velikol.ru
1

Задания II этапа областной олимпиады по обществоведению

9 класс


Задание I. Выберите правильный вариант ответа:

1. Тот, кто действует осознанно и может отвечать за то, что делает, называется:

1) объектом; 2) субъектом.

а) Верно суждение 1

б) Верно суждение 2

в) Верны оба суждения

г) Оба суждения не верны


2. Описание психологической структуры личности при помощи понятий «Я (Ego)», Оно (Id), «Сверх-Я (Super Ego)» свойственно:

а) Олпорту Г.;

б) Маслоу А.;

в) Юнгу К.;

г) Фрейду З.



3. Слово темперамент происходит от слова:

а) нерв;

б) окраска;

в) скорость;

г) соразмерность.


4. Согласно учению К.Маркса, в истории выделяют:

1) первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации;

2) аграрно-ремесленную, индустриальную, постиндустриальную цивилизации.

а) Верно суждение 1

б) Верно суждение 2

в) Верны оба суждения

г) Оба суждения не верны


5. Цивилизацию не исследовал:

а) Шпенглер О.;

б) Данилевский Н.;

в) Тойнби А.;

г) Маркс К.



6. Термин «культура» появился в:

а) Древнем Египте;

б) Древней Греции;

в) Древнем Риме;

г) Древнем Китае.



7. К «высокой» культуре не относятся (ится):

а) былины;

б) фольклор;

в) изящные искусства;

г) верны ответы А и Б.


8. Гуманизм – это:

а) любовь к человеку;

б) уважение человеческой личности;

в) мировоззренческая идея, утверждающая человека ценностью;

г) форма проявления человеческой сущности.


9. К культурным универсалиям относятся:

а) нормы;

б) ценности;

в) правила;

г) верны все ответы.



10. Белорусская экономическая модель является:

1. Правовой основой идеологии белорусского государства;

2. Социально-экономической основой идеологии белорусского государства.

а) Верно суждение 1;

б) Верно суждение 2;

в) Верны оба суждения

г) Оба суждения не верны



11. Способ воспитания человека-гражданина, достойного члена общества, в Древнем Риме определялся термином:

а) культура;

б) образование;

в) пайдейя;

г) гуманизация.


12. Мотив в структуре поступка представляет собой:

а) воплощение намерений в жизнь;

б) осознанное побуждение к действию;

в) сравнение последствий с намерениями;

г) волевое усилие по достижению поставленной цели.


13. Устойчивым мотивом поведения не является:

а) установка;

б) интерес;

в) характер;

г) убеждения.


14. С точки зрения материалистического подхода:

1) развитие общества определяется его географическим положением;

2) в понимании общественного развития, общественное сознание определяет общественное бытие;

а) Верно суждение 1

б) Верно суждение 2

в) Верны оба суждения

г) Оба суждения не верны


15. Писатель, отметивший, что единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения, это:

а) В.Гюго; б) Ч. Диккенс; в) А. де Сент Экзюпери; г) М. Сервантес.


16. Ценность - это:

а) значимость, которую предмет или явление имеет для нас;

б) количество труда, затраченное не производство чего-либо;

в) сумма денег, уплаченная за то или иное благо;

г) способность чего-либо приносить нам удовольствие.


17. Авторитарная, директивна форма воздействия на человека называется:

а) конфликтным общением;

б) императивным общением;

в) манипулятивным общением;

г) деловым общением.


18. Воображение и фантазия составляют основу:

а) искусства; б) техники; в) науки; г) религии.


19. Человеком …, личностью …, индивидуальность…:

а) становятся, отстаивают, рождаются;

б) рождаются, отстаивают, становятся;

в) рождаются, становятся, отстаивают;

г) становятся, рождаются, отстаивают.


20. Разновидностями монологического общения являются:

1) императивное общение;

2) опосредованное общение.

а) Верно суждение 1

б) Верно суждение 2

в) Верны оба суждения

г) Оба суждения не верны


21. Основным субъектом творчества является:

1) народ; 2) личность.

а) Верно суждение 1

б) Верно суждение 2

в) Верны оба суждения

г) Оба суждения не верны


22. Философское учение, которое определят первичность сознания, разума и вторичность материального мира, это:

а) материализм;

б) идеализм;

в) реализм;

г) абстракционизм.


23. Особенности, характеризующие поведение флегматика:

а) весёлый, общительный;

б) чувствительный, обидчивый;

в) быстрый, порывистый;

г) спокойный, медлительный.


24. В переводе с французского языка этикет означает:

а) ярлык;

б) дисциплина;

в) правило;

г) уважение.



25. Один из первых трактатов о поведении был издан:

а) у Древних Шумер;

б) испанским священником Педро Альфонсо;

в) русским императором Петром І;

г) французским императором Наполеоном І.


26. Автором высказывания « Все, что мы получаем, - это условия жизни, и только то, что мы отдаем, - сама жизнь» является:

а) Ч.Айтматов;

б) А.С. Пушкин;

в) Л.Н. Толстой;

г) В.А. Сухомлинский.


27. Качество, важное для бесконфликтного общения и конструктивного разрешения конфликтов, это:

1) эмпатия;

2) умение быть ответственным в отношениях.

а) Верно суждение 1

б) Верно суждение 2

в) Верны оба суждения

г) Оба суждения не верны


28. Конформизм проявляется в форме:

1) «ведем себя так, как принято, внутренне, однако, не соглашаясь с тем, что делаем»;

2) «верим в правильность того, что вынуждает нас делать группа».

а) Верно суждение 1

б) Верно суждение 2

в) Верны оба суждения

г) Оба суждения не верны


29. «Эффект проекции» подразумевает:

1) побуждение находить в другом, как в зеркале, собственные свойства, черты и состояния.

2) предварительно возникшее общее впечатление о человеке.

а) Верно суждение 1

б) Верно суждение 2

в) Верны оба суждения

г) Оба суждения не верны


30. Коллективистское поведение заключается:

1) в некритическом групповом поведении и мышлении;

2) в том, что члены группы, чтобы избежать разногласий отказываются от объективного и всестороннего рассмотрения вопроса и без обсуждений принимают предлагаемый, чаще всего лидером группы, вариант решения проблемы.

а) Верно суждение 1

б) Верно суждение 2

в) Верны оба суждения

г) Оба суждения не верны


^ Задание II. Соотнесите:

1)

1. Кровь

А) “sanguis”

2. Слизь

Б) “chole”

3. Желтая желчь

B) “phlegm”

4. Черная желчь

Г) “melas”


2)

1. Сотрудничество

а) стремление уйти от конфликта путем уступок;

2. Компромисс

б) действия направленые на то, чтобы настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы;

3. Уклонение

в) выйти из ситуации, не уступая оппоненту, но и не настаивая на своем;

4. Приспособление

г) урегулирование разногласий через взаимные уступки;

5. Конкуренция

д) поиск решения, которое удовлетворило бы

интересы всех участников конфликта.


3)

1. Конформность

а) Опровержение человеком мнения большинства, протест подчинению, кажущаяся независимость личности от мнения

группы, хотя на самом деле точка зрения большинства является

основой для поведения человека;

2. Нонконформизм

б) Активное взаимодействие человека со средой, в которой он

достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности или

мотива;

3. Деятельность

в) Носитель предметно-практической деятельности, активное начало

преобразования и познания действительности с присущими ему

самосознанием, усвоенными программами деятельности,

миром культуры, формами языка и т.д.;

4. Субъект деятельности

г) Высший результат культурно-эмоциональнго развития человека,

выполняющий в его жизни и деятельности, в общении с

окружающими людьми мотивирующую роль;




д) Подверженность человека групповому давлению, изменение его

поведения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость

человека мнению большинства для избегания конфликта с ним.



4) Соотнесите законы жизненного пути с цитатами их подтверждающими:

1.Верить в свои силы

а) «Человек дорожит лишь тем, во что он

вложил частицу своей души, своего сердца»

2. Постоянно трудиться

б) «Избегай людей, которые, видя твои пороки и

недостатки, оправдывают их или даже одобряют»

3. Стремиться к

самосовершенствованию

в) «В мире нет ничего, чего бы не мог обнять одаренный чувством и разумом человек»

4. Жить по совести

г) «Человек - целый мир, было бы только основное

побуждение в нем благородно»

5. Беречь результаты своего

и чужого труда

д) «Для человека мысль – венец всего живого, а чистота души есть бытия основа»

6. Понимать людей,

выбирать в друзья лучших из них






Задание III. Впишите необходимое понятие, (слово):

1. Способность человека представить себе, как он воспринимается другим человеком в процессе общения это___________

2. Исторически сложившаяся форма поведения людей, упорядочивающая их действие и имеющая символический характер_____________

3. Идеология, призывающая человека осознавать себя « гражданином мира», а не конкретной страны____________

4. В бесписьменных языках знания людей фиксировались в __________

5. ____________________ - это:

а) форма общественного сознания;

б) специфический тип человеческой деятельности;

в) отражение окружающей действительности и внутреннего мира человека в художественных образах.


^ Задание IV. Прочитайте и проанализируйте отрывок, ответьте на вопросы:

… Девочка решила прогулять занятия. Встретив первоклассника, она строго спросила: «Ты почему прогуливаешь уроки?» И когда мальчик объяснил, что боится пройти мимо собаки, её охватил стыд не столько за прогул, сколько за то, что в глазах малыша она предстала честной и строгой школьницей.

- Что явилось в данном случаи самым строгим судьёй?


- Дайте нравственную оценку происшедшего.

(Нравственная оценка характеризует соответствие того, что человек совершил (сущего), тому, как надо делать.