velikol.ru
1

Дети, пережившие жестокое обращение, характеризуются следующим

отношением к себе и окружающим:


они ощущают себя не такими, как другие, недостойными любви,

  • бесполезными. Нередко это сочетается с представлением о себе как о маленьком, слабом и не способном изменить свою жизненную ситуацию. Ребёнок испытывает неуверенность, бессилие и беспомощность (позиция жертвы).





они никому не доверяют, боятся других людей, считают их

  • опасными, отрицают саму возможность обратиться к ним за помощью. Часто они стремятся спрятаться за спиной более «сильного»;


им свойственна диссоциация, то есть разделённость различных

  • сторон «я». Для того, чтобы выжить, они вынуждены подавлять или вытеснять свои самые сильные чувства. В результате такого подавления происходит расщеплённость телесных ощущений и осознания. В момент жестокого обращения диссоциация помогает ребёнку справиться с невыносимой физической и/или душевной болью, представить, что всё это происходит не с ним, а с кем-либо другим. В дальнейшем он привыкает разъединять свои эмоциональные реакции и реакции тела. Например, исполняя роль «сильного парня», он «замораживает боль», «каменеет», «немеет», чтобы ничего не чувствовать. Затем он нередко пытается восстановить утерянную интенсивность чувств, прибегая к алкоголю или наркотикам;


у таких детей происходит нарушение границ личностного

  • пространства. Они становятся либо излишне жёсткими, либо, наоборот,

нечёткими, спутанными в своих проявлениях.