velikol.ru
1


Муниципальный конкурс учебно – исследовательских и проектных работ учащихся

«НАУКИ ЮНОШЕЙ ПИТАЮТ»


Социально - психологическая секция


Тема: «Что в имени тебе твоём?»





Автор:

Азнабаева Диана Вахитовна,

ученица 8 «А» класса

МОАУ «Подольская СОШ»


Руководитель:

Вовнякова Татьяна Владимировна,

педагог - психолог

МОАУ «Подольская СОШ»



с.Плешаново

2012 г.

Оглавление


Оглавление 2

Введение 3

Глава 1. Тайна выбора имени. 5

^ Глава 2. Антропонимика – наука о личных именах. 7

Глава 3. Имя и характер. 8

Заключение 12

Список литературы 13


Имена, имена, имена –

В нашей речи звучат неслучайно:

Как загадочна эта страна –

Так и имя загадка и тайна.

В этой жизни, а может и в той,

Под земною звездою небесной

Охраняет любого святой

Не для каждого, впрочем, известный.

(А. Бобров «Имена»)

Введение



Имя человека окутано завесой тайн. Максим, Елена, Анна, Валерия, Евгений, Виктория, Алёна… Что это? Всего лишь названия, позволяющие нам не затеряться в толпе или нечто большее – своя тропочка, извилистая, не совсем отчётливая. Дают нам имя однажды, без нашего ведома, а носить его должны всю жизнь, как бы следуя заложенному в нём некоему коду судьбы.

Что скрывается за именем, которое получаем при рождении, как хрупкий и дорогой подарок, и можно ли, зная имя, высветить из тьмы хотя бы намётки жизненного пути человека? На этот счёт не существует единого мнения – есть только предположения и версии.

Всякое имя собственное – слово, но слово, получившее особые свойства, новую окраску. Эти свойства заставляют даже нас, современных людей, невольно ощущать в нём как бы тесную связь с самим человеком. Нередко нам кажется, что имя способно даже вроде изменять свойства своего хозяина или, в некоторой степени, определять их.

Имя неотделимо от человека. Имя – спутник, незримо сопровождающий каждого на долгой дороге жизни. Возникновение имён – важнейший шаг в истории, так как имя – это право каждого человека быть Личностью.

Личные имена люди имели во все времена. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, благодаря имени становятся известными все его хорошие и плохие поступки.

Выбор имени – серьёзная задача, ведь его дают до конца жизни, оно имеет значение не только для самого человека, но и для людей, сотрудничающих с ним.

^ Цель моей работы: прикоснуться к тайне имён учащихся класса, выявить наличие или

отсутствие взаимосвязи имени и характера.


Объект исследования: имена и характеры учеников класса.


^ Предмет исследования: тайна имени и взаимосвязь его с характером человека.


Актуальность: во все времена и у всех народов имя играло важную роль в общении людей. Сила имени велика, и это известно со времён, когда первые люди научились говорить. Они не сомневались в том, что вся последующая участь человека и целой общины предначертана и заключена в его имени. Дать имя означало дать судьбу, изменить которую невозможно. Древние мудрецы были уверены, что с именем человека, его характером и судьбой существует определённая связь. Имя – своего рода код. Тот, кто обладает этим кодом, обладает властью и над самим человеком.


Новизна: знакомство с наукой антропонимикой, исследование влияния имени на

характер человека (на примере имён учеников класса)


Задачи исследования:

1. Изучить литературу по теме.

2. Провести анкетирование учащихся и анализировать результат.

3. Проследить, имеется или нет соответствие между именем ученика и его характером.

Практическая значимость: пробудить интерес учащихся класса к своему имени, показать, что каждое имя обладает энергетической силой, способствовать пробуждению у учеников гордости за своё имя, познакомив их с результатами исследований.

^ Этапы исследования:

- сбор материала о роли и влиянии имени на характер человека;

- анкетирование учащихся 8 «а» класса;

- обобщить результаты анкетирования в форме графиков;

- сделать вывод.


Методы исследования:

- поисковый;

- описательный;

- метод анализа и обобщения, составление графиков.
^

Глава 1. Тайна выбора имени.



«Что в имени тебе моём?» - риторический вопрос стихотворения А.С. Пушкина привлекает внимание читателей, заинтересовал он и меня. Мне захотелось узнать, что означают имена учеников нашего класса, кто и почему выбрал имя ребёнку, ведь выбор имени – серьёзная задача для всех, и дают его человеку до конца жизни. Вот некоторые имена моих одноклассников



    Влада

    Максим

    Евгения

    Татьяна

    Регина

    Надежда

    Юрий

    Елена

    Игорь


Почему такие разные и необычные имена? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, провели анкетирование учащихся. Были предложены разные вопросы:

1.Кто тебя так назвал?

(Делаем вывод, что в выборе имени значительную роль играет вся семья.)

2.Кто принял окончательное решение в выборе имени?

(Оказалось, что окончательное решение в выборе имени чаще всего принимают мамы.

Многие родители стараются дать ребёнку имя, «как у всех», другие ищут имя «как ни у кого» желания выбора имени могут быть разные)

3. На вопрос: «Нравится ли тебе это имя»? ответили следующее:

(почти всем своё имя очень нравится, так что можно сказать, что родители сделали правильный выбор имени своих детей).

Но очень часто какого-то серьёзного обоснования выбора имени нет, а ведь как важно правильно назвать ребёнка, потому что имя и судьба человека взаимосвязаны. На этот счёт существуют различные теории: нумерология Пифагора, работа Б.Ю. Хигира «Имя человека, его характер и судьба», исследования В.А. Менделеева «От звука к имени» и Р. Кавендиша «Имена и числа», интересное учение Л. В. Успенского «Ты и твоё имя».

Вопросы, возникшие при изучении данных работ, привели к науке антропонимике.
^

Глава 2. Антропонимика – наука о личных именах.




Наука, изучающая личные имена людей, фамилии, отчества, псевдонимы, называется антропонимика.

Наука о личных именах – наука общественная (социальная) и, безусловно, наука - языковая (лингвистическая).

Вместе с науками о других собственных именах антропонимика составляет ономастику.

Оказывается, что каждое имя имеет свою историю создания (как объясняет наука антропонимика) и, проследив этот путь, можно многое узнать о характере человека, обладающего этим именем.
^

Глава 3. Имя и характер.



У каждого человека есть имя, фамилия, отчество, но многие ли задумывались о значении и происхождении своих имён? А ведь это увлекательное занятие: изучать то, что сопутствует человеку всю жизнь. Изученная литература по теме побудила меня к небольшому исследованию.

Мою одноклассницу зовут Влада. Я выяснила, что:

  • значение имени Владавладеющая славой. Имя славянского происхождения.

В её характере преобладает уверенность в себе, целеустремленность и живость характера Влада всегда стремится быть первой, если не во всем, то хотя бы в чем - то. Она обладает быстрым умом и живым воображением. Влада достаточно остроумна, а подвижность наделяет её большой любознательностью. У неё много шансов добиться успехов и сделать свою жизнь довольно нормальной.

И, действительно, можно сказать, что Влада честолюбива и эмоциональна, в случае надобности может проявить необходимую твердость. Добиваясь лидерства в чем-то, она направляет свой успех на помощь другим и друзья её за это благодарят. Назначение её имени «владеющая славой» сбывается;

    • значение имени Татьянаустроительница. Имя латинского происхождения.

С детства отличается эмоциональностью и одновременно умением постоять за себя. Она прагматична и принципиальна. Увлекается спортом, танцами. Хорошая помощница матери по хозяйству. Скрытна, терпелива, не любит жаловаться подружкам на жизнь. У неё не очень много подруг. Обладает хорошим вкусом, имеет врожденное чувство прекрасного. Выбирает себе профессии, связанные с общением с людьми: чаще педагогика, журналистика, суд, адвокатура и др.

О моей однокласснице Татьяне можно сказать, что она настоящая «устроительница», т.к. от нее часто исходят инициативы о классных мероприятиях, в достижении намеченной цели тверда, может легко увлечь весь класс за собой, ерпелива к любым проявлениям одноклассников. К дружбе относится очень серьезно и дружит долгое время с одной и той же подругой;

О том, что энергетика имени влияет на судьбу человека, говорит и то, что в нашей школе было и есть очень много Татьян из числа педагогов: Попова Татьяна Александровна, Вовнякова Татьяна Владимировна, Наумова Татьяна Александровна, Кирилова Татьяна Алексеевна, Данилова Татьяна Владимировна, Сунагатуллина Татьяна Александровна, Активно сотрудничает с педагогами, председатель родительского комитета Изаак Татьяна Романовна и др.

    • Значение имени Евгенияблагородная. Имя имеет древнегреческое происхождение. У Евгении спокойный, ровный и вдумчивый характер. Она легко поддается влиянию. Проявляет склонность к рукоделию и вышивке. Обладает хорошим воображением. В играх сдержанна. Любит помогать по хозяйству, ухаживать за больными.

А наша Женя действительно благородная. В классе она слывет любознательной девочкой, она добрый и хороший человек. Одноклассники ценят её за справедливый характер, готовность к оказанию помощи. Женя скрытна и самостоятельна, очень строго относится к дружбе с мальчиками;

  • значение имени Максимвеличайший. Имя латинского происхождения.

В детстве Максима приводят в пример другим детям – он хорошо учится, много читает и имеет разносторонние интересы. Максим рано взрослеет. Он очень общителен, дипломатичен и гибок. Это делает его непревзойденным посредником. Однако желание видеть в людях только хорошее оборачивается против него: бывает, что он страдает от недобросовестных людей. Хорошо, когда неподалеку от него есть кто-то, кто понимает и направляет его.

Довольно решительный и волевой человек, Максим часто достигает определенных высот в выбранном деле. Так, он может быть хорошим политиком, предпринимателем, дипломатом. Однако «пробивных» способностей Максиму явно недостает, успеху иногда препятствует и присущая Максиму некоторая неуверенность в себе.

А я о своем друге могу сказать, что Максим- это стремительный, добрый с чувством юмора человек. Любит, когда его хвалят. Не всегда трудолюбив в учёбе, хотя имеет для этого особые способности. Энергетика этого имени буквально пропитана честолюбивыми устремлениями, причём это воздействие отмечается по всем главным пунктам;

  • значение имени Регина - царица. Имя латинского происхождения.

Это настойчивая, целеустремленная, даже упрямая девочка. Она обладает развитой интуицией, веселым и добрым нравом, обаятельная, общительная. У неё всегда много друзей. Решительная, мужественная. К любой работе относится очень ответственно. По жизни идет легко и открыто, но в глубину своего внутреннего мира никого не впускает.

Достигает профессионального мастерства на инженерно-конструкторской работе, в медицине, научно-исследовательской деятельности, в области разработки новейших технологий, в журналистике.

Все вышеперечисленные черты характера соответствуют портрету моей сестры и одноклассницы Регины. Это тот редкий случай, когда энергетика имени совпадает с конкретным значением слова;

  • значение имени Елена - солнечная, светлая. Имя древнегреческого происхождения. В детстве Лена – ласкова и спокойная девочка. Она успевает хорошо учиться в школе и посещать разные ОДО. В подростковом периоде кажется немного застенчивой. Елена жизнерадостная, общительная и доверчивая натура. Бывает немного медлительна, любит откладывать дела, требующие немедленного решения. Не любит принимать важные решения, предпочитает плыть по течению. Вероятно, хороший характер и умение находить общий язык со всеми оберегают ее от многих бед и неприятностей. Елена выбирает творческие профессии или профессии связанные с общением: стюардесса, художница, библиотекарь, дизайнер, стилист и т.п.

И действительно, о Лене можно сказать, что это хорошая подруга. Она добрая, мягкая, терпеливая, открытая и справедливая. Энергична, самостоятельна, ответственна в любом деле. Никогда не отчаивается по пустякам;

    • значение имени Юрий земледелец. Имя имеет древнегреческое происхождение.

Юрий спокоен, благороден, сдержан, рассудителен. У него поразительное самообладание. Учится хорошо, прост и добр в общении со сверстниками. Веселый, общительный, но отнюдь не развязный и грубый. Сообразительный, смекалистый, разберется и найдет выход из запутанной ситуации, подскажет другому, что необходимо предпринять. Интересы его разносторонние. Он редко замыкается в пределах своей профессии. Как правило, высокообразован и культурен. Часто становится хорошим специалистом в самых различных областях, как технических, так и гуманитарных. Юрий - философ и воин в одном лице, очень упорный, смелый, способный достичь в жизни многого. Может успешно работать инженером, штукатуром, электриком, тренером. Он вообще актер по натуре, жизнь для него – сцена, люди – зрительный зал.

Поэтому среди артистов так много людей с именем Юрий: Гальцев, Левитан, Куклачев, Шатунов, Антонов, Аскаров, Яковлев, Сенкевич, Никулин и многие многие другие. Это также является свидетельством влияния энергетики имени на судьбу человека.

Мой одноклассник Юрий практически полностью соответствует характеристике , здесь также - энергетика имени совпадает с конкретным значением слова;

  • значение имени Игорь – осмотрительный, бережный. Имя имеет древнескандинавское происхождение. Игорь – человек гордый, желает достичь всего своим собственным трудом. Он терпелив и трудолюбив, но упрям и не очень легко сходится с людьми. Целеустремлен, порывист, однако его трудно увлечь чем-либо, если он этого не хочет. Обладает хорошими интеллектуальными способностями. Может стать инженером и токарем, юристом и водителем, учителем и тренером, может получить известность как философ или ученый. Способен проявить себя и в общественной деятельности. Часто выбирает карьеру дипломата, военачальника, актера.

Мой одноклассник Игорь серьёзный, самостоятельный, жизнерадостный человек. Он разносторонне развит, активен, деятелен. Обладает высокими нравственными качествами: уважителен, трудолюбив, порядочен. Поэтому значение его имени очень ему подходит;

  • значение имени - Надежда - надежа. Имя древнегреческого происхождения. Надежда эмоциональна, несколько упряма, придерживается компании девочек. Она достаточно выдержанна, тверда, целеустремленна и не очень – то ласкова. Терпелива, серьёзна и вместе с тем энергична и оптимистична. Труд стихия Надежды, она очень честная, но иногда любит сплетни и ссоры. Надя музыкально одарена.

О нашей Наде можно сказать, что она действительно добрый и отзывчивый человек, очень терпелива, серьезно устремлена как в учебе, так и дружбе. Она всегда позитивно настроена и ждет от жизни только хорошего.

А изучая историю своего имени, я выяснила, что значение имени Дианабожественная. Имя имеет латинское происхождение. Диана спокойная, добрая, послушная, покладистая и чуткая к чужому горю девочка. Имя Диана звучит твердо, и в характере Дианы присутствует прагматичность, твердость и даже упрямство. Благодаря этим качествам ей удается добиться жизненного успеха (о чём свидетельствует жизнь и карьера принцессы Дианы). Вместе с тем Диана отзывчива и всегда готова бескорыстно помочь попавшему в беду человеку. Однако обмануть Диану нелегко – она наделена прекрасной интуицией. Придерживается строгих норм морали.

О себе я могу сказать, что я добрый, хороший, жизнерадостный, отзывчивый, открытый и справедливый человек. Ранима. В случае постижения неудачи, могу упасть духом, но целеустремленна, знаю чего хочу. Я всегда готова прийти на помощь друзьям.

Таким образом, сопоставляя значения имен, данное в научной литературе, с тем, как объясняют свое поведение, черты характера, предпочтения мои одноклассники, делаем вывод, что имя и характер всех ребят совпадают. Значит права наука антропонимика, утверждающая, что имя, данное ребенку, во многом определяет его характер, а значит и судьбу. Оно несет в себе сильнейший эмоциональный заряд и огромный объем информации, играя подчас пророческую роль в его жизни.

Заключение


Итак, какой же вывод вытекает из всего вышесказанного.

Во - первых, имя, действительно так или иначе играет роль в жизни и судьбе его носителя, а именно, влияет так на человека, какой изначально заложен в нём тайный смысл.

Во – вторых пришло время нам менять наш «именослов», или, во всяком случае расширить его.

В – третьих, нельзя давать имя ребенку небрежно, необдуманно или добровольцами – любителями, занимающимися именами. В этом должны помогать родителям по- настоящему осведомленные в истории именословия, в его законах люди.

В – четвёртых, пропагандировать исследования собственных имен не только специалистами, но и любителями, и учащимися.

В – пятых, на уроках гуманитарного цикла обращать постоянное внимание на имена собственные и выявлять их роль в жизни и судьбе героя.

Путешествуя от человека к человеку, из поколения в поколение имена обогащаются, приобретают новые значения и новые звучания. Выбранное имя становится покровителем человека и оберегает его на жизненном пути.


И в заключение, мне хотелось бы сделать несколько советов:

1. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок добился больших успехов в карьерном росте, дайте ему имя Виктория или Виктор.

2. Желаете, чтобы ваш малыш больше был похож характером на папу, был творческой личностью, назовите Аленой или Еленой, педагогом, просто подвижным неугомонным человечком – Валерией.

3. Если мечтаете увидеть своего сына инженером, программистом, математиком, смело называйте Евгением.

4. Хотите увидеть дочку воспитательницей или стюардессой, врачом или журналисткой, артисткой или писательницей, называйте Анастасией.

5. Хотите, чтобы ваш сын стал хорошим политиком, предпринимателем, дипломатом, дайте ему имя Максим.

6. Назовете Анной, получите добрую, нежную няню для своих младших детей.
^

Список литературы


  1. Никонов В.И. «Ищем имя», «Сов. Россия» М.- 1988г.

  2. Суслова А.В., Суперанская А.В. «О русских именах», Л.- 1991г.

  3. Успенский Л.В. «Ты и твоё имя», Рассказы об именах. Л. – 1962г.

  4. Флоренский П.А. Имена. Азбука- классика, С.- П. – 2008г.

  5. Хигир Б.Ю.«Полная энциклопедия имен. Мужские имена»АСТ. Астрель, М. – 2003

  6. Хигир Б.Ю. «Полная энциклопедия имен. Женские имена»АСТ. Астрель. М.-2004г.

7.Интернет ресурсы:

http://bibliofond.ru/search/default.aspx?keywords=%u0438%u043c%u044f

http://name-meaning.ru/imena/vliyanie-imeni-na-harakter-cheloveka.html

http://www.balakovosch27.edusite.ru/p140aa1.html

http://www.liveinternet.ru/users/angelovskaya/post186064444/