velikol.ru
1

Деятельность человека, ее основные формы.

Деятельность — способ отношения человека к внешне­му миру, состоящий в преобразовании и подчинении его це­лям человека.

Деятельность человека имеет определенное сходство с ак­тивностью животного, но отличается творческо-преобразую-щим отношением к окружающему миру.

Деятельность человека

Активность животного

Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Че­ловек сохраняет свою природ­ную организацию неизменной, поменяв в то же время свой об­раз жизни.

Приспособление к условиям среды, прежде всего путем пере­стройки собственного организ­ма, механизмом которой явля­ются мутационные изменения, закрепляемые средой

Целеполагание в деятельности

Целесообразность в поведении

Сознательная постановка це­лей, связанных со способно­стью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следст­венные зависимости, предви­деть результаты, продумывать наиболее целесообразные спо­собы их достижения)

Подчинение инстинкту, дейст­вия изначально запрограмми­рованы




Воздействие на среду специ­ально изготовленными средствами труда, создание искусст­венных объектов, которые усиливают физические воз­можности человека

Воздействие на среду осуществляется, как правило, органами тела, данными природой. Отсутствие способности изготав­ливать орудия труда с помо­щью раннее созданных средств

Продуктивный, творческий, созидательный характер

Потребительский характер: не создает ничего нового по срав­нению с тем, что дано природой

^ Основные компоненты деятельности

Субъект деятельно­сти — это тот, кто осуществляет дея­тельность (человек, коллектив, общество)

Объект деятельности — это то, на что направлена де­ятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состоя­ние человека)

Мотив — совокупность внешних и внутренних условии вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.

^ Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие челове ка. Деятельность состоит из цепи действий. Действие — это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

^ Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального разви­тия: игра, общение, учение, труд.

Игра — это особый вид деятельности» целью, которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых.

Характерные черты игры: происходит в условной ситу­ации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; наце­лена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Общение — это вид деятельности, при котором проис­ходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [матери­альную или духовную (информационную)].

S2

Линии сравнения

Общение

Информационная коммуникация

1. Общее

Обмен информацией

2. Различия

Получатель инфор­мации — человек

Получатель информации — человек, животное, машина




Взаимный обмен при активном участии каждого субъекта

Однонаправленный поток информации при отсутст­вии или при формальном характере обратной связи




Усиление общности участников

Участники остаются обо­собленными



Функции общения

Наименование функции

Ее содержание

Социализации

Формирование и развитие межличност­ных отношений в качестве условия ста­новления человека как личности

Познавательная

Познание людьми друг друга

Психологическая

Осуществление определенного воздейст­вия на психическое состояние человека

Отождествления (противопоставления)

Выражение причастности человека к группе: «Я — свой» или «Я — чужой»

Организационная

Организация совместной деятельности людей


Учениеэто вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осу ществляется в других видах деятельности как их побочный дополнительный результат).

Учение может приобрести характер самообразования.


Труд это вид деятельности, которая направлена ни достижение практически полезного результата.

^ Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых ре зультатов; наличие мастерства, умений, знаний; практи ческая полезность; получение результата; развитие личности преобразование внешней среды обитания человека

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций р методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

Основные классификации деятельности

По объектам и результатам (продуктам) деятельное ти — создание материальных благ или культурных ценностей: материальная и духовная.


Материальная делится на материально - производст­венная (преобразование общества) и социально – преобразовательную (преобразование общества)

Духовная : познавательная; ценностно-ориентировочная; прогностическая.


Творчество — это вид деятельности, порождающей не­что качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).

Творчество — это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, де­ятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).

Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельнос­ти. Однако способности могут развиваться или пропасть. По­этому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.

Важнейшие механизмы творческой деятельности

— Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.

— Воображение — способность создавать новые чувствен­ные или мыслительные образы в сознании.

— Фантазия (гр. phantasia — психический образ, плод вооб­ражения) — характеризуется особой силой, яркостью и необыч­ностью создаваемых представлений и образов.

— Интуиция (лат. intueri — пристально смотреть) — зна­ние, условия, получения которого не осознаются.

^ Таким образом, деятельность является способом существо­вания людей и характеризуется следующими чертами:

— сознательный характер — человек сознательно вы­двигает цели деятельности и предвидит ее результаты;

— продуктивный характер — направлена на получение результата (продукта);

— преобразующий характер — человек изменяет окру­жающий мир и самого себя;

— общественный характер — человек в процессе дея­тельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.


Задания:

1.Установите соответствие между видами деятельности и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столб­це, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

^ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

A) создание художественных ценностей 1) материальная

Б) осуществление научного открытия 2) духовная

B) проведение реформ в обществе

Г) осуществление глобального модели­рования

Д) совершенствование технологий про­изводства

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившую­ся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А

Б

В

Г

д

















2. К практической деятельности относится

1) производство материальных благ

2) познание законов развития природы

3) формирование религиозных представлений о мире

4) сочинение музыки

3.Деятельность в отличие от общения

1) является потребностью человека

2) может доставлять человеку удовольствие

3) предполагает наличие цели

4) непосредственно преобразует предметы окружающей среды


4. В отличие от труда игра как вид деятельности

1) способствует развитию личности

2.) нацелена на получение практической пользы

3) предполагает наличие воображаемой обстановки или ситуации

4.) является проявлением человеческой активности


5. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. В ходе деятельности развиваются человеческие способности.

Б. Деятельность редко направлена на преобразование окружающего

мира.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. В отличие от науки образование

1) ориентировано исключительно на молодежь

2) не изменяется с переходом к информационному обществу

3) является социальным институтом

4) нацелено в первую очередь на передачу знаний и навыков практической деятельности


7. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено

буквой.

(А) В государстве Z периодически проводятся парламентские выборы,

однако на них представлены только кандидаты от правящей партии.

(Б) Вызывает опасение то, что в средствах массовой информации

представлена только позиция правительства. (В) Вероятно, в стране Z

установлен антидемократический режим.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер, соответствующих

положений.


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

^ Часть 3

Прочтите текст и выполните задания C1–C3

Взаимная выгода есть основа любого добровольного обмена. Стороны

соглашаются на обмен, рассчитывая на увеличение своего богатства.

Торговля, под которой экономисты понимают всякий добровольный обмен,

является производительной деятельностью: она позволяет каждой стороне

получить больше того, что та имела. Есть три основные причины, по которым торговля продуктивна, т. е. увеличивает благосостояние людей.

Торговля предоставляет товары и услуги в распоряжение тех, кто ценит

их в наибольшей степени. Товар не обладает ценностью в силу своего

существования: он становится богатством только в руках того, кто его ценит.

Предпочтения, кругозор и цели людей весьма разнообразны, и товар,

который практически ничего не стоит для одного, может стать

драгоценностью для другого.

Одновременно благодаря обмену возрастает благосостояние как

участвующих в нём партнёров, так и страны в целом, поскольку товары

перемещаются от людей, которые их ценят меньше, к тем, кто ценит их

больше.

Обмен позволяет торгующим партнерам выигрывать от специализации

на производстве тех вещей, которые они делают лучше остальных.

Специализация увеличивает совокупное производство. Ассоциации людей,

регионы или целые страны способны производить больше, когда они

специализируются на товарах и услугах, производимых ими с низкими

издержками, а выручку от их продажи используют для покупки товаров,

в производстве, которых их затраты высоки. Экономисты называют этот

принцип «законом сравнительного преимущества».

Свободный обмен позволяет извлечь выгоду из разделения труда и

массового производства. При отсутствии обмена производственная деятельность была бы ограничена натуральным хозяйством. Обмен даёт

возможность осуществлять производственный процесс как

последовательность независимых операций, что приводит к колоссальному

росту производительности труда.

Разделение труда позволяет людям извлекать выгоды из различий в их

способностях и навыках, а работодателям – распределять задания между

рабочими в соответствии с их квалификацией. Лишь при разделении труда

становится возможным применение сложных, требующих массового

производства технологий, немыслимых в условиях натурального хозяйства.

(Р. Строуп, Дж. Гвартни)


С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


С2. Что авторы называют торговлей? Какова основная цель торговли? Что

выступает противоположностью обмена?


С3. Какие три причины, способствующие продуктивности торговли,

рассмотрены авторами?