velikol.ru
1

Спиридонова Вера Степановна, зав.библиотекой

МОУ «ВВСШ №1 им.И.Н.Барахова»

Проблема чтения учащихся

Проблема чтения в настоящее время является одной из самых актуальных и острых вопросов в образовательном и воспитательном процессе каждой школы. От чтения зависит не только формирование правильного ориентира ребенка в сфере нравственности, но и качественное обучение. Это действительность и необходимость нашей жизни.

Перед тем, как сделать выбор в пользу хорошей и нужной книги, юному читателю необходимо уметь правильно пользоваться книжным фондом библиотеки.

Решение этой проблемы, прежде всего, стоит перед нами, взрослыми, особенно перед родителями и школой.

Школьным библиотекарям необходимо обучать детей правилам библиотеки, основам библиографии и библиотековедения, чтобы облегчит, поиск нужной информации юному читателю. Для решения данной проблемы в нашей школьной библиотеке вот уже десятый год систематически проводятся библиотечные уроки для учащихся с 5 по 9 классы, по основам библиотековедения и библиографии в 10 и 11 классах, которые были одобрены администрацией школы, так как на этих занятиях закладываются основы научно-исследовательских и начальных библиографических знаний.

Такая целенаправленная плановая работа содействует формированию у школьников потребности в чтении.

В проведении библиотечных уроков нами используются различные нестандартные формы работы, как занятия с мультимедийной поддержкой, игры-путешествия, викторины, конкурсы, уроки-экскурсы с наглядными материалами, что способствует быстрому усвоению нового материала.


^ Урок- детектив «Записка Шерлоку Холмсу»

6 класс

Ведущая: Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас состоится необычный урок, урок - детектив под названием «Записка Шерлоку Холмсу».

А вы знаете, кто такой Шерлок Холмс. Это литературный герой - известный сыщик, который раскрывает много преступлений из детективного романа английского писателя Конан Дойля. Сегодня уважаемый Шерлок Холмс не будет раскрывать преступления, а будет участником нашего урока, где нашими лучшими помощниками будут справочные книги, а именно словари. Они дадут нам новые сведения и знания, расширят ваш кругозор «Словарь - то вселенная в алфавитном порядке. Если хорошенько подумать - эта книга книг. Он включает в себя другие книги, нужно лишь извлечь взять их из нее» это слова известного французского писателя Анатоля Франса. Это действительно так и вы на этом уроке убедитесь и поймете это. Словарей много.

Ведущая: 1. Если нужно заменить слово «Абракадабра» другим слоном похожим по смыслу и значению нужно использовать... (ученик показывает словарь синонимов.)

2. Чтобы найти слова с противоположным значением, например: хороший - плохой, низкий - высокий, свет-тьма, черный - белый.( 2 ученик: Нужен школьный словарь антонимов.)

3. Если хочешь узнать происхождение слов нам помогут ( показываю этимологический словарь).

4. Что здесь нарисовано (показываю рисунок на фразеологические обороты «Взять быка за рога» и «Взять себя в руки»).

Разъяснить: Человек взял быка за рога, т.е взять быка . (за рога), а чтобы понять смысл этих оборотов мы обращаемся к фразеологическому словарю.

5. Чтобы правильно построить предложение нам нужно использовать «Словарь сочетаемых слов русского языка».

«Диалог иностранца».

Иностранец: Я сегодня услышал такое странное слово «стул» /говорит на английском языке «Что это такое?» и показывает па стул/.

Ученики уточняют: «Со спинкой», «Для одного человека».

Иностранец: А я еще знаю такой русский фольклор: «Сяду на пенек: съем пирожок». Тогда стул это пенек.

1 ученик: Во-первых, фольклор мужского рода, надо говорить русский фольклор, а во- вторых, стул не пенек, а место где можно сидеть.

Ведущий: Ребята вы дали несколько разьяснений смысла и значения маленького слова «стул» другим словом «растолковали» (иностранец бepeт словарь Ожегова и читает 2 статьи, а ученики должны назвать соответствующее слово.)

1. Вшитый в платье мешочек, предназначенный для ношения различных вещей (карман).

2. Описание своей жизни (автобиография).

Шерлок Холмс: (узнает в иностранце своего друга доктора Ватсона, здоровается с учащимися и обращается к доктору Ватсону) Это вы, дорогой друг, у вас очень интересный разговор с ребятами (достает из кармана записку). Ватсон, обратите внимание на эту записку, которую мне передали. Доктор Ватсон: Какая-то абракадабра.

Шерлок Холмс: Нет, друг мой, помнишь как мы с честью вышли из одной ситуации, с нарисованными человечками

Ведущий: Давайте, ребята поможем нашим гостям расшифровать эту записку. Для этого разделимся на 3 группы. Каждая группа будет иметь свои словари для работы (показывает письмо ребятам). Оказывается в записке 9 слов. Начинаем загадывать первое неизвестное слово под цифрой 1 (показывает листочки с фразеологическими оборотами) это слово есть в этих оборотах

1.... под солнцем

2. взять с...

3. не находить себе ...

В школьном толковом словаре Лопатухина первое значение неизвестного нам слова - пространство земной поверхности, а в словаре Ожегова второе значение этого слова-местность. Давайте, узнаем значение слова местность или пространство какому словарю мы обратимся (ответ: словарь Ожегова, школьный толковый словарь Лопатухина) далее обратимся фразеологическому словарю, чтобы проверить правильно ли вы выбрали слово.

Ведущий: 2 слово оканчивается на букву «и», вид связи с первым словом - управление. Вспомните правило управление место чего? С каким словом с окончанием на «И» сочетается слово место. Обращаемся к словарю сочетаемости слов русского языка находим слово место с вопросом чего? Молодцы, вы ребята, расшифровали 2 слова. Третье слово: известно второе значение третьего слова- предать. Подбираем синонимы по словарям, которые у вас есть: словарь синонимов русского языка в двух томах, краткий словарь синонимов Горбачевича. В 2-х томнике вы не нашли ничего, такое бывает. Обратимся к другому краткому словарю синонимов Горбачевича,

Там тоже нет, тогда посмотрим в словаре Ожегова слово предать, eгo

значение, глагол изменяем на другую часть речи кто? в имени существительном: предатель - изменник - переводим на глагол изменить.

четвертое слово: Вспоминаем слова с приставкой не: неряха, нелепо, невежа. т.е если уберем приставку не, то слово теряется. 4 слово бедет не, а дальше в записке записана непонятное слово "льга". Древнее слово «льга»обозначало слово свобода, а если соединить или сочетать с приставкой не, то получится нельга, т.е. несвобода со временем буква г изменился на з тогда у нас получилось слово нельзя. Вот нашли четвертое слово «нельзя»

Пятое слово: Из грамматического словаря выписываем на листочке слова со вторым корнем - зал. Слово из 2-х корней состоит спортзал, вокзал, кинозал, аэровокзал – вокзал.

Шестое слово: числительное с корнем - сто, но оно меньше cmа (девяносто).

Седьмое слово: Известно - минут.

Восьмое слово: Находим по словарю синонимов. Синонимы к слову финал (окончание, завершение, конец), а затем антонимы начало старт или по Ожегову «Первый момент действия»

^ Девятое слово: Раньше имело значение ничего не делать. Сейчас в русском языке обозначает несколько дней, т.е.7 дней, а в упрощенном один день. Проверяем по этимологическому словарю слово воскресенье. Ведущий: Вот, ребята с какой честью мы вышли из положения, разгадали странное письмо и все это сделали с помощью словарей. Каких? (спрашивает учащихся) Учащиеся называют разнообразие словарей.

Ведущий: Сегодня мы поняли, ребята, что словари русского языка нам необходимы.

^ План проведения библиотечных уроков с 5 по 11 классы:



Название темы

класс

1.

История создания книги

5-6

2.

Знакомство с кораблем знаний. Структура библиотеки. Правила расстановки книжного фонда. Правила читателя.

5-6

3.

Культура чтения. Цель, мотив, круг чтения.

5-6

4.

Как построена книга

5-6

5.

Структура книги. Иллюстрации книг, их роль в чтении

5-6

6.

Практическая работа: Создаем книгу иллюстраций по сказкам

5-6

7.

Круг чтения. Ведение читательского дневника.

5-6

8.

Конкурс читательских дневников

5-6

9.

Детская литература. Тематические книжные полки

5-6

10.

Любимые книги наших пап и мам

5-6

10.

Справочная литература. Правила работы со справочной литературой

5-6

11.

Конкурс «Записки Шерлока Холмса» (работа со справочной литературой)

5-6

12.

Периодические издания. Детские газеты, журналы. Работа с периодикой. Отражение статей в картотеке газетных и журнальных статей.

5-6

13.

^ Путешествие в страну каталогов

5-6

14.

Практическая работа: Картотека газетных и журнальных статей. Структура картотеки. Правила заполнения карточек картотеки

7-8

15.

Структура библиотеки. Систематизация х/л. Алфавитный каталог. Структура каталога

7-8

16.

Практическая работа: Алфавитный каталог. Заполнение карточек алфавитного каталога.

7-8

17.

Структура библиотеки. Краеведения. Понятие. Систематизация краеведческой литературы. Отражение краеведческой литературы в тематических картотеках

7-8

18.

Тематическая картотека по краеведению. Структура. Отражение краеведческой литературы в тематических картотеках

7-8

19.

Практическая работа: Составление карточек и обновление тематической картотеки по краеведению.

7-8

20.

Структура библиотеки. Систематизация отраслевой литературы.

7-8

21.

СБА библиотеки. Источники выбора литературы- картотеки, каталоги, рекомендательные списки, указатели

9

22.


Тематическая картотека, картотека газетных, журнальных статей. Структура библиографического описания. Заполнение карточек.

9

23.

СБА библиотеки: Алфавитный каталог Структура. Правила библиографического описания. Заполнение карточек.

9

24.

СБА библиотеки: систематический каталог Структура. Правила библиографического описания. Заполнение карточек.

9

25.

Библиографические рекомендательные списка, указатели литературы. Понятие. Структура. Составление списка литературы для подготовки к реферату

9

26

Основы библиографии. Универсальная десятичная классификация Понятие. Структура. Общая методика применения УДК Краткие исторические сведения об УДК

10

27

Структура УДК. Свойства и принципы УДК

10

28

Основная таблица УДК. Специальные определители.

10

29

Основная таблица УДК. Общие определители

10

28

Алфавитно-предметный указатель (АПУ)

10

29

Знаки и отношения УДК

10

30

Основные правила индексирования по УДК

10

31

Образование сложных индексов Заполнение карточек.

10

32

Составные индексы. Заполнение карточек.

10

33

Вспомогательные таблицы. Знаки соединения

10

34

Конкурс «Юный библиограф»

10