velikol.ru
1

Компьютерная зависимость,

как проблема неправильного воспитания.


Шубина Надежда Николаевна,




Сегодня в нашем обществе существует острая проблема распространения и употребления наркотиков, алкоголя и других химических веществ, которые изменяют сознание человека и делают его поведение неуправляемым. Но беда не приходит одна – с появлением современных информационных технологий возникла и другая форма зависимости, не химическая, но от этого не менее затягивающая и не менее страшная, чем связанная с наркотиками, - болезненная, патологическая привязанность к компьютеру и игромания.

Современные дети нередко осваивают компьютерную грамотность раньше, чем языковую или математическую. Несмотря на то, что в среде детей и подростков компьютерная зависимость приобретает угрожающие масштабы, общественность относится к этому факту скорее снисходительно: мол, с возрастом пройдет. Дескать, лучше, когда чадо сидит дома за компьютером, чем тусуется непонятно где и с кем. Компьютерные игры увлекают и захватывают – но параллельно выхолащивают чувства, а реальная жизнь перестает быть источником удовольствия.

^ Ребенок, лишенный необходимых условий для развития – эмоциональной поддержки, осознания своей ценности, нуждается в «отдушине». Неосознанно он начинает ее поиск и находит в курении, алкоголе, наркотиках, плохих компаниях в компьютерных или азартных играх.

^ Игровую зависимость, или игроманию, сегодня не напрасно сравнивают с наркотической. Эта беда, с которой очень непросто справиться. Подростки с головой погружаются в виртуальное пространство, однако уход из реального мира не остается бесследным для психического здоровья человека. И чем безумнее и агрессивнее игра, тем ощутимее удары по психике.

Даже обычные, не ролевые компьютерные игрушки при злоупотреблении ими способны вызывать психологическую зависимость. «Самое опасное - это то, что компьютерные игры убивают в детях духовность и располагают впоследствии к оккультным занятиям», - утверждает иеромонах Адриан (Пашин). По признанию одного из игроков, игравшего в массовую онлайновую ролевую игру в течение трех недель, он - цитирую: «деградировал во всех отношениях - какое-то отупение приходит, когда возвращаешься в реальный мир. Бывает, читал, что так привяжешься к своему вымышленному персонажу, что начинаешь ассоциировать себя с ним. Думаю, что у меня этого не было, но что-то подобное уже начало происходить». Почувствовав неладное, этот человек, по его же утверждению, перестал играть. Но многие не смогли найти в себе силы отказать себе в этом сомнительном удовольствии…

Пытаясь «вытащить» ребенка из компьютерного мира, родителям стоит действовать очень тактично. Запретный плод, как известно, сладок: чем больше сопротивление – тем сильнее стремление. Нельзя насильно отобрать у ребенка компьютер, не дав ему ничего взамен.

^ В первую очередь следует изменить стереотипное поведение. Ребенок привык, что родители ругают его за компьютерные посиделки и несделанные уроки? Специалистами доказано: если какая-то реакция повторяется 7 и более раз, она «скатывается в подсознательное». Иными словами, ребенок попросту не слышит обращенных к нему упреков, они для него – не более чем досадный шумовой фон. Чтобы изменить ситуацию, попробуйте продемонстрировать искренний (!) интерес к миру своего чада. Расспросите его об играх, в которые он играет, чем именно они ему нравятся (кстати, это подсказка к вопросу, какие потребности ребенка подавлены). Попроситек, чтобы он научил вас играть в его любимую игру. Да, это может занять немало времени, но овчинка стоит выделки! Когда дети учат нас чему-то, их самооценка повышается. И потом, двое – это уже диалог (а с компьютером, даже если это групповая игра, человек всегда общается в режиме монолога).

Предложите ребенку деятельность, которая заинтересует его сильнее, чем компьютерный мир. При этом родители не должны превращаться в эдаких клоунов, предлагающих пресыщенному отпрыску все новые и новые утехи. Такой подход оставляет ребенка на прежнем уровне пользователя – потребителя чужого труда. А для того чтобы избавиться от зависимости, нужно перейти на созидательный, творческий уровень. Вальдорфские педагоги советуют начинать с посильной (но не слишком легкой) физической работы. Это может быть вскапывание грядок на даче, прополка или полив цветов, мелкие ремонтные работы и т. д. Крестьянский труд помогает, что называется, встать обеими ногами на землю, ощутить свои корни, почувствовать вкус жизни. Такая работа вызывает физическую усталость, но при этом наполняет человека духовной энергией.

Ищите интересные для ребенка сферы творческой реализации. ^ Душевное состояние очень хорошо гармонизирует работа руками (полезен тактильный контакт с природными материалами: деревом, глиной, шерстью) – не зря в дореволюционные времена аристократы обучали своих детей изящному рукоделию.

^ Демонстрируйте пример. Если родитель сам, едва придя с работы, щелкает пультом от телевизора, вряд ли стоит ожидать, что ребенок внемлет нравоучениям и оторвется от монитора. Учитесь находить радость в мелочах: в чашке кофе, распустившихся фиалках, интересной книге – и ваш ребенок тоже приобретет умение радоваться жизни.

Мы, родители, должны отдавать себе отчет: это мы усаживаем ребенка перед телевизором, покупаем ему компьютерные игры – ведь у нас работа, стирка, уборка, и зачастую нам попросту некогда играть с чадом в другие (спортивные, настольные) игры.

Такая позиция родителей заглушает в ребенке инстинкт искателя, отводя ему более безопасную, на первый взгляд, роль зрителя.

^ Зависимость (любая: алкогольная, эмоциональная, компьютерная) говорит о том, что у человека нарушены контакты с его ближайшим окружением.

Задумайтесь: как вы общаетесь с ребенком, есть ли у вас доступ в его внутренний мир? Вместе с тем, важно помнить, что у каждого явления есть как негативная, так и позитивная сторона. Зачастую в виртуальный мир с головой погружаются очень чувствительные и творческие детки с тонкой душевной организацией. Задача родителей – помочь ребенку раскрыть свой потенциал.

Родителям необходимо помнить - чем больше у ребенка психологических барьеров
в повседневной реальной жизни, тем быстрее и глубже он погрузится в виртуальную реальность.

Исследователи считают, что потребность в игре как таковой, свойственна человеку на протяжении всей его жизни. В процессе игры удовлетворяется неосознаваемая познавательная потребность, вследствие чего ребенок получает удовольствие. Определенное место в ряду компьютерных игр занимают не ролевые логические и обучающие игры. Детское восприятие устроено таким образом, что для запоминания и усвоения информации нужны ассоциации, игра.

Если использовать компьютерные игры в разумных пределах и не в ущерб другим сторонам жизни ребенка, то они могут принести положительный результат: усилят концентрацию внимания, улучшат мыслительные операции, процессы принятия решения, будут способствовать формированию художественного воображения, помогут развить быстроту реакции.