velikol.ru
1

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Борисоглебский государственный педагогический институт»


Кафедра естественных наук и методики их преподавания


ЗАДАНИЯ

ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОЛИМПИАДЫ ПО МАТЕМАТИКЕ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Борисоглебск, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Олимпиада по математике проводится с целью формирования познавательного интереса младших школьников к математике как учебному предмету и области научного знания.

Задачи проведения олимпиады:

- развитие логического мышления и математической речи младших школьников;

- формирование готовности учащихся применять знания теоретического материала при решении нестандартных задач и заданий практического характера;

- - развитие творческих способностей младших школьников;

- раскрытие связи математики как науки с явлениями окружающей действительности.

В содержании олимпиады представлены задания1 из различных разделов программы начального курса математики: «Нумерация чисел», «Арифметический материал», «Элементы алгебры», «Геометрический материал», «Величины и их измерение», «Текстовые задачи».

При оценивании качества выполнения работы учитываются следующие критерии:

- правильность выполнения задания;

- полнота и обоснованность представления результата (ответы должны содержать доказательства, обоснование истинности суждений);

- рациональность предлагаемых решений;

- грамотность оформления работы;

- творческий подход к решению и представлению результатов работы.


В соответствии с указанными критериями каждое задание может быть оценено от 5 до 0 баллов. Максимальное количество баллов, которые может набрать участник олимпиады – 30.


По результатам олимпиады участникам присваиваются номинации:

  1. Дипломант: Диплом 1 степени,

Диплом 2 степени,

Диплом 3 степени,

  1. Участник (с вручением сертификата).



Олимпиадные задания для учащихся 2 класса

1. Разгадай число:

А) К 12 прибавили число. Получили число, меньше 40, в разряде единиц которого стоит 0. Какое число прибавили?

Б) Разность двух данных чисел – это число, оканчивающееся 0, а сумма – число, оканчивающееся 5. Какие цифры стоят в разряде единиц задуманных чисел.


2. Какие цифры нужно поставить вместо звездочек, чтобы примеры были решены верно?



*3

+

2*

97




86

-

*5

3*


*7

-

2*

35



3. У Маши а карандашей, а у Веры на 6 больше.

Сколько карандашей у Веры? Известно, что у Маши больше 2, но меньше 10 карандашей.


4. Составь уравнение по описанию и реши его:

Неизвестным в уравнении является вычитаемое.

Уменьшаемое и разность – числа, сумма которых равна 15, а разность – 3.


5. Лена договорилась встретиться с подругой в половине шестого вечера. В 16 ч 40 мин начинаются мультфильмы: 3 мультфильма по 9 мин каждый. Успеет ли Лена прийти к подруге вовремя, если она посмотрит все мультфильмы? Известно, что до дома подруги Лена идет полчаса.

6. Гимнаст Седов, футболист Чернов, боксер Рыжов встретились в спортивном клубе. «Обратите внимание», - заметил черноволосый,- один из нас седой, другой рыжий, третий черноволосый. Но ни у одного цвет волос не соответствует фамилии. Забавно, не правда ли?»

- Ты прав, - подтвердил гимнаст.

Какого цвета волосы у каждого из собеседников?


Олимпиадные задания для учащихся 3 класса

1. Какие цифры нужно поставить вместо звездочек, чтобы примеры были решены верно?


5 3 4

-

* 7 *

2 * 9


* 5 *

-

3 * 8

* 1 3

24*

+

3*7

*0 3



2. Два велосипедиста выехали одновременно навстречу друг другу. Первый ехал из пункта А со скоростью 20 км/ч, а второй – из пункта В со скоростью 15 км/ч. Какой из велосипедистов будет ближе к пункту А в момент их встречи?


3. Имеются два сосуда. Ёмкость одного из них 9 л, а ёмкость другого – 4 л. Как с помощью этих сосудов набрать из бака 6 л воды? (Воду можно сливать обратно в бак.)


4. На земельном участке прямоугольной формы, размеры которого 4 м и 2 м, планируется посадить фруктовые деревья. Имеются саженцы вишен, слив и яблонь. Для посадки вишни нужна минимальная площадь 1м2, для посадки сливы – 2 м2, для посадки яблони – 3 м2. Как посадить деревья, чтобы на участке росли и вишни, и сливы, и яблони?


5. Какие цифры зашифрованы геометрическими фигурами?




На 2




В 2 раза




В 100 раз


6. В окошко вставь наименьшую из возможных цифру, чтобы неравенства были верными.

4 кг 534 г  537 г

3 кг 28 г  3 26 г

3485 г  кг 484 г

2094 г  2 кг 94 г


Олимпиадные задания для учащихся 4 класса


1. Запиши числа:

А) Число, «соседями» которого являются чётное двузначное и чётное трёхзначное числа;

Б) Сколько сотен содержится в наименьшем четырёхзначном числе;

В) На сколько самое большое трёхзначное число больше самого маленького двузначного?


2. В старину на Руси пользовались такими единицами измерения длины, как верста, сажень, аршин. 1 верста приблизительно равнялась 1 км 67 м и содержала в себе 500 саженей, или 1500 аршин.

Скольким метрам приблизительно равна 1 сажень?

Сколько сантиметров составляет 1 аршин?


3. Летела стая тетеревов, села на рощу деревьев. По двое на дерево сядут – одно дерево лишнее, по одному сядут – один тетерев лишний. Сколько было тетеревов и сколько деревьев?


4. Реши уравнения.


А) X + 48 +X  3 =72

Б) X + 248 = Y + 142, если X – двузначное число, делящееся на 9 и на 10.


5. На чертеже изображен прямоугольник АВСД, в котором проведены отрезки. Сколько существует треугольников, одна из вершин которых находится в точке А, а две другие в других обозначенных на чертеже точках. Определи виды этих треугольников.


А М В


С К Д


6. Попугай капитана Флинта знал слова из английского, испанского, португальского, французского и немецкого языков. Всего он знал 1656 слов. Сколько слов из каждого языка он знал, если известно, что:

1) четвёртая часть всех известных ему слов – английские;

2) испанских слов он знал в 2 раза больше, чем португальских, а португальских – в 3 раза больше, чем французских;

3) немецких слов он знал в 207 раз меньше, чем английских.

1 Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 2,3,4класс (Серия «Учебно-методический комплект»), - Москва: «Экзамен», 2008, 2009, 2010