velikol.ru
1

Классный час в 4 «Б» классе


ТЕМА: « Услышать сердце человека»


Задачи: 1 Коррекция познавательных интересов, формирование

нравственных убеждений учащихся.

2. Продолжить знакомство с понятиями «воспитанность»,

«такт», «милосердие».

3. Воспитывать культуру поведения.


Оборудование: памятки для каждого ученика.


Ход классного часа.


- В жизни по-разному можно жить-

Можно в беде, а можно- в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать-

И, помышляя о чуде,

Рукой, обожжённою сердце достать

И подарить его людям.


- Как вы думаете, в каком значении употребляются слова «Услышать

сердце человека…» - в прямом или в переносном, имеют ли они ещё

какой – то смысл? Это значит, услышать просто стук человеческого

сердца? Или услышать что – то другое? (Дети отвечают.)


Да, эти слова конечно же, имеют второй смысл. Услышать сердце че-

ловека – это значит услышать, понять его смысл, переживания, радость или

боль, прикоснуться к святая святых – человеческим чувствам.

Как много зависит от окружающих нас людей! Наше хорошее настроение зависит от доброжелательности, приветливости окружающих,

плохое – от их раздражительности, злости. Обижаясь на кого-нибудь, мы говорим : «Невоспитанный человек, некультурный человек».Восточная

мудрость гласит : « ^ Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе». Если бы все следовали этому совету, насколько легче бы было людям общаться друг с другом.

- А сейчас поговорим о ситуациях, которые часто Вы ещё младшие школьники, но уже не малыши. Вам нужно воспитывать в себе привычку заботиться о других, быть отзывчивыми, внимательными, не хлопать дверью, когда выходишь из подъезда, не кричать на лестнице. Ведь в какой – то квартире может оказаться больной человек. А может,


чьи-то папа или мама отдыхают после ночной смены? Возможно, это они не спали всю ночь, чтобы испечь тебе к завтраку вкусную булочку. Ты кричишь, а за стеной мама только что убаюкала своего малыша, или кто-то напряжённо работает за письменным столом. Не считай себя центром вселенной. Помни о тех, кто рядом с тобой. Ещё в Древней Греции говорили: культурный человек не говорит громко. Громкая речь назойлива, мешает окружающим, раздражает их.

Ребята часто дразнят толстых или худых детей, высоких или низких, придумывают товарищам обидные прозвища, не понимая, что тем самым глубоко оскорбляют их человеческое достоинство. Всё это несовместимо с понятием «воспитанный человек».

Наблюдая за вами, я сделала вывод: ваши ссоры зачастую начинаются из-за пустяка : толкнул, выхватил, задел.

- Как вы думаете, что легче: ссориться или мириться? Почему? (Дети отвечают,)

Предлагаю решить нравственную задачу. Ты принёс в школу альбом с марками, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то из ребят выхватывает альбом из твоих рук и не хочет отдавать. Как ты поступишь? Условие: альбом надо получить мирным путём, без драки, ссоры, слёз.

(^ Ролевой тренинг: двое ребят разыгрывают сценку, как это можно было бы сделать.)

- Хотелось бы напомнить вам слова: «Власть моих кулаков кончается возле носа моего соседа.» Как вы их понимаете ? (Дети отвечают.)

Давайте прочитаем и запомним ещё одни замечательные слова:

«Моё тело – моя территория, чужое тело – чужая территория, я не имею права вторгаться на чужую территорию». (Дети хором читают эти слова.)

Учёные и врачи пытались ответить на вопрос, влияет ли грубость на здоровье человека. Оказывается, она может иметь самые серьёзные последствия. Пережитые обида, оскорбление делают человека замкнутым, недоверчивым. Половина всех сердечных болезней – результат грубости, хамства, равнодушия.

Как вы думаете, нужно ли быть воспитанным в ситуациях, когда вас не видит? Или можно позволить себе расслабиться? (Дети отвечают.)

- Что же такое воспитанность? (Вежливость, культура, любезность.)

Правила воспитанного человека надо выполнять всегда – и даже когда вас никто не видит. По тому, как вы ведёте себя дома, в школе, на улице, судят о вашей семье, родителях, школе. Так старайтесь же не ронять чести своей семьи и школы. Всегда думайте об этом.

^ Послушайте рассказ «Просто старушка».

- Чему научил вас этот случай?


Но одной внешней культуры недостаточно, нужна культура внутренняя. В том ли суть воспитанности – вежливо улыбаться и говорить «спасибо»? Можно выучить все правила хорошего тона, знать, как вести себя в любой ситуации, можно иметь великолепные манеры и всё – таки оставаться некультурным, невоспитанным человеком, если ваше поведение будет лишено такта. Что же такое такт?

В переводе с греческого «такт» - это «лёгкое прикосновение». Говорят, один человек тактичный, а другой бестактный. Такт – это внутренняя чуткость, умение вести себя в какой – либо ситуации так, чтобы не сделать человеку больно, не обидеть его, это лёгкое прикосновение к мысли, чувствам, сердцу человека, это умение понять, что нужно человеку в данный момент: сочувствия, жалости или внимания.

^ Послушайте отрывок из рассказа В.Сухомлинского.

У маленькой Кати большая радость – поправился её папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенёс. Мама и Катя горевали. Не раз бывало – проснётся ночью Катя и слышит: мама тихо плачет. А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.

Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:

- Наш папа выздоровел.

Мальчики посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и ничего не сказав, побежали гонять мяч.

Катя пошла к девочкам, игравшим в классики.

- Наш папа выздоровел, -сказала она.

Одна из девочек.Нина, с удивлением спросила:

- Ну и что же?


Катя почувствовала, как к горлу подкатил тяжёлый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому дереву и заплакала.

^ Почему заплакала Катя? (Дети отвечают.)

Некоторые люди гордятся тем, что они всегда говорят правду. Но если подумать, это не всегда характеризует человека с положительной стороны. Сразу представляется резкий, нетактичный человек. Поэтому прежде чем сказать что – либо неприятное другим, нужно взвесить, стоит ли это говорить, подумать, как это можно сказать, выбрать подходящий момент. Конечно, это не относится к тем случаям, когда надо поставить на место грубияна и подлеца. Неприятно прослыть бестактным человеком. Чтобы этого не случилось, стоит почаще вспоминать некоторые полезные рекомендации. (Раздать памятки.)


Памятка.

Тактичный человек:

  • не хвастается;

  • не выясняет отношений в присутствии посторонних;

  • не поставит другого человека в неловкое положение, сделает вид, что не заметил оплошности;

  • терпим к недостаткам и слабостям других людей;

  • никогда не рассказывает другим чужих тайн,

  • всего, что могло бы ему об этом напомнить;

  • не читает чужих писем, не заглядывает в чужие окна.

Слово – очень сильное оружие. Бывает, что случайно оброненное слово переворачивает всю жизнь человека, запоминается им на всю жизнь и причиняет много страданий. Обращайте внимание на позы людей, их мимику, жесты – зачастую они говорят о внутреннем состоянии человека больше, чем слова. Чаще смотрите в глаза собеседника, ведь глаза – это зеркало души, они многое могут рассказать о состоянии человека: в них

могут отражаться радость, печаль, мольба о помощи, боль, отчаяние…

Проявляйте побольше сочувствия к окружающим людям. Итак, такт – это чувство меры, сочувствие, чуткость, деликатность.

А как вы понимаете слово «милосердие»? От каких слов оно образовано? (^ Милое сердце.)

- А что значит милое сердце? (Доброе, жалостливое, сострадающее.)

Раньше медицинских сестёр называли сёстрами милосердия. И если врач оказывает физическую помощь, то сестра милосердия помогала заживать ранам физическим и душевным, вселяла веру в выздоровление, давала силы для борьбы с болезнью. Она лечила своим сердцем – добрым, жалостливым, чутким.

Я читала об одной женщине, замечательной мастерице. Однажды она прочитала в газете о мальчике – детдомовце, сироте. Женщина вышила майку и послала ему. Через некоторое время она получила 20 писем из детского дома с просьбой прислать майки. Женщина не отмахнулась, она долго трудилась и вышила ещё 20 маек и отправила их в детский дом. Вот это - милосердие!

Наша страна большая и сильная, но многие люди нуждаются в помощи, есть дети – сироты, которым не так уж хорошо живётся, хоть государство и

Заботится о них в меру своих возможностей. Созданы фонды милосердия, и

Каждый желающий может перечислить на их счёт деньги. И многие отдают последнее. Чтобы другим жилось лучше. Есть у нас и дома для престарелых, где живут пожилые люди, за которыми некому ухаживать. А бывает, что взрослые дети отдают в дом престарелых своих стареньких родителей. Эти люди совершают предательство – они забыли свой долг перед родителями, которые их вырастили. Быстро идёт время, скоро и вы станете взрослыми и сильными, а ваши родители – слабыми и старенькими. Не совершайте предательства по отношению к своим родителям.

А как вы думаете, милосердие надо проявлять только по отношению к хорошим людям или к не очень хорошим тоже? (Дети отвечают)


Послушайте рассказ.

1945 год. Под окнами шестиэтажного дома огромная куча угля, бледные лица пленных немцев, сбрасывавших его в подвал. Вошла в кухню и остолбенела: за столом, с ломтями хлеба перед миской с борщом сидят немцы. Они ели, потом, низко кланяясь, благодарили тётю русским словом «спасибо». Мне было тогда 8 лет : «Как? Ты всё забыла? Ты кормишь их? Забыла, как нас расстреливали из пулемёта, как бомбили, как умерли наши малыши?» А тётя просто и спокойно сказала: «Ведь они же голодные.» Это был первый в моей жизни урок милосердия.

- А вы в этом случае на чьей стороне? Тёти или девочки?


Быть злым легко. Легко ответить на хамство хамством, на подлость – подлостью. Как ты ко мне, так и я к тебе. Злому не страшны жестокость, бездушие, хамство: он сам такой. Но прежде чем отказать в милосердии плохим людям, надо понять, что сделало их такими. Жалко злых, эгоистичных людей, ведь их никто не любит, и мир кажется им враждебным и холодным. Они как больные, которые требуют неотложного решения. А чем их лечить? Добротой, сердечностью, душевностью.

Милосердие – понятие ёмкое, оно включают в себя незлобивость, чело

веколюбие, благотворительность, сострадание, сердобольность, жалостливость, отзывчивость, чуткость, сердечность, душевность, доброту.

Решите такую нравственную задачу.

- Людям очень нужны …

- Людям очень мешают …

Наш разговор окончен. Очень хотелось бы верить, что он состоялся не зря.

Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения. Воспитанность, тактичность, милосердие – три кита, на которых держится роскошь человеческого общения.

- Так каким надо быть, чтобы услышать сердце человека?


Практическое задание.


У нас в классе болеет одноклассница. К новому году вы писали ей поздравительные открытки, мы ей звоним. Давайте снова напишем ей письма –пожелания. Оформить можете как хотите. Принесите в класс и мы передадим бабушке. НУ и не забудьте собрать макулатуру, тем самым совершите ещё одно доброе дело. В заключение послушайте стихотворения о доброте.


***

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого – то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

И если кому – то поможет

Твоя доброта и улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря !


Доброта.


Добрым быть совсем - совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.