velikol.ru
1

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНУ?

Прежде, чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради и т.д. хорошо ввести в интерьер жёлтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Не надо переклеивать ради этого обои или менять шторы, достаточно какой-то картинки в таких тонах, эстампа, которые в конце концов можно сделать и самому.

Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план, предварительно определив, кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы.

Составляя план на каждый день подготовки, необходимо чётко определить, что именно сегодня будет изучаться, какие именно разделы какого предмета.

Конечно, хорошо начинать, пока не устал, пока свежая голова – с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего. Но, если в голову ничего не идёт, «нет настроения», в таком случае полезно начать, напротив, с того, что знаете лучше, с того материала, который вам более интересен и приятен. Возможно вработаешься и дело пойдёт.


^ Психологическая подготовка к экзаменам.


Во-первых, необходимо внушить себе, что лёгкое волнение перед экзаменом – это вполне естественное и даже необходимое состояние. Оно мобилизует, настраивает на интенсивную умственную работу. Иногда отсутствие «предстартового» волнения даже мешает хорошим ответам.

Во-вторых, стоит научиться никогда не думать о провале на экзамене. Наоборот, надо мысленно рисовать себе картину уверенного, чёткого ответа, полной победы.

В-третьих, за несколько дней до экзамена стоит проиграть с кем-нибудь эту ситуацию. Представить себе обстановку, учителей в экзаменационной комиссии, свои обычные переживания в таких случаях. Например, с трудом заставляю себя войти в класс; когда беру билет, дрожат руки, пересыхает в горле и т.д. Но вот сажусь готовиться, сосредотачиваюсь на задании, для меня ничего больше не существует. Потом уверенно подхожу к экзаменатору и отвечаю по готовой, чёткой схеме.

В-четвёртых, стоит помнить о том, что взрослые, в том числе и экзаменаторы, - это тоже люди. Они могут отвлечься от содержания ответа, но при этом продолжают реагировать на голос отвечающего. Если он звучит уныло, неуверенно, невыразительно, это повлияет и на оценку.

В-пятых, надо понять: уверенность в себе приходит от сознания того, что ты хорошо подготовился и умеешь делать то, что от тебя требуется. То есть, сосредоточиться нужно не на своей тревоге и ожидании («повезёт-не повезёт), а на подготовке и самопроверке перед экзаменом.


^ Как повторять материал.


  1. Повторять материал нужно не «про себя». Такой способ самопроверки неэффективен. Кажется, что помнишь, знаешь, а начинаешь ответ, он получается скомканным, отрывочным. Лучше составить план, схему ответа, и обязательно на бумаге, а не в уме.

  2. Попробовать ответы на самые трудные вопросы рассказать маме, другу-любому, кто захочет слушать. Или записать ответ на магнитофон, а потом послушать себя со стороны. Перед устным экзаменом можно проверять свою готовность, рассказывая свой ответ вслух, перед зеркалом. Тогда включается особый вид памяти - речедвигательная память. На экзамене этот материал легко вспомниться.

  3. Иногда кажется: выучить всё, что нужно невозможно, просто руки опускаются. Тогда стоит отделить лёгкие вопросы от самых тяжёлых и посмотреть, нельзя ли перекинуть мостик от более лёгкого материала к трудному.

  4. Не повторять билеты по порядку. Лучше написать номера на листочках и тянуть, как на экзаменах.

  5. Вставать и ложиться лучше в привычное время. Спать не меньше 9 часов. Приступать к занятиям, как и в школе, в 8.30-9.00.

  6. Тем, кому не нужно много времени на «раскачку», начинать подготовку следует с более трудных вопросов и тем. Обычно такие школьники и устают быстрее. Если же работоспособность нарастает постепенно, лучше не терять времени и сначала быстро повторить более лёгкий материал.

  7. Через каждые 50-60 минут занятий делать перерыв на 10 минут. После 2-3 часов работы сделать перерыв на полчаса для отдыха. Потом можно позаниматься ещё 3-4 часа и отдохнуть не меньше 2 часов (включая обед, прогулку или даже сон). После отдыха – ещё 2,5-3 часа работы.

  8. Помнить – любое дополнительное напряжение (чтение художественной литературы, просмотр телепередач, компьютерные игры и т.д.)увеличит и без того интенсивную нагрузку на психику.

  9. Не пытаться наверстать упущенное вечером – эффективность такой работы очень мала.


Как вести себя на экзамене.


  1. Начинать готовиться с более лёгкого вопроса или задания.

  2. Не тратить много времени на подробные ответы по первым вопросам, иначе другие задания останутся невыполненными.

  3. На устном экзамене обязательно сначала составить схему ответа.

  4. Писать разборчиво, в расчёте на экзаменатора, подчеркнуть в ответе главные мысли и даты, чтобы это бросалось в глаза.

  5. Убедиться, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение.

  6. Не сдавать письменные работы без проверки.



^

Что делать, если…





    • …вдруг обнаружилось, что вам попался вопрос, по которому вы можете сказать очень немного, не впадайте в панику, а сразу начинайте записывать всё, что когда-либо слышали по этому поводу: из телепередачи, из разговора с родителями или друзьями, либо из энциклопедии. В процессе написания в голову могут прийти какие-либо мысли, и вы, возможно, вспомните что-нибудь из пройденного в классе или прочитанного;

    • …вообще ничего не знаете, не говорите об этом экзаменатору, а говорите что-нибудь, хоть какую-нибудь ахинею, типа: «Прежде, чем рассказать о творчестве Пушкина, надо поговорить о принципах поэтического творчества вообще…». Хотя, конечно же, лучше играть по правилам;

    • …на полуслове вы забыли, о чём надо говорить. Прежде всего, не «теряйте голову». Сохраните спокойствие, хотя бы внешнее - такое может случиться с каждым. Повторите последнюю фразу, сначала так же, как раньше, а потом, если сможете, другими словами. За это время вспомните план ответа: что вы уже рассказали? К чему эта фраза может относиться? Вспомнив - смело продолжайте ответ. Если нет – посмотрите на листок, который вы написали, готовясь к ответу, и начинайте отвечать следующий пункт плана. Потом, в конце ответа всегда можно вернуться к тому, что вы пропустили;

    • …вас не слушают. Не воспринимайте это как личное оскорбление, не относите на свой счёт. Продолжайте так, как если бы вы этого не заметили;

    • …вы оговорились и все стали смеяться. Не переживайте. Это может случиться с каждым. Оговариваются даже профессионалы – дикторы радио и телевидения. Посмейтесь вместе со всеми – и всё. Если же оговорку вообще кроме вас никто не заметил, продолжайте говорить дальше, как будто ничего не произошло;

    • …вам задают дополнительный вопрос. Не пугайтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам надо немного продумать. Чётко определите, к чему относится этот вопрос, какого ответа он требует. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме. Времени на это требуется совсем немного;

    • …вы ошиблись. Ну и что? Ошибки бывают у всех. Если вы заметили ошибку, и знаете, как её исправить, сделайте это. Если вам укажут на ошибку и вы не уверены твёрдо в своей правоте, лучше согласиться. Не бойтесь ошибок! Учитесь, используя ошибки, лучше разбираться в усваиваемом материале;

    • …вам поставили отметку ниже той, на которую вы рассчитывали. Не вступайте в спор, не доказывайте. Во время вступительных экзаменов воспользуйтесь правом на аппеляцию.

И конечно, никогда не забывайте про чувство юмора – пусть оно не покидает вас и во время экзамена!


^ Сдаём ЕГЭ.


Отличие ЕГЭ от обычного экзамена заключается в том, что есть разные пути к желаемой оценке. Очень важно решить для себя, на какую оценку ты хочешь претендовать, и в соответствии с этим планировать свои действия.

В ЕГЭ есть разные задания – простые и трудные (в конце каждого варианта). По данным статистики, по большинству предметов примерно половина школьников справляются с примерно половиной заданий. Это нормально для тестового метода. Тестовый метод не предполагает, чтобы решались все задания. Даже отличники решают только 70-80% заданий, но практически никто не решает все.

Все варианты Единого экзамена состоят из трёх частей. Самая трудная часть – задания типа С. экзамены по разным предметам содержат разное количество заданий категорий А, В и С.

Лучше не бросать работу и не уходить из аудитории раньше времени, даже не попробовав решать вторую и третью части теста. Кто знает, может быть, вам не хватит всего-то пары баллов, а решив правильно всего одно задание из второй части, вы как раз и достигнете этой границы.

Одно задание типа С даёт несколько раз больше баллов, чем одно задание типа А. На основе статистики производиться калибровка заданий по трудности, и за более трудные даётся больше баллов.