velikol.ru
1

О Весне, о Поэзии, о Весне в Поэзии и о переполненной ими душе…

(урок-настроение)

В городе весна. Голубое небо и пригревающее солнце радуют подуставших от зимы горожан. Нынешним утром, проснувшись раньше звонка будильника, я вдруг осознала, что за окном по-весеннему светло и солнечно. Проснулась и встала я непривычно легко. За окном раздавалось пение птиц, настоящее весеннее. Потом я шла по улице и щурилась от солнечного света. Радовалась всему-всему, что попадалось мне на глаза по дороге: улицам, домам, деревьям – и прекрасное светлое чувство переполнило меня. И захотелось поговорить с вами о весне, о поэзии, о весне в поэзии…

А вы любите весну? Выберите эпиграф к уроку:

Весна, весна! И все ей радо!.. (И.А.Бунин)

Да здравствует всё красивое! (П.Коган)

Скучна мне оттепель: вонь, грязь – весной я болен… (А.С.Пушкин)

И даже пень в апрельский день / Березкой снова стать мечтает (М.Волышн)

И вспомнились мне строки Евгения Баратынского:
Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

Как вы думаете, какой эпиграф был бы ближе стихотворению Баратынского? Почему? Как называются слова, с помощью которых автор создает настроение в тексте и передает свое отношение к описываемому?

Таблица тропов

Троп

Определение

Примеры




^ Художественное определение




Метафора

Перенос значения слова на основе сходства предметов или явлений




Олицетворение







Сравнение

Уподобление одного предмета (явления) другому с помощью слов как, будто, подобны, словно…




^ Интонационно-синтаксические средства выразительности

Риторическое восклицание

Усиливает эмоциональное восприятие




^ Риторическое обращение


Подчеркнутое обращение к кому-либо(чему-либо)для усиления выразительности




Анафора


Единоначалие (одинаковое начало предложений, стихов, строф)




^ Лексический повтор


Повторение слова (слов)




И достала затем память откуда-то из глубин своих четыре строчки Константина Ваншенкина:

Сползает снег в глубокие овраги,
Под солнцем ослепительным спеша.
Так сходит вдруг ненужный слой бумаги
С переводной картинки малыша…

Определите настроение лирического героя стихов Константина Ваншенкина. ^ Изумление перед ожидаемым, но все же чудесным весенним преображением. Дополним таблицу тропов.

И вслед за этим четверостишием пришли любимые, дышащие вечной юностью строки Павла Когана:

Весна разлилась по лужицам,
Воробей по-весеннему кружится,
Сосулька слезливо сосулится,
Гудит по-весеннему улица.
Эй, сердце, стучи по-весеннему!
Стучи же, стучи, строптивое!
Смерть всему тускло-осеннему!
Да здравствует всё красивое!

Какие приметы весны нашли в стихотворении П.Когана? Какие слова, выражения понравились? Не удивило слово смерть в стихах о весне?Антитеза (противопоставление понятий) только усиливает жизнелюбивое настроение этих строк.

Льется ласковый свет, свежесть земная, восторженно живу, неподвижный, немой лес, листья ногой загребать, под темной лазурью суровых небес, туман молочно-синий,
будто впервые, колобродит вода, изумлен, поражен, ручейка мелодический звон, пахнет воздух, как солнечный мед, жажда жизни…
И за ними такие же любимые строки Вероники Тушновой:

Как счастье внезапное – оттепель эта.
Весны дуновеньем земля обогрета.
Ещё не начало весны, а предвестье,
и даже ещё не предвестье – намёк,
что будет,
что рядом,
что срок недалёк.

И потом ещё неизменно ранящие, трогающие до самой глубины души драгоценные стихи Варлама Шаламова:

Я вижу тебя, весна,
В моё двойное окошко.
Ещё ты не очень красна
И даже грязна немножко.

Пока ещё зелени нет.
Земля, точно фото, двухцветна,
И снег только ловит момент
Исчезнуть от нас незаметно.

Понять эти строки поможет биография В.Шаламова. Послушайте сообщение, подготовленное учеником.

Что можете теперь сказать о лирическом герое В.Шаламова? (при составлении ответа на вопрос можно использовать такие сочетания: образ лирического героя сливается с образом автора, реалистичная картина)

И очень близкие сердцу ахматовские стихи:

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И тёплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаёшь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поёшь.

И много ещё строк вспомнилось в это утро – душевных, весенних, лёгких, тёплых, радостных. Ласковым дуновеньем коснулись они моей души. И я хочу предложить вам написать о новой весне, голубом небе, поющих птицах, тающем снеге, о любимых поэтах, о вечно живых стихах, о чувствах, переполняющих вас, и ещё о многом, о том, что зовётся просто: Жизнь. Главное – от души, от сердца, ведь если от души – тогда это будет, как новая Весна –как будто хорошо знаешь, что это такое – Весна, но всё-таки каждый раз находишь в ней что-то новое, невиданное прежде, непрожитое раньше, то, что переполняет тебя, и то, чем неизменно хочется делиться с окружающими.

Напишите небольшой этюд о весне, взяв в качестве темы слова эпиграфа, выбранного к уроку. (музыка для релаксаций – пение птиц)