velikol.ru
1

Материал для проведения

итоговой контрольной работы по физике

в 9 классе по открытым текстам.

1.Задача на расчёт количества теплоты, которое потребуется для нагревания тела.

Какое количество теплоты надо передать железному цилиндру массой 200 г, чтобы нагреть его от комнатной температуры 20 о С до 100 о С, если удельная теплоёмкость железа 460 Дж/ кг о С?

2. Задача на расчёт влажности воздуха

Давление водяного пара при температуре 20о С равно 0,61 Па. Давление насыщенного водяного пара при этой же температуре равно 2, 33 Па. Чему равна относительная влажность воздуха?

^ 3. Задача на составление уравнения ядерной реакции.

Написать ядерную реакцию, происходящую при бомбардировке алюминия 1327Аl альфа-частицами и сопровождающуюся выбиванием протона.

^ 4. Задача на определение конечной температуры, при смешивании горячей и холодной воды

В стакане было 100 г воды при температуре 20о С. Какой станет температура смеси при доливании в стакан 50 г воды при температуре 50 о С?

5. Задача на расчёт массы тела по его плотности.

Определите массу стальной детали объёмом 3 дм3, если известна плотность стали: 7800 кг/м3.

^ 6. Задача на расчёт механической работы.

Мальчик бросил мяч массой 100 г вертикально вверх и поймал его в точке бросания. Мяч достиг высоты 5 м. Найти работу силы тяжести при движении мяча вверх, вниз, на всём пути.

^ 7. Задача на расчёт заряда, прошедшего через проводник.

Сила тока в лампочке карманного фонаря 0,32 А. Сколько электронов проходит через поперечное сечение нити накала за 0, 1 с, если известен заряд электрона - 1,6 х 10- 19Кл ?

^ 8. Задача на применение закона Ома для участка цепи.

Определите силу тока в электрочайнике, включённом в сеть с напряжением 220 В, если сопротивление нити накала равно 40 Ом.

^ 9. Задача на применение закона всемирного тяготения.

Космический корабль массой 8 т приближается к орбитальной космической станции массой 20 т на расстояние 100 м. Найти силу их взаимного притяжения.

^ 10. Задача на применение закона сохранения механической энергии.

Найти кинетическую энергию тела массой 400 г, упавшего с высоты 2 м, в момент удара о землю.

^ 11. Задача на расчёт сопротивления проводника.

Чему равно электрическое сопротивление медного проводника длиной 20 м и площадью поперечного сечения 2 мм2 ? Удельное сопротивление меди равно 0,017 Ом м/ мм2 ?

^ 12. Задача на расчёт общего сопротивления последовательного соединения проводников.

Участок цепи состоит из трёх последовательно соединённых резисторов:

R1= 20 Ом , R2= 25 Ом, R3= 30 Ом. Начертите схему этого участка и определите напряжение на концах каждого из резисторов, если известно, что к концам всего участка приложено напряжение 150 В.

13. Задача на расчёт пути при равноускоренном движении.
^

При аварийном торможении автомобиль, движущийся со скоростью


72 км/ч, остановился через 5 с. Найти тормозной путь.

14. Задача на применение закона Гука.

При столкновении двух вагонов буферные пружины жесткостью 105 Н/ м сжались на 10 см. чему равна максимальная сила упругости, с которой пружины воздействовали на вагон.

^ 15. Задача на применение второго закона Ньютона.

С каким ускорением двигался при разбеге реактивный самолёт массой 60 т, если сила тяги двигателей 90 кН?


^ 16. Задача на расчёт центростремительного ускорения.

Автомобиль массой 2 т проходит по выпуклому мосту, имеющему радиус кривизны 40 м, со скоростью 36 км/ч. Найдите центростремительное ускорение автомобиля.

^ 17. Задача на относительность механического движения.

Скорость штормового ветра равна 30 м/с, а скорость автомобиля «Жигули» достигает 150 км/ч. Может ли автомобиль двигаться так, чтобы быть в покое относительно воздуха?

^ 18. Задача на построение изображения в плоском зеркале.

Требуется осветить дно колодца, направив на него солнечные лучи. Как надо расположить плоское зеркало, если лучи Солнца падают к земной поверхности под углом 60о ?

^ 19. Задача на построение изображения в собирающей линзе.

Постройте изображение предмета в собирающей линзе, дайте характеристику изображения. Предмет поместите за двойным фокусным расстоянием линзы.

^ 20. Задача на применение формулы скорости распространения электромагнитной волны.

С какой частотой происходят колебания в электромагнитной волне, если её длина равна 25 м? Скорость распространения электромагнитной волны примите равной 3 108 м/с.

^ 21. Задача на применение закона сохранения импульса.

Тележка массой 2 кг, движущаяся со скоростью 3 м/с, сталкивается с неподвижной тележкой массой 4 кг и сцепляется с ней. Чему равна скорость обеих тележек после взаимодействия?

^ 22. Задача на расчёт мощности электрического тока.

Сила тока через лампу накаливания равна 0,455 А. Напряжение на лампе равно 2 20 В. Чему равна мощность лампы?

^ 23. Задача на применение закона Джоуля-Ленца.

Какое количество теплоты выделяется в проводнике с электрическим сопротивлением 5 Ом за 4 с при силе тока в проводнике 3 А ?

^ 24 . Задача на построение изображения в рассеивающей линзе.

Как преломляет лучи вогнутая линза? Почему её называют рассеивающей? Постройте изображение предмета в рассеивающей линзе, если предмет расположен между фокусным и двойным фокусным расстоянием.

^ 25. Задача на расчёт давления столба жидкости.

Чему равно давление, созданное водой, в озере глубиной 10м? Плотность воды 1000 кг/м3 ?

26. Задача на расчёт оптической силы системы линз

Имеются две линзы: собирающая с фокусным расстоянием 40 см и рассеивающая с оптической силой - 7, 5 дптр. ?

27. Задача на закон Всемирного тяготения

Найдите силу гравитационного притяжения двух соприкасающихся свинцовых шаров диаметром 1 м

и массой 160 кг каждый.

28. Задача на расчёт силы тяжести

Чему равна сила тяжести, действующая на космонавта массой 70 кг, находящегося в космическом корабле, движущемся на высоте 300 м от поверхности Земли? Масса Земли 6* 1024 кг, радиус Земли 6400 км.

29. Задача на расчёт первой космической скорости

Чему равна первая космическая скорость для Луны, если её масса и радиус составляют 7 * 1022 кг и 1700 км соответственно?

30. Задача на расчёт скорости движения спутника Земли

Спутник движется по круговой орбите на высоте 600 км над Землёй. Чему равна скорость спутника? Масса Земли 6 * 1024 кг, радиус Земли 6400 км


Билет № 1

1. Механическое движение. Путь. Скорость. Ускорение.

2.Измерение силы тока, проходящего через резистор, и напряжения на нём, расчёт сопротивления проволочного резистора.

3. Задача на расчёт количества теплоты, которое потребуется для нагревания тела.

Какое количество теплоты надо передать железному цилиндру массой 200 г, чтобы нагреть его от комнатной температуры 20 о С до 100 о С, если удельная теплоёмкость железа 460 Дж/ кг о С?

Билет №2.

1. Явление инерции. Первый закон Ньютона. Сила и сложение сил. Второй закон Ньютона.

2. Измерение силы тока и напряжения на различных участках цепи при последовательном соединении проводников, анализ полученных результатов.

3. Задача. Давление водяного пара при температуре 20о С равно 0,61 Па. Давление насыщенного водяного пара при этой же температуре равно 2, 33 Па. Чему равна относительная влажность воздуха?________________________________

Билет № 3

1. Третий закон Ньютона. Импульс. Закон сохранения импульса. Объяснение реактивного движения на основе закона сохранения импульса.

2. Измерение силы тока, проходящего через лампочку, и напряжения на ней, расчёт мощности электрического тока.

3. Задача. Написать ядерную реакцию, происходящую при бомбардировке алюминия 1327Аl альфа-частицами и сопровождающуюся выбиванием протона.___________________________________________________________________

Билет № 4

1. Сила тяжести. Свободное падение. Ускорение свободного падения. Закон всемирного тяготения.

2. Измерение силы тока, проходящего через резистор, и напряжения на нём, построение графика зависимости силы тока от напряжения.

3. Задача на определение конечной температуры при смешивании горячей и холодной воды.

В стакане было 100 г воды при температуре 20о С. Какой станет температура смеси при доливании в стакан 50 г воды при температуре 50 о С?___________________________________________________________________________ Билет № 5

1. Сила упругости. Объяснение устройства и принципа действия динамометра. Сила трения.

Трение в природе и технике.

2. Наблюдение магнитного действия постоянного тока. Постановка качественных опытов по исследованию зависимости направления магнитного поля о т направления и величины тока.

3. Задача. Определите массу стальной детали объёмом 3 дм3, если известна плотность стали: 7800 кг/м3.____________

Билет № 6

1. Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда.

2. Наблюдения различных способов получения индукционного тока. Постановка качественных опытов по изменению величины и направлению индукционного тока.

3. Задача. Мальчик бросил мяч массой 100 г вертикально вверх и поймал его в точке бросания. Мяч достиг высоты 5 м. Найти работу силы тяжести при движении мяча вверх, вниз, на всём пути.

________________________________________________________________________________________


Билет №7

1. Работа силы. Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.

2. Измерение уменьшения температуры горячей воды при смешивании с холодной водой, сравнение количества теплоты при теплообмене.

3. Задача. Сила тока в лампочке карманного фонаря 0,32 А. Сколько электронов проходит через поперечное сечение нити накала за 0, 1 с, если известен заряд электрона - 1,6 х 10- 19 Кл ?

________________________________________________________________________________________________________


Билет №8

1. Механические колебания. Механические волны. Звук. Колебания в природе и технике.

2. Изучение силы трения, возникающей при скольжении деревянного бруска по горизонтальной поверхности. Зависимость силы трения от веса, площади поверхности и рода поверхностей.

3. Задача. Определите силу тока в электрочайнике, включённом в сеть с напряжением 220 В, если сопротивление нити накала равно 40 Ом.

_________________________________________________________________________________________


Билет № 9

1. Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение и диффузия. Взаимодействие частиц вещества.

2.Получение действительного изображения предмета в собирающей линзе. Проверка предположения: при приближении предмета к собирающей линзе на некоторое расстояние его чёткое изображение удаляется на такое же расстояние.

3. Задача. Космический корабль массой 8 т приближается к орбитальной космической станции массой 20 т на расстояние 100 м. Найти силу их взаимного притяжения, если гравитационная постоянная 6х10-11Н м2/кг2.

________________________________________________________________________________________

Билет № 10

1. Тепловое равновесие. Температура. Измерение температуры. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц.

2. Наблюдение действительных изображений предмета, полученных при помощи собирающей линзы. Постановка качественных опытов по исследованию зависимости размеров изображения и расстояния до него от расстояния до источника света.

^ 3. Задача. Найти кинетическую энергию тела массой 400 г, упавшего с высоты 2 м, в момент удара о землю.


Билет № 11

1. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергией тела. Закон сохранения в тепловых процессах.

2. Исследование условий равновесия рычага под действием груза и пружины динамометра. Построение графика зависимости показаний динамометра. Построение графика зависимости показаний динамометра о т расстояния груза от оси вращения.

3.Задача. Чему равно электрическое сопротивление медного проводника длиной 20 м и площадью поперечного сечения 2 мм2 ? Удельное сопротивление меди равно 0,017 Ом м/ мм2 ?

_____________________________________________________________________________________

Билет № 12

1. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике.

2. Измерение удлинения пружины от веса груза, подвешенного к ней. Построение графика этой зависимости.

3. Задача. Участок цепи состоит из трёх последовательно соединённых резисторов:

R1= 20 Ом , R2= 25 Ом, R3= 30 Ом. Начертите схему этого участка и определите напряжение на концах каждого из резисторов, если известно, что к концам всего участка приложено напряжение 150 В.

________________________________________________________________________________________

Билет № 13

1. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость. Плавление. Кристаллизация.

2. Проверка предположения: при увеличении массы груза пружинного маятника в 4 раза период его колебаний увеличивается в 2 раза.

3. Задача. При аварийном торможении автомобиль, движущийся со скоростью

72 км/ч, остановился через 5 с. Найти тормозной путь.

_________________________________________________________________________________________

Билет № 14

1.Испарение. Конденсация. Кипение. Влажность воздуха.

2.Измерение фокусного расстояния и расчёт оптической силы собирающей линзы.

3. Задача. При столкновении двух вагонов буферные пружины жесткостью 105 Н/ м сжались на 10 см.. Чему равна максимальная сила упругости, с которой пружины воздействовали на вагон.

_________________________________________________________________________________________

Билет № 15

1. . Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.

2. Наблюдение явления испарения жидкости. Постановка качественных опытов по исследованию зависимости скорости испарения от площади поверхности и рода жидкости.

3. Задача. С каким ускорением двигался при разбеге реактивный самолёт массой 60 т, если сила тяги двигателей

90 кН?

_________________________________________________________________________________________


Билет № 16

1. Постоянный электрический ток. Электрическая цепь. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи.

2. Измерение веса тела в воздухе и веса тела, полностью погружённого в жидкость, расчёт силы Архимеда.

3 .Задача. Автомобиль массой 2 т проходит по выпуклому мосту, имеющему радиус кривизны 40 м, со скоростью

36 км/ч. Найдите центростремительное ускорение автомобиля._________________________________________________

Билет № 17

1. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля- Ленца. Использование теплового действия тока в технике

2. Проверка предположения: при увеличении длины нити нитяного маятника в 4 раза период его колебаний увеличивается в 2 раза.

3. Задача на относительность механического движения. Скорость штормового ветра равна 30 м/с, а скорость автомобиля «Жигули» достигает 150 км/ч. Может ли автомобиль двигаться так, чтобы быть в покое относительно воздуха?

_______________________________________________________________________________________

Билет № 18

1. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

2. Измерение силы упругости и удлинения пружины, расчёт жёсткости пружины.

3. Задача на построение изображения в плоском зеркале. Требуется осветить дно колодца, направив на него солнечные лучи. Как надо расположить плоское зеркало, если лучи Солнца падают к земной поверхности под углом 60о ?

_________________________________________________________________________________________

Билет № 19

1. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током.

2. Измерение разности температур сухого и влажного термометров и определение относительной влажности воздуха.

3. Задача. С какой частотой происходят колебания в электромагнитной волне, если её длина равна 25 м? Скорость распространения электромагнитной волны примите равной 3 108 м/с.

________________________________________________________________________________________

Билет № 20

1. Закон прямолинейного распространения света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Явление преломления света.

2. Измерение объёма твёрдого тела и его массы. Расчёт плотности вещества, из которого оно изготовлено.

3.Задача. Тележка массой 2 кг, движущаяся со скоростью 3 м/с, сталкивается с неподвижной тележкой массой 4 кг и сцепляется с ней. Чему равна скорость обеих тележек после взаимодействия?

________________________________________________________________________________________

Билет № 21

1. Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображения в собирающей линзе. Глаз как оптическая система.

2. Измерение силы, необходимой для равномерного подъёма бруска по наклонной плоскости, и пройденного пути, расчёт работы этой силы.

3. Задача. Сила тока через лампу накаливания равна 0,455 А. Напряжение на лампе равно

2 20 В. Чему равна мощность лампы?

_________________________________________________________________________________________

Билет № 22

1. Роль физии в формировании научной картины мира. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Измерение физических величин.

2. Шарик скатывается с жёлоба, установленного на некоторой высоте над землёй, и летит горизонтально. Проверка предположения: при увеличения высоты, с которой брошен шарик, в 2 раза дальность полёта увеличивается в 2 раза. (Начальная скорость не меняется при изменении высоты подъёма желоба).

3.Задача. Чему равно давление, созданное водой, в озере глубиной 10м? Плотность воды 1000 кг/м3 ?

^ Техника безопасности при выполнении лабораторных работ.


Номер

инструкции

Перечень

физических приборов

Меры предосторожности при работе с этим прибором



Амперметр

В цепь включается последовательно, + прибора соединяется с проводом, идущим от + источника тока, т.е. соблюдать полярность при включении в цепь, не допускать «зашкаливания стрелки», не подключать амперметр к источнику тока без нагрузки.



Вольтметр

В цепь включается параллельно, + прибора соединяется с проводом, идущим от + источника тока, т.е. соблюдать полярность при включении в цепь, не допускать «зашкаливания стрелки».



Источник тока

Сборку электрической цепи проводить только при выключенном источнике тока, не замыкать эл. цепь без проверки её учителем.



Резистор

Не касаться спирали руками при включённой эл. цепи для избегания ожога пальцев рук.



Лампочка

Не подавать на неё напряжение больше того, на которое она рассчитана



Магнитная стрелка

Не размагничивать стрелку магнитом, осторожно обращаться с с остриём подставки



Термометр

Не встряхивать термометр, не размешивать им жидкость, после измерений вытереть прибор насухо и убрать в футляр.



Мензурка

Стараться не опрокинуть её, опускать в неё тело, если это необходимо, осторожно, не ударяя им о стенки и дно



Динамометр

Не растягивать пружину прибора руками, не перегружать, следить за сохранностью



Свеча

Осторожное обращение с огнём, гасить огонь надеванием на него колпачка



Линзы

Осторожное обращение со стеклом, Не касаться оптичес\кого стекла руками, чтобы не загрязнить его. При обнаружении на стекле трещин, прекратить работу и сообщить об этом учителю



Рычаг

Поддерживать рычаг рукой, когда к нему подвешивается или снимается груз, чтобы предотвратить его вращение



Штатив с муфтой и лапкой

Не допускать опрокидывания штатива



Пробирка, различные стаканы и другие стеклянные сосуды

Осторожное обращение со стеклом, не допускать опрокидывания, падения на пол



Маятники: нитяной и пружинный

Не отводить груз на большое расстояние от положения равновесия, не наклоняться под движущийся груз



Метроном

Не прикладывать больших усилий при заводе и передвижении груза



Весы и разновес

Проверить в комплекте наличие гирь и следить за их сохранностью



Шарик

Не допускать скатывания с жёлоба или доски на пол



^ Список оборудования для проведения практической части экзамена.



Номер билета


Необходимое оборудование

Номер

инструкции

по ТБ



Амперметр, вольтметр, источник тока, резистор, соединительные провода, ключ

1, 2, 3, 4



Амперметр, вольтметр, источник тока, 2 резистора, соединительные провода, ключ

1, 2, 3, 4



Амперметр, вольтметр, источник тока, лампочка, соединительные провода, ключ

1,2,3,5



Амперметр, вольтметр, источник тока, резистор, соединительные провода, ключ, реостат

1, 2, 3, 4



Источник тока, соединительные провода, ключ, круговой виток, магнитные стрелки – 2 шт., реостат, амперметр

1, 3, 6



Гальванометр, соединительные провода, разборный трансформатор с сердечником, маленький полосовой магнит, ключ, реостат, источник тока

3



Термометр, 50 г горячей воды, 100 г холодной воды, калориметр, мензурка, сухая тряпка

7, 8



Трибометр, деревянный брусок, динамометр, набор грузов по 100 г

9



Собирающая линза, свеча, экран, спички, линейка

10, 11



Собирающая линза, свеча, экран, спички, линейка

10, 11



Рычаг, набор грузов по 100г, линейка, динамометр

9, 12



Штатив с муфтой и лапкой, пружина, линейка, набор грузов

13



Штатив с муфтой и лапкой, пружина, набор грузов, часы с секундной стрелкой

13



Собирающая линза, экран, линейка

11



Пробирки с водой и спиртом, вата, тёмный экран, часы с секундной стрелкой, пипетка

14



Динамометр, стакан с водой, груз на нити

9, 14



Штатив с муфтой и лапкой, часы с секундной стрелкой , шарик на нити.

13, 15



Штатив с муфтой и лапкой, пружина динамометра, линейка, груз

13, 9



Психрометр

14



Твердое тело на нити, мензурка с водой, весы, разновес

8, 17



Трибометр, деревянный брусок, динамометр

9



Трибометр, деревянный брусок, динамометр, набор грузов по 100 г

9

23

Штатив с муфтой и лапкой, наклонный желоб, шарик, сантиметр

13, 18



^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Экзаменационные билеты по физике составлены с учетом обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования, а также государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования на основе предложенных билетов в журнале «Вестник образования», март, №6, 2007 года.

В экзаменационный комплект включено 25 билетов.

Объем проверяемых знаний и умений, заложенный в комплектах билетов, соответствует обязательному минимуму, определенному в федеральном компоненте государственного стандарта по физике.

В каждый билет включены три вопроса из разных разделов программы с целью расширения проверяемого круга знаний выпускника и практическое задание.

Первый, теоретический вопрос проверяет освоение учащимися знаний о физических явлениях, величинах, фундаментальных законах и принципах, методах научного познания.

Второй вопрос – экспериментальное задание – направлено на оценку сформированности практических умений: проводить наблюдения, планировать и проводить простейшие эксперименты, измерять физические величины, делать выводы из проделанных опытов.

Третий вопрос – задача. В экзаменационном материале приведены тексты задач и их решение. Учащиеся должны кратко объяснить явление, процесс, описанные в задаче, назвать законы, оценить «разумность» ответа, правильно указать размерность физических величин.

При проведении устного экзамена по физике учащимся предоставляется право использовать при необходимости:

  1. справочные таблицы физических величин;

  2. плакаты и таблицы для ответов на теоретический вопрос;

  3. приборы и материалы для выполнения практических заданий;

В материалах указан перечень необходимого оборудования для каждого билета и инструкция по ТБ при выполнении эксперимента.

  1. Калькулятор

Для подготовки ответа учащимся предоставляется не менее 30 минут.

^ Оценивание ответа учащегося

Полный ответ оценивается по 10-балльной шкале. За устный ответ – 4 балла; за выполнение экспериментального задания – 4 балла, за решение задачи – 2 балла

^ Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся получил 8-10 баллов. При этом он должен продемонстрировать высокий уровень знаний и умений по всем трём вопросам билета, набрав не менее 3 баллов за теоретический вопрос и не мене 3 баллов за экспериментальное задание и правильно решить задачу.

Отметка «4» выставляется при условии получения аттестуемым 6-7 баллов. При этом он должен показать понимание основного содержания всех трёх вопросов билета, набрав не менее 3 баллов за теорию, не менее 2 за эксперимент и не менее 1 балла за решение задачи.

Отметка «3» выставляется при получении 4-5 баллов. При этом учащийся должен показать владение основным содержанием не иене, чем по двум вопросам билета, набрав 2 балла за теорию и решив задачу, частично выполнить эксперимент