velikol.ru
1

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа села Полевое»


Использование ИКТ на уроках в начальной школе

(из опыта работы)


Подготовила: Колобова Л.Г.,

учитель начальных классов,

высшая категория


с. Полевое

2010 год

Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске.

В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

С помощью ИКТ на уроках в начальной школе можно:

  • сделать учебную деятельность детей более содержательной;

  • сделать учебный процесс более привлекательным и современным для детей;

  • сделать учебную информацию для детского восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов;

  • повысить качество обучения, желания учиться;

  • сделать урок наглядным, динамичным.

Известно, что наиболее эффективный способ преподавания - это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Я считаю, что использование ИКТ на уроках существенно повышает его эффективность, ускоряет процесс подготовки к уроку, позволяет учителю в полной мере проявить свое творчество, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза. Одним из достоинств применения ИКТ в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.

Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ. В своей работе я использую компьютер, как средство обучения на различных уроках, через работу с мультимедийными энциклопедиями. При подготовке к урокам использую электронные ресурсы учебного назначения: презентации к урокам, логические игры, тестовые оболочки, Интернет - ресурсы, электронные энциклопедии.

Использую информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, обобщении, контроле, при проведении физминуток, внеклассных занятий и др.

Также использую компьютерные технологии для:

- создания и подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

- создания мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

- создания текстовых работ;

Я считаю, что одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе является создание мультимедийных презентаций. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

При помощи ИКТ я провожу настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира по теме «Путешествие по родной стране»: «Путешествие по Москве», «Путешествие по Оке». В рамках методического месячника я подготовила и провела открытый урок для учителей школы по теме «Город на Неве». Очень интересно проходят уроки по теме «Форма земной поверхности», «Водоёмы», «Животные», «Птицы». «Растения». Здесь необходимы карты, таблицы, схемы, разнообразный наглядный материал, музыкальное сопровождение и т.д., которые я реализую в своей презентации урока.

На уроках ИЗО знакомлю детей с творчеством таких великих русских художников как И.Репин, Васнецов В.М., вместе виртуально путешествуем по галереям и рассматриваем картины этих художников.

ИКТ использую и на уроках музыки. Проводила уроки по теме «Осень Вивальди», «Н.А.Римский – Корсаков опера «Снегурочка». «Песня и пляска птиц»». Для создания положительного настроя использовала тихую музыку, щебет птиц, шелест листвы. Беседа по сказке «Снегурочка» сопровождалась показом репродукций художников Н.Рериха, М.А.Врубеля, И.Репина.

На таких уроках детям интересно, а самое главное это их неутомляет.

Широко применяю ИКТ в реализации воспитательной системы класса - проведение классных мероприятий: Рождество, Пасха, Россия – наша Родина, День Победы и др., родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.

То, о чём сказано выше, всего лишь крупица из числа уроков, на которых я применяю ИКТ. Такие уроки способствуют развитию творческих способностей, активизации мыслительной и познавательной деятельности. ИКТ вносит в урок оживление, активизирует деятельность детей.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов.

Я считаю, что средства ИКТ, оправдывают себя во всех отношениях: повышают качество знаний, продвигают ребенка в общем развитии, помогают преодолеть трудности, вносит радость в жизнь ребенка, позволяют вести обучение в зоне ближайшего развития, создают благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.