velikol.ru
1

Индрякова Л.Г.,

преподавателя

художественного отделения


Общие вопросы развития мышления в контексте изучения проблемы художественно-образного мышления


В современной науке человеческое мышление принято рассматривать как продукт общественно-исторического развития, как особую теоретическую форму человеческой деятельности, опосредованную деятельностью практической, именно поэтому познание и связанное с ним мышление считается одним из уровней взаимодействия человека с миром. Иначе говоря, возникновение человеческого мышления можно понять только в контексте изучения становления человеческой деятельности, основной формой которой является труд, поскольку развитие мышления отдельного человека выступает как часть историческое развития мышления, познания всего человечества.

На заре развития человека познание свойств предметного мира, переходящее границы непосредственно-чувственного познания, являлось непреднамеренным результатом действии, включенных в трудовую деятельность людей. Одна из важнейших особенностей деятельности человека заключается в том, что она носит продуктивный и преобразующий внешнюю среду характер. Продуктивный - значит заканчивающийся созданием некоторого продукта, а преобразующий характер деятельности означает, что посредством деятельности осуществляется изменение предметов, их преобразование под влиянием потребностей человека. Преобразующей и созидательной деятельность человека становится потому, что человек в ходе деятельности, еще до того, как создал некоторый продукт, ставит перед собой сознательную цель, которая осуществляется с помощью определенных действий. Такого рода действия, подчиненные сознательной познавательной цели, представляют собой уже настоящее мышление, хотя оно еще и сохраняет форму внешних процессов.

Решающим событием для психологии мышления является исторический момент отделения умственного труда от труда физического. Мышление впервые принимает форму самостоятельной деятельности, со своими мотивами, целями, операциями. Дальнейшее развитие умственного труда связано с дифференциацией самих функций в сфере умственного труда, дифференциацией видов умственной деятельности, что привело к выделению различным видов мышления, одним из которых является художественно-образное мышление.

Статья А.Н. Леонтьева о мышлении (1,209) начинается с определения мышления как высшей ступени познания. Несколько ее положений представляются нам наиболее значительными для рассматриваемой проблемы: первое положение - о полиморфности человеческого мышления, т.е. указание на разнообразие его видов; второе - это положение об общности строения внешней практической предметной деятельности и деятельности теоретической, мыслительной. Здесь заложен важнейший методологический принцип, а именно - в мыслительной деятельности человека присутствуют все те структурные образования, которые первоначально выделяются в деятельности предметно-практической.

На непосредственное родство теоретического и практического видов деятельности указывают многие исследования данного и других авторов (Б.Г.Ананьев, В.В.Давыдов, С.Л.Рубинштейн и др.), доказывающие тот факт, что внутренние мыслительные процессы являются не чем иным, как результатом интериоризации и специфического преобразования внешней практической деятельности, и что существуют постоянные переходы из одной формы в другую. Так, мыслительная деятельность отвечает тем или иным потребностям и побуждениям, а значит, испытывает на себе регулирующее влияние эмоций; кроме того, как и практическая деятельность, она состоит из действий, которые осуществляются при помощи определенных операций. Поэтому, опираясь на теорию о единстве форм движения материи, необходимо рассматривать мышление как живую человеческую деятельность, имеющую то же принципиальное строение, что и деятельность практическая.

Рассмотрим, что же представляет собой структура человеческой деятельности (внешней и внутренней). Известно, что ее основными составляющими являются действия, имеющие определенную эмоциональную окраску, и, в свою очередь, подчиненные сознательной цели. Действия, хотя и являются направленными на цель, однако начинаются только под влиянием мотивов осуществляемой деятельности.
Для более высоких ступеней развития человеческой деятельности характерно то, что роль общей цели выполняет осознанный мотив, превращающийся благодаря его осознанности в мотив-цель. Вообще деятельности без мотива не бывает, поскольку «немотивированная» деятельность - это деятельность не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом.

Далее, действия, осуществленные определенным образом, иначе говоря, способы осуществления действия, А.Н.Леонтьев называет операциями, которые определяются объективно-предметными условиями. Таким образом, в общем потоке деятельности, в том числе и художественной, можно выделить: мотивы, побуждающие к совершению именно этой деятельности; действия - процессы, подчиняющиеся сознательным целям; операции, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели. Эти «единицы» человеческой деятельности и образуют ее макроструктуру.

Подчеркивая еще раз, что мышление как особая теоретическая форма человеческой деятельности не существует вне общества, накопленных человечеством знаний и выработанных им способов мыслительной деятельности, заметим, что каждый отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладевая языком, понятиями, логикой, представляющими собой обобщенное отражение опыта общественной практики. Для этого он должен отражаться в форме, в которой ее познавательный результат может закрепляться, обобщаться и передаваться другим людям. Такой формой обычно является слово, речь, а в художественных видах деятельности - сочетания звуков, линий, красок.

Интересно заметить, что познавательный результат, отражаемый в словесной форме, приобретает характер, несколько отличающий его от результатов непосредственно-чувственного отражения, генерализуемых в соответствующих чувственных образованиях, в так называемых эйдетических образах и представлениях, которые, между тем, тоже являются формой отражения, своеобразным языком художественно-образного мышления . Принято считать, что словесная форма отражения отличается от образов и представлений не только тем, что включает в себя свойства, связи и отношения, недоступные непосредственно-чувственной оценке, но и тем, что, будучи передаваема в процессе речевого общения другим людям, она входит в систему знаний, составляющих содержание сознания коллектива, общества. К ней относятся так называемые обобщающие понятия, характерные для определенной отрасли науки.

Однако следует отметить, что сознание коллектива, общества опирается в своем развитии и на достижения художественной культуры человечества, основной формой отражения которой является не только слово, но и идея, образ. При этом формирующиеся у отдельных людей представления, понятия, идеи подвергаются отбору и уточнению в соответствии с критерием уже не индивидуальной практики, неизбежно узко ограниченной и подверженной влиянию случайностей, а несоизмеримо более широкой и богатой практики общественной.

Следовательно, познаваемая субъектом объективная реальность в единстве ее чувственных и «сверхчувственных» качеств - это как чувственно, наглядно данная действительность, так и общественно выработанная система понятий, знаний, представлений, объективированная в слове, образе и обозначаемая в философии специальным термином «идеальное». Такая система научных знаний, усваиваемая индивидом (в процессе обучения, например), выступает для него тоже как своеобразная «объективная реальность», в которой аккумулирован исторический опыт человечества, и потому мышление обязательно оказывается «общением человека с человечеством» (4,354).

По свидетельству психологов, сущность процесса познания заключается в том, что мышление соотносит данные ощущений и восприятий - сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства. Выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимосвязях, мышление глубже познает ее сущность, оно отражает бытие в его многообразных опосредованиях.

Соответственно этому формулируется и задача мышления, заключающаяся в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений в той или иной частной ситуации. Раскрывая все более глубокие закономерности явлений, мышление познает все более и более существенные свойства, все более глубокую сущность объективного мира, а это значит, что адекватное познание бытия дает лишь мышление, которое отражает бытие в его многосторонних связях и опосредованиях, в закономерностях его движимого внутренними противоречиями развития, - диалектическое мышление.

По точному и краткому определению С.Л.Рубинштейна, мышление - «это опосредованное - основанное на раскрытии связей, отношений, опосредовании - и обобщенное познание объективной реальности» (3, 361). Рассматривая реальное мышление, необходимо учитывать, что это движение мысли, которое может быть правильно понято лишь в единстве деятельности и ее продукта, процесса и его содержания.

Продуктом, содержанием мышления является мысль, понятие, которое в реальной деятельности всегда функционирует в единстве и взаимопроникновении с наглядными моментами представлений, что особенно характерно для художественно-образного мышления, и со словом, которое является неким слуховым или зрительным образом. Наглядные элементы включаются в мыслительный процесс: а) в виде образных представлений о вещах и их свойствах; б) в виде схем; в) в виде слов, которыми оперирует понятийное мышление, поскольку оно всегда является мышлением словесным. На основе этого можно заключить, что не только отвлеченное значение слова, но и наглядный образ может быть, носителем смыслового содержания, значения, поэтому образ является семантическим образованием, обозначающим предмет или явление, и только в художественных видах деятельности. И вот почему человек в состоянии мыслить не только отвлеченными понятиями, но и образами, чем убеждает нас существование художественного мышления. Кроме того, несмотря на различие между абстрактным теоретическим мышлением и мышлением наглядно-образным, в реальный мыслительный процесс обычно в какой-то мере включаются и отвлеченное понятие, данное в форме слова, и образ.

Эта связь становится очевидной, если принять во внимание, что каждый воспринимаемый или представляемый нами образ фигурирует обычно в связи с определенным значением, выраженным в слове. Когда мы образно что-либо воспринимаем, мы осознаем предмет; наглядно-чувственное содержание относится нами к предмету, который мы посредством него воспринимаем. И хотя наибольшую определенность такие соотношения приобретают в наглядно-образном мышлении, семантическая общность образа и слова-понятия преодолевает обычнее противопоставление логически-понятийного и образно-чувственного в других видах мышления, особенно в художественно-образном.

Помимо того, что мышление представляет собой определенный вид деятельности, несомненную важность для изучения художественно-образного мышления представляет положение о том, что мышление возникает как процесс, включенный в жизнедеятельность и находящийся в постоянном развитии. Учитывая, что деятельность всегда развертывается во времени, а значит, она по природе своей процессуальна, характеристики психического как процесса и как деятельности должны быть тесно взаимосвязаны.

Данное положение обосновывают многие видные ученые (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), в частности, по мнению С.Л.Рубинштейна, в качестве основного предмета психологического исследования мышление выступает как процесс, как деятельность (3,156). Мышление рассматривается как процесс, познавательная деятельность, продукты которой характеризуются обобщенным, опосредованным отражением действительности; оно дифференцируется на виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, в зависимости от новизны этих обобщений и средств для субъекта, от степени активности самого субъекта.

Методологическим общетеоретическим принципом, который позволяет рассматривать мышление как процесс и как познавательную деятельность, является принцип единства сознания и деятельности. Этот принцип гласит, что сознание, вообще психика, не только проявляется, но и формируется в деятельности (практической, теоретической, художественной и т.д.). Такое понимание формирования психики опирается на теорию филогенетического и онтогенетического развития. В первом случае это известные положения о роли труда, материального и духовного производства в истории человечества. Во втором случае это, прежде всего известное положение о единстве структуры и функции во всяком органическом развитии. Указанное положение, заложенное еще И.М.Сеченовым, тщательно разработано отечественными биологами генетической школы А.Н.Северчова - И.И.Шмальгаузена, которые специально подчеркивают формообразующую роль функции, осуществляющуюся через естественный отбор.

Тщательную разработку принцип единства сознания и деятельности получил в трудах Б.Г.Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Д.Рубинштейна, А.А.Смирнова, Б.М.Теплова и других психологов. В их исследованиях раскрывается и обобщается существенная закономерность развития человеческой психики: исторически развивающаяся деятельность людей (первично всегда практическая) обусловливает формирование их сознания и вообще психических процессов, а эти последние, осуществляя регуляцию деятельности, являются условием ее адекватного выполнения.

Вышеизложенный принцип позволяет нам выделить две важнейшие стороны, два аспекта мыслительной деятельности: процессуальный и личностный. С одной стороны, мышление развертывается во времени, включая в себя некоторые фазы - начало, середина, завершение. С другой, мышление есть проявление активности субъекта, т.е. оно не только направлено на отражение внешнего мира, но и является выражением определенной активности субъекта, находящегося в непрерывном взаимодействии с миром.

Говоря об этих двух сторонах, необходимо учитывать диалектику взаимоотношений между ними. Подобная диалектика закономерно определяет природу и сущность психического, включенного во взаимодействие человека с различными объектами, явлениями и т.д. Так, психическое характеризуется предельной процессуальностью, динамичностью, непрерывностью, благодаря чему человек, познавая окружающий мир, может все более адекватно отражать любые, даже самые изменчивые, неожиданные стороны данной действительности. Однако, непрерывная динамичность психического не означает, что в нем вообще нет ничего стабильного, устойчивого. Именно психические свойства (потребности, способности и т.д.), имеющие отношение непосредственно к личности, но неотрывные от психического процесса, как раз и представляют собой - на каждой возрастной стадии - наиболее устойчивое, сформировавшееся «ядро» психики. Оно обеспечивает новый, более высокий уровень протекания психического процесса, проявляясь в нем и продолжая развиваться.

Кроме того, мышление как процесс органически взаимосвязано со своими результатами, т.е. с теми образованиями (образами, понятиями, чувствами и др.), которые возникая на предыдущих стадиях процесса, становятся необходимыми внутренними условиями возникновения последующих стадий. В ходе непрерывного и изменяющегося взаимодействия внешнего и внутреннего возникают все новые, ранее вообще не существовавшие результаты, продукты, средства, способы осуществления процесса и другие детерминанты, которые сразу же включаются в процесс в качестве его внутренних условий. Такая взаимная обусловленность является залогом дальнейшего протекания процесса мышления и развития мыслительной деятельности отдельной личности.

Такая трактовка сущности мышления тесно связана с пониманием его как продуктивного, творческого процесса, всегда открывающего нечто существенно новое, что представляется нам чрезвычайно важным для изучения художественно-образного мышления. Такое понимание предполагает непрерывность взаимосвязей всех познавательных процессов: мышления и восприятия, мышления и памяти, мышления и чувства и т.д., означает, что все эти психические процессы онтологически вообще не существуют как отдельные, самостоятельные акты. Они представляют собой лишь абстрактно, мысленно выделенные стороны единой, нераздельной психической деятельности. Кроме того, различные типы содержания мышления (образное, символическое и т.д.; в живом мыслительном процессе никогда не бывают отделены друг от друга. Здесь становится еще более очевидной взаимосвязь процессуального и личностного аспектов мышления.

Например, мышление выступает в процессуальном плане в тех случаях, когда специально исследуется процессуальный состав мыслительной деятельности, т.е. психические процессы анализа, синтеза и обобщения, посредством которых человек решает мыслительные задачи. Мышление выступает в личностном плане в тех случаях, когда специально изучают мотивы и вообще отношение человека к мыслительным задачам, которые он решает. Но даже при изучении процессуального аспекта мышления исследователь не может полностью абстрагироваться от собственно мотивационных, вообще личностных характеристик познавательной деятельности.

Обобщая все вышесказанное, подчеркнем еще раз, что человеческое мышление - это всегда деятельность субъекта Рассмотренные аспекты мышления как нельзя лучше характеризуют художественно-образное мышление, которое является особым видом познавательной деятельности.


Литература:


1. Леонтьев А.Н. Мышление. Философская энциклопедия. - М., 1964. - Т.З

  1. Рубинштейн С Л. О мышлении и путях его исследования. - М., 1958.

  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.., 1989. - Т. 1.

  3. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. – М., 1959.