velikol.ru
1 2 ... 7 8


Утверждён

Муниципальным советом

общего образования Абанского района

20.08.2012 г.


Публичный отчётный доклад


Управления образования администрации


Абанского района


за 2011 – 2012 учебный год


Руководитель управления образования _________________ В.Ф.Арискин


Председатель МСОО _________________________ Г.Н.Дульченко


В 2011-2012 учебном году управление образования работало над темой: «Доступность и качество образования Абанского района в ходе модернизации системы образования Российской Федерации, целью которй было создание условий получения доступного качественного образования в Абанской муниципальной системе образования.


В соответствии с темой и целью были определены основные приоритеты развития муниципальной системы образования:

- развитие единой независимой оценки качества образования;

- внедрение новых образовательных стандартов в начальной школе (1-е классы), реализация БУПа-2004г.;

- здоровьесохраняющая деятельность;

- развитие специального образования;

- не классно урочная система обучения;

- проектно – исследовательская деятельность;

- предпрофильная подготовка, профильное обучение;

- развитие воспитательной системы;

- обновление дополнительного образования;

- государственно – общественный характер управления

Задачи:

1. Совершенствование модели методической службы через деятельность базовых площадок, через развитие конкурсного движения в районе.

2. Осуществить внедрение новых образовательных стандартов в начальной школе (1-е классы), реализацию БУПа-2004г.;

3. Содержательно изменить подходы к единой независимой оценке качества образования (ЕГЭ, МЭК , ККР…).

4. Реализовывая, совершенствовать программы и проекты развития ОУ, МСО.

5. Расширить сеть предпрофильной подготовки и осуществить переход на профильное обучение во всех средних школах.

6. Расширить рамки дополнительного образования через инновационные формы обучения (дистанцион., проектн., исследоват.)

7. Отработать механизм мотивации ОУ на внедрение инноваций в УВП.

8. Повысить эффективность воспитательной работы в ОУ.

9. Обеспечить сохранение здоровья школьников через реализацию программы безопасности жизнедеятельности МСО, в т.ч. создание условий для обучающихся с ОВЗ.

10. Совершенствовать систему государственно-общественного способа управления ОУ через внедрение Управляющих Советов.

Вся деятельность управления образования в 2011-2012 учебном году была направлена на реализацию поставленных задач. В Абанской муниципальной системе образования функционировало 30 ОУ: из них

- 13 средних общеобразовательных школ (+ 1 филиал основной и 1 филиал начальной школы);

- 2 основных общеобразовательных школы;

- 12 учреждений дошкольного образования0;

- 2 учреждения дополнительного образования (ЦДТ, ДЮСШ);

- 1 учреждение профессионального образования (МУК).

Педагогический процесс осуществляли 485 пед. работников, из них 51 -работники детских садов, 20 -воспитатели групп предшкольного образования.

В прошедшем учебном году ИМС работала над темой: «Развитие профессиональной пригодности педагогических кадров для достижения нового качества образования».

Работа шла по следующим направлениям:

  1. Развитие профессиональных компетенций педагогов через совершенствование имеющихся компетентностей и овладение новыми через совершенствование аналитической деятельности (ИОП), овладение современными технологиями деятельностного подхода, развитие исследовательских и проектных навыков, индивидуализацию обучения;

  2. Оптимизация формата ИОП ребенка с ОВЗ в детских садах и школах и качества сопровождения таких детей специалистами (логопед, дефектолог, социальный педагог, школьный психолог);

  3. Работа над созданием инновационной образовательной среды для поддержки и развития одаренных детей, повышение профессионального уровня педагогов, работающих с этой категорией учащихся;

  4. Развитие вариативных форм дошкольного образования через активное включение в образовательную программу ДОУ парциальных программ и программ дополнительного образования, обеспечение качественного уровня основных направлений деятельности ДОУ;

  5. Продолжение разработки эффективных воспитательных систем школ и классов.

Дошкольные учреждения – ДОУ, их 12 в районе, охватывают 580 детей. В них работает воспитателей. Хронически не хватает мест в детских садах, в очереди стоят 1153 ребенка, в п.Абан – более 450. Снижают напряженность группы предшкольного образования, которые открыты и стабильно работают в 14 школах (263 ребенка).

В этом году дошкольное образование переживает сложный момент, обновление коснулось и их – работа по ФГТ. Со всеми категориями работников прошли семинары, методические объединения, мастер-классы по введению ФГТ.

С заведующими на курсах писали программу развития учреждения, с воспитателями – «Основные требования ФГТ», «Новый дизайн занятий», на базе Абанских детских садов №1 и №5 проходили открытые занятия с подходом новых требований.

Воспитатели очень активно включаются в методическую работу, участвуют в конференциях и конкурсах: в краевом конкурсе «Лучший воспитатель» участвовали 7 человек, победители – Толпинская З.Р. (детский сад №5) и Толпинская О.А. (детский сад №1). Детский сад №1 «Росинка» выиграл грант в рамках программы «Социальное партнерство во имя развития» для реализации летней образовательной программы «Возьмемся за руки, друзья». В конкурсе «Детские сады – детям «участвовали 3 детских сада и 7 воспитателей.

Но для полноценной работы детских садов нужно решить целый комплекс проблем:

-скудное финансирование не позволяет улучшить материально-техническую базу садов, из-за чего страдает воспитательный процесс;

- отсутствие узких детских специалистов не позволяет помочь вовремя детям, нуждающимся в медицинской, психологической, логопедической коррекции;

- низкий образовательный уровень педагогов (только 16% с высшим образованием), слабое владение современными педагогическими технологиями не позволяют решать многие педагогические проблемы развития детей.

Год был сложный: введение ФГОС в первом классе. Все учителя 1 классов, их 19, прошли курсы, 8 завучей и 4 директора. Но на начало года все оказались не готовы: слабое теоретическое представление о ФГОС, никакой практики, старые учебники, никакого оборудования. Посещенные уроки показали, что очень сложно уйти от традиционного урока: на РМО выбрали координационный совет, распределили проблемы, начали проводить открытые уроки. Очень тяжело шло освоение целеполагания, формирование УУД, оценивание достижений, системно-деятельностный подход, рефлексивные этапы и т.д. 6 РМО по конкретным темам, единые методические дни в школах, базовые площадки – везде смотрели открытые уроки, слушали опыт работы. В рамках РМО прошла НПК по проблемам ФГОС, в конце года – межрайонный фестиваль «Инновации, мастерство, творчество», «Методическая служба- образованию Абанского района»» с номинацией «ФГОС – это результат». К концу года изменился учитель: освоены новые подходы, методики, технологии, другой стал урок, учащиеся хорошо справились с годовыми контрольными работами, научились ставить цели, проводить рефлексию. Хотя еще далеко не все и не у всех получается, большие затруднения с системой оценивания достижений учащихся. Сложно идет процесс перестройки учителя в Устьянской, Покатеевской, Хандальской, Почетской, но учителя стараются научится новому, измениться самим.

Поэтому вопросам самообразования и повышения квалификации учителя уделять особое внимание, наработанный опыт делать достоянием для всех, упорядочить организацию внеурочной деятельности, формированию метапредметных компетенций.

Параллельно с учителями начальной школы шла работа с руководителями МО, завучами, учителями основной и старшей школы. На всех предметных МО рассматривались вопросы «Требования к современному уроку с позиций ФГОС», «Формирование метапредметных компетенций», «Современные технологии обучения», проводили мастер-классы «Целеполагание», «Рефлексия», «Проблемно-диалогический подход», «Методики КСО», «Урок. Анализ и самоанализ» и др. Поэтому все учителя имеют представление о требованиях ФГОС. Абанская СОШ №3 определена как краевая пилотная площадка по введению ФГОС в основной школе. Вся работа с педагогическими кадрами велась через разные формы методической службы: БП, РМО, ТГ и ПГ, мастер-класс. Практиковалась такая форма работы как единый методический день.

6 БП работали стабильно. БП «Здоровьесберегающая деятельность в школе» (Залипье) много сделала для своих школ-партнеров: наработан положительный опыт, который успешно используют Березовская, Новоуспенская, Хандальская, Самойловская школы. В связи с реорганизацией Залипьевской СОШ в основную школу, БП следует передать Новоуспенской СОШ. Хорошо утверждает свои позиции БП «Адаптивная школа» (Покатеевская, Устьянская, Денисовская и Самойловская СОШ). Сложились взаимоотношения между школ не только с учителями, но и с учащимися.

БП «КРО» продолжала работу с учителями, работающими с детьми с ОВЗ. Большую помощь оказывали показывая открытые уроки в классах КРО, мастер-классы по коррекционной деятельности, узкие специалисты – логопеды, психологи, дефектологи – показывали приемы работы с детьми ОВЗ, наличие нормативной базы. Педагоги школ установили тесные контакты с Красноярской, Зеленогорской и Каннской коррекционными школами.

БП «Резервы качества» в этом году ослабила свою работу, хотя ее партнеры работали хорошо. Объявленная «Творческая лаборатория» не показала никаких наработок.

Автономно работала Долгомостовская СОШ. Вся школа идет в режиме классно-предметной системы, учителя ежегодно участвуют в международной конференции по дидактике, взаимодействие со школой-гимназией 31 г.Канска дает положительный импульс: уже три года на базе школы проходит фестиваль «Инновации, мастерство, творчество» для учителей Восточной зоны, участников 106 человек, где был показан опыт работы по 6 номинациям.

БП «КУЗ» (Никольская СОШ) после закрытия Туровской ООШ обрела второе дыхание. Школа продвигается довольно уверенно, в этом году занимались вопросами ИУП ученика и ИОП учителя. Есть результат, опыт. Интересно.

Работали все предметные методические объединения. Вопросы новых стандартов, подготовки к ЕГЭ, работу с одаренными детьми, трудные темы курса. Серьезно работали МО учителей русского языка и литературы (руководитель Жукова О. Н.), математики (руководитель Дукова А.А.) , истории (руководитель Береговская), начальных классов (руководитель Степурко), физики (руководитель Вагонок К.Ю.), где отработана вся программа года, создан банк данных контрольных измерительных материалов, участие в олимпиадах, НПК, наработан опыт по ФГОС, используются современные образовательные технологии.

Работали проблемные группы «ИОСО», «ИОП». Ваганова Н.Н., руководитель ТГ «ИОСО» значительно оживила работу группы, увеличилось число участников. В Почетской, Березовской СОШ по 70% учителей занимаются по ИОСО. Открытые уроки, мастер-классы показали позитивный результат.

ПГ «ИОП» работала не столь эффективно, но школы над ИОПами работают, идет дело нелегко, но подвижки есть. Используется опыт Долгомостовской, Вознесенской, Никольской СОШ, в которых данная проблема является ключевой и есть определенные наработки. Работу по данной проблеме нужно усиливать, т.к. «понимание изменений самого себя есть основа инновационного поведения». Инновационная деятельность в школах района представлена технологиями, методиками и подходами освоения ФГОС и ФГТ. Методики КСО, технология ИОСО, проблемно-деятельностный подход, мастер-класс по деятельностному подходу, целепологанию и рефлексии стали системными в каждой школе. Серьезно осваивают технологию КХЗ в Никольской СОШ, ИОСО – в Почетской и Березовской СОШ, очень серьезно идет работа по ИОПам в Долгомостовской СОШ, где на основе аналитической деятельности учителя (и завуча) выбирается тема ИОПа, идет ее разработка и защита, затем предоставляется результат. По-прежнему трудно идет аналитическая деятельность в школах района, несмотря на попытки заместителей директоров школ активизировать эту работу, анализ и самоанализ своей деятельности дело тяжкое. Хорошую иллюстрацию к этой работе дают конкурсы: в фестивале «Мастерство. Инновации. Творчество» для восточной зоны участвовали 106 человек, педагогов Абанского района - 86 человек, в конкурсе «Методическая служба- образованию Абанского района» - 56 человек по разным номинациям: слабые аналитические справки, неумение защитить свою позицию, бездоказательность предъявляемого материала, невыразительность – делали многие материалы неинтересными. Но проводимая работа несомненно дает свои результаты: опыт, наработку компетенций, выявляются педагоги, продвинутые в какой-либо области.

Аттестация педагогических работников – составная часть повышения педагогической квалификации. Она предполагает повышение профессионализма, развитие творческой активности, стимулирование деятельности, дифференцированную оценку результатов педагогического труда. Основная суть аттестационной деятельности заключается в самоанализе и самооценке (рефлексии) педагогом своего профессионального уровня. Большинство учителей района затрудняются проводить рефлексию своей деятельности, поэтому администрация ОУ и призвана создать все условия для успешного проведения самоаттестации и аттестации (грамотно организовать методическую службу в школе).

В аттестационный период работа учителя становится открытой для коллег. Представление опыта в коллективе значимо не только для аттестующегося (в плане обмена мнениями), но и для учителей (особенно начинающих), что становится своеобразной школой повышения педагогического мастерства.

Результаты аттестации педагогических работников за последние четыре года (в сравнении):



Критерии

2008-2009уч.г.

2009-2010уч.г.

2010-2011уч.г.

2011-2012 уч.г.

1

Аттестовано всего педработников

74

55

110

121

2

Присвоена квалиф. «Руководитель высшей категории»;

Из них впервые

Соответствие занимаемой должности

-


-

-


-

3


1



10

3

Присвоена квалиф. «Учитель высшей категории»;

Из них впервые

10


1

16


6

22


10

6

4


5

Присвоена кв. «Учитель первой категории»;

Из них впервые


Присвоена кв. «Руководитель, зам. рук. первой категории»

28

8


36

28

12


6

52

25


1

39

6

Присвоена кв. «Учитель второй категории»;







32




7

Соответствие занимаемой должности










66


следующая страница >>