velikol.ru
1


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гляденская средняя общеобразовательная школа»

п. Глядень Назаровского раона Красноярского края

662220 Красноярский край, Назаровский район, п. Глядень, ул. Новая , д.№ 28

тел - факс: 8(39155) 94-1-41


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Председатель профкома Директор школы

______________ Т.Н.Волкова __________________ С.П. Верц

« _____» ______________2010 г. «______» ________________2010 г.


ИНСТРУКЦИЯ № ____


по охране труда и ТБ для заведующего

кабинетом биологии, учителя биологии


2010 г.


  1. ^ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА


1.1. Заведующий кабинетом биологии, учитель биологии (далее «учитель») допускается к работе после прохождения медицинского освидетельствования, прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктаж по охране труда (ОТ), освоивший безопасные приёмы и методы ведения работ.

1.2. Вводный инструктаж по охране труда проводится с каждым вновь поступающим в учреждении.

1.3. Первичный инструктаж по охране труда проводится со всеми работниками, перед началом работы. Повторный инструктаж проводится не реже 1 раза в 6 месяцев.

1.4. Внеплановый инструктаж проводится:

- при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда;

- при изменении модернизации оборудования, приспособлений, инструмента;

- при нарушении работником требований охраны труда, которые могут или привели к травме, аварии, пожару;

- при перерыве в работе 60 календарных дней и более.

1.5. Целевой инструктаж по охране труда проводится при выполнении разовых работ не связанных с выполнением функциональных обязанностей.

1.6. Работники, поступающие в учреждение или переводимые внутри учреждения обязаны пройти проверку знаний правил, норм, и инструкций по охране труда не позднее одного месяца со дня вступления в должность.

1.7. В процессе трудовой деятельности работник проходит периодические медосмотры.

1.8. Работник должен соблюдать правила внутреннего трудового распорядка:

1.8.1. На территории учреждения запрещается распивать спиртные напитки и принимать наркотические вещества, находиться в нетрезвом или наркотическом состоянии. Курить и принимать пищу, можно только в специально отведенных для этих целей местах.

1.8.2. Соблюдать нормы правила и инструкции по охране труда.

1.8.3. Правильно применять индивидуальные и коллективные средства защиты.

1.9. Соблюдать требования производственной санитарии.

1.9.1. Содержать свое рабочее место, эл.приборы, оргтехнику в чистоте и исправном состоянии.

1.9.2. Соблюдать чистоту в учреждении и на территории, не загромождать проходов и проездов.

1.10. Учитель должен соблюдать режим труда и отдыха, выполнять только работу, предусмотренную должностными обязанностями и порученную администрацией, при условии, что безопасные способы выполнения данной работы хорошо ему известны.

1.11. Учитель обязан знать и соблюдать требования Правил по технике безопасности при изучении биологии в общеобразовательной школе, правил пожарной безопасности, меры безопасности при работе с техническими средствами обучения (ТСО), а также требования настоящей инструкции и несёт ответственность за нарушение данных требований в соответствии с законодательством.

1.11.1 Своевременно проходить инструктаж по противопожарной безопасности и электробезопасности.

1.11.2. Знать план эвакуации и правила поведения при пожаре и обнаружении признаков горения.

1.11.3. Знать места расположения первичных средств пожаротушения и уметь пользоваться ими.

1.12. Учитель должен приостановить проведение работы и занятий в условиях, связанных с опасностью для жизни и здоровья учителя и школьников и сообщить об этом руководителю учреждения.

1.13. При обнаружении неисправности используемого оборудования, водопровода, электросети сообщить администрации. Не пытаться самостоятельно устранить неисправность.

1.14. Учитель обязан проводить инструктаж школьников по технике безопасности в начале учебного года, а затем перед проведением практических занятий по каждой новой теме, перед проведением практических занятий по каждой новой теме, перед выполнением новых видов работ (в уголке живой природы, на учебно-опытном участке и т.д.), перед экскурсиями по биологии и в дальнейшем повторять инструктаж не реже одного раза в шесть месяцев.

1.15. Учитель должен следить за наличием аптечки для оказания первой помощи при несчастных случаях в кабинете биологии, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы, во время экскурсий и уметь оказать доврачебную помощь пострадавшему.

1.16. Учитель должен соблюдать все меры предосторожности, необходимые для предотвращения несчастных случаев.

1.17. Опасные и вредные факторы в работе:

- поражение глаз и кожи вследствие термических и химических ожогов;

- отравление веществами;

- повреждения вследствие механических воздействий;

- повреждения вследствие контакта с животными.


^ 2.СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ


2.1. Требования охраны труда перед началом работы:

2.1.1. Перед работой в кабинете (лаборантской) биологии проверить исправность используемых ТСО, электроприборов, убедиться в отсутствии воздействия электрического тока при прикосновении к корпусу и другим частям электрооборудования, проверить наличие и исправность средств пожаротушения перед выполнением пожароопасных работ, подготовить необходимые приспособления, инструменты на рабочих местах.

2.1.2. Перед работой на школьном учебно-опытном участке, уголке живой приборы проверить наличие у учащихся халатов или фартуков, перчаток или рукавиц (рабочей одежды, обуви), убедиться в наличии и исправности необходимого рабочего инвентаря.

2.1.3. При подготовке экскурсии по биологии:

- обследовать участок, куда выведены дети и выбрать безопасные места;

- согласовать с администрацией цель, задачи, место и время проведения экскурсии, количество школьников (не более одного класса), маршрут следования, меры безопасности, помощников учителя;

- перед экскурсией проверить наличие школьников по списку и выяснить их самочувствие, убедиться в соответствии их одежды и обуви условиям проведения экскурсии, проверить наличие питьевой воды;

- подготовить необходимые для работы приспособления, принадлежности и убедиться в их исправности.

2.1.4. Проверить комплектность аптечки (при необходимости принять меры к её укомплектованию) для планируемых видов работ (практических занятий в кабинете, экскурсии и т.д.).

2.1.5. Провести инструктаж школьников по технике безопасности при планируемом виде работ (проверить по журналу прохождение школьниками инструктажа). Учащиеся не прошедшие инструктаж и имеющие неудовлетворительное состояние здоровья, к практическим занятиям, участие в экскурсиях не допускаются.

2.2. Требования охраны труда во время работы:

2.2.1. Запрещается без разрешения администрации проводить мероприятия, занятия, не предусмотренные программами, планами проведения учебно-воспитательного процесса.

2.2.2. Во время занятий, мероприятий со школьниками не отвлекаться, во избежание несчастных случаев не оставлять учащихся одних в кабинете и лаборантской, а также в течение всего времени работы на учебно-опытном участке и в других местах под руководством учителя.

2.2.3. Запрещается уходить из кабинета во время проведения опытов, оставлять без внимания включённые нагревательные приборы, установки.

2.2.4. Соблюдать правила хранения химических веществ:

- вещества хранить в лаборантской кабинета в запёртых шкафах со сплошными (без стёкол) дверками, плотно закрытой таре с этикетками, либо в лаборантской кабинета химии;

- располагать вещества на полках в строго определённом порядке согласно химической совместимости и не менять их относительного расположения: растворы кислот и щелочей должны храниться на отдельных полках, перманганат калия нельзя хранить в непосредственной близости с крахмалом, углём, формалином и т.д. Сосуды с легковоспламеняющими жидкостями следует хранить не ближе двух метров от нагревательных устройств.

- не таре огнеопасных, ядовитых веществ должны быть дополнительные этикетки с соответствующими надписями;

- в кабинете (лаборантской) запрещается хранить концентрированные кислоты и щелочи в сухом виде;

- запрещается хранить в кабинете (лаборантской), уголке живой природы и использовать в работе гербициды и инсектициды, поскольку они ядовиты.

2.2.5. Стеклянную посуду, колющие и режущие инструменты хранить в запёртых шкафах с глухими дверками, спиртовки – в металлических ящиках.

2.2.6. Запрещается иметь в кабинете и использовать электрические нагревательные приборы с открытой спиралью.

2.2.7. Соблюдать меры безопасности при подготовке и демонстрации эксперимент:

- С химическими веществами работать в халате, защищать руки от агрессивных и токсических веществ резиновыми перчатками;

- набирать твёрдые сыпучие вещества только с помощью неметаллических ложечек, шпателей; растворы наливать так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась наверху, при пользовании пипеткой не засасывать жидкость ртом; при разведении растворов кислоту наливать в воду, а не наоборот;

- при проведении опытов с нагреванием запрещается зажигать одну спиртовку от другой, гасить спиртовки следует только колпачком, оберегать волосы и одежду от воспламенения. Пробирки перед нагреванием наполнять не более, чем на треть, для удерживания пробирок пользоваться только штативами или специальными ручными зажимами; во избежание ожогов при выплескивании жидкостей не наклоняться над сосудом не направлять отверстие их в сторону себя или окружающих. Не держать огнеопасные жидкости вблизи открытого огня и сильно нагретых предметов, кипячение горючих жидкостей разрешается только на водяной бане, а не на открытом огне;

- при работе с колющими и режущими инструментами избегать резких и неточных движений, не держать пальцы вблизи режущих поверхностей, не направлять острые части на себя и окружающих;

- при работе со стеклянным оборудованием не пользоваться посудой с трещинами, во избежание ранения пальцев не применять повышенные усилия при её мытье, закреплении, удерживании; при мытье посуды ершами направлять дно посуды от себя или вниз, осколки разбитой посуды собирать в совок с помощью щётки;

- при работе на электроустановках избегать одновременного прикосновения к корпусу, проводам и конструкциям, связанными с землёй; устройствам отопления, водоснабжения и т.п., не работать при снятых, открытых ограждениях токоведущих частей, не производить ремонтные работы электроустановок, включённых в сеть.

2.2.8. Запрещается содержание диких хищников, хищных птиц и ядовитых животных:

- организовать постоянный ветеринарный надзор за животными, при признаках болезни исключить доступ детей к животным и немедленно вызвать ветеринара;

- при уходе за растениями, животными надевать халат и перчатки, при работе с удобрениями использовать неметаллические ложечки, совки для их набирания;

- отлов и пересадку птиц, кроликов и других животных производить в рукавицах и защитных очках.

2.2.9. Соблюдать меры безопасности при работе в проведении занятий на учебно-опытном участке:

- работы выполнять в халате и перчатках (рукавицах);

- удобрения хранить в специальной таре с чёткими надписями;

- не привлекать школьников к работе с ядохимикатами, гербицидами, инсектицидами, к переноске тяжестей сверх установленных норм;

- не допускать учащихся к выполнению операций по очистке и обработке почвы без сельхозорудий: лопат, грабель, рыхлителей и т.п., соблюдать санитарно-гигиенические требования к режиму работы школьников;

- размеры сельхозорудий для учащихся должны соответствовать возрасту и росту детей, в лейки следует наливать не более четырёх литров воды;

- при работе с секатором следует держаться левой рукой за верхнюю часть побега, правой – производить срезку, нельзя держать вырезанный побег непосредственно у линии среза. В перерывах секатор должен быть закрыт и уложен в сумку;

- нельзя производить работы по срезке веток, обрезке влажных деревьев, кустарников. Работы на высоте следует производить с лестницы-стремянки, надёжно скреплённой крюками и снабжённой противоскользящими металлическими башмаками; при работе не следует стоять на двух верхних ступенях, использовать в качестве опоры ветви, запрещается работать, стоя на ящиках, бочках и других случайных подставках.

2.2.10. Во время проведения экскурсий по биологии:

- необходимо следить, чтобы не нарушались правила перевозки людей, перевозку школьников осуществлять только не рейсовых или специально оборудованных для перевозки людей видах транспорта, использование прочих видов транспорта категорически запрещается;

- движение детей пешком в населённых пунктах и на дорогах организовать в соответствии с правилами дорожного движения;

- постоянно проверять наличие школьников, не допускать разделения группы, самовольных отлучек, отставания детей от группы, самостоятельного возвращения детей с экскурсии.

- запрещается купание школьников в необорудованных местах, подъём на высоту (деревья, скалы и т.п.), хождение босиком, движение детей по местам, опасным для жизни (броды, крутые склоны, осыпи, обвалы, железнодорожные пути и т.д.);

- запрещается использовать ядовитые вещества для замаривания насекомых: хлороформ, серный эфир;

- при изучении флоры и фауны водоёмов, сбор материала разрешается только с надёжного берега у мелкого места с помощью сачков на длинных палках;

- проверить наличие детей перед отравлением в обратный путь и сопроводить их в место, согласованное с администрацией.

2.2.11. Учитель обязан контролировать соблюдение учащимися требований безопасности, инструкций по технике безопасности в течение всего времени проведения учебно-воспитательного процесса, следить за их самочувствием при значительных физических нагрузках.

2.2.12. При получении травм прекратить работу. Сообщить администрации и обратиться за медицинской помощью. При несчастных случаях со школьниками принять меры по оказанию первой помощи пострадавшему и немедленно сообщить администрации школы.


^ 3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ


3.1. При разливе легковоспламеняющихся жидкости и её воспламенении эвакуировать учащихся из кабинета, сообщить о пожаре администрации и в пожарную часть по тел. 01, приступить к тушению загорания с помощью первичных средств пожаротушения.

3.2. В случае, если разбилась лабораторная посуда, или приборы из стекла, не собирать их осколки руками, а использовать щетку и совок.

3.3. При получении травмы сообщить об этом администрации, при необходимости отправить пострадавшего в лечебное учреждение.


4. ^ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ


4.1. После экспериментальных работ в кабинете выключить электроприборы, погасить и убрать в металлические ящики спиртовки, проверить, все ли склянки с химическими веществами убраны в шкафы, запереть в шкафы. Все инструменты и приспособления вымыть и убрать в отведённое место. Привести в порядок рабочее место и вымыть руки с мылом.

4.2. Проверить выключены ли технические средства обучения, закрыть краны водоснабжения, форточки, выключить освещение, запереть помещения кабинета и лаборантской.

4.3. В уголке живой природы проверить отсутствие внешних признаков болезни у животных, убедиться, что все клетки надёжно заперты.

4.4. После работы на учебно-опытном участке организовать уборку рабочего инвентаря, удобрений в отведённое место, убедиться в отс4утствии условий для возникновения пожара, выяснить наличие микротравм у школьников. Снять рабочую одежду, обувь, вымыть руки с мылом.


Инженер по охране труда и ТБ А.А. Ставер