velikol.ru
1

Истина никогда не спит


Извечна гармония истины и красоты. Ещё в глубокой древности египетские мудрецы в знак непогрешимости и мудрости носили золотую цепь с драгоценным камнем, называвшуюся истиной. Она являлась символом неувядающей красоты, которая, по убеждению Ф.М. Достоевского, «спасёт мир», мир гармонии и благородства, могущества и непобедимости истины.

Как известно, животные заканчиваются на разуме, люди – начинаются с него. Человек, в отличии от других существ, кроме пропитания ищет истину – вот главное устремление человеческого разума. Поэтому люди стремятся убедить себя в том, в чём не уверены, притвориться убеждёнными и, чтобы оправдать свой самообман, довольствуются наиболее простыми и примитивными обоснованиями окружающих предметов и явлений.

Время развенчало многие некогда считавшиеся вполне очевидными и неоспоримыми истины. И часто случается так, что истина – нечто прямо противоположное тому, что до сих пор полагалось истинным: вещи сами по себе не обладают бытиём и именно поэтому человек чувствует себя затерянным в вещах, потерявшимся среди них.

Любой объект познания неисчерпаем, он постоянно изменяется, обладает множеством свойств и связан бесчисленными нитями взаимодействия с окружающим миром. Следовательно, у человека нет иного выхода, кроме как самому наделить вещи бытиём, выдумать его. Понятие конечной или неизменной истины – всего лишь заблуждение, т.е. наша мысль всегда стремится к истине, но проносится мимо понимания. Ведь для того, чтобы один человек открыл плодотворную истину, надо чтобы сотни людей испепелили свою жизнь в неудачных поисках и печальных ошибках.

Истина – «дитя эпохи». Нельзя представить себе истину в виде мёртвого покоя, в виде простой картины – без стремления, без движения. Она никогда не дремлет. То, что истинно сегодня, может стать полным абсурдом завтра. Истина – это лишь заблуждение, которое порой длится столетия.

Человеку, чтобы жить, необходимо мыслить, хочет он того или нет. Если он мыслит плохо, т.е. внутренне неправдиво – он живёт скверно, в крайней тоске, проблемах и неуспокоенности. Если же он мыслит хорошо – он совпадает с самим собой, находит своё подлинное знание, пребывает в гармонии с самим собой, что, в сущности, и есть истина – стремление к высшему благу. Недаром величайшие умы человечества всегда видели в истине её высокий нравственно-эстетический смысл.

«Надо любить истину так, - говорил Л.Н. Толстой, - чтобы всякую минуту быть готовым, узнав высшую истину, отречься от всего того, что прежде считал истинным».