью я считаю значимым. Здоровьесбережение – также является важным направлением в воспитательной работе. Основная цель этой работы - воспитать у детей потребность в здоровом образе жизни, сформировать представления об активном отдыхе и его влиянии на самочувствие и здоровье человека, развить интерес к различным формам целесообразного времяпрепровождения.

В классе систематически проводятся беседы, классные часы, ролевые игры. Например: « В гостях у здоровой пищи», «Личная гигиена», «Твой образ жизни», «А впереди страшное будущее», «Они отравляют жизнь», «О вредном влиянии алкоголя на организм», «Как победить злой и страшный недуг-алкоголь», «Табак. Пассивное курение», «Кто курит табак, тот сам себе враг», «Здоровье сгубишь - новое не купишь», «Все пороки от безделья».

Считаю, что детям необходимо правильное питание, поэтому, соблюдая режим дня, ребята питаются в школьной столовой. Охват горячим питанием – 100%.

Тесное сотрудничество установлено с учителем физической культуры, привлечением его к участию тематических консультаций для детей и родителей по проблеме сохранения физической формы детей; с детско–юношеской спортивной школой. Так спортивные секции посещают 21 учащийся, что составляет 70 %.

Ребята принимают участия во всех спортивных мероприятиях, проводимых в классе и школе: «Папа, мама и я – спортивная семья», «Веселые старты», «Фестиваль подвижных игр» и др. Активными участниками соревнований являются родители.

Одним из направлений воспитательной работы являются развитие творческих способностей детей. 50 % учащихся посещают внешкольные учреждения художественно-эстетического направления.

Тесно сотрудничаем с ДШИ, ЦРТДиЮ, ДМШ, клубом «Свеча», с коллективом «Ладо»; принимаем участие в ежегодном фольклорном фестивале « Зимние святки»; в районных конкурсах, выставках, викторинах.

Мои ученики прекрасные артисты. Они поют, танцуют, ставят спектакли, занимаясь в школьном театральном кружке. Являются постоянными участниками классных и школьных праздников, концертов.

Приведу некоторые из них:

- Конкурс « А ну-ка девочки»

- Утренник « Букет для мамы»

- Рыцарский турнир вежливости

- «У нашего района праздник»

- «Осенний калейдоскоп»

- Конкурс «Сухому дереву - вторая жизнь»

- Новогодний праздник

- Праздник «Прощание с начальной школой»

- «В мире сказок»

-Развлекательная программа «Арбузник»

Охват учащихся дополнительным образованием составляет 100%.

Родители являются главными союзниками, помощниками в воспитательной работе. Вопрос о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален. Семья- это первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основа будущей личности. Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

Задача учителя начальных классов – всеми доступными ему средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентируемого на общечеловеческие ценности.

Основа воспитательной работы – союз учителя, родителей, и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса.

В своей работе я исполняю основные формы работы с семьей: групповые и индивидуальные.

Используя индивидуальные формы работы (беседы с родителями, консультации, посещение семьи), ориентируюсь на взаимное доверие, подчёркивая заинтересованность школы во взаимодействии с семьёй. Регулярное и, главное, неформальное общение с семьями учащихся позволяет сформировать у родителей положительный настрой на анализ проблем обучения, воспитания и развития их детей, правильной определить причины и источники неблагополучия в семье, выбрать наиболее адекватные пути их решения.

Активно использую групповые формы взаимодействия с родителями (родительские семинары, собрания, конференции), направленные на повышение их педагогической культуры.

Одна из таких форм – родительские семинары. Их основная задача – расширение знаний родителей о психологии и воспитании, о педагогических приёмах взаимодействия с детьми; изменение отношения родителей к самому процессу воспитания.

Родительские собрания в классе стали местом обсуждения актуальных проблем учебно–воспитательной работы, проведения бесед педагогического содержания, организации обмена опытом по воспитанию детей в семье, анализа нестандартных подходов к реализации воспитательных задач. Тематика собраний разнообразна: «Эстетическое воспитание ребенка в семье – школа высококультурного человека», « Значение семейных традиций в формировании у ребенка учится» и др.

Родительские конференции предназначены для обмена опытом воспитания. Определив тему конференции («Воспитание дисциплинированности и культуры поведения», «Воспитание у детей познавательной активности и интереса к учению» и т.д.), выявляю родителей, имеющих положительный опыт в решении соответствующей проблемы, и помогаю им подготовиться к выступлению, дав возможность осмыслить то ценное, что есть в их воспитательной системе.

Я пытаюсь сплотить детей и родителей в единый дружный коллектив, создаю своеобразную школьную семью, в которой все переживают друг за друга. Выстраиваю свои отношения с родителями так, чтобы они не стеснялись обращаться ко мне за помощью, были уверены в том, что всегда найдут поддержку и понимание. Вместе мы делаем жизнь детей интересной и содержательной.

Родители моих учеников – инициаторы многих интересных дел. Общие дела и интересы школы и семьи сплачивают, помогают найти общий язык и достичь взаимопонимания.

Систематическая воспитательная работа в классе, семье, общение со сверстниками дает возможность ребенку взглянуть на себя со стороны, задуматься над своими поступками и по возможности сделать шаг к самовоспитанию, что « должно стать главным результатом воспитания».

«Воспитание ума, сердца и чувств ребёнка - постоянный, напряжённый, но в то же время счастливый, творческий труд…»


Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется.

Посеять в душах благодать,

Увы, не всякому дается.


Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека…


И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые!


Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться…

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны смириться.

Ф. Тютчев

Литература:

1. Цабыбин С.А.   Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч)- Волгоград, 2006.

2.  Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. -М., 2001.

3.Степанов Е.Н. Самоуправление в классном кол-ве. – М.,2006

4.  Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (воспитателя).- М., 1992.

5. Езубова Ю.В., Панфилова О.В., Петровская Е.Н. Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста в социокультурной среде. -Усть-Лабинск,2007.

6. Маленкова Л.И. Классный руководитель (воспитатель): педагогические основы и методика деятельности.- М., 2005.

7. Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях

8.  Поляков С.Д. Реалистическое воспитание.- М., 2010.

9.Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя.- М., 2008.

10. Слепенковой  Е.А.  Работа классного руководителя. Методическое пособие - М., 2006.

11. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления.- М., 2009.

12. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе.- М., 2010.

13.   Асмолова А.Г., Солдатова Г.У.  Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий -М., 2006.

14. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория методика, технология.- М.,2011

15.Журнал «Завуч начальной школы».