velikol.ru
1

Введение.


В XXI веке все больше внимания уделяется вопросу внедрения современных информационных компьютерных технологий практически во все сферы деятельности человека. Сфера образования не могла стать исключением. Именно сфера образования наряду с немногими другими характеризуется огромным потенциалом и разнообразием направлений применения компьютерных технологий.

Нужно также вспомнить и об обучающих возможностях компьютера. Любого ребенка, начиная с 3 лет можно научить элементарной работе на компьютере. А сколько обучающих программ разработано в настоящее время! Не все родители эрудиты, а компьютер может послужить хорошим помощником в изучении математики, родного и иностранного языков, не говоря уже о развитии логики, быстроты мышления… А компьютерные игры? Тысячи мальчишек и девчонок погружаются в мир сказок и приключений. Можно долго и долго перечислять возможности персонального компьютера. При соблюдении техники безопасности компьютер может стать надежным другом и помощником, и, что немаловажно, работа на компьютере – это перспективная работа даже для глухих людей. Научившись владеть компьютером, глухие приближаются к миру слышащих и не окажутся на обочине жизни.

Мы мало соприкасаемся с миром глухих людей, редко встречаем их в повседневной жизни, и увидев на улице глухих подростков, общающихся непонятными жестами, редко задумываемся: а что ждет этих ребят во взрослой жизни? Кем они станут, где будут работать и найдут ли вообще свое место в обществе? Мир глухих - это другой мир, чуждый слышащим людям, странный и порой даже пугающий. Может, именно поэтому глухие люди не могут найти и занять свою нишу в окружающем мире. Считается, что государство создает условия для работы инвалидам, но в результате максимум, на что может надеяться глухой человек - это малооплачиваемая профессия швеи, столяра, слесаря. Среди них встречаются настоящие мастера, талантливые люди. Но редко глухому удается занять место служащего. Мы можем представить таких людей на заводе, фабрике, работниками артели инвалидов, но часто вы видели глухого оператора ЭВМ?

В учебных заведениях, преобладают речевые занятия, и наблюдается недостаточность наглядной зрительной информации, что снижает эффективность получения знаний учащимися. Использование мультимедийных средств, и в том числе презентаций, позволяет повысить эффективность учебного процесса и качества обучения глухих детей. Использование мультимедийного проектора и создание презентаций помогут преподавателю привнести эффект дополнительной наглядности в занятия, что способствует усвоению учащимися материала быстрее и в доступном объеме.


  1. ^

    Внедрение информационных компьютерных технологий в учебный процесс неслышащих школьников.


Всестороннее развитие глухого школьника и подготовка его к жизни – одна из основных задач школы для детей с нарушениями слуха. Решение этой задачи не может быть осуществлено полноценно, если воспитанники не владеют в должной степени словесной речью, в частности устной ее формой. Контакт со слышащими предполагает умение глухого понимать обращенную к нему речь собеседника путем слухо-зрительного восприятия и умение говорить разборчиво, понятно для окружающих. От того, насколько успешно глухой понимает обращенную к нему речь, и как собеседники понимают его собственную, то есть от того, как он владеет навыками устного общения с окружающими, в значительной мере зависит его адаптация в мире слышащих. Таким образом, всестороннее развитие неслышащего школьника предполагает развитие коммуникативных навыков в устной речи. Известно, что коммуникация – важнейшее средство получения разнообразной информации.
Современное общество начало активно создавать новую информационную культуру, культуру деятельности, в которой будут жить и работать выпускники всех без исключения типов школ. Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий (ИТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания, - принадлежит к числу важнейших направлений процесса информатизации современного общества.
С появлением компьютеров в нашей школе-интернате для глухих и слабослышащих детей появилась возможность внедрения информационных технологий в учебно-воспитательный процесс, что значительно изменило его содержание, формы и методы деятельности учеников и учителей.

Располагая сегодня классом из 8 компьютеров, школа-интернат использует их как новые средства обучения, а выход в Интернет – как возможность познать все то, что не дает ни один самый распрекрасный учебник – это жизнь, общение, учеба, источник информации – как оперативной, так и познавательной.
В основу использования информационных технологий обучения и развития детей положен деятельностный подход к обучению, раскрывающий своеобразие компьютера как средства организации и развития учебной деятельности.
Для учебного процесса системообразующей связью является взаимодействие преподавания и учения как двух взаимообусловленных видов деятельности. Поэтому особое внимание при внедрении информационных технологий в практику обучения и воспитания необходимо уделять поиску способов организации общения и сотрудничества учителя и учащихся.
Таким образом, потенциал информационных технологий в образовании неслышащих школьников проявляется многопланово, открывая следующие возможности:
   - совершенствования методологии и стратегии отбора содержания школьного образования, а также внесения изменений в обучение традиционным дисциплинам;
   - повышение эффективности обучения, его индивидуализации и дифференциации, организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого;
   - использование потенциала ИТ для развития личности глухого ребенка.
Применительно к специальной школе, цель уроков информатики более приближена к общеобразовательной и коррекционной задачам (Витухина И.А., 1991). Школьная информатика имеет выраженный межпредметный характер, поэтому пользовательская содержательная линия информатики может и должна реализовываться на материале других учебных предметов. Информатика для массовой школы в этом смысле “замкнута” на себя, поскольку предусматривает решение задач, связанных по содержанию только с самой информатикой. Столь узкое применение методов информатики является, на мой взгляд, непозволительной роскошью в коррекционном обучении, призванном систематически, постоянно сочетать и реализовывать обучающие, развивающие и коррекционные цели.

Вместе с тем на огромном рынке отечественной программной продукции, создаваемой для средней школы, практически полностью отсутствуют специальные программы для коррекционных школ. Программы же для массовой школы зачастую неприменимы или мало применимы для обучения детей с нарушениями развития. Тексты заданий, инструкции, сами задания во многих случаях не соответствуют речевым, интеллектуальным и образовательным возможностям этих учащихся.

Поэтому я и учителя специальных школ испытывают острую нехватку специальных учебников, методических пособий и рекомендаций, а их неслышащие ученики – существенные трудности при изучении информатики. Особенно остро эта проблема ощущается в среднем и старшем звене. С помощью приложений WINDOWS я создаю адаптированные учебные тексты, отвечающие возможностям той или иной категории учащихся. При этом учебный материал подается в виде последовательности слайдов в темпе и объеме, адекватным специфическим особенностям и возрастным возможностям учащихся.

  1. ^

    Использование мультимедиатехнологий на уроке информатики в школе глухих.


Современная техника, я считаю, позволяет использовать больше наглядности, что особенно важно для глухих детей. Компьютер открывает возможности для развития внимания, памяти, мышления, что очень важно, когда есть проблемы с речью и потеря слуха.

Не менее важен и мотивационный момент в обучении. Детям среднего школьного возраста сложно выучить и понять такие абстрактные понятия, как "информация", "алгоритм", "программа". Поэтому обучение проходить в форме игры, где на основе ситуаций, близких и понятных школьнику, рассматриваются основные понятия. Я считаю, что важно дать ребенку не название того или иного явления, а сформировать понимание информационных процессов и свойств информации и научить пользоваться полученными знаниями в повседневной деятельности.

Процесс обучения в школе глухих выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Наряду с этим следует выделить и специфическую – коррекционную функцию. Реализация этих функций обеспечивает комплексный подход к процессу формирования всесторонне развитой личности.

Руководствуясь идеей о единстве развитии мышления и речи, сурдопедагоги и сурдопсихологи считают, что формирование у глухих детей словесной речи должно протекать в единстве с развитием словесно-логического мышления.

Таким образом, все функции процесса обучения в школе глухих могут быть успешно осуществлены лишь при условии опоры на научные данные об особенностях психического развития глухих учащихся и создания условий для целенаправленной работы по обеспечению этого развития. Исходными при этом являются выводы ученых о том, что у глухих детей имеются большие возможности для всестороннего их развития. Мышление глухого ребенка развивается медленнее, но интеллект остается сохранным в любом возрасте. Это значит, что потенциальные возможности глухого ребенка те же, что и у слышащего. Реализация этих возможностей достигается в специально организованном процессе обучения, который нацелен не только на вооружение знаниями, умениями и навыками, не только на развитие слуха и речи, но и на формирование всей познавательной деятельности в целом.

При этом надо учитывать, что дополнительные (коррекционные) цели образования глухих и специфика их познавательной деятельности (восприятия, речи, мышления) обуславливают ряд отличительных черт, характеризующих процесс обучения:

  1. Преобладание наглядных средств преподнесения учебного материала (особенно при формировании первичных представлений);

  2. Рациональное дозирование учебного материала;

  3. Адекватный возможностям восприятия учащихся темп подачи материала;

  4. Систематическая словарная работа (введение новых слов, раскрытие их смысла, включение в активную речь учащихся);

  5. Использование адаптированных учебных текстов (короткие и простые предложения, минимальное количество новых слов и пр.);

  6. Растянутость во времени периода школьного обучения на 12-13 лет.

При этом за нашей школой для глухих детей сохраняется статус цензовых образовательных учреждений, т.е. подразумевается подготовка выпускников в соответствии с общими для всех программными требованиями, сдача государственных экзаменов на общих основаниях и получение аттестата зрелости общего образца.

Большие, и пока малоизученные возможности для успешного изучения предмета информатики (и других общеобразовательных предметов) в специальной школе содержат так называемые мультимедиа технологии в силу того, что позволяет сочетать одновременно различные формы представления информации, а это, в свою очередь – позволяет учесть специфику каждой категории учащихся и задействовать различные сохранные анализаторы.

Термин “мультимедиа” – можно перевести с английского языка как “многие среды”. Мультимедиа презентация – это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление, дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. Основные преимущества презентаций – наглядность, компактность и интерактивность преподнесения материала.

Преимущество компьютерной презентации состоит в облегчении труда преподавателя, упорядочивании и сохранности наглядного материала, необходимого для конкретного занятия.

Презентации дают возможность подать в привлекательном виде информацию. Главная дидактическая функция презентации обусловлена тем, что реализуемая в ней последовательность представления визуальных компонентов определяет порядок восприятия учебного материала. Презентация обеспечивает методически выверенное распределение внимания. Привносимая презентационной формой дополнительная регламентация действий обучаемого дисциплинирует его, существенно уменьшает эффект «разбегания глаз», снижает возможные отвлечения от работы с компьютерным учебником. После завершения одного кадра производится переход к следующему.

Таким образом, использование презентационных кадров можно сравнить с просмотром интерактивного фильма. Компьютерная презентация помогает упорядочить весь материал, выстроить его, следуя логике изложения и хранить его в одном файле. Сохранение наглядных материалов и возможность их корректирования тоже является важным моментом для преподавателя.

Информационные технологии характеризуются основными свойствами:

  • предметом (объектом) являются данные;

  • целью процесса является получение информации;

  • процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с заданной предметной областью;

  • выбор управляющих воздействий на процессы должен осуществляться лицами, принимающими решение;

- критериями оптимизации процесса являются своевременность доставки информации пользователю, ее надежность, достоверность, полнота.

Обучающие программы занимают одно из ведущих мест среди различных мультимедийных продуктов, уступая по числу только игровым программам. Именно внедрение СD и мультимедиа позволили объединить в обучающих программах речь, музыку и графику высокого разрешения.

Неоценимые методические возможности в плане обеспечения коррекционного обучения имеет программа Microsoft PowerPoint, овладеть которой может практически каждый пользователь. Кроме того, она входит в школьную программу по информатике и ученики сами могут использовать ее в своей учебной и внеучебной работе.

Рассмотрим подробнее возможности данной программы для обеспечения полноценного обучения информатике детей с нарушениями слуха и другими нарушениями в развитии.

Microsoft PowerPoint относится к классу так называемых мультимедиа технологий в силу того, что позволяет сочетать одновременно возможности текстового и графического редакторов, анимацию (движение объектов), звук и видео. Сейчас эта программа широко используется в рекламе, при проведении презентаций и конференций. Применительно к условиям коррекционного обучения, столь богатый арсенал средств представления информации имеет особое значение, поскольку позволяет учесть специфику каждой категории учащихся и задействовать различные сохранные анализаторы.

Методическая ценность Microsoft PowerPoint этим не ограничивается. Как уже говорилось, это программа служит для создания презентаций. Презентация представляет собой последовательность слайдов, или “электронных страниц” (по аналогии с книгой). При этом алгоритмы (или схемы) построения презентации, ее структура, могут задаваться произвольно, так, как требуется создателю презентации. Структура презентации может быть линейной, разветвленной, циклической и смешанной.

 Таким образом, изложение учебного материала можно построить в соответствии с особенностями познавательной деятельности той или иной категории детей, учитывая необходимость многократного повторения, возврата к предыдущему материалу, соблюдая принципы преемственности, последовательности и повторяемости.

Microsoft PowerPoint изучается в цензовой специальной школе в соответствии с программой курса информатики. При этом используются различные учебники для массовой школы, ни один из которых не соответствует ни возможностям учащихся с нарушениями развития, ни целям уроков информатики в специальной школе. Поэтому ученикам приходится часто самим рисовать иллюстрации по моим вопросам и использовать личный опыт впечатлений, наблюдений и действий. В связи с этим при изложении учебного материала я вынуждена создавать адаптированные тексты.

Возможности Microsoft PowerPoint позволяют иллюстрировать объяснительный материал; при этом пользователь располагает обширной библиотекой готовых иллюстраций. Во многих случаях иллюстрации помогают снять трудности работы учителя по развитию речи учащихся, связанные с различиями в содержании их словарного запаса.

Особенно эффективно использование анимации для демонстрации понятий, связанных с движением и пространственной ориентировкой. Кстати, среди многих преимуществ компьютерных средств, одним из наиболее значимых для коррекционного обучения, является именно динамичность предоставляемой ими наглядности. Все предшествующие средства наглядности (плакаты, макеты, рисунки, предметы) были статичными и не раскрывали полностью смысл терминов, связанных с движением, с временными характеристиками (навстречу, в одном направлении, в противоположных направлениях, быстрее, одновременно, встретились, догнал и т.д.).

Возможность совмещения текста и графики в Microsoft PowerPoint позволяет мне предлагать детям задания по созданию и иллюстрированию текстов. Целью таких заданий является развитие всех мыслительных операций (в частности, обобщения и классификации), обеспечение продуктивной творческой деятельности учащихся, формирование у них письменной речи (в частности, ее смысловой стороны и причинно-следственных связей), развитие воображения и эстетической сферы. Для сочинений выбираются актуальные темы, связанные с жизненным опытом учащихся, например: “Летние каникулы”, “Празднование Нового Года”, “Мой распорядок дня” и т.д. Учащиеся создают последовательность слайдов, на которых размещают отдельные фрагменты текста. Затем к каждому фрагменту подбирается картинка из библиотеки готовых рисунков и добавляется эффект анимации. Библиотека содержит очень большое количество рисунков, поэтому простой перебор практически невозможен. Для поиска иллюстрации, соответствующей тексту, необходимо задать ключевое слово, по которому компьютер совершает отбор и сужает круг поиска. Это слово, как правило, не единственно возможное, к тому же на одном слайде часто приходится совмещать несколько рисунков, соответственно менять их размер и создавать из них композицию.

Конечно, урок не ограничивается лишь просмотром заранее подготовленной презентации. По ходу показа слайдов я веду диалог с учащимися, задаю им вопросы, прошу прочитать текст и пр.

Проиллюстрирую на опыте своего преподавания информатики в школе, как программа Microsoft PowerPoint может быть одновременно и объектом изучения и средством обучения и коррекции нарушенных сфер познавательной деятельности учащихся.

Для этого приведу фрагменты уроков информатики в 11-12 классах. Например, при первом знакомстве с мультимедийными технологиями я изменила текст учебника информатики следующим образом:

“Компьютерная презентация похожа на обычную книгу. Книга состоит из страниц. Презентация состоит их электронных страниц. Электронные страницы называются слайдами. Компьютерная презентация – это последовательность слайдов, содержащих текст, числа, рисунки, анимацию, видео и звук. То, что вы видите на экране – тоже компьютерная презентация.” Приложение 1.

Сравните с учебником: “Компьютерные презентации являются одним из типов мультимедийных проектов… Проведем аналогию с обычной книгой… Презентация тоже состоит из страниц, но только электронных, которые кроме текста могут содержать также мультимедийные объекты” (Угринович Н., стр.304-305).

Как видим, тексты слайдов представлены короткими простыми предложениями, содержащими небольшое количество незнакомых учащимся слов. Цветовое решение слайдов предусматривает (помимо внешней привлекательности) смысловое выделение наиболее значимых частей текста (в данном случае – новых терминов).

Новые слова сразу же закрепляются с помощью специальных вопросов. Образцы ответов на вопросы появляются на экране после ответов учащихся. Таким образом, во-первых, обеспечивается оперативная обратная связь, важность которой для эффективного обучения известна и неоспорима, а, во-вторых, учащиеся получают возможность проверить себя и закрепить новый материал. Приложение 2.

Рассказ об анимационных возможностях программы Microsoft PowerPoint был бы мало полезен глухим учащимся без одновременной демонстрации этих возможностей. Например, это можно сделать следующим образом (Приложение 3). По нажатию кнопки эти предложения появляются соответственно: целиком, по отдельным словам и по отдельным буквам (эффект “пишущая машинка”).

До начала обучения и по окончании экспериментального обучения я провела проверочные работы по темам: “Компьютерные презентации” и “Текстовый редактор”.

Результаты выполнения проверочных работ показали заметную положительную динамику по уровню сформированности проверяемых знаний и умений.


Заключение.

Следует отметить, что компьютерных технологий используются не только на уроках информатики, но и на уроках математики («Состав числа» первого десятка); интегрированных занятиях, включающих в себя элементы уроков развития речи, ознакомления с окружающим миром и предметно-практической деятельности («Лента времени», «В городском дворе», «Мир информатики»).

Таким образом, применение компьютерных технологий, мультимедиа в школе для глухих детей является не только средством обучения, но и средством преодоления или уменьшения вторичных отклонений в развитии данной категории детей, средством компенсации нарушенной слуховой функции.

Между тем ребята у нас в компьютерном классе могут просто позаниматься, подготовить реферат или написать электронное письмо другу. Как выяснилось из опроса школьников, по популярности школьный компьютерный кружок “Логические развивающие игры” уступает разве что спортивным секциям. В итоге в нашем учебном заведении дети с нарушенным слухом получают не только неполное общее образование, но и возможность продолжить учебу и приобрести профессию. Сегодня среди выпускников Бузулукской школы есть студенты не одних лишь училищ и техникумов, но и медицинских, художественных и фармацевтических высших учебных заведений. Но главное, что навыки и умения, полученные в школе, помогают ребятам, несмотря на проблемы со здоровьем, стать успешными во взрослой жизни.

Предполагается, что в дальнейшем дополнительными результатами работы учащихся с программой PhotoShop станет формирование начальных навыков по созданию WEB-страниц.

Достижение высокого качества образования и воспитания в сочетании с высоким уровнем коррекции недостатков в развитии каждого ребенка (в том числе с использованием современных информационных технологий) — важное условие для наиболее полной социальной адаптации молодежи с нарушениями слуха к реальностям современного мира.