velikol.ru
1

БЛОК – МОДУЛЬ

Материаловедение

8 КЛАСС


М-7 ХИМИЧЕСКИЕ ВОЛОКНА, ПОЛУЧЕНИЕ, СВОЙСТВА.

М-8 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА: ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ

ИСКУССТВЕННЫХ И СИНТЕТИЧЕСКИХ ТКАНЕЙ.


Триединая дидактическая цель:

Дать краткие сведения о волокнах химического происхождения, производстве искусственных и синтетических волокон, ассортименте тканей из химических волокон, ознакомить со свойствами тканей из химических волокон.

Развивать общеучебные навыки работы с информационным блоком, контрольными тестами, умения писать конспект.

Развивать аналитическое мышление, умения описывать, характеризовать, сравнивать материалы, делать выводы.

Прививать аккуратность при выполнении и оформлении лабораторно-практической работы; культуру труда, бережное отношение к материалам.

В результате работы над учебными элементами учащиеся должны:

Знать:

- виды химических волокон;

- основные характеристики и свойства искусственных и синтетических волокон и тканей из них;

- правила ухода за тканями из искусственных и синтетических волокон;

Уметь:

- распознавать химические волокна в тканях;

- сравнивать натуральный искусственный и синтетический шёлк;

- составлять коллекцию тканей;

- читать символику по уходу за текстильными изделиями;

- самостоятельно работать по целевому учебному плану.


^ М-8 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА: ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ИСКУССТВЕННЫХ И

СИНТЕТИЧЕСКИХ ВОЛОКОН И ТКАНЕЙ ИЗ НИХ.


Наглядные пособия и оборудование:

  1. тест входного контроля

  2. инструкция по охране труда при выполнении лабораторной работы по материаловедению

  3. образец оформления лабораторной работы, лабораторный бокс

  4. тест выходного контроля

  5. целевой учебный план деятельности учащегося.


На доске девиз урока: “Недостаточно знание, необходимо также применение” И. Гёте


УЭ-0

Цель: подготовка учащихся к работе на занятии

-контроль посещаемости, проверка наличия спецодежды

- обеспечение рабочих мест учебно – методическим комплексом.


УЭ-1

Цель: обозначить тему и цели урока

В результате работы на уроке учащиеся должны

Знать: признаки определения волокон натурального, искусственного и синтетического происхождения.

Уметь: сравнивать и анализировать свойства волокон, определять вид ткани при помощи признака горения волокон, писать конспект, оформлять лабораторную работу.

Учащиеся записывают тему и девиз урока в тетрадь.


УЭ-2

Цель: актуализировать знания учащихся по материаловедению

1. тест входного контроля

2. учитель раздаёт тесты, контролирует самостоятельность выполнения заданий.

3. учащиеся выполняют задания теста (можно пользоваться конспектом), можно обмениваться мнениями в паре, выполняют взаимоконтроль и оценку работ.


УЭ-3

Цель: восприятие, осмысление знаний о свойствах волокон.

1) информационный блок «признаки основных волокон».

2) Слово учителя. В жизни мы должны уметь определять по внешнему виду, из какого волокна изготовлена та или иная ткань, так как от этого зависит уход за изделием, выбор способов обработки. Для этого мы обычно ощупываем ткань, рассматриваем её пластичность, сминаемость и т.д.

Мы уже знаем, что для придания тканям определённых свойств при их изготовлении часто используют волокна различного происхождения. Исходя из этого ткани могут быть: однородные (чисто-) – изготовленные из одного вида волокон; неоднородные (смешанные) – из различных волокон. Например, основа – х/б, уток – лён или шерсть. Такие ткани называют по наиболее ценному виду волокон.

3) работа с информационным блоком, конспектирование таблицы «Признаки основных волокон»

УЭ-4

Цель: обобщить и систематизировать знания о признаках горения тканей.

1. Лабораторная работа «Изучение искусственных и синтетических свойств волокон и тканей из них».

2. Учитель организует работу учащиеся, совершает целевые обходы для проверки организации рабочих мест, контроля за соблюдением безопасных приёмов работы, текущего инструктажа.

3. учащиеся слушают рекомендации учителя, работают с инструкцией по выполнению и оформлению лабораторной работы, выполняют анализ горения образцов предложенных тканей, записывают результаты в тетрадь. Работы сдают на проверку учителю.


УЭ-5

Цель: проверить степень усвоения знаний по разделу материаловедение.

2) тест тематического контроля «Классификация волокон»

3) учитель раздаёт тесты, следит за самостоятельностью выполнения заданий теста (разрешается пользоваться конспектом)

4) выполняют задания теста, осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль.


УЭ-6

Цель: подведение итогов, анализ работы на уроке

-анализ характерных ошибок, пути их исправления.

- заполнение шкалы оценок, самооценка.

-уборка рабочих мест

-ориентирование на домашнее задание.

^ М-8 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА: ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ИСКУССТВЕННЫХ И

СИНТЕТИЧЕСКИХ ВОЛОКОН И ТКАНЕЙ ИЗ НИХ.



УЭ

^ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ С УКАЗАНИЕМ ЗАДАНИЙ

РУКОВОДСТВО ПО УСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

УЭ-О


УЭ-1


УЭ-2


УЭ-3


УЭ-4


УЭ-5



ИДЦ:

знать: признаки определения волокон натурального, искусственного и синтетического происхождения;

уметь: сравнивать и анализировать свойства волокон, определять вид ткани при помощи признака горения волокон, писать конспект, оформлять лабораторную работу.


Цель: вспомнить знания необходимые для изучения новой темы.

1. выслушайте задание учителя, условия выполнения тестового задания.

2. выполните тест входного контроля

3. обменяйтесь тестами, выполните взаимопроверку.


Цель: познакомиться с отличительными признаками текстильных волокон различного происхождения.

1. выслушайте объяснения учителя.

2. прочитайте текст информационного блока «Признаки основных волокон»

3. ответьте на вопросы:

- какими признаками пользуются для определения вида волокна?

- какие признаки дают более полную картину о виде волокна?

4. Работа с текстом информационного блока.


Цель: научиться определять вид ткани при помощи горения волокон.

  1. выслушайте вводный инструктаж учителя по выполнению лабораторной работы.

  2. познакомьтесь с правилами безопасной работы при выполнении лабораторной работы

  3. внимательно рассмотрите предложенные образцы тканей,

  4. выполните действия, описанные в лабораторной работе, с учётом правил безопасности.


Цель: проверить степень усвоения знаний по разделу материаловедение.

  1. выполните задание теста «Классификация волокон»

2. проверьте правильность ответов

3. проверьте правильность выполнения теста соседа по парте.

4. сверьте правильность ответов с контрольным экземпляром.


Цель: подведение итогов урока, его оценка.

1. сравните полученные знания с заданной целью

2. выслушайте анализ допущенных ошибок

3. сделайте общую оценку урока:

- как была достигнута цель урока? (самостоятельно, с помощью одноклассников, с помощью учителя)

- где могут быть использованы полученные знания?

- причины ошибок при выполнении заданий (невнимательность, недостаток знаний, непонятен смысл задания, вопроса)

4. заполните таблицу оценок, если вы набрали

до 27 баллов оценка – 9, до 24 баллов оценка – 8,

до 21 балла оценка 7, до 18 баллов оценка 6,

до 15 баллов требуется дополнительное занятие,

5. уборка рабочих мест


Запишите тему и девиз урока в рабочую тетрадь

Внимательно прочитайте цели урока.


Выполните задание письменно в рабочей тетради. За каждый верный ответ один балл.


Выслушайте рассказ учителя, ответьте на поставленные вопросы устно. Таблицу запишите в тетрадь


Работа в парах. Оформите лабораторную работу в рабочей тетради.

Можно воспользоваться консультацией учителя


Самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка (верный ответ – один балл).


Будьте объективны при самооценке.

Домашнее задание индивидуальное.




Сводная таблица оценок

УЭ-1

УЭ-3

УЭ-4

Сумма баллов

Итоговая оценка



















  • Творческое задание. Решите ребусы

1 2


3


^ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ИСКУССТВЕННЫХ И СИНТЕТИЧЕСКИХ ВОЛОКОН И ТКАНЕЙ ИЗ НИХ.


Материалы и инструменты: образцы тканей под номерами, лабораторный бокс (ёмкость с водой, пинцет, блюдце, спички, ножницы).


^ ХОД РАБОТЫ:

1. Пользуясь информационным блоком «Химические волокна» заполните таблицу

Название в-н

Свойства в-н

вискозные

ацетатные

полиамидные

полиэфирные

ПАН

ПВХ

Прочность



















Сминаемость



















Драпируемость



















Гигроскопичность



















Теплозащитность



















Электризуемость



















Усадка



















Растяжимость



















Осыпаемость



















2. Ознакомьтесь с правилами ТБ при выполнении лабораторной работы:

1. Обеспечить наличие устойчивой ёмкости с водой.

2. Все опыты проводить над лабораторным боксом.

3. Удерживая образец при помощи пинцета, поместить исследуемый образец над емкостью, зажечь спичку над боксом (движением от себя) и поджечь волокна.

4. Спичку погасить в воде.

5. Горящие волокна погасить «дутьем» не поднося к лицу.

6. Анализируя запах, осторожно наклониться над образцом.

7. Исследуя остаток, дождаться его остывания.

3. Поочерёдно берите образцы ткани. Отрезайте от образца часть волокон;

4. Используя пинцет, держите образец над водой, осторожно подожгите его.

5. Соблюдая правила по ТБ провести опыт:

- исследовать цвет пламени,

- интенсивность горения,

- цвет остатка после горения, его плотность.

6. Проанализировать вид обрыва нитей в каждом образце в двух направлениях;

7. Заполнить таблицу отчета:




Наименование волокон


Вид обрыва нити


Запах при горении


Остаток после горения


1














2














3














4














5














6














8. Сделайте выводы: увязать признаки горения образцов тканей с их волокнистым составом.


^ ПОЛИАМИДНЫЕ ВОЛОКНА


Полиамидные волокна получают из продуктов переработки каменного угля и нефти. Наиболее известные товарные зна­ки — капрон, нейлон, стилон, дедерон и другие

Свойства. Полиамидные волокна характери­зуются высокой прочностью, упругостью, высокой износо­стойкостью, имеют гладкую повер­хность. Они не разрушаются микроорганизмами и плесенью, не ра­створяются органическими раство­рителями, стойки к действию ще­лочей любой концентрации. Они не­значительно набухают в воде, а при стирке с них легко удаляются по­верхностные загрязнения, они быс­тро высыхают. Ткани из них почти не мнутся.

Высокая прочность позволяет ис­пользовать полиамидные волокна для изготовления куполов и строп пара­шютов, канатов, веревок, чехлов. Ши­рокое применение они находят при производстве чулочных изделий — тонких и прочных, легко стирающих­ся и быстросохнущих. Благодаря вы­сокой устойчивости к истиранию волокна используют для получения искусственного меха, обивочных и филь­тровальных тканей, ковров, парусов. Мешки из полиамидных волокон, ис­пользуемые в хлебопекарной отрас­ли, легко очищаются и выдерживают в 10 раз больше стирок, чем хлопча­тобумажные.

Но у полиамидных волокон есть и довольно серьезные недостатки: неудовлетворительные гигиенические свойства. Они малогигроскопичны, что является причиной их повышен­ной электризуемости. Они неустойчи­вы к действию света, особенно ультрафиолетовых лучей и легкоплавки.

Полиамидные волокна горят пло­хо, голубоватым пламенем, и одновре­менно плавятся. Если расплавленная масса капрона или нейлона начинает капать, горение прекращается, на кон­це волокна образуется оплавленная масса бурого цвета, сильно обжигаю­щая. Ощущается запах сургуча.

Уход. Стирать изделия из полиамидных волокон можно в машине при темпе­ратуре 40°С в щадящем режиме. Их нельзя отжимать в центрифуге и су­шить в стиральной машине, а лучше повесить для сушки в мокром состо­янии. Полиакрил чувствителен к вы­соким температурам: при 60°С и выше эти ткани «заламываются», и их уже нельзя разгладить. При стирке кап­ронового тюля следует учитывать этот нюанс. Утюжат ткани из полиамида чуть теплым утюгом в режиме «шелк».

Ткани из полиамидных волокон нельзя отбеливать и кипятить. Тюлевые занавески из полиамид­ных волокон перед стиркой нужно хо­рошенько вытряхнуть, затем замочить в холодной воде или чуть теплой воде на несколько часов, в течение кото­рых воду несколько раз поменять. Но нужно помнить, что если синтетичес­кие гардины очень долго пролежат в мокром состоянии или в горячей воде, на них могут образоваться складки, которые не поддаются разглажива­нию. После замачивания занавески опускают на 1 час в раствор моющего средства, предназначенного для стирки изделий из синтетических тка­ней, а затем стирают их с тем же количеством порошка при температуре не выше 40°С. Полощут занавески несколько раз сначала в теплой, за­тем в холодной воде.

Сушить занавески лучше и удоб­нее всего, повесив на карнизы, где они обычно находятся. После высыхания их можно погладить слегка теплым утюгом.

Белое капроновое белье после мно­гократных стирок теряет белизну и становится сероватым. Вернуть ему первоначальную белизну, к сожале­нию, невозможно, лучше решиться на окраску в цвет чайной розы. Для этого берут 1 чайную ложку сухого чая, заливают 2 стаканами воды, кипятят в течение 5 минут, затем тщательно фильтруют раствор, чтобы в нем не осталось частичек заварки, после чего охлаждают. В полученный раствор надо погрузить изделие и выдержать его 30 минут, постоянно переворачи­вая. Затем прополоскать, а в после­днюю воду добавить несколько капель нашатырного спирта. Сильно не от­жимать.


^ ТКАНИ ИЗ ПОЛИЭФИРНЫХ ВОЛОКОН


В общемировом производстве син­тетических волокон полиэфирные за­нимают лидирующее место. Исход­ным сырьем служат продукты переработ­ки нефти. У нас в стране полиэфир­ное волокно носит название лавсан. В чистом виде он использу­ется для изготовления кружев, ворса ковров, искусственного меха. В текстильном производстве штапельный лавсан применяют в смеси с вискоз­ными и натуральными волокнами. Другие торговые названия волокон: терилен — Великобритания, тергаль — Франция, дакрон — США; элана, торлен — Польша, ланон, диолен — Германия; тетерон — Япония, тесил — Чехия и др.

Свойствами поли­эфирных волокон являются легкость, упругость, несминаемость, морозостойкость, стойкость к гниению и плесени, устойчивость к моли. По истираемости полиэфирное волокно лучше целлюлозного, но хуже поли­амидного в 2 —4 раза, поэтому его не используют при изготовлении чулоч­но-носочных изделий. Полиэфирные волокна по термостойкости превос­ходят большинство натуральных и химических волокон; они устойчивы к действию ацетона и других орга­нических растворителей.

Гигроскопичность волокон из полиэфира в 10 раз ниже, чем капрона, поэтому обычно их смешивают с вискозными и натуральными. Светостойкость полиэфирных во­локон очень высока. Положительным моментом является и то, что при дей­ствии света изделия не изменяют свой цвет, как другие волокна. Полиэфи­ры обладают высокими теплозащит­ными свойствами. Недостатками по­лиэфирных волокон являются: сильная электризуемость, жесткость изде­лий, склонность к пиллингу, недоста­точная устойчивость к действию азот­ной и серной кислоты и щелочам. Го­рят полиэфирные волокна желтым коптящим пламенем, образуя на кон­це шарик из черной расплавленной массы.

Уход. Ткани из полиэфирных волокон можно стирать при температуре 40°С в стиральной машине, в щадящем ре­жиме, мягкими моющими средствами. При более высокой температуре на ткани могут образоваться складки - замины, от которых потом почти не­возможно избавиться. Их нельзя от­жимать в центрифуге, лучше всего изделия подвесить во влажном состо­янии). Сохнут поли­эфирные волокна быстро, часто не требуя утюжки. Если изделия требуется прогладить, пользуются теплым утюгом в режиме «шелк» через влажную ткань. Окислители (отбеливатели) даже при высоких температурах на полиэфирные ткани не действуют.

^ ТКАНИ ИЗ ПОЛИАКРИЛОНИТРИЛЬНЫХ ВОЛОКОН (ПАН)


Исходное сырьё - продукты переработки каменного угля, нефти и газа. ПАН в нашей стране име­ют название нитрон, в США — орлон, дайнел, в Великобритании — куртель), в Польше — анилана, а Гер­мании — волотэкслон, дралон, в Японии — кашмилон.

Свойства. По внешнему виду ПАН напоминают натуральную шерсть. По теплозащитным свойствам они даже превосходят ее, но по стойко­сти к истиранию уступают даже хлопку. Нитрон — мягкое и пу­шистое, обладает высокой прочностью, хорошей эластичностью, стойкое к ат­мосферным воздействиям. По сминаемости ПАН - волокна несколько уступают полиэфирным, но превосходят в этом отношении поли­амид. Нитроновое волокно термопластич­но, что позволяет изготовлять из него изделия с долговечной плиссировкой.

Нитрон от­личается устойчивостью к действию кислот даже при нагревании, а также к щелочам. Растворители, применяе­мые для чистки одежды — такие, как бензин, ацетон, дихлорэтан — не влияют на прочность волокна. Нит­рон устойчив к действию плесени, моли. Оно обладает высокой устойчивостью к свету и радиоактивным излучени­ям. Горит нитрон желтым коптящим пламенем со вспышками, образуя на конце твердый шарик.

Основными недостатками ПАН - волокон являются их низкая гигроско­пичность, недостаточная устойчивость к истиранию, плохая окрашиваемость, способность к образованию пиллинга, высокая электризуемость.

Уход за изделиями из полиакрила тот же, что и за изделиями из поли­эфирных волокон, но стирают их при температуре не выше 30°С. Сушка в стиральной машине исключается. Отбеливатели не разрушают полиакрилонитрильные волокна — их мож­но отбеливать любыми средствами.

^ ПОЛИУРЕТАНОВЫЕ ВОЛОКНА


Полиуретан используют для про­изводства спандекса. В других стра­нах полиуретановые волокна извест­ны под названиями лукра (лайкра), вайрин — в США; экспа, неолон — в Японии; спаниель — в Великобрита­нии; ворин — в Италии и т. д.

Волокна спандекса относятся к эла­стомерам, так как обладают сильной растяжимостью. При удлинении это­го волокна в 6 — 8 раз эластичное вос­становление после снятие нагрузки со­ставляет 90%. По растяжимости и эластичности спандекс не уступает резиновым ни­тям, а по устойчивости к истиранию превосходят их в 20 раз. В чистом виде их используют ред­ко; в основном эти волокна добавля­ют к другим, в результате чего ткани становятся эластичными и немнущи­мися.

Нити спандекса обладают легкос­тью, мягкостью, устойчивостью к дей­ствию пота и плесени, хорошо окра­шиваются. Они стойки к хлорсодержащим органическим растворителям, кислотам и щелочам, прекрасно сохра­няют форму, практически не смина­ются. В мокром состоянии волокно не меняет своих свойств. К недостаткам относятся низкая гигроскопичность и теплостойкость, невысокая прочность и светостойкость. Под дей­ствием света волокна желтеют.

Стирают ткани с эластановыми волокнами порошками для тонких тканей. В стиральной машине их су­шить нельзя. Температура стирки и утюжки зависит от того, какие волок­на входят в смесовую ткань.

Остановимся подробнее на таком известном волокне, как лайкра (lycra). На упаковке колготок можно увидеть это обозначение, а также den или dtех. Что обозначают эти буквы? Den или dtех — реальная плот­ность волокна, а цифры возле этих слов обозначают вес в граммах 9 (dehie) или 10 (decitex) километров пряжи. Если лайкры в колготках меньше 8%, то такие колготки не будут плот­но облегать ноги, но больше 35% ее в колготках быть не должно.

^ ПОЛИВИНИЛХЛОРИДНЫЕ (ПВХ) ВОЛОКНА

Исходным сырьем служат недорогие и доступные продукты — этилен и ацетилен, поэтому ПВХ - волокна — одни из самых дешевых синтетичес­ких волокон. Выпускают их в виде непрерывных нитей или штапельных волокон, в нашей стране — под на­званием хлорин; в США — саран, виньон; во Франции — ровиль; в Япо­нии — тевирол и т. д.

ПВХ - волокна обладают высокой химической стойкостью, очень низкой тепло- и электропроводностью; они морозостойки, устойчивы к действию микроорганизмов и плесени, щелочей, спирта и бензина. Негорючесть и не­воспламеняемость ПВХ - волокон оп­ределили их применение: в качестве портьерных, декоративно-отделочных материалов для обивки стен в кино­театрах и других общественных зданиях, обивки сидений и салонов в автомобилях, самолетах, для изготовления детских игрушек... Такие материалы не линяют и не вы­цветают.

Благодаря низкой теплопроводно­сти ПВХ - волокна с успехом приме­няются при изготовлении одеял, раз­личных утеплителей. Широко они ис­пользуются в производстве искусст­венного меха, пальтовых тканей, три­котажных изделий.

Эти волокна негигроскопичны, не набухают в воде, имеют высокую паропроницаемость. Существенный недостаток ПВХ - волокон - их зна­чительная усадка. При температуре 70°С ее величина составляет 18 — 20, а в кипящей воде — 50%. Однако это свойство используют, когда необходи­мо получить ткани повышенной плот­ности: брезента, плащевки и т. д.

Модифицированное ПХВ - волокно называется хлорином. Это матовое и малоупругое синтетическое волокно, отличающееся высокой кислотостойкостью, устойчивостью к действию щелочей и окислителей. Термостой­кость хлорина выше, чем у ПВХ - волокон: он начинает деформировать­ся при 90-100°С. Гигроскопичность хлорина очень низка. Эти волокна способны накапливать высокий электростатический заряд, и это свойство используют для изготовления лечеб­ного белья для людей, страдающих радикулитом и ревматизмом. Хлорин не горит. При внесении в пламя во­локно сжимается, ощущается запах хлора. Его исполь­зуют для производства спецодежды. Добавление хлорина снижает горю­честь текстильных материалов.

Стирают ткани из ПХВ - волокон так же, как из полиэфира. Их нельзя сушить в стиральной машине. Реко­мендуется стирка изделий в теплых растворах моющих средств без кипя­чения. Обработка на паровоздушном манекене, прессе и утюгом не допус­кается.

* Информационный блок (изучается по желанию)


* ПОЛИВИНИЛСПИРТОВЫЕ ВОЛОКНА

Поливинилспиртовые (ПВС) во­локна вырабатываются из поливини­лового спирта. Выпускают их во мно­гих странах под следующими торго­выми названиями: винол — в России; винилон, куралон — в Японии, виналон — в Китае и др.

Поливинилспиртовые волокна об­ладают высокой прочностью, устойчи­востью к истиранию и изгибу. Они стойки к действию микроорганизмов, пота, кислот, щелочей, окислителей в умеренных концентрациях. Ткани из этих волокон обладают хорошим влагопоглощением, не электризуются. Винол, например, по гигроскопичнос­ти приближается к хлопку, а по стой­кости к истиранию в два раза его пре­восходит; он имеет высокую устой­чивость к действию света и атмосфер­ных осадков.

Высокая гигиеничность волокон, устойчивость к различным реаген­там позволяет применять их вмес­то хлопка, шерсти и льна при изго­товлении спецодежды.

В некоторых случаях ПВС - волокна заменяют шерсть при получении фетра и валяльно-войлочных изде­лий. Эти волокна используют для из­готовления гардинных тканей, брезен­та, парусины и тканей для производ­ства туристского снаряжения.

ПВС - волокна могут быть водора­створимыми. Они применяются в качестве вспомогательных компонентов (удаляемых) в смеси с другими во­локнами при получении пористых, ажурных изделий, тонких тканей, ги­пюра.

Гипюр из ПВС - волокна дешевле подобной ткани из натурального шел­ка в 15 — 20 раз. Недостатком винола является в мокром состоянии потеря прочности на 15 — 25%.

* ПОЛИОЛЕФИНОВЫЕ ВОЛОКНА

Это самые легкие синтетические волокна. К полиолефиновым относят­ся полиэтиленовое и полипропилено­вое волокна. Исходным сырьем для производства этих волокон служат продукты переработки нефти — про­пилен и этилен.

Полиолефиновые волокна негиг­роскопичны и легкоплавки: полиэти­леновые плавятся при температуре 130°С, а полипропиленовые — при 170°С. Волокна обладают высокой прочностью, устойчивы к действию микроорганизмов, моли, плесени и моющих средств. Полиэтиленовые волокна прочнее полипропиленовых и менее растяжимы.

Полиолефиновые волокна облада­ют достаточно высокой химической стойкостью, они устойчивы к действию кислот, щелочей и окислителей. Ткани из полиолефиновых волокон при­меняют для производства спецодеж­ды для работающих с кислотами. Из этих волокон также изготовляют оби­вочные ткани, занавеси, тенты.

Из полипропиленового волокна производят драпировочные, плаще­вые, курточные ткани, искусствен­ный мех, трикотаж, гардинное по­лотно, ткань для зонтов. Приме­няют эти волокна для изготовле­ния каркаса и ворса ковров, он зна­чительно прочнее натурального и дольше сохраняет хороший внешний вид.

Изделия из полиолефиновых воло­кон рекомендуется чистить водными растворами моющих средств.

^ Наиболее известные ткани из ис­кусственных волокон приводятся ниже.

Вискозный креп-жоржет — полу­прозрачная ткань полотняного пере­плетения из вискозных волокон: же­сткая, упругая, сыпучая. Из него шьют платья, блузки.

^ Вискозный поплин — легкая ткань из вискозных волокон с поперечны­ми рубчиками. Идет на изготовление блузок и мужских сорочек.

Вискозная тафта — тонкая плот­ная глянцевидная ткань из вискозно­го волокна с мелкими поперечными рубчиками или узорами. Применяет­ся для платьев, сорочек, блузок, юбок.

^ Креп-марокен — шелковая вискоз­ная ткань. Применяется для шитья блузок и легких платьев.

Креп-сатин — тяжелая ткань из вискозного шелка атласного перепле­тения. Идет на изготовление блузок, платьев, летних костюмов.

^ Креп-твид — тяжелая ткань сар­жевого переплетения из вискозных и ацетатных волокон. Применяется для пошива платьев, костюмов, плащей.

Креп-твил — мягкая ткань сарже­вого переплетения из искусственных нитей. Вырабатывается набивной и гладкокрашеной. Из нее шьют пла­тья, костюмы.

^ ТЕСТ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

«Классификация волокон»


  1. Натуральный шелк относится к группе волокон:

а) целлюлозные;

б) минеральные;

в) белковые.

2. Волокна, получаемые на заводах называются:

а) минеральные;

б) натуральные;

в) химические.

^ 3. Ткань из химических волокон:

а) ацетат;

б) капрон;

в) вискоза.

4. Исходным сырьем для производства вискозного волокна служит:

а) хлопковая целлюлоза;

б) древесная целлюлоза;

в) триацетат.

^ 5. К искусственным волокнам не относится:

а) вискоза;

б) асбест;

в) ацетат.

6. Наибольший блеск имеет волокно:

а) шерсть;

б) хлопок;

в) вискозные.

7. Натуральный шёлк получают:

а) из отходов хлопчатника;

б) из коконов тутового шелкопряда;

в) из газа и угля.

^ 8. Из каких волокон (нитей) производят ацетатный шёлк:

а) натуральных;

б) искусственных;

в) синтетических.

9. Самую высокую прочность имеет волокно:

а) натуральный шёлк;

б) лён;

в) нейлон.

10. Синтетические волокна имеют длину:

а) 30-70см;

б) бесконечна;

в) 70-100м.


^ ТЕСТ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

«Химические волокон»


  1. Установите соответствие между волокнами и их происхождением:



А. натуральные; Б. искусственные; В. синтетические.


1. хлопок;

2. капрон;

3. шёлк;

4. джут;

5. нитрон;

6. вискоза;

7. лён;

8. акрил;

9. ацетат;

10. полиамид;

11. лавсан;

12. шерсть.

  1. Синтетические волокна имеют длину:

А) 30-70см; б) 70-100м; в) бесконечна; г) 100-400м.

  1. Самую высокую прочность имеет волокно:

А) натуральный шёлк; б) лён; в) нейлон; г) хлопок; д) шерсть.

  1. Наибольший блеск имеет волокно:

а) шерсть; б) хлопок; в) шёлк; г) вискозные.

  1. Установите соответствие между волокнами и признаками горения:



1. нейлон;

2. ацетат;

3. шерсть;

4. вискоза;

5. хлопок.


А. Легко поджигается, горит желтым пламенем, образует светло-серый пепел. Запах жженой бумаги.

Б. Горит плохо, в пламени волокно спекается с образованием хрупкого шарика, при вынесении из пламени горение прекращается. Запах паленого волоса, жженого пера.

В. Полностью сгорает, пе­пел рассыпается, обра­зуется светло-серая зола. Запах жженой бумаги.

Г. Горит быстро с образованием на конце оплавленного шарика бурого цвета, при вынесении из пламени затухает. Запах уксуса.

Д. Загорается с трудом, горит голубоватым пламенем. После извлечения из огня горение прекращается, на конце образуется бу­рый шарик, сильно обжигающий. Запах сургуча.

  1. Исходным сырьём для производства вискозного волокна является:


а) хлопковая целлюлоза; б) древесная целлюлоза;

в) ацетат; г) отходы угля и газа.

  1. Какие синтетические волокна считаются заменителями шерсти:а) нейлон; б) капрон; в) нитрон; г) винол.

  2. Получение прядиль­ного раствора, формо­вание волокна, отделка волокна – это этапы производства:

а) растительных волокон; в) синтетических волокон;

б) искусственных волокон; г) волокон животного происхождения.

9. Синтетические волокна отличаются от натуральных:

а) высокой устойчивостью к истиранию;

б) низкой электризуемостью;

в) неустойчивостью к высоким температурам.

10. Невысокие гигиенические свойства имеют ткани из ...