velikol.ru
1

Игры на уроках истории.





Разрабатывая тему « Исторические игры » на уроках истории, поставила перед собой цель - отразить разнообразные возможности дидактических игр. Внимание обращено, прежде всего, на те из них, которые можно с успехом применять непосредственно на уроке. Имеются игры, которые можно использовать за пределами урока - в кружковой и факультативной работе, во внеклассных мероприятиях. Большинство игр является универсальными, доступными для использования в равной степени в урочной и во внеурочной практике. Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности - усвоение фактов, дат, имён и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Постоянно расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последние время значительно увеличили поток получаемой детьми информации и её разнообразии. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игра способна решить ещё одну проблему. Игра по своей природе синтетична, она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.

Игра - это естественная для ребёнка форма обучения. Она- часть его жизненного опыта. Учитель, использующий игру, ориентирует учебную деятельность исходя из естественных потребностей ребёнка.

Понимание сущности дидактической игры позволяет выделить наиболее значимые её составляющие (компоненты):

1)Деятельность, понимаемая как важнейшая форма проявления жизни человек, его активного отношения к окружающей деятельности; в этой деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, её способность и характер;

2)Условность, которая понимается как признак отражения действительности, указывающий на не торжественность образа и его объекта. В нашем случае, имеется в виду такая деятельность, которая осознаётся как « не взаправду », « понарошку ».

Игра как таковая, имеет два компонента: деятельный и условный, которые могут наполняться разным « содержимым » и делать одну игру совершенно непохожей на другую, но тем не менее эти два компонента просматриваются в каждой игре. Именно условный характер превращает ту или иную деятельность в игру.


Кроме того, метод проектов обладает коммуникативным материалом. Учащиеся мотивируются на общение с различными источниками информации и на совместную работу со своими родителями. Управляя проектной деятельностью, учитель может ввести спецкурс, который рассчитан на детей с повышенной учебной мотивацией.


  1. Возраст детей - 10-11 лет (5 Кл.).

  2. Работа над проектом рассчитана на полгода (34 часа).

  3. Форма организации занятий - групповая.

  4. Проект носит развивающий характер.

  5. Задачи проекта позволяют проследить причинно-следственные связи возникновения древних (первичных) цивилизаций; нарисовать картину жизни древних цивилизаций:

  • Политическое устройство;

  • Экономические отношения в обществе;

  • Социальный состав;

  • Профессии, ремёсла;

  • Быт жителей древних городов;

  • Образование;

  • Одежда, обычаи, нравы.

6) Данные задачи могут быть решены при следующем содержании и направлении деятельности:

  1. Работа с различными источниками информации;

  2. Работа над проектными заданиями учащихся;

  3. Учебные занятия в музее (лектории);

  4. Творческий отчёт: историческая игра: «По лабиринту богини Клио» (две и более команды).