velikol.ru
1

Из истории села Верхнекизильское.

Люди и достопримечательности села

Село, в котором мы живём, имеет немалую историю она пересекается, соприкасается идёт рядом с историями страны и малой Родины. И, конечно же, историю эту делают люди, а чтобы понять эту историю необходимо как можно больше знать о тех, кто делает эту историю, и как правило мы начинаем это знакомство с семьи с дома, где живет человек. . ( См. приложение- фото- дома жителей с.Верхнекизильское.)

Судьба старинных домов беспокоит: часть их разобрана из-за ветхости, иные ушли в небытие из-за беспечности хозяев. Так дом, который был достопримечательностью села, разрушен до основания. Он принадлежал Степану Даниловичу Казанцеву-купцу 2-ой гильдии. Имел гурты скота, поголовье овец курдючных, мельницу, магазин каменный. ( См. приложение- фото). Улицы в истории тоже имели немаловажное значение. Так, по улице Набережной в 1891 году двигалась процессия с наследником царского трона Николаем Александровичем Романовым. ( См. приложение- фото) По преданию, для отдыха будущий царь остановился в доме Холмагорцевых и похвалил хозяев за гостеприимство, одарив их золотым рублём. В 30-е годы Холмогорцевых отправили в ссылку. Дом конфисковали.

Церковь и общественная жизнь села

На общественную жизнь села большое влияние оказывала церковь, для подавляющего большинства населения — православная. В нашем селе Верхнекизильское, образованном в 1743 церковь была построена на людские пожертвования. Почему её назвали в честь Покровы Божией Матери, стоит только догадываться. Праздник этот имеет важное значение в быту народном, как начало новых дел. Дважды церковь восстанавливали , веря в покровительство Пресвятой Богородицы.

Религиозно-бытовой регламент, касавшийся самых различных сторон жизни, был своего рода законом общественного и личного поведения людей. Выполнение религиозных предписаний в домашнем быту определялось не только чувством верующего ("страхом божиим"), но и контролем семьи, особенно старшего поколения, следившего за соблюдением подобающего отношения к иконам, постам, молитвам и т. п.


Общественная жизнь была связана с Языческими обрядами и православные праздниками.

Первым праздником весеннего цикла была масленица — неделя перед длительным постом, предшествовавшим Пасхе.. Весенний цикл обрядов и праздников заканчивался Троицей (50-й день от Пасхи), которая знаменовала также переход к лету. На Троицу гуляли в лугах и лесах. Украшали церкви и дома молодой растительностью, берёзками. Основными исполнителями обрядовых действий были девушки и женщины.

Казаки верили в приметы, в домовых, леших, ведьм, колдунов, в порчу, дурной глаз и т.п. Большим праздником считались крестины. Обряд обычно происходил в церкви, изредка богатые казаки приглашали священника на дом.

Самые пышные застолья устраивали на свадьбы, храмовые праздники, проводы казака на службу и прибытие его оттуда.

Отправляясь в поход, казак поочередно обходил родных, а в день его отправления все собирались у него дома.