velikol.ru
1

Доклад к презентации на тему «Взаимосвязь основного и дополнительного образования в физическом развитии детей дошкольного возраста»


Детский сад «Рябинка» работает в инновационном режиме, где происходит

интеграция основного и дополнительного образования детей дошкольного возраста в физическом развитии.

Программы основного и дополнительного образования тесно взаимосвязаны, что дает простор для творческого, интеллектуального, нравственно-духовного, эстетического и физического развития личности, усилению мотивации детей к познанию и творчеству. Физическое развитие является приоритетным направлением деятельности.

Воспитательно-образовательный процесс осуществляется на основе программы Санкт-Петербургского Госпедуниверситета им. Герцена «Детство» в сочетании с авторской программой М.Ю.Картушиной «Зеленый огонек здоровья».

Вопросу здоровья и физического развития дошкольников коллектив отводит особое место, так как считает, что здоровье-это не только отсутствие болезни или физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и эмоционального благополучия. Мы считаем важным, в период дошкольного детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях по физической культуре и спортом.

Мы считаем эту проблему актуальной. Поясню, данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей уходящих в школу. Вместе с тем по прежнему наблюдается «перекос» образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, но имеющие скудный сенсорный опыт. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с физическим развитием.

Поэтому, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходит интеграция физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Современное образование находится на новом этапе развития - идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены, происходящие в обществе. Ориентация на ребенка и его потребности; создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоническое развитие личности каждого ребенка и сотрудника, мотивация на эффективную деятельность - такова суть педагогического процесса на дифференцированной основе. Это выражается в переходе учреждений в режим развития.

Детский сад осуществляет свою деятельность по программе развития ДОУ.

Цель программы: решение приоритетных задач развития ДОУ. Сроки реализации программы 2010-2014гг.

Задачи программы:

  • Осуществление целостного подхода к укреплению здоровья детей,
    обеспечению их психического благополучия, а также формирование у
    дошкольников ответственности за свое здоровье.

  • Активизация двигательной активности детей во время занятий и
    свободной деятельности

  • Создание единого социокультурного контекста воспитания и общения
    в дошкольном учреждении и семье, тесное сотрудничество с семьями
    воспитанников.

^ Предоставление воспитанникам ДОУ дополнительных услуг, обеспечивающее физическое развитие детей

> Привлечение дополнительных ресурсов для развития ДОУ.

Так как приоритетным направлением ДОУ является физическое развитие воспитанников, то целью нашей работы является создание условий, обеспечивающих повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы, сохранению и укреплению физического и психического здоровья каждого ребенка через реализацию основной программы и программы М.Ю.Картушиной «Зеленый огонек здоровья». Также в детском саду используются дополнительные парциальные программы, которые вы можете наблюдать на схеме.

Девиз нашего детского сада «Физкультура и я - мы друзья! Одним из основных направлений реализации приоритетной задачи является создание разнообразной физкультурно-спортивной среды для обогащения организованных и самостоятельно - игровых форм двигательной активности детей дошкольного возраста.


Нами созданы «Центр активности (уголок здоровья) в группах, также, музыкальные уголки, театральный уголок, уголок психологической разгрузки, фитобар, уголок красоты, среда для закаливания, картотеки (в помощь воспитателю), нами составлены циклограммы утренних гимнастик.



Месяц

Недели

Форма организации

сентябрь

1-2

Круг здоровья




3-4

Игровая

октябрь

1-2

Ритмическая




3-4

Традиционная

ноябрь

1-2

Речевая




3-4

Традиционная с предметами

декабрь

1-2

Песенная




3-4

Традиционная

январь

1-2

Традиционная с предметами

февраль

1-2 3-4

Ритмическая Традиционная

март

1-2

Танцевальная




3-4

Традиционная с предметами

апрель

1-2

Ритмическая




3-4

Традиционная

май

1-2

Игровая




3-4

Круг здоровья



Мнемотаблицы по Фитнес-болу, дети подготовительных групп используют большой мяч. Мнемотаблицы, мы считаем, способствуют повышению самостоятельной двигательной активности и это эффективный путь воздействия на двигательную сферу ребенка.

Для детей младшего дошкольного возраста представлены таблицы
в игровом варианте.

В детском саду функционирует фитобар. Дети получают соки и витаминные напитки.

Также, мы практикуем работу, которая способствует повышению интереса к спортивной жизни.

Используем наглядный материал в виде коллажей, для ознакомления детей с различными видами спорта и спортивной символикой. Эту работу воспитатель проводит вместе с детьми. (Показать).

Не может быть полноценного развития, если работа ведётся в одном направлении, без участия родителей. Родители важное звено в развитии ребёнка, и особенно в формировании у ребёнка основ здорового образа жизни, поэтому параллельно проводится работа с семьёй, с использованием различных форм и активное включение родителей в жизнь детского сада.

Помогает в работе по воспитанию здорового образа жизни дневник здоровья.

"Дневник здоровья" позволяет развить у дошкольников мотивационные основы сохранения и улучшения своего физического и духовного здоровья.

На страницах "Дневника здоровья" содержится материал позволяющий привить навыки правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки. В дневнике указывают фамилию, имя, дату рождения, основные антропометрические показатели (вес, рост), цвет волос, глаз. Помещаются фотографии с занятий по физкультуре, во время сна, во время закаливания и т.д., рисунки: "Что я люблю больше всего?", "Я на прогулке", "Город и я", "Моё настроение". Записываются воспитателями и родителями впечатления об интересных походах, экскурсиях, играх, мысли детей о здоровье.

Родители часто выполняют задания вместе с детьми. Помогая своим детям, родители тем самым развивают у них познавательную активность, показывают свою заинтересованность. После выходных дней дети с удовольствием рассматривают дневники, вспоминают, как они играли, ходили в лес, прикладывают ладонь и смотрят - насколько она подросла, рисуют своё настроение.

В ДОУ организовано дополнительное образование по физическому развитию, помимо занятий по физической культуре ведется кружковая работа, имеющая физкультурно-оздоровительную направленность. Цель кружковой работы: создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей дошкольников. Занятия по дополнительному образованию проводятся во 2-ой половине дня в игровой форме по 15-30 минут, в зависимости от возраста. Общее количество детей занятых в кружковой работе составляет 90 человек.

Существуют следующие направления кружковой работы: «Наш театр», «Русские подвижные игры», «Школа мяча», «Печорская ракетка», «Веселые туристы».

В нашем детском саду сформирована комплексная система мероприятий, способствующая снижению уровня заболеваемости детей, укреплению и развитию психического и физического здоровья каждого ребенка. На схеме представлена система организации физкультурно -оздоровительной деятельности МДОУ.

В оздоровительных мероприятиях одно из значимых мест отводится
закаливающим процедурам. В ДОУ разработана система закаливающих
мероприятий, в которой учитывается постепенность воздействия того или
иного природного фактора. Так, с первой младшей группы мы начинаем
приучать ходить детей в облегченной одежде (воздушные ванны). Затем
воздействие воздушных ванн на малышей расширяется (постепенное
оголение конечностей). Начиная со средней группы, обучаем детей
полосканию рта хождению босиком по
массажным дорожкам. С воспитанниками старшего возраста проводим
бодрящую гимнастику после сна в сочетании с воздушными ванными, сухое
растирание, оздоровительную гимнастику.

Физкультурно-оздоровительная работа включает занятия физической культуры (3 раза в неделю, одно из них - физкультура на улице), утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультурные досуги один раз в месяц, организацию двигательной активности в свободной деятельности.

Занятия по физической культуре - это основная форма организованного, систематического обучения детей физическим упражнениям. Мы используем следующие виды занятий: традиционное, тренировочное, сюжетное (игровое), занятия ритмической гимнастикой, коррекционно-развивающее

( предполагает включение специальных упражнений в соответствии с

характером отклонений или нарушений в развитии детей). А также нами в работе используются организованные формы занятий с включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, пешеходные прогулки, экскурсии, простейший туризм, праздники, развлечения.

Характерной особенностью проведения всех занятий по ФК является
исключение возможности перегрузки детей, их переутомления или
нарушения деятельности физиологических процессов и структур организма.
Ежедневно с детьми проводятся утренняя, бодрящая (гимнастика после сна),
дыхательная гимнастики, гимнастика для глаз, хороводные игры,
физкультминутки, динамические паузы, оздоровительный бег (в конце
прогулки), ходьба по «дорожке здоровья», релаксация перед

сном, самомассаж.

Утренняя гимнастика способствует повышению функционального состояния и работоспособности организма, развитию моторики, формированию правильной осанки, предупреждению плоскостопия. Проводятся следующие виды утренней гимнастики: «Круг здоровья»,традиционная, речевая, традиционная с предметами, игровая, танцевальная, комплексная, песенная , ритмическая.


Бодрящая гимнастика - это разминка после сна с использованием различных упражнений, сюда включаются упражнения на формирование правильной осанки, на формирование свода споты, на развитие мелкой моторики. Гимнастика для глаз - офтальмотренаж - используется для профилактики близорукости, дыхательная гимнастика эффективно укрепляет дыхательную мускулатуру, повышает сопротивляемость детского организма к простудным заболеваниям, повышает выносливость при физических нагрузках на занятиях ФК.

Спортивно-досуговая деятельность предусматривает ежемесячное проведение спортивно - оздоровительных досугов и дважды в год -спортивных праздников; дни здоровья, спортивные праздники и олимпиады. Эти формы способствуют закреплению полученных навыков, активизации физиологических процессов в организме под влиянием усиленной двигательной активности в сочетании с эмоциями.

Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у детей и родителей здорового образа жизни как ценности, а также ознакомление родителей с особенностями развития детей своей возрастной группы в целом и своего ребенка в частности.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей разработана система мероприятий, к которым относятся:

  • родительские собрания,
    -консультации,

  • конференции,

  • оформление санбюллетеней,

  • конкурсы,
    -спортивные праздники,

  • праздники здоровья,

Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях. В центрах активности мы поместили дидактические игры по валеологическому воспитанию (перечислить).

Выводы. В процессе изучения и внедрения современных подходов к организации физкультурно-оздоровительной работы были отмечены положительные результаты педагогических воздействий и среды дошкольного учреждения на здоровье, физическое и психическое развитие воспитанников.

Дети окрепли, стали более выносливыми, регулярные нагрузки циклического характера позволили добиться снижения заболеваемости в детском саду.

В результате обследования физической подготовленности детей выявлена положительная динамика в развитии физических качеств за последний год: на 7% выросло количество детей, превышающих возрастные возможности, на 14% увеличилось число детей с результатами, соответствующими возрастным возможностям, улучшились показатели дошкольников с индивидуальным уровнем развития. Положительная динамика наблюдается в развитии выносливости и координационных способностей детей.

Выросла активность детей в участии в спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях детского сада на 15 %, МДОУ на 9 %, города на 7 %.

Увеличилось количество детей, посещающих спортивные секции на 3 %.

Наблюдается положительная динамика сформированности осознанного отношения к своему здоровью у детей:

  • улучшились показатели самостоятельного владения навыками ЗОЖ на
    30%,

  • число детей, нуждающихся в помощи сократилось на 22%;

  • количество детей, с достижениями ниже возрастных возможностей
    снизилось на 8%.

В результате проделанной работы на 17% повысился интерес родителей к участию в семейных праздниках в рамках МДОУ, детского сада, семейных городских спортивно-массовых мероприятиях, к созданию и обогащению развивающей среды для детей.

Повысилась профессиональная компетентность педагогов:

  • в вопросах физической подготовленности детей у 28 %;

  • в вопросах валеологии - 33 %,

  • в вопросах организации оптимальной двигательной активности у 34 %
    педагогов.

В вопросах ценностного отношения к своему здоровью -11%.

Положительные результаты указывают на наличие в дошкольном учреждении целенаправленной комплексной системы физкультурно-оздоровительной деятельности, об адекватном и педагогически целесообразном подборе методов, способов и приёмов взаимодействия всех субъектов педагогического сообщества.