velikol.ru
1

Управление образования Администрации Юргинского района

Кемеровской области

МБДОУ «Детский сад Юрга-2 «Солнышко»


«День рождения Весны»


Конспект интегрированного занятия

в подготовительной группе


Е.М.Абдулина, музыкальный руководитель


2011 г.

Программное содержание

Образовательные задачи:

  1. Создание условий для комплексной интеграции знаний детей, приобщения и обогащения чувственно-эмоционального опыта, для творческой работы с различными образами.

  2. Средствами музыки, поэзии, живописи активизировать действия детей в различных видах музыкальной деятельности, объединяя зрительные, слуховые, тактильные, двигательные ощущения для создания целостной картины весеннего пробуждения природы.

Развивающие задачи:

  1. Развивать наглядно-образное мышление детей. Дать понятие «символы» в изобразительной (линия) и музыкальной (ноты) деятельности.

  2. Развивать творческое мышление детей, умение решать поисковую ситуацию в выборе выразительных средств, для передачи образа. Побуждать детей к сравнению, сопоставлению, поиску аналогий в средствах музыки, живописи, поэзии, в передаче образов весенних явлений природы (лад, динамика, темп, тембр, мелодия в музыке, а также колорит в живописи).

  3. Развивать творческое воображение детей в процессе музицирования (деятельности, объединяющей пение, ритмизированную речь, игру на музыкальных инструментах, движения и театрализацию). Развитие способности к построению ассоциативных аналогий между своими ощущениями и художественными, пластическими образами.

  4. Закреплять умение с помощью методов и приемов типового фантазирования эмпатии, аналогии, «Волшебника перемещения» - создавать фантастические образы творческого воображения.

  5. Обогащать словарь детей красочными метафорами и эпитетами.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать культуру общения, уважение к речи и мнению собеседника, культуру слушания.

  2. Внимательное бережное отношение к родной природе.

  3. Формировать эстетический вкус детей.

Предварительная работа:

  1. Дети имеют опыт музицирования (творческого, учебного, концертного), опыт певческих и двигательных импровизаций, опыт восприятия различных музыкальных произведений.

  2. Чтение и заучивание литературных произведений о весне.

3. Работа над выражением настроения в рисовании на
занятиях и в повседневной жизни.


^ Ход занятия.

Дети входят под музыку «Весна» Вивальди.

Музыкальный руководитель: Какая замечательная музыка встречает вас ребята в зале. Она о каком времени года? (Дети: О весне). Музыкальный руководитель: Музыка Вивальди создает нам весеннее настроение. А у вас у всех настроение весеннее, какого оно цвета, на что оно похоже? (Дети: на облачко, на цветок). Музыкальный руководитель: Давайте этим настроением поделимся с нашими гостями (музыкальный руководитель пропевает в трех восходящих тональностях звукоряд: «Здравствуйте ребята!» Дети отвечают нисходящим трезвучием).

Ребята, нам сегодня сюрприз: посмотрите, какой подарок мы сегодня получили (показывает коробку). Интересно, от кого он? (Дети: от волшебника). Вынимается и рассматривается букетик подснежников, читается открытка: «Приглашаю вас ребята сегодня в гости на свой День рождения». Подписи нет, неизвестно, от кого же сюрприз? Ой, кассета еще в коробке, давайте посмотрим ее, может, догадаемся от кого приглашение. Садитесь к нашему волшебному телевизору. (Показ видео с зарисовками весны в сопровождении муз. Чайковского «Подснежник» - видеокассета «Времена года»).

^ Музыкальный руководитель: Что вы видели, а что слышали? (Примерные ответы детей: Видели первоцветы, подснежники, слышали музыку П.И.Чайковского). Какая это была музыка по характеру? (ответы детей – нежная, ласковая, осторожная). Хотите послушать стихотворение о подснежнике?

(Ребенок читает стихотворение В.Берестова)

В лесу, где березки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва, понемножку зеленую выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу погода тепла и ясна!

Скажите, ведь правда, что это весна?».

^ Музыкальный руководитель: Конечно, это весна, а здесь, на картинах (показывает «Март» Левитана и «Грачи прилетели» Саврасова) тоже уже пришла волшебница Весна. Где картина Левитана, а где Саврасова? (Дети показывают и называют картины). С разным настроением эти картины?

(Дети: да, разным). А на какой из них настроение похоже на настроение в музыке Чайковского? (Дети: на солнечной картине Саврасова). Весна цветов еще будет в мае - это торжество, праздник Весны, как в музыке «Весна» Вивальди. Ну, догадались, от какой волшебницы подарок и приглашение на День рождения? (Дети: волшебницы Весны!) Отправляемся к ней? (Дети: да). Для этого отправимся в волшебную страну “Выдумляндию”. В ней живут разные волшебники, споем о них и потанцуем.

^ Исполняется песня «Где водятся Волшебники?» музыка Минкова, слова Ю. Энтина (подгруппа поет, остальные двигаются).

Музыкальный руководитель:

Выдумляндия - волшебная страна!

Мир чудес откроет нам она.

Глазки крепко закрываем

И Весну все представляем!

Закрыв глаза, дети фантазируют. Может это жар-птица, согревающая все живое? А может, волшебный петушок, который будит природу? или человек молодой или старый? (останавливаемся на том, что лучше, если это была молодая красивая девушка в голубом и зеленом наряде). Где она живет? (Дети: Везде, но праздник проводит в лесу).

^ Музыкальный руководитель: Какие волшебники живут в Выдумляндии? (Дети: Волшебники - «Времени», «Перемещения в пространстве», «Дроби-объединяй», «Увеличения - уменьшения» и т. д.)

^ Музыкальный руководитель: Какой Волшебник нам поможет оказаться в лесу? (Дети: Волшебник «Перемещения в пространстве»).

Хором дети:

Раз, два, три - повернись

И лесу все очутись!

(Звучит фонограмма весеннего леса. Аудиокассета «Шумы природы»).

Музыкальный руководитель: Вот мы и в лесу!

Весна! Весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Еще древа обнажены,

Но в роще ветхий лист

Как прежде, под моей ногой

И шумен и душист.

^ Е. Баратынский

Музыкальный руководитель: Да, шумен и душист прошлогодний лист. Как он шуршит под ногами? (шуршат). Как прекрасны ароматы весеннего леса! Закройте глазки и представьте эти запахи? (Дети: Пахнет талой землей, прошлогодней листвой, первыми травинками, клейкими листочками, цветами и весенней свежестью).

^ Музыкальный руководитель: А теперь прислушаемся к прекрасной музыке весеннего леса и сочиним сказку сами. (Звучит вальс Штрауса «Весенние голоса»).

Выглянуло раннее весеннее солнышко в лесу. Оно улыбнулось деревьям, птичкам, ребятам. Они его радостно приветствовали (дети негромко на разные голоса «а-а-а»), подняв руки вверх. Прилетел легкий ветерок (дети дуют, деревья качаются, о чем-то перешептываясь). Ветер улетел и проснулся старый пень (дети: хр-хр-хр), вылезли из-под пня букашки и полетели комарики (дети: з-з-з-з, высокий звук), пчелки (дети: ж-ж-ж-ж, средний звук), шмели (дети: ж-ж-ж-ж, низкий звук).

А теперь сказку Весны продолжаем вместе со стихотворением С.Маршака «Апрель», какие инструменты нам потребуются, чтобы его озвучить? (Дети: колокольчик, рубель, трещотка). Исполняется импровизация на шумовых инструментах.

^ Музыкальный руководитель: А теперь послушаем, как разговаривают птицы и животные в нашем волшебном лесу:

Дети импровизируют:

1. соловей и кукушка (свистулька);

  1. дятел и сорока (трещотка и рубель);

  2. волк и лиса (барабан и цитра).

Дети инсценируют стихотворение С. Михалкова «Волк и лиса»:

Лиса: Как дела, зубастый?

^ Волк: Ничего идут дела,

Голова еще цела.

Лиса: Где ты был?

Волк: На рынке.

Лиса: Что купил?

Волк: Свининки.

Лиса: Сколько взяли?

Волк: Шерсти клок,

Ободрали правый бок,

Хвост отгрызли в драке.

Лиса: Кто отгрыз?

Волк: Собаки.

^ Лиса: Жив ли милый куманек?

Волк: Еле ноги уволок.

Музыкальный руководитель: Что за шум в Волшебном лесу?

Появляется Баба Яга под музыку «Картинки с выставки» Мусоргского.

Баба Яга:

Я зловредная Яга, костяная нога!

Реактивная метла

Меня быстро донесла.

Я вас всех перепугаю,

Ух, какая же я злая! (автор Л. Антонова)

А что вы тут делаете? (Дети: ищем дорогу к Весне).

^ Музыкальный руководитель: Не пугай наших детей, Баба Яга, мы в волшебном лесу ищем Весну, она нас к себе пригласила на День рождения.

Баба Яга: Весну ищите? Не найдете! Я её далеко спрятала. Не видать вам её. Она меня согревать да веселить будет, а то «День рождения!» (дразнит детей). Мне лучше день рождения устраивайте, никто меня никогда не поздравлял, не величает (плачет).

^ Музыкальный руководитель: А за что же тебя величать? Ты ворвалась к нам как вихрь, всех пугаешь, заколдовываешь.

Баба Яга (гордо): Колдую помаленечку. Вот и сейчас могу. Не боитесь? Ну выходите, все мне сейчас подчиняться будете.

^ Исполняется игра «Четыре импровизации» муз. Т.Э. Тютюнниковой. (Баба Яга колдует - смена движений).

Баба Яга: А вот вы еще того не знаете, что у меня в избушке даже батоны, крендельки, сушки заколдованные пляшут, когда прикажу.

^ Музыкальный руководитель: Знаем, и сейчас споем тебе об этом «чепуховую считалку».

Исполняют «Чепуховую считалку» русск. нар. потешка.

Музыкальный руководитель: Дети тебя не боятся, Баба Яга, и могут тебя саму изобразить.

^ Исполняется танцевальная импровизация к «Песне Баба Яги» муз. Г. Гладкова, сл. Энтина.

Баба Яга: Так, так, хорошо же вы дразните меня старушку. Да ладно уж я не вредная, это я только подшутить над вами хотела. Больно уж у вас веселый народ в вашем садике живет.

Да только есть у меня для вас одно испытание - трудное задание. Выполните - расколдую вашу Весну. Она вот вам какое-то загадочное письмо написала. Толи шифровка какая-то, толи тайная запись - не пойму. Я тут ни БЭ, ни МЭ, ничего не понимЭ! Только если её прочтет, я вам Весну отпущу.

^ Музыкальный руководитель: Обязательно сейчас что-нибудь придумаем. Да, ребята? Что же это за фигурки, линии, круги? Кто писал? (Дети: Весна). Значит в весенней природе есть такие линии, и в музыке о Весне тоже. (Дети разгадывают линии-символы музыкальной Весны, пропевают голосом и изображают пластическими движениями).

Баба Яга: Ну, молодцы, надо мне лететь на своей реактивной метле и рассказать все Лешему с Кощеем. Вот удивятся! Так уж и быть встречайте свою Весну-Красну, празднуйте её День рождения (улетает на метле).

Музыкальный руководитель: Давайте мы и вправду готовиться к встрече именинницы, закликать её, как в старину кликали:

^ ВСЕ ХОРОМ: Приди, Весна!

Приди, красна,

Давай солнышка - колоколнышка! ( рус. нар. закличка)

Музыкальный руководитель: Прислушайтесь, я уже слышу приближение Весны. Едет, едет матушка - Весна!

Исполняется рус. нар. закличка : «Едет матушка Весна» с музыкальными инструментами.

Едет матушка Весна по ровненькой дорожке.

Цоки-цоки-цоки-цок, по ровненькой дорожке.

Едет матушка Весна по камушкам, по кочкам.

Цоки-цоки-цоки-цок, по камушкам, по кочкам.

Едет матушка Весна по горочкам высоким.

Цоки-цоки-цоки-цок, по горочкам высоким.

Едет матушка Весна по полям широким.

Цоки-цоки-цоки-цок, по полям широким.

^ Под вальс Штрауса «Весенние голоса» появляется Весна, вальсирует. Дети садятся под голубую ткань.

Весна: Здравствуйте, дети!

Здравствуйте, гости дорогие!

Землю солнышко согрело,

Ручейки в лесу поют

И подснежники цветут!

Пробудилось все от сна.

Это к нам пришла Весна!

Я Вам дарю свое тепло

Чтоб все вокруг цвело!

Чтоб листочки распускались,

Птички песней заливались! (^ С. Захарова)

Музыкальный руководитель: Как мы рады тебе, волшебница Весна. Наконец-то мы встретились.

Весна: Да, много чудес у Весны. Но самое главное чудо - это мои друзья, мои помощники, маленькие волшебники, которые оживят сейчас этот бугорок.

^ Исполняется закличка - веснянка «Едет матушка Весна» (продолжение).

Пробудитесь, кочки! И проснулись кочки!

Пробудитесь, почки! И проснулись почки!

Пробудитесь, шишки! И проснулись шишки!

Пробудитесь, мишки! И проснулись мишки!

Пробудитесь, пчелки! И проснулись пчелки!

Пробудитесь, ёлки! И проснулись елки!

^ ПРОБУДИТЕСЬ ПОЛЯ! ПРОБУДИСЬ ВСЯ ЗЕМЛЯ!

Ребенок: Яркое, лучистое солнышко весеннее.

Ведь Весна справляет нынче День рождения! (Л. Антонова)

^ Музыкальный руководитель: А какой же праздник без оркестра, без музыки!

Ребенок: Вот мы взяли инструменты:

Погремушки, бубенцы.

Звуки нашего оркестра

Полетят во все концы (Л. Агафонников)

Исполняется «Детская симфония» Гайдна 3 части - оркестр, 4часть -танцуется под фонограмму.

^ Музыкальный руководитель: Давайте, ребята, подарим Весне нашу весеннюю песенку.

Исполняется песня «Кто придумал песенку» муз. Львова-Компанейца, сл. Л.Дымовой.

Весна: Теперь будем танцевать, играть,

В ручьях кораблики пускать! Исполняется парный танец «Ручеёк» муз.народ.англ. (сопровождается музицированием).

Весна: У меня есть волшебный хрустальный колокольчик. В колокольчик позвоню, еще к нам гостя позову. Встречайте! Залетает Божья Коровка:

Я - Божья Коровка, черная головка.

В крапинках черных красный жилет.

Я - Божья Коровка, черная головка.

Лучше жука в целом мире нет! (Л. Антонова)

К Весне: Поздравляю с Днем рожденья! Ты достойна восхищенья!

^ Музыкальный руководитель: Принимай Весна-красна поздравления!

С красивой гостьей нашей

В хороводе спляшем!

Хоровод не простой, а споем его каноном.

^ Исполняется канон «Божья коровка» сл. и муз. народные

Музыкальный руководитель: А теперь. Весна мы хотим, чтобы ты рассмеялась вместе с нами, так как у нас есть шуточный посудный оркестр. Ребята его сейчас тебе покажут. Исполняется полька «Трик-трак» Штраус.

Дети: Что за волшебница Весна!

Откуда в ней так много силы?

Едва очнувшись ото сна,

Она природу пробудила.

И воздух чист, и даль ясна!

Поет природа, оживая.

Да, ты волшебница - Весна!

Теперь я это точно знаю! (сл. С. Захаровой).

^ Музыкальный руководитель: Давайте покажем в танце весеннее пробуждение природы. Это будет нашим красивым подарком для Весны - именинницы.

Исполняется танцевальная композиция «Утро года» («Венецианское рондо» - итальянская нар. мелодия, сб. Э.Тютюнниковой).

Весна: Спасибо вам, ребята, за такие веселые и красивые подарки. На прощание я дарю вам эти цветочки. Пусть они принесут вам много счастья, здоровья, доброты. Раздает с бабочкой подарки детям.

Весна: Вы, друзья, скорей растите,

Не скучайте, не грустите.

Пойте, весело играйте

И Весну не забывайте! (Л. Антонова)

(Весна уходит под муз. Грига «Утро»).

^ Музыкальный руководитель: Ну, а нам пора опять возвращаться в детский сад.

Закройте глазки, повернитесь,

С “Выдумляндией” проститесь!

На прогулке будем искать следы нашей красавицы Весны. Прощаются с гостями: «До-сви-да-ния, гос-ти!» (звукоряд вверх).

Уходят под музыку Вивальди «Весна».

Используемая литература:

1. Тютюнникова Т.Э. «Учусь творить. Шумовой оркестр в детском саду».- Методический материал с авторского семинара Т. Э. Тютюнниковой «Учусь творить».

2. Захарова С.И. « Праздники в детском саду» - М.: «Владос», 2005.

3. Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников - М.: «АРКТИ», 2008.