velikol.ru
1

Духовно-нравственное воспитание учащихся

в условиях адаптивной школы


«Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, – вот что можно назвать человеколюбием».

Конфуций


«Теперь, когда мы научились летать по воздуху как птицы, плавать под водой как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле как люди», – так писал английский драматург и общественный деятель Бернард Шоу еще в середине прошлого XX века. И действительно, за это время люди многого для себя добились. Прогресс, развитие экономики, новые информационные технологии – все поставлено на службу человеку.

Вот уже почти десятилетие мы живем в XXI веке. Казалось бы, жизнь должна быть еще спокойнее, увереннее, радостнее. Однако в обществе наблюдается рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полному взаимопониманию между людьми. Это проявляется не только на межгосударственном уровне, но и в повседневном межличностном общении.

Поэтому в наши дни актуальной становится проблема того, как нам оценивать самих себя, свой внутренний мир, отношения с окружающими людьми (иными словами, проблема духовности, нравственности). Духовность – категория, определяющая богатство внутреннего мира человека, сочетается с его внутренней нравственной установкой действовать согласно своей совести и свободной воле. Важно научиться уважать не только себя, но и тех, кто рядом.

В последнее десятилетие в научно-педагогическую литературу прочно вошло понятие «толерантности». С латинского слово «толерантность» (tolerantia) переводится как терпимость, снисходительность.

Интерес к проблемам духовно-нравственного развития в конце XX века усилился в первую очередь с развитием философии и этики ненасилия. Этику ненасилия проповедовали в свое время многие великие философы, писатели, общественные деятели: Ж.-Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, Н. К. Рерих, М. Ганди и другие, понимая под этим высшее выражение духовной сущности личности, уважение и признание ценности существования каждого человека.

2 ноября 2001 г. ЮНЕСКО была принята Всеобщая Декларация о культурном разнообразии, согласно которой люди должны научиться «жить вместе», в обстановке доверия и взаимопонимания, на основе диалога и сотрудничества.

В последнее время в России идет обсуждение о возможности принятия Декларации Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека, провозгласившей духовные и нравственные ценности личности в качестве приоритета. Среди них: право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание и др. Этот факт говорит о том, что современное российское общество заинтересовано в развитии духовности и нравственности.

Большую роль в духовно-нравственном воспитании играет школа, так как именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения. Появляются условия для переживания конкретно-чувственного опыта, возможности соотнести собственные ценности с ценностями универсальными, среди которых право выбора, собственное мнение, свобода совести и другие. Учащиеся учатся проявлять терпимость – значит, признают то, что люди различаются по интересам, положению, внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность.

В средней школе №192, как и в других образовательных учреждениях, большое место отводится духовно-нравственному воспитанию. Наше образовательное учреждение является адаптивной школой, где «есть место каждому ребенку, независимо от его индивидуальных особенностей и способностей». В 2009 году в школе была принята программа развития, целью которой стало создание условий для формирования толерантной личности через индивидуализацию и дифференциацию образовательного пространства.

Организуя учебную и внеурочную деятельность, педагогический коллектив стремится создать атмосферу эмоционального положительного опыта, где ребята могли бы удовлетворить свои познавательные и коммуникативные потребности, научиться принимать других людей, их мнения, имеющие такое же право на существование.

Одной из форм организации учебных занятий является групповая работа. В совместной деятельности и ученики, и педагог являются равноправными участниками; каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали, не перебивая. При этом значимой становится роль педагога, организующего особую атмосферу в классе, которая помогла бы учащимся решить нестандартные учебные и межличностные ситуации.

Созданию интонационной атмосферы на уроке помогают разные приемы. Так на уроках гуманитарного цикла уместно использование художественной информации из разных сфер искусства. Приведем небольшой пример из опыта работы. В 11 классе на уроках истории, мировой художественной культуры учащиеся изучают события, происходившие в 20-е годы XX века в Советской России, особенности мировосприятия людей, культурные процессы. Учащимся предлагается рассмотреть картину Марка Захаровича Шагала «Над городом». Где люди могут так летать? Почему они поднимаются над этим городом? (Мужчина и женщина в своих фантазиях улетают от жизни, проходящей за двойным забором. Жители города отгородились от внешнего мира. Оттуда нельзя выбраться. Жизнь в городе однообразная, одноцветная: и животные, и растения, и здания.)

Как относились к тем людям, которые хотели оставаться самостоятельными и мыслить творчески? Об этом нам рассказывает роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» (учащиеся изучают произведение на уроках литературы). В процессе дальнейшей работы, сравнения образов художественных произведений учащиеся погружаются в данную историческую эпоху, проводят параллели с современным временем.

Духовно-нравственное воспитание проходит также во внеурочное время. Заметным событием является проведение школьных научно-практических конференций и подготовка к ним. Как показывает статистика, количество участников конференций остается стабильным и составляет около 15 процентов от всех учащихся школы. На разных предметных секциях учащиеся не только освещают поставленную проблему в своей работе, но и учатся быть ораторами, отстаивать свое мнение и уважать мнение товарищей.

Ученики школы часто выбирают темы работ, связанные с проблемами нравственности, духовности. Среди них:

  • «Межнациональные конфликты – пути их преодоления»;

  • «Экстремизм в России: миф или реальность»;

  • «Дети и война. Жизнь за колючей проволокой и после»;

  • «Христианство и ислам: особенности ценностных ориентаций»;

  • «Хипстеры как молодежная субкультура»;

  • «Гармонь в истории моей семьи и моей страны».

Формированию духовно-нравственных качеств у учащихся способствует развитая система воспитательной работы.

Проводятся такие мероприятия, как: классные часы «Серьезный разговор о простых вещах», «Я и моя роль в классе»; занятия-тренинги «Трудный путь прощения», выставки в школьной библиотеке «Народы и страны», заседание методического объединения классных руководителей 5-11-х классов «Толерантность учителя», общешкольное родительское собрание «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка».

В рамках программы развития школы действуют подпрограммы, которые также способствуют развитию духовности: «Личность и творчество», «Истоки», «Здоровье», «Партнерство», «Экологизация образовательного пространства». Развита сеть дополнительного образования. Реализуются и традиционные школьные дела: праздники, памятные даты, трудовые дела и спортивные соревнования. Ученики принимают активное участие в различных творческих делах района и города, взаимодействуют с различными внешкольными организациями. Среди них: Школа юных спасателей «Мужество», военно-патриотический клуб «Сибирская гвардия». На протяжении многих лет ученический коллектив шефствует над детским домом «Приют Святого Николая». В результате школьники приобретают знания, умения и навыки для межличностного общения в различных сферах жизнедеятельности, учатся быть успешными, проявляют свои творческие способности.

Большую роль в системе работы школы, в воспитании духовно-нравственных качеств играет школьный музей. Он был основан в 1997 году и носит имя нашего земляка Николая Семеновича Симакова – руководителя русского подполья в фашистском концлагере Бухенвальд в годы Великой Отечественной войны. Этот музей уникален. Он – единственный за Уралом музей бывших малолетних узников фашистских концлагерей. Уникальны и его экспонаты. В 2003 году на территории школы был открыт Памятник малолетним жертвам фашизма и заложена Аллея памяти.

В школе работает Совет музея, куда входят ребята 8-11-х классов. Проводится активная работа по сотрудничеству с Новосибирской организацией бывших малолетних узников. Встречи, доверительные беседы, уроки Мужества с участием бывших малолетних узников помогают школьникам понять, как смогли эти люди пережить ужасы фашистской неволи, учат состраданию. Среди экспонатов школьного музея есть по-настоящему уникальные предметы. Среди них – ложка, которая была вместе с узником в Бухенвальде, платочек, переданный людьми, замученными в концлагере Дора, чудом сохранившиеся деревянные башмаки, которые носили узники. Ребята – члены Совета музея сами проводят экскурсии, куда приходят не только учащиеся школы, но и наши гости.

В рамках деятельности Музея проходят встречи учеников с представителями Международной организации бывших узников фашизма. Ежегодно в школу приезжает немецкая делегация во главе с господином Петером Ветцелем. Проходят доверительные беседы, которые помогают ребятам вырабатывать умение общаться с людьми другой национальности, оказывают положительное влияние на эмоциональное отношение к культуре разных народов. В наши дни это очень важно, так как объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений.

На протяжении ряда лет коллектив школы сотрудничает с Израильским Культурным Центром при Посольстве Государства Израиль. Участие в различных мероприятиях Центра помогает школьникам более успешно общаться с людьми разных национальностей, ближе узнавать их историю, обычаи и традиции. Примером такого взаимодействия стало уже традиционным участие наших ребят в Дне Памяти Катастрофы еврейского народа. Такая тема, как Холокост, никого не оставляет равнодушным. Когда соприкасаешься с этим, искренне понимаешь, как важно жить в мире с другими людьми. Потому что действительно не бывает геноцида против одного народа, он всегда против всех. После таких встреч дети становятся взрослее и мудрей.

Формирование духовно-нравственных качеств требует взаимодействия школы с семьей, с социальной средой. Ведь ребенка воспитывает еще и вся среда обитания, тот социум, в котором он находится, семья, любые взрослые разговоры, и отношения между родителями. Порой ребенок сталкивается с тем идеалом поведения человека, который мы пытаемся ему внушить, а наша действительность этот идеал разрушает. Поэтому большое значение имеет социальная среда обитания, в том числе, и в школе, которая должна противостоять каким-то образом тому негативу, который есть в окружающем мире. И в разных жизненных ситуациях человек может повести себя по-разному. Важно принимать себя и других, опираясь на то доброе, что есть в человеке. А наша задача – донести до воспитанников, что окружающий мир разнообразен.

Людмила Улицкая писала: «Если мы не научимся пониманию того, что люди могут по-другому выглядеть и есть другую еду, по-другому устраивать свои семьи и реагировать на множество бытовых вещей, мы все время будем находиться в состоянии самой ужасной войны, которая может быть, – войны у себя дома». Модель адаптивной школы с ее стремлением к росту личностного потенциала каждого учащегося способствует развитию у школьников черт личности, способной уважать достоинство других людей, уметь предупредить конфликты в повседневной жизни и разрешить их.


Список использованной литературы


  1. Всеобщая Декларация о культурном разнообразии: принята на 31 сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 2 ноября 2001 г. // 2001.

  2. Вульфов Б. З. Воспитание толерантности, сущность и средства // Внешкольник. – 2002. – №6.

  3. Декларация принципов толерантности: утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. // 1995.

  4. Краткая философская энциклопедия / М.: Прогресс, 1994.

  5. http://www.s_192.edu54.ru/