velikol.ru
1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БЛАГОДАТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
КАРАСУКСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ


ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ


БЕРЁЗА - СИМВОЛ РОССИИ


Выполнили: учащиеся 4 класса

Руководитель работы: Лескова Вера Николаевна


С. БЛАГОДАТНОЕ 2010

2

Содержание


Введение ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­------------------------------------------------------------------------------ 3 - 4

Этапы реализации проекта -------------------------------------------------------- 5 - 7

Заключение --------------------------------------------------------------------------- 8

Список литературы ----------------------------------------------------------------- 9


3

Введение

Наша родина – Россия. Как и у других государств, у нашей страны есть свои символы. Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. У России есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Это главная песня – гимн, герб, флаг. Но государственные символы есть у каждой страны. А вот что еще отличает нашу страну от других государств?

Россия… Что мы имеем в виду, когда произносим это слово? Какой мы её представляем? Это огромные поля золотой пшеницы, бескрайние луга ярких цветов, ясное голубое небо, тихий закат, подсолнух, похожий на солнце, красная земляничка на тонкой ножке, это пчела, собирающая нектар – все это моя Родина.

А ещё Родина – это самое прекрасное дерево. Нет такого другого дерева, которое так горячо любят и воспевают в России. Стихи ли это, песни ли, сказки – всегда это дерево, доброе, нежное, ласковое. Конечно, мы говорим о берёзе.

Мы с вами родились в России,

В стране, где жара и мороз,

Где небо то хмуро, то сине,

В стране тонкоствольных берез


Без березы не мыслю России, –

Так светла по-славянски она,

Что, быть может, в столетья иные

От березы – вся Русь рождена.

А разве можно вообразить себе жизнь русского человека в прошлом, настоящем и будущем без белой красавицы российских раздолий - берёзы?

Нет, нет и ещё раз нет!

4

Пройдут сотни лет, но береза не потеряет своей значимости: как и в былые времена, она будет символизировать нашу бессмертную, славную и могучую Родину, имя которой Россия.

Мы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю. Мы должны чтить ее символы, гордиться своей страной.

Очень важно изучать историю своей страны, ее культуру, символы.

В связи с вышеизложенным, изучение березы как символа России, является актуальным.

Исходя из актуальности мы сформулировали тему: «Берёза – символ России».

Цель нашего проекта: выяснить, в связи с чем, почему на протяжении многих веков берёзу называют символом России.

Чтобы достичь цели, мы должны решить следующие задачи:

- изучить художественную, научно – популярную литературу, детские энциклопедии и справочники, журналы;

- составить план, по которому будет вестись работа для раскрытия темы проекта;

- определить объем работы для каждого участника проекта.

Конечным результатом нашего проекта предполагается выпуск книги под названием «Береза – символ России».

При работе над проектом мы применяли следующие методы:

- беседа;

- наблюдение;

- работа со справочной литературой; интернет – ресурсами;

- практическая работа (создание отдельных страниц книги).

Продолжительность реализации проекта: декабрь 2009 г. – апрель 2010 г.


5

Этапы реализации проекта


1 этап – подготовительный.

Наш учитель в класс вошёл

И спросил лукаво:

- Что мы знаем о берёзе?

- А чего не знаем?

Мы стали рассказывать все, что знали о березе. Но у нас постоянно возникали вопросы. Так возник вопрос – почему берёзу называют символом России? Мы задумались. Появились разные предположения. В конце концов, было решено подробно рассмотреть этот вопрос и ответить на него. Мы обозначили для себя тему «Береза – символ России».

2 этап – планирование.

Чтобы вести работу по данной теме, нам нужно было спланировать свою деятельность. Мы обсудили важность проблемы. Пришли к выводу, что каждый человек, любящий свою родину должен знать о ней как можно больше, в том числе и о символах страны.

Следующий шаг – откуда взять информацию? У нас в селе и в школе есть хорошие библиотеки и отзывчивые библиотекари. К ним мы и обратились. Начали с изучения различных источников: книг, детских энциклопедий, справочников, журналов. В школьном компьютерном классе через Интернет, с помощью учителя, мы также вели поиск нужной нам информации. Некоторые тексты набирали дома на компьютере (у многих дома есть компьютеры). В наборе текстов и распечатке нам помогали родители и учитель.

3 этап – принятие решения.

Весь найденный и собранный материал принесли для анализа в класс. Материала было много, нужно было как – то в нем разобраться. Мы решили, что каждый будет вести работу в своем направлении.

6

Так у нас появился план работы:

- Что означает слово «береза?

- Красавица русских лесов.

- Обряды и обычаи, связанные с березой.

- Приметы, связанные с березой.

- Легенды о березе.

- Что такое «берёста»?

- Загадки.

- Пословицы и поговорки о березе.

- Стихи.

- Рассказы о березе.

- Картинная галерея: береза в изображении художников;

береза глазами детей.

- Березовая аптека.

- Береза в нашем селе.

- Сохраним русскую березу!

4 этап – выполнение проекта.

На этом этапе мы занимались выполнением проекта – созданием отдельных страниц нашей книги (каждый вел работу в своем направлении) и оформлением.

На следующем – 5 этапе мы обсудили выполнение своей работы. Пришли к выводу, что нам многое удалось. Мы смогли объяснить, почему березу называют символом России:

- у славян – священное, самое почитаемое дерево;

- самое распространенное дерево в России;

- первая белоствольная красавица наших лесов;

- помощница крестьян;

- оберег от злых духов;

- дивный лекарь;

7

- она вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе;

- символ плодородия;

- символ девичества;

- источник вдохновения писателей, поэтов, художников

И последний этап – защита нашего проекта.

Чтобы защитить проект, мы подготовили доклад и презентацию нашей книги.

8

Заключение


У каждого народа, у каждого государства есть свои национальные традиции, символы. Одним из самых распространенных символов нашей страны является береза.

Каждый день по дороге в школу, возле дома мы встречаем это дерево. Мы попытались взглянуть на березу другими глазами, попытались рассмотреть этот знакомый образ и понять, почему же белая береза - это душа России, ее символ.

В самом начале проекта мы планировали создать свою книгу, на страницах которой смогли бы объяснить, почему березу называют символом России.

В результате творческой деятельности, мы реализовали свой проект.

Практическая значимость нашего проекта заключается в том, что материалы, которые представлены в книге, можно использовать на любом уроке, подготовить сообщение по данной теме, провести классный час, использовать материалы для проведения, праздников, конкурсов, викторин.

Считаем, что в нашу книгу можно внести еще некоторые страницы, повествующие о березе как символе России.

Например, это может быть раздел - трагические страницы нашей Родины.


9

Список литературы

1. Т.И. Тарабарина. И учеба, и игра: природоведение. – Ярославль: Академия развития, 1998

2. Е.М. Дерим – Оглу. По лесной тропинке. Журнал «Начальная школа», №6 1991 стр. 50-53

3. Интернет – ресурсы.

4. Журнал «Мурзилка» № 6 1998 г

5.А. В. Тихонов. Энциклопедия окружающего мира.- М.: «Просвещение», 1981 г.

6. «Энциклопедия народной медицины», М.: 1987

7. Брем А., Жизнь растений. Новейшая ботаническая энциклопедия - М.: Эксмо,2005.





.Брем А., Жизнь растений. Новейшая ботаническая энциклопедия - М.: Эксмо,2005.


8.Данников Н., Дерево жизни. Всё о целебных свойствах берёзы., М. Лабиринт,1993.


Заключение

У каждого народа, у каждого государства есть свои национальные традиции ,символы. Одним из самых распространенных символов нашей страны является береза.

Каждый день по дороге в школу, возле дома мы встречаем это дерево. Мы попытались взглянуть на березу другими глазами, попытались рассмотреть этот знакомый образ и понять, почему же белая береза - это душа России, ее символ:

- самое распространенное дерево в России;

- первые белоствольные красавицы наших лесов;

- дивный лекарь

- помощница крестьян

- самое почитаемое дерево у славян

-она вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе


Береза всегда сопутствовала русскому человеку. Летом в тени березы можно было укрыться от солнца, зимой березовые дрова хорошо согревали, на бересте в древности писали, из нее же плели короба и шкатулки, а уж сколько древнеславянских обрядов и обычаев связано с березой и не пересчитать!

Символ плодородия

Оберег от злых духов

Символ девичества

У славян – священное дерево

^ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

К образу березы часто обращались и обращаются русские художники. Хороша береза во все времена года и в любую погоду. Русскую


Практическая значимость нашего проекта заключается в том, что материалы, которые представлены в книге можно использовать на любом уроке, подготовить сообщение по данной теме, провести классный час, использовать материалы для проведения, праздников, конкурсов, викторин.




  • 1. Актуальность темы
    Разнообразные свойства берёзы мало известны не только учащимся начальной школы, но и взрослым.

    2. Гипотеза
    Благодаря разнообразным свойствам берёзы, область её применения обширна.

    3. Цели
    1)Познакомиться с разнообразием видов берёз.
    2)Познакомиться с использованием берёзы в различных отраслях народного хозяйства.
    3)Изучить целебные свойства берёзы.
    4)Познакомиться с произведениями поэтов, писателей и художников о берёзе.
    5)Составить «Медицинский справочник».
    6)Создать коллективную книгу-раскладушку «Загадки о берёзе».
    7)Создать книгу «Берёза в картинах художников».
    8)Сделать своими руками аппликации из листьев и коры берёзы.
    9)Принять участие во Всероссийском конкурсе журнала «Мурзилка» «Нет листвы осенней краше».

    4. Методы
    1)Работа со справочной литературой.
    2)Подготовка сообщений.
    3)Наблюдение за берёзой в разное время года.
    4)Практические работы:
    * по созданию сборников стихов и рассказов о берёзе;
    * составление книги о целебных свойствах берёзы;
    * составление книги «Берёза в картинах художников»;
    * аппликация из листьев и коры берёзы.

    5. План
    1.Знакомство с видами берёз.
    2.Знакомство с произведениями разных жанров о берёзе.
    3.Использование берёзы:
    * в медицине;
    * в народном хозяйстве.
    4.Изготовление поделок из берёзы.
    5.Изготовление сборника «Картинная галерея».
    6.Изготовление сборника стихов и рассказов о берёзе с иллюстрациями детей.
    7.Изготовление книги-раскладушки «Загадки о берёзе».

    6. Результаты
    1. Поделки из берёзы.
    2.Сборник «Картинная галерея».
    3. Сборник стихов и рассказов о берёзе с иллюстрациями детей.
    4. Книга-раскладушка «Загадки о берёзе».
    5. «Медицинский справочник»

    7. Список литературы
    1.Брем А., Жизнь растений. Новейшая ботаническая энциклопедия - М.: Эксмо,2005.
    2.Виноградова Л., Усачёва В., Мифы народов мира- М., 1980. Т.1, Г.169.
    3.Виноградова Л.Н. Мифологический аспект полесской «русальной» традиции // Славянский и балканский фольклор: Духовная культура Полесья на общеславянском фоне. М., 1986. С. 88—130..
    4.Виноградова Л. Н., Усачева В. В.. Хрестоматия школьника-Игры , приметы, пословицы. Москва, Изд-во "Апрель" 2003 г.
    5.Воробьев Г.И.; Ред.кол.: Анучин Н.А., Атрохин В.Г., Виноградов В.Н. Лесная энциклопедия: В 2-х т. и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1985.-563 с., ил.
    6.Гроздова Н. В., Береза, М., 1979.
    7.Губанова Г., Азбука жив. природ. Раст. и животные леса, М.,Родничок, 1999.
    8.Данников Н., Дерево жизни. Всё о целебных свойствах берёзы., М. Лабиринт,1993.
    9.Зеленин Д. Тотемы- деревья в сказаньях и обрядах европейских народов, М.- Л., 1997
    10.Микляева И., Огуреева Г. Самые-Самые(растения). Мини-энциклопедия, М.,Пргресс-Пангея, 1994.
    11.Пономарев Н. А., Березы СССР, М. — Л.,1933;
    12.Скворцов В., Флора средней России. Учебный атлас для студентов и натуралистов – М., ЧеРО, 2004
    13.Соколова В.К. Весенне - летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов: XIX — начало XX в. М., 1979. С. 188-212;
    14.Словарь «Славянские древности»: Берёза// Славяноведение- М.,1993.
    15.УзороваО. ,Нефёдова Е., Сборник загадок-М. ООО Астрель,2001.
    Интернет -ресурсы
    1.Декоративные растения. Берёза.- htberezaporoditp://www. realwood.ru/faq





Россия! Слово-то, какое звонкое и чистое! Как родниковая вода! Крепкое как алмаз! Нежное, как березка! Дорогое, как мама! Как сказал наш известный писатель, "счастье в том, чтобы честно жить, горячо любить и беречь эту огромную землю, которая зовется Родиной" (Звучит русская народная песня "Коробейники

Нельзя думая о России не вспомнить, о белой берёзоньке., на-

- Давайте с вами подумаем, поразмышляем, вследствие чего, почему протяжении многих веков, именно, береза – символ нашей Родины.

У каждого народа, у каждого государства есть свои национальные традиции. Одним из самых распространенных символов нашей страны является береза.

Каждый день по дороге в школу, возле дома мы встречаем это дерево. Сегодня мы попытаемся взглянуть на березу другими глазами, попытаемся рассмотреть этот знакомый образ и понять, почему же белая береза - это душа России.