velikol.ru
1


Информационно-познавательный проект

«Хочу все знать о летних видах спорта»


Вид проекта:

  • по направленности – информационно-познавательный;

  • по количеству участников – коллективный;

  • по контингенту участников – дети 3-7 лет;

  • по продолжительности – долгосрочный (3 месяца).


Цель: Развитие у детей интереса к летним видам спорта.


Задачи:

  1. Сформировать у детей представления о летних видах спорта;

  2. Обогащать знания об основных элементах техники спортивных игр и спортивных упражнений, правилах спортивных состязаний, видах спортивного инвентаря, одежды и обуви;

  3. Развивать познавательные интересы;

  4. Воспитывать любовь к спорту, желание заниматься летними видами спорта.



^ ЭТАПЫ ПРОЕКТА


  • 1-й этап – целеполагание (совместно с детьми).

На этом этапе необходимо обозначить проблему: что мы знаем о летних видах спорта? Что хотели бы узнать?


  • 2-й этап – планирование.

Необходимо ответить на вопросы: как, из каких источников мы можем получить информацию о летних видах спорта? Где мы будем использовать полученные знания?


^ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ


  • Беседы о летних видах спорта;

  • Знакомство со спортивным оборудованием и инвентарем, необходимым для занятий летними видами спортивных игр и спортивных упражнений;

  • Чтение книг;

  • Беседы по прочитанным книгам;

  • Рассматривание иллюстраций в детских книгах о спорте, а также во «взрослой» периодике, на открытках;

  • Рисование сюжетов из книг о спорте;

  • Отгадывание загадок на тему;

  • Раскраски на тему;

  • Заучивание стихов на тему;

  • Просмотр мультфильмов: «Как казаки в футбол играли», «Метеор» на ринге», «Футбольные звезды», «Кто получит приз?», «Кто первый?», «Как утенок музыкант стал футболистом», «Укрощение велосипеда»;

  • Отгадывание и составление кроссвордов и ребусов на тему;

  • Дидактические игры: «Спортивное домино», «Спортивное лото», «Одень спортсмена», «Парные картинки», пазлы, разрезные картинки, игры с фишками, игры-путешествия, лабиринты;

  • Составление и презентация детьми спортивной газеты (сказки. Рассказы, стихи, рисунки, фотографии и т.п.).


3-й этап – сбор и анализ информации.

В разнообразных видах деятельности происходит накопление и обогащение знаний детей.


  1. Создание игровых обучающих ситуаций разного типа (Приложение № 1)




  1. Использование логических цепочек (Приложение № 2)




  1. Рассказы на темы: «Футбол», «Баскетбол», «Теннис», «Плавание», «Катание на роликовых коньках», «Из истории возникновения велосипеда» (Приложение № 3)




  1. Беседы по вопросам (Приложение № 4)




  1. Организация и проведение дидактических игр (Приложение № 5)




  1. Игры-путешествия (Приложение № 6)


4-й этап – осуществление проекта.

Воспитатель предлагает детям выпустить спортивную газету, которую затем смогут прочитать их родители. Создавать газету будут все дети группы вместе с воспитателем.

В процессе совместной или самостоятельной деятельности дети могут рисовать на тему «Летние виды спорта», сочинять стихи, придумывать рассказы, загадки, кроссворды, ребусы, отбирать для газетного номера фотографии с физкультурных досугов, праздников и других мероприятий, в которых они участвовали. Затем придумывают подзаголовки для рисунков и фотографий и по возможности самостоятельно их подписывают. Придуманные детьми рассказы воспитатель записывает, в конце обязательно указывает, кто является автором.

Педагог должен постараться каждому ребенку найти пусть и небольшое, но полезное дело при создании спортивной газеты (например, приклеивать иллюстрации, оформлять заголовки, тонировать листы бумаги и т.п.).


5-й этап – презентация результата.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает получившуюся спортивную газету, обращает внимание на ее оформление, рубрикацию, читает все заметки вслух. Благодарит детей за работу. Газета вывешивается на видном месте для родителей.


6-й этап – подведение итогов.

Создание слайд-шоу «Работа над проектом"


Приложение № 1

«Такие разные виды спорта»

Раздается стук в дверь группы

Воспитатель. Дети, к нам пришел Незнайка и принес с собой множество фотографий с изображением разных видов спорта, но он чем-то расстроен. Оказывается, Незнайка не разбирается в видах спорта. Давайте поможем ему в этом разобраться. У Незнайки так много фотографий, попробуем разбить их на группы. Сначала выберем все фотографии с изображениями видов спорта, в которых используется мяч. Ребята, назовите виды спорта, в которых используется мяч.

^ Дети. Гандбол, волейбол, баскетбол, футбол, теннис, пионербол.

Воспитатель. Молодцы! Как вы думаете, этими видами спорта в какое время года можно заниматься?

^ Дети. В теплое время года.

Воспитатель. Да, это летние виды спорта. Выберите еще фотографии с изображением видов спорта, которые можно отнести к летним видам, и назовите их.

^ Дети. Это плавание, велосипедный спорт, теннис.

Воспитатель. Назовите виды спорта, которыми занимаются зимой.

Дети. Хоккей, лыжный спорт, конькобежный спорт, санный спорт, фигурное катание.

Воспитатель. Правильно! А теперь выберите фотографии с зимними видами спорта. Какие виды спорта обычно проводятся на снегу, а какие – на льду? (ответы детей).

Воспитатель. Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. Мы с вами видим, что существует большое количество видов спорта. Вы разделили все виды на летние и зимние.


Приложение № 2

«Назови «лишний» вид спорта»

Детям последовательно демонстрируются картинки с изображением видов спорта и спортивного инвентаря:

Первый ряд – баскетбол. Футбол, бадминтон, хоккей (зимний вид спорта).

Второй ряд – биатлон, конькобежный спорт, фигурное катание, плавание (летний вид спорта).

Третий ряд – лыжи, санки, коньки, велосипед (инвентарь для летнего вида спорта).

Четвертый ряд – велосипед, самокат, роликовые коньки, фигурные коньки (инвентарь для зимнего вида спорта).

Задание

  • Внимательно посмотреть на картинки с изображением разных видов спорта и определить, какая из картинок лишняя и почему.

  • Внимательно посмотреть на картинки с изображением спортивного инвентаря и определить, какая из картинок и почему.


Приложение № 3

История развития плавания, стили плавания

Плавание – вид спорта очень красивый и увлекательный. К тому же это очень полезный и одновременно приятный вид спорта, так как укрепляет все группы мышц, а также способствует расслаблению организма и вероятность получения травмы здесь достаточно мала.

История развития плавания имеет очень давние корни. В древности культ воды был у всех народов. Люди почитали богов, которые повелевали водами (Посейдон, Нептун).

Наиболее ранние изображения, на которых показаны люди плывущие способами, похожими на брасс и кроль, относятся к IV – II вв. до н.э. Очень ценилось искусство плавания. Каждый год в Гермионе в честь праздника, посвященному богу морей, а с 1300 г. на Играх, устраиваемых на Истме у святилища Посейдона раз в два года, всегда проводились соревнования по плаванью.

Историк Геродот описал подвиг греческого ныряльщика Сциллиса, который потопил в 478 г. до н. э. Персидский флот. В бурю он подплыл к вражеским кораблям и перерезал держащие их якорные канаты из-за чего они разбились о скалы. Возвращаясь, герой плыл 5 км. и часто нырял, чтобы не быть замеченным персами. В честь подвига Сциллиса, его соотечественники поставили ему статую в Дельфах. Умение хорошо плавать очень почиталось и во времена Римской империи. Римские войска имели на кораблях специально подготовленные отряды, в задачу которых входили ремонт подводной части судов и морская разведка.

В средние века рыцарь на своем посвящении, должен был продемонстрировать своё умение плавать в броне. Первая любительская школа плаванья была основана в 1785 г. в Париже. В России подобное заведение впервые появилось в 1825 г. в Петербурге.


История развития плавания, как вида спорта

Первые соревнования международного уровня по плаванию состоялись в 1889 г. в столице Румынии городе Будапешт. Плавание дебютировало на Олимпиадах современности уже на первой из них в 1896 г. в Афинах.

В 1908 г. была создана Международная федерация любительского плавания (ФИНА). Данный вид спорта постоянно развивался, появлялись новые скоростные стили плавания.

В 1887 г. на первых официальных соревнованиях Великобритании пловцы пользовались только брассом на боку без выноса рук из воды – самым старым способом. Первые рекорды на длинных и коротких дистанциях поставлены именно брасом. Данный способ был ещё описан в 1538 г. датчанином Н. Бинманом. Вероятно, этот стиль плаванья в своё время переняли у лягушки. Долгое время этот вид так и называли – плавание «по-лягушачи». В XIX в. этот способ получил название брасс.

На Олимпиаде 1928 г. в Амстердаме победу одержал кубинец И. Индельфонсо. Он показал самый высокий результат, благодаря гребкам руками до бёдер. В 1954 г. советский пловец М. Петрусевич установил мировой рекорд, проплыв часть дистанции под водой. Таким образом возник ныряющий брасс с гребком руками до бёдер – скоростной вариант классического. В 1957 г. из-за изменений в правилах он был запрещён.

В середине 30-х г. ХХ в. появился новый стиль плавания – баттерфляй, названный так из-за сходства с движениями крыльев бабочки. На официальных соревнованиях впервые этим способом проплыл американец Джимми Хиггинс в 1935 г. и установил мировой рекорд на дистанции 100 м, показав время 1 мин 10,8 с. В том же году его рекорд побил советский матрос Семён Бойченко, проплыв ту же дистанцию за 1 мин и 8 с.

На Олимпиаде 1948 г. спортсмен, плывший брассом в финальных соревнованиях, показал самый худший результат. После чего ФИНА разделила соревнования по брассу и баттерфляю.

В те же годы утвердился скоростной баттерфляй – дельфин: вместо движений ног в технике брассом спортсмен стал выполнять волнообразные движения всем телом, включая ноги. Впервые этот способ, который отличался необычайно высокой скоростью, показал американец Д. Зиг в 1935 г. В 1953 г. при помощи этого способа мировой рекорд поставил венгр Дьёрде Тумпек. С тех пор спортсмены стали использовать только скоростную разновидность баттерфляя.


Стиль кроль

В конце ХIХ в. появился самый быстрый стиль плавания - кроль. В нём сочетаются укороченные гребки руками и поперечные энергичные движения ног с небольшим сгибанием и разгибанием их в колене. Такой вид австралийцы заимствовали у соседей с ближайших архипелагов. Первым продемонстрировал кроль на соревнованиях А. Викхем, родом с Соломоновых островов. Викхем уже в 1898 г. плавал почти современным кролем, но из-за того что к концу дистанции он выбивался из сил его способ тогда не пользовался большой популярностью. В дальнейшем стиль плавания кроль совершенствовался. Вскоре неоспоримые преимущества кроля доказал великий американский пловец, рекордсмен мира и пятикратный олимпийский чемпион Джонни Вейсмюллер в 1922 – 1940 гг. Его результат на дистанции 100 м. (57,4 с) оставался непревзойдённым 10 лет. С 1924 по 1934 гг.


Соревнования по плаванию

Четыре основных стиля плавания, фигурирующие на соревнованиях это кроль на спине, кроль на груди, баттерфляй (дельфин) и брасс. На официальных соревнованиях кролем на груди (вольный стиль) и мужчины, и женщины выступают на дистанциях 50, 100, 200, 400, 800 и 1500 м., на спине плывут на 100 и 200 м. Брассом и баттерфляем плывут на дистанциях 100 и 200 м.

Плаванье – второй после лёгкой атлетики вид спорта по представительству в олимпийской программе, по числу разыгрываемых медалей.


Приложение № 4

- С какими стилями плавания мы познакомились?

- Как называют спортсмена, который занимается плаванием?

- Как называется место, где тренируются пловцы?

- В чем нужно плавать и почему?

- Чем полезно плавание?

Воспитатель. Ребята, вы многое запомнили о плавании. Я надеюсь, что когда-нибудь вы все научитесь плавать и в будущем станете хорошими пловцами.


Приложение № 5

«Спортивное лото»

Для игры понадобится 10 больших карт и 60 маленьких карточек. Вверху каждой большой карты – сюжетная картинка с изображением летнего вида спорта, внизу – шесть пустых клеток. На маленьких карточках содержатся изображения, отражающие сюжет больших карт. В набор также может входить несколько маленьких карточек, не связанных с сюжетом больших карт. Играть могут от 2 до 10 человек.

Ведущий перед началом игры знакомит детей с изображениями на маленьких карточках, затем отбирает большие карты и маленькие карточки к ним по количеству играющих. Большие карты он раздает детям, а маленькие карточки складывает в коробку. Вынимая из коробки по одной карточке, ведущий показывает ее детям и спрашивает, у кого есть на карте изображенный предмет. Например: У кого футбольный мяч?» Играющий, у которого есть на карте изображение футбольного мяча, должен ответить: «У меня есть футбольный мяч». Если ответ правильный, ведущий отдает играющему маленькую карточку, и тот закрывает ею одну из пустых клеток на своей карте.

Если играющий не попросил нужную ему карточку, ее кладут в коробку.

В игре могут выпадать «лишние» карточки, которые не связаны с сюжетом больших карт. Дети должны увидеть их и не использовать при заполнении своих карт.

Игра заканчивается, когда один из играющих закроет маленькими карточками все пустые клетки на своей карте. Он и считается выигравшим.

По окончании игры можно провести беседу о спорте по содержанию одной из сюжетных картинок, а также предложить детям найти маленькие предметные картинки с изображением спортсменов и составить описательный рассказ о них.
























«Спортивное домино»

В игру входит 28 карточек прямоугольной формы, разделенных на 2 части. На каждой из них изображен спортивный инвентарь к летним видам спорта.

Все карточки выкладывают в центр стола рисунками вниз – это «базар». Каждый игрок набирает определенное количество карточек (4-6), о чем договариваются до начала игры.

Первым делает ход тот, у кого есть карточка-дуплет. Следующий игрок находит у себя карточку с таким же рисунком и кладет ее к первой, чтобы изображение точно соответствовало тому же изображению другой карточки. Если нет нужной, игрок добирает ее, пользуясь «базаром». Если «базар» пуст – пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки.


Приложение № 6