velikol.ru
1


Духовно-нравственное воспитание в начальных классах в

урочной и неурочной деятельности.


Слад 2.


Проблема духовно – нравственного воспитания в последнее время стала насущной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении. Поэтому в школе необходима продуманная целенаправленная работа  по развитию и формированию духовно-нравственных качеств личности младших школьников.


В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, предостерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме, Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи.


Слайд 3.

Я, Совкина Елена Евгеньевна, учитель начальных классов преподаю в Ловозерской школе-интернат.

В нашей школе 280 человек, из них в начальной школе 110 человек. Среди них дети разных национальностей: русские, коми, саамы, украинцы, белорусы…. Коми и саами составляют 181 человек по всей школе. Важно, чтобы дети, к какой бы национальности они не относились, испытывали бы потребность в друг друге. Дети разных националь­ностей, входящие в один школьный коллектив, хорошо дополняют друг друга, ведь у каждого национального характера есть свои ярко положительные стороны, свои достоинства. И надо, чтобы дети хорошо знали эти достоинства.

Главным в своей работе мы считаем создание в детском коллективе атмосферы радости, стремление поддерживать культурные традиции нашей большой и малой Родины, учим их наблюдать, размышлять, высказывать свою точку зрения, а главное -сочувствовать, сопереживать, понимать окружающих, замечать все доброе и светлое в жизни.

Мы ставим перед собой задачу воспитывать в детях способности быть открытым, относиться друг к другу с пониманием. Мы учим их решать конфликты, споры мирным путем, находя компромиссы. Объясня­ем, что у каждого человека свой характер, интересы, вкусы, привычки. Мы все разные, но мы должны жить в мире и согласии, в атмосфере взаимопонимания и дружелюбия, терпимости и деликатности.


Современное общество характеризуется ломкой норм бытия, сменой приоритетов и ценностей. Переход к рыночной экономике утвердил принципиально иной тип современного человека – предприимчивого, практичного, делового. Материальные ценности стоят выше духовных. Поэтому  в настоящее время в школу приходят дети с разным пониманием нравственных норм и понятий, не говоря уже о духовности. Приходя в школу, ребенок имеет некоторое представление о гражданственности, нравственном начале в человеке: что такое добро и зло, правда и справедливость, традиции и обычаи народа. Но условия развития детей в настоящее время различны. Поэтому в школе необходима продуманная целенаправленная работа  по развитию и формированию гражданственных качеств, нравственных норм учащихся, так как именно в младшем возрасте начинает формироваться мировоззрение ребенка.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Слайд 4.

Актуальность выбранной темы определяет ведущую педагогическую направленность: создание условий для духовно – нравственного становления личности младших школьников.

         Цель работы - создание условий для развития и становления гражданственности и нравственных качеств личности младшего школьника через систему урочной и внеурочной   деятельности с детьми и родителями.

         Какие же условия необходимы для развития и становления гражданственности, нравственных качеств личности ребёнка? Можно выделить множество аспектов, необходимых для создания этих условий, но важнейшими, на мой взгляд, являются:

1)       комфортная психологическая обстановка, общий оптимистический настрой. Теплые доверительные отношения между субъектами воспитательного процесса;

2)       разнообразие методов и приемов воспитания, направленных на становление и развитие духовно – нравственных качеств личности учащихся;

3)       проведение  бесед, консультаций, занятий с родителями по проблеме духовно – нравственного становления ребенка.

Слайд 5.

Таким  образом, определяются следующие задачи:

1)       создание условий для формирования духовно – нравственных качеств личности, гражданственности, гуманных отношений между детьми;

2)       организация внеклассной деятельности, направленной на развитие способности к сопереживанию, чувства ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты;

3)       организация работы по духовно – нравственному просвещению родителей.

Слайд 6.

Также важным условием успешной реализации целей и задач духовно – нравственного воспитания является соблюдение следующих принципов:

- принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой;

- принцип гуманизма;

- принцип опоры на положительное в личности ребенка;

- принцип воспитания в коллективе и через коллектив;

- принцип единства требований школы, семьи и общественности.


Слайд7.

Работу по формированию духовно-нравственных ценностей мы внедряем в урочной и внеурочной деятельность. В урочной деятельности – это через курс « Основы религиозных культур и светской этики».


Одна из важных педагогических задач нового учебного курса — формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.


Другая, не менее важная задача курса «Основы религиозных культур и светской этики» — это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимании. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребёнка, найти и сказать ему вовремя нужное слово.


Слайд 8.

Реализация целей и задач происходит через такие темы как…

Слад 9

Я считаю, что духовно-нравственное  воспитание  и развитие личности формируется на каждом уроке. Но самые основные, важные и значимые моменты воспитания целесообразнее проводить во внеурочной деятельности. Огромные возможности для реализации духовно – нравственного воспитания дают занятия по изучению прошлого и настоящего Родного края. Эта работа позволяет ученикам совершать тематические прогулки, экскурсии, походы, знакомиться с историей своего края, изучать свою страну, конечно, начиная с малой родины, узнать трудовые, духовно–нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа духовно – нравственного воспитания.


Внеурочная работа учащихся объединяет все виды деятельности, в которых  реализуются цели духовно-нравственного  воспитания – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она отвечает основным требованиям федеральных образовательных стандартов второго поколения. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого выбора занятий, направленных на развитие личности каждого  школьника. Для организации этой работы  необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного воспитания учащихся.

 

 

^ Показ фотовыставки со школьного музея.


Эта работа ложится на плечи школы и не только с учащимися, но и с родителями - убеждать, советовать, рассказывать на различных встречах о том, что необходимо ребенку приобретать такой опыт воочию, что называется, а не только через экран телевизора. Ведь именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению своего населенного пункта, как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающей микросреды; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д. Такая организация краеведческой работы содействует формированию гражданственности.

Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Широкое поле деятельности представляет изучение предмета окружающий мир, краеведение, история, литература. Здесь, на мой взгляд, систематизируются и расширяются представления учащихся о своем крае, понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, учителя выбирают разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разных профессий и т.п.


Приоритетными направлениями по воспитанию духовно-нравственной личнос­ти являются: изучение родного языка и культуры как основы формирования национального самосознания; приобщения к национальным обычаям, обрядам, ве­рованиям народа, к художественно-прикладному искусству, ремеслам; формирова­нию чувства уважения к совместно проживающим народам, их языку и обычаям, воспитанию толерантности, гуманистической культуры межнационального обще­ния.

Хочется отметить, что любовь к великой стране начинается с ко­лыбельной, которая поется на своем родном языке, с любовью к родному слову, дому, краю. И учитель добьется большего успеха, если будет строить свою работу с опорой на национальную культуру, традиции.


В этом мне очень помогает школьный музей. По экспонатам школьного музея происходит:

             - изучение родословной;

             - изучение истории села;

             - изучение  истории края;

             - знакомство с народными традициями края;

             - знакомство с  трудовыми традициями народа.


Беседуя из урока в урок с детьми, я вижу результаты этих занятий. Ребята заметно меняются, они становятся более раскрепощенными, свободно выражают свои мысли и эмоции. Они стали более терпимы, дружелюбны, искренни, развивается их творчество, индивидуальные способности.


Итак, постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по развитию духовно – нравственных качеств личности я вижу, как ребята становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга и понимать, сопереживать, в целом учатся быть НАСТОЯЩИМИ ЛЮДЬМИ.

P.S. Духовный свет, зажженный учителем, просвещает ум ученика и ведёт к просветлению души.

 


Мой девиз:

Покинут счастьем будет тот,

Кого ребёнком плохо воспитали.

Побег зелёный выпрямить легко,

Сухую ветку лишь огонь исправит.