velikol.ru
1

Консультация для педагогов

Как научить ребенка рассказывать по картинке



Когда ребенок рассказывает по картинке, то он излагает свои мысли и переживания, а также, чувства. Просматривая картинки, ребенок учится размышлять, вникает в смысл нарисованного. Нужно учить ребенка рассказывать по картинке так, чтобы он мог фантазировать в своем рассказе только в пределах увиденного.

Научить ребенка этому можно тогда, когда он может узнавать персонажи, которые нарисованы. Он должен по рисунку уметь рассказывать, какие действия совершают персонажи. Ребенку должен быть понятен смысл увиденного. К примеру, если персонаж упал, то, значит, ему больно. Маленькие дети вначале составляют фразы из двух – трех слов, уже в более старшем возрасте они могут составлять целые предложения. При описании картинки ребенок должен вначале подробно рассмотреть ее, а взрослый должен помочь ребенку понять сюжет картинки.

Помогайте ребенку в обогащении его словарного запаса. Все слова ребенок должен произносить правильно, не следует заменять их на другие, а также, с неправильными окончаниями. Речь вашего ребенка должна быть эмоционально выразительной. Научите своего ребенка самостоятельно работать с картинками и книжками. Для начала, покажите ребенку картинки, в которых сюжет очень простой. Действия, а также, персонажи, должны быть ребенку знакомыми. К примеру, воспитательница, глядя на картинку, объясняет детям, что персонажи на картинке одеваются для того, чтобы идти гулять. Ребенок должен понять, что собираясь на улицу в холод, нужно тепло одеваться.

Ребенок, глядя на картинку, должен не только перечислить объекты, но и рассказать о том, какие действия описаны на картинке. Слишком маленький ребенок с небольшим словарным запасом не способен правильно и интересно описать картинку. Картинки с сюжетами подходят для детей постарше, когда у них уже хорошо развито мышление, а также, речь. Показав ребенку картинку с сюжетом, сделайте небольшую паузу, чтобы ребенок мог разобраться в картинке соответственно своему возрасту.

Когда дети опишут картинку отдельными словами, педагог должен предложить им свое описание картинки. Когда она ведет рассказ, за реакцией детей надо следить. Дети могут и не согласиться с отдельными фразами рассказа, предлагая свои. Вскоре, ребенок сможет уже самостоятельно описывать картинку, его стоит похвалить за содержательный рассказ. Учить детей составлять рассказ по картинке лучше в маленьких группах – до восьми человек.

^ Примерное составление рассказа по картине "Кошка с котятами".

Цель: Упражнять в отгадывании загадок. Формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя). Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план. Упражнять в подборе слов, близких по значению; подбирать слова, обозначающие действия предметов. Развивать чувство коллективизма, здоровое соперничество.

Материал: листы размером А-4, карандаши, мяч, два мольберта, два ватмана, фломастеры.

Ход: Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине о домашнем животном. О каком именно животном вы будете рассказывать, вы узнаете, когда каждый из вас отгадает свою загадку и быстро зарисует отгадку. Загадки я буду загадывать на ушко.

  • Острые коготки, мягкие подушки;

  • Шёрстка пушистая, длинные усы;

  • Мурлычет, лакает молоко;

  • Умывается языком, прячет нос, когда холодно;

  • Хорошо видит в темноте, песни поёт;

  • У неё хороший слух, ходит неслышно;

  • Умеет выгибать спинку, царапается.

Какая отгадка у вас получилась? Значит, сегодня мы будем составлять рассказ о кошке, вернее о кошке с котятами.

Посмотрите на кошку. Опишите её внешний вид. Какая она? (большая, пушистая). Посмотрите на котят. Что можно сказать о них? Какие они? (маленькие, тоже пушистые). Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное? (один котёнок рыжий, второй - чёрный, третий - пёстрый). Правильно, они отличаются окраской шерсти. А чем они ещё отличаются? Посмотрите, что делает каждый котёнок (один играет с клубком, второй спит, третий лакает молоко). Чем похожи все котята? (все маленькие). Котята очень разные. Давайте дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котёнок по характеру.

Котёнок : (называет кличку) играет. Как ещё можно сказать про него? (резвится, прыгает, катает клубок). Котёнок : (называет кличку) спит. Как ещё можно сказать? (дремлет, закрыл глаза, отдыхает). А котёнок по кличке : лакает молоко. Как по-другому можно сказать? (пьёт, лижет, наедается).

Я предлагаю вам встать в круг. Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете подбирать ответы на вопрос: "Что умеют делать кошки?"

Вернёмся к картине. Послушайте план, который поможет вам составить рассказ.

  • Кто изображён на картине? Где происходит действие?

  • Кто бы мог оставить корзину с клубками? И что здесь случилось?

  • Что может произойти, когда вернётся хозяйка?

Постарайтесь в рассказе использовать слова и выражения, которые вы использовали при рассматривании картины.

Дети по очереди составляют 4-6 рассказов. Другие выбирают, чей рассказ получился лучше, и аргументируют свой выбор.

В завершении занятия детей можно разделить на две команды. Для каждой команды приготовлен свой мольберт. Каждой команде нужно будет за определённое время нарисовать как можно больше котят или кошек. На сигнал участники команд по очереди бегут к мольбертам.

Подведение итога деятельности.